Введение
Малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль в экономическом развитии страны, выступая в качестве двигателей инноваций, создавая новые рабочие места и способствуя общему экономическому росту. Однако предприниматели сталкиваются с различными барьерами в условиях быстро меняющейся экономики и глобальных вызовов. Они могут повысить конкурентоспособность своего производства с помощью автоматизации и снижения издержек, а государство решить проблему нехватки кадров и в целом снизить безработицу. Государственная поддержка МСП направлена на поддержание успешных взаимоотношений государства и предпринимательства, которые дают каждой стороне свои плюсы.
Целью исследования является анализ существующих систем государственной поддержки малых и средних предприятий в области автоматизации, а также оценка их эффективности и влияния на развитие предпринимателей.
Для достижения цели были определены задачи: анализ существующей системы государственного финансирования, изучения потребности предпринимателей в финансировании и выявление барьеров для предпринимателей.
Материалы и методы исследования
Методология данного исследования основана на анализе и обобщении опыта российской практики в области государственной поддержки промышленной автоматизации. Исследование включает в себя несколько теоретических методов, включая системный анализ, который позволяет нам изучить рассматриваемые ситуации и определить их взаимосвязь. Метод синтеза и обобщения помогает выявить общие препятствия и разработать рекомендации по их преодолению, а экономический анализ позволяет сравнить количественные показатели в разрезе малых и средних предприятий.
В исследовании были использованы диагностический анализ, экспертно-аналитические методы, а также эмпирические методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036» одной из ключевых целей является «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» [1]. Это подразумевает создание благоприятной среды для трудовой деятельности, поддержку бизнес-инициатив и развитие предпринимательских навыков, что будет повышать и качество жизни граждан и способствовать экономическому росту.
Для оценки эффективности государственной политики в области поддержки бизнеса и создания рабочих мест, необходимо оценить удельный показатель – «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» за период с 2020 по 2024 г.
Рис. 1. Динамика сектора МСП, чел. Источник: составлено автором по результатам исследования [2]
Этот показатель, представленный на рис. 1, демонстрирует развитие сектора МСП и увеличившуюся конкуренцию в данном секторе. Данные взяты из статистики для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [2].
Далее для более глубокого понимания влияния МСП на экономику необходимо оценить изменение валовой добавленной стоимости от создания МСП [3] (рисунок 2) и изменение доли МСП в валовом внутреннем продукте РФ [4] (рисунок 3) на протяжении 2017-2022 гг. Динамика была составлена по данным из Росстата.
В целом динамика показывает заметный рост, несмотря на временные спады, связанные с экономическими вызовами. Так же в долгосрочной перспективе ожидается еще большое увеличение, так как сегодня Правительство нацелено на стимулирование экспортной деятельности МСП, в следствие чего объем ВДС от МСП будет увеличен.
Динамика доли МСП в ВВП РФ показывает небольшие колебания на протяжении исследуемых лет, однако общая тенденция – положительна. В 2018 году наблюдался резкий спад из-за повышения НДС с 18% до 20%. В последствии для выравнивания динамики началась усиленная разработка льготного кредитования и субсидий для МСП, о чем говорит увеличение доли за 2019 и 2020 г. [5].
Рис. 2. Валовая добавленная стоимость, созданная субъектами малого и среднего предпринимательства Российской Федерации, в текущих ценах, млрд руб. Источник: составлено автором по данным Росстата [4]
Рис. 3. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, в текущих ценах, % Источник: составлено автором по данным Росстата [5]
Перечень мер поддержки государства
Название и описание гранта/субсидии/льготы |
Размер бизнеса |
Параметры поддержки |
Что нужно для получения |
«РАЗВИТИЕ» – Программа помогает компаниям с опытом разработки и/или продаж наукоемкой продукции, либо планирующие ее освоить. Результат программы – создание и/или увеличение объемов производства инновационной продукции. |
Малый |
Срок гранта 12-24 месяца; Размер гранта 15-30 млн руб.; Софинансирование не менее 15% от суммы гранта; Направление расходов – НИОКР. |
Опыт НИОКР, 2 года деятельности, выручка 15 млн рублей, до 100 сотрудников. |
Программа «1764» – льготное кредитование от Минэкономразвития России. |
ИП, микро, малый и средний бизнес |
Цели: • Инвестиционные – от 500 тысяч до 2 млрд рублей (по ставке, рассчитываемой как «ключевая ставка + 2,75% годовых», в течение 5 лет), срок погашения – до 10 лет. • На пополнение оборотных средств – от 500 тысяч до 500 млн рублей (по ставке, рассчитываемой как «ключевая ставка + 2,75% годовых», в течение 1 года), срок погашения – до 3 лет. • На развитие предпринимательской деятельности – до 10 млн рублей на срок до 3 лет по ставке, рассчитываемой как «ключевая ставка + 3,5% годовых», для микропредприятий и самозанятых. • На рефинансирование – в рамках программы предприниматель может рефинансировать старый кредит, в том числе заключенный по Программе 1764, по ставке, рассчитываемой как «ключевая ставка + 2,75% годовых». |
Отрасли по ЭКВЭД: розничная и оптовая торговля, здравоохранение, туризм, образование, обрабатывающая промышленность. |
Инвестиционный льготный кредит – это комбинация двух программ – «ПСК» и «1764». Условия данного кредита будут определяться в зависимости от размера компании. |
Микро, малый и средний бизнес |
Срок: до 10 лет кредитования Ставка кредитования: •9% годовых для микро- и малых предприятий и 7,5 % годовых для средних предприятий при значениях ключевой ставки более 10% годовых; значение, определяемое как ключевая ставка, действующая на дату подписания кредитного договора (соглашения), уменьшенная на 3,5% годовых для микро- и малых предприятий и уменьшенная на 5% годовых для средних предприятий (но не менее 2% годовых), при значениях ключевой ставки 10 % годовых. Цели: • Инвестиции; • Проектное финансирование. |
ОКВЭД по отраслям: •обрабатывающее производство; •переработка сельхозпродукции; •гостиничное дело; •логистика; •наука; •профессиональная деятельность; •IT-сфера. |
«Зонтичное» поручительство –корпорация берет на себя часть обязательств заемщика перед банком. |
Малый и средний бизнес |
Срок получения составляет до 15 лет Комиссия: 0,75% годовых за гарантию, а по приоритетным направлениям – до 0,4%. Цели: • Инвестиции; • Пополнение оборотных средств; • Развитие бизнеса; • Рефинансирование. Сумма поручительства не должна превышать 1 млрд руб. |
Поручительство покрывает до 50% от суммы кредита и может быть оформлено одновременно с ним. |
Поручительство Региональной гарантийной организации – дополнение к «зонтичному поручительству». |
Малый и средний бизнес |
Поручительство, покрывающее до 70% (75% для приоритетных направлений и до 90% для молодых предпринимателей). Для стартапов, а также для кредитов на интеллектуальную собственность покрытие достигает 100%. |
Определенные цели, срок кредита и ограниченная сумма кредита. |
Грант молодым предпринимателям – финансовая поддержка, направленная на реализацию социально-значимых проектов. |
Малый, ИП и юр. лица |
Размер выплаты 100 тыс. руб. – 1 млн руб.; Цели: создание и развитие своего дела. |
Для лиц от 14 до 25 лет, 25% софинансирование; Отсутствие долгов; Прохождение обучения (не менее 16 часов) на платформе «Мой бизнес» |
Экспресс-займы для малого и среднего бизнеса – быстрое получение финансирования онлайн. |
Малый и средний бизнес |
Срок до 60 месяцев; Размер до 50 млн рублей; Ставка от 14%; Цели: развитие предпринимательской деятельности, пополнение оборотных средств и инвестиции. |
Приоритет по выдаче займов – самозанятые и молодые предприниматели, чей бизнес не старше 2 лет. |
Льготные кредиты под 3% для инновационных компаний – государство компенсирует разницу между рыночной и льготной ставками для кредитора, если он производит высокотехнологичную продукцию. |
Малый и средний бизнес |
Срок до 3 лет; Размер до 500 млн руб.; Ставка максимум 3%. |
Высокотехнологичная и инновационная продукция; Объем выручки за последний календарный год не менее 100 млн руб.; Обладание патентом. |
Финансирование разработок конструкторской документации для импортозамещения. |
Малый и средний бизнес |
Срок не более 2 лет Максимальный размер гранта в отношении каждой позиции не более 100 млн руб. |
Разработка конструкторской документации, госфинансирование. |
Субсидирование найма – разделение обязательств заемщика государством при найме определенных категорий работников. |
Крупный, малый и средний бизнес |
Компенсация за найм определенных категорий сотрудников из Постановления Правительства РФ от 11.12.2023 N 2109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362» в размере трех МРОТ, за исключением инвалидов – шесть МРОТ. |
Прием на работу молодежи, инвалидов. |
Субсидирование процентов по кредиту – разделение обязательств заемщика государством. |
Юр. лица, за исключением некоммерческих организаций, и ИП. |
Субсидирование ключевой ставки (100%). Размер субсидии не должен превышать 5 млн руб. в течение текущего финансового года. |
Разделение групп по приоритетам: Проект «О Дальневосточном гектаре»»; безработные, военные в запасе, инвалиды и т.д. |
Субсидии за производство товаров из переработанных отходов – программа предназначена для компаний, которые занимаются переработкой продуктов. |
Любой размер бизнеса |
Размер государственных выплат зависит от количества переработанного мусора. |
Выпуск продукции из утилизированного сырья. |
Субсидирование экспорта – помощь в адаптации к геополитическим и экономическим вызовам посредством выхода на зарубежные рынки сбыта. |
Малый и средний бизнес |
Размер компенсации за логистику до 500 тыс. руб. |
Продажа продукции за рубеж, 20% собственных средств. |
Субсидия на развитие экологических проектов – выплата направлена на помощь в ликвидации экологически опасных объектов по всей территории Российской Федерации. |
Малый и средний бизнес |
Размер субсидии, софинансирования и срок предоставления определяется индивидуально по каждому субъекту и проекту. |
Проект по охране окружающей среды (отобранный независимой комиссией), экологическая отчетность, план по снижению углеродного следа. |
Примечание: составлено автором по результатам исследования.
В ситуации макроэкономической нестабильности автоматизация производства может стать ключевым инструментом для повышения эффективности и конкурентоспособности. Это позволит оптимизировать внутренние процессы, сократить затраты и улучшить и качество обслуживания клиентов, и финансовые показатели, что повысит шансы на получение государственной поддержки и укрепит позиции компаний на рынке.
Наиболее востребованным является проект «Мой бизнес» – цифровая платформа [6]. На данной платформе предприниматель может получить доступ к личному кабинету или подать заявку на грант, только если его бизнес зарегистрирован. Прозрачная система позволяет участникам рынка уверенно взаимодействовать с надежными организациями, что снижает риски мошенничества и недобросовестной конкуренции [7].
В контексте автоматизации производства МСП цифровая платформа предлагает программы, представленные в таблице.
Меры государственной поддержки следует классифицировать:
«Виды мер государственной поддержки» – упрощает процесс систематизации информации и составления плана бюджетных расходов, так как каждая мера подразумевает определенную сумму поддержки и размер самофинансирования.
1. Грант – Программа «РАЗВИТИЕ», грант молодым предпринимателям, финансирование разработок конструкторской документации для импортозамещения;
2. Льготное кредитование – Программа «1764», инвестиционный льготный кредит, экспресс-займы для малого и среднего бизнеса, льготные кредиты под 3% для инновационных компаний;
3. Поручительство – «Зонтичное» поручительство, поручительство Региональной гарантийной организации;
4. Субсидирование – Субсидирование найма, субсидирование процентов по кредиту, субсидии за производство товаров из переработанных отходов, субсидия на развитие экологических проектов, субсидирование экспорта.
«По срокам предоставления» – знание о доступности государственного финансирования на различные периоды помогает предпринимателям эффективнее планировать бизнес-стратегии и лучше управлять финансовыми рисками.
1. До 3 лет – Программа «РАЗВИТИЕ», программа «1764», льготные кредиты под 3% для инновационных компаний, финансирование разработок конструкторской документации для импортозамещения;
2. Больше 3 лет – Программа «1764», инвестиционный льготный кредит, «зонтичное» поручительство, поручительство Региональной гарантийной организации, экспресс-займы для малого и среднего бизнеса;
3. Рассчитывается индивидуально/разовая выплата – Грант молодым предпринимателям, субсидирование найма, субсидирование процентов по кредиту, субсидии за производство товаров из переработанных отходов, субсидия на развитие экологических проектов, субсидирование экспорта.
Рис. 4. Определение наибольшего размера портфеля по сферам производства Источник: составлено автором на основе данных Центрального банка [8]
«Наиболее востребованные методы финансирования среди МСП».
1. Программа «1764» – государство реализует программу с 2019 по 2024 гг., размер кредитного портфеля представителей МСП достиг более 350 млрд руб. В рамках данной программы можно выявить главные отрасли, которые переходят на автоматизацию производства – различная промышленность, транспортировка и хранение, а также строительство. «Каждый 3-й рубль кредитного портфеля в малом и среднем бизнесе в производстве приходится на программу 1764» [8]. На рисунке 4 можно увидеть распределение кредитного портфеля на автоматизацию производства и пополнение оборотных средств по сферам производства.
2. Экспресс-займы для малого и среднего бизнеса – достаточно простой и быстрый способ получения финансирования (до 5 млн руб.) бизнеса с любой целью. С начала 2023 года выдано более 18 тыс. микрозаймов на сумму 37,6 млрд руб., из которых около 5 млрд руб. получили самозанятые и начинающие предприниматели. Упрощенный процесс получения заемных средств позволяет предпринимателям быстрее приобретать новые технологии и оборудование, повышает эффективность и конкурентоспособность предприятия.
Основными барьерами для получения приведенных в таблице программ, являются:
• Конкурсная основа;
• Цели кредитования – закупка сырья, развитие бизнеса и т.п.;
• Определенные виды деятельности;
• Местность деятельности;
• Наличие опыта НИОКР;
• Софинансирование – некоторые программы подразумевают добавление части от стоимости проекта из собственных средств;
Крайне важно разработать и внедрить проактивную промышленную политику, которая объединит набор мер, включая как прямую, так и косвенную поддержку. Такая политика должна учитывать территориальные и отраслевые особенности и способствовать созданию кооперационных связей между крупными и малыми предприятиями в промышленности [9].
В современном мире автоматизация производства становится неотъемлемой часть успешной работы МСП. Государство осознает важность развития предпринимательства, в следствии чего каждый год расширяет количество программ финансирования. Для анализа эффективности и работоспособности мер поддержки государству необходимо разработать дополнительные показатели, которые будут выявлять востребованность различных вариантов финансирования в конкретных отраслях, в частности предоставлять консолидированную информацию об объемах предоставленной помощи.
Малые и средние предприятия должны применять стратегический подход для достижения наибольшей эффективности при внедрении автоматизации производства. Могут использовать более рисковые стратегии по сравнению со средним и крупным предпринимательством, так как обладают большей экономической приспосабливаемостью по сравнению с другими видами бизнеса [10]. Меры поддержки должны отражать понимание потребностей бизнеса со стороны государства, поскольку от этого зависит их эффективность, что подтверждается показателями рождаемости и смертности малых и средних предприятий, а также изменениями в их положении в общей экономической структуре [11].
Задачи, которые являются рутинными и не требуют постоянного человеческого внимания и сложного принятия решений, идеально подходят для автоматизации. Ключевым моментом является постоянный анализ процессов и своевременная модернизация, важно находить и поддерживать оптимальный баланс между автоматизацией и человеческими взаимодействиями. Использование прагматической модели стратегического управления при автоматизации производства МСП крайне важно для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Эта модель обеспечивает гибкость и адаптивность, позволяя быстро реагировать на изменения в рыночной среде и технологическом прогрессе. Прагматическая модель учитывает уникальные особенности каждого предприятия, что помогает находить оптимальные решения в конкретных ситуациях [12].
Выводы
Для успешного получения государственного финансирования представителям МСП важно тщательно подбирать программы и преодолеть различные барьеры. Для их преодоления следует:
1. Анализировать конкурентов. Изучить условия различных грантов и субсидий, чтобы найти наиболее подходящие по целям и имеющимся возможностям;
2. Разработать результативный бизнес-план. Будущие инвесторы анализируют потенциальные проекты, цели и стратегии. Поэтому важно убедиться в соответствии требованиям программы;
3. Получение необходимых знаний. Улучшение предпринимательских навыков повышает шансы на получение финансирования;
4. Сотрудничество с опытными партнерами. Если нет опыта в НИОКР можно рассмотреть возможность сотрудничества с более опытными компаниями или научными учреждениями;
5. Планирование софинансирования. Необходимо заранее спланировать бюджет, где выделены средства для софинансирования в размере 20-25%.
Стратегический подход к выбору программ, подготовка качественной документации и развитие необходимых компетенций помогут значительно повысить шансы на успех в конкурсе за финансирование.
Также для обмена опытом среди предпринимателей и повышения осведомленности важно улучшать информационную политику государства, с помощью регулярных информационных рассылок, в которых могут содержаться новости о новых методах поддержки и успешных кейсах других МСП. Также активное использование социальных сетей, так можно охватить более широкую аудиторию и иметь обратную связь от предпринимателей. Создание платформы-форума, где предприниматели могут делиться опытом, спрашивать советы, высказывать предположения об улучшениях проекта. Это может вдохновить других стать предпринимателями, а также продемонстрирует огромное разнообразие мер государственной поддержки.