Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

STUDY OF THE POSSIBILITIES OF REALIZING TIME REQUIREMENTS TO ACHIEVE THE STATED GOALS

Ilchenko S.V. 1 Sirazhdinov R.Zh. 1
1 Moscow Economic Institute
The sustainability of the country’s socio-economic system is determined by the ability to quickly adjust to the requirements of external and internal factors. Currently, within the framework of a significantly changed world situation caused by the introduction of economic and technological sanctions against the Russian Federation, which significantly limited its ability to attract financial resources and access to the latest technologies to ensure technological re-equipment of production. The purpose of the study is to analyze the possibilities of the transition of the Russian economy to new socio-economic conditions associated with the introduction of significant restrictions and economic sanctions. At the same time, the need to transition the national economy of the Russian Federation to a mobilization mode of functioning of the economy is determined not only by the introduced regime of restricting access to financial resources, but also to a large extent to all promising technologies and developments. As the political situation in the world has shown, the Russian Federation was able to emerge from the isolation regime, due to the use of accumulated internal reserves, including in the regions. The paper presents the results of a study of the implementation of industrial policy in some of the most important regions located in the Far Eastern Federal District. To ensure the achievement of the stated goals, a state policy of stimulating the development of industrial production through various instruments was implemented in these entities at enterprises that ensure the production of products within the framework of the State Defense Order, which made it possible to modernize production capacities and maintain the quality of labor resources in them.
federal subject
labor force
sectors of the national economy
investments
localization coefficient
migration processes
economic crisis

Введение

Социально-экономические процессы в современных условиях приобрели особый характер за счет многих факторов. Одним из основных считается интеграция экономик различных стран и широкая международная кооперация при производстве сложной продукции. Однако широкая и глубокая кооперация производства в различных странах имеет и отрицательные стороны. Кризис в любой из стран, находящейся в цепочке поставок комплектующих приводит к срыву производства на предприятиях, производящих конечную продукцию. Другим фактором, повлиявшим на особенности социально-экономических процессов в различных странах, является изменения в структуре валового внутреннего продукта «развитых» стран и значительное увеличение доли услуг в нем (валовом внутреннем продукте). Причем основной услугой стали финансовые и туристическо-рекреационные. Так у наиболее развитой европейской страны- ФРГ доля промышленности до 2001 года занимала более 50% всей экономики. К 2018 году производство сократилось до 30%, передав первое место сфере услуг [1]. Однако значительное повышение доли сферы услуг в структуре в условиях политического кризиса будет препятствовать структурной перестройке производства продукции и, в частности, военного назначения.

В эти условиях, когда значительно сокращается доступ к дешевым финансовым ресурсам, которые «развитые» страны свободно эмитируют в любом количестве, в связи с непрекращающимся экономическим кризисом, возникает естественное желание ориентироваться на свои собственные силы, для обеспечения социально-экономического развития.

Другим отрицательным проявлением «глобализации» явился факт длительного перехода экономики европейских стран на военные рельсы и обеспечения производства систем вооружения, причем не только новейших, но и принятых на вооружение ранее.

Целью исследования является анализ условий реализации национальных интересов в достижении заявленных целей социально-экономического развития страны и эффективности проведения государственной промышленной политики в регионах особенно в кризисных ситуациях.

Материал и методы исследования

В исследовании были использованы материалы государственной статистической отчетности за период с 2010 по 2022 годы. При проведении исследования применялись методы сравнительного статистического анализа и методы регионального экономического анализа развития народного хозяйства Российской Федерации и субъектов федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе [2].

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве исходных в исследовании были использованы макроэкономические показатели субъектов федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе России. В таблице 1 представлены данные об изменении численности населения в субъектах федерации.

Таблица 1

Изменения численности населения в коэффициентах к 2010 году

 

2015 к 2010

2022 к 2010

Российская Федерация

1,025

1,025

Дальневосточный

федеральный округ

0,981

0,945

Республика Бурятия

1,009

1,003

Республика Саха (Якутия)

1,004

1,041

Забайкальский край

0,962

0,897

Камчатский край

0,954

0,897

Приморский край

0,982

0,932

Хабаровский край

0,991

0,956

Амурская область

0,967

0,913

Магаданская область

0,930

0,858

Сахалинская область

0,961

0,927

Еврейская автономная

область

0,930

0,837

Чукотский автономный округ

0,976

0,948

Примечание: составлено авторами с использованием данных [2].

Приведенные данные в таблице 1 свидетельствуют о снижении численности населения во всех субъектах даже по сравнению со средними показателями по Российской Федерации. Однако необходимо учесть тот факт, что в ее состав вошла Республика Крым. Таким образом, все субъекты федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ за исключением Республик Бурятия и Саха (Якутия) следуют в российской тенденции. Однако при исследовании тенденций в изменении численности необходимо внимание обращать на возрастную структуру. Почти во всех субъектах продолжает снижаться рождаемость.

Другими важнейшим макроэкономическим показателем социально-экономического развития являются объемы валового регионального продукта и стоимость основных фондов предприятий.

В таблице 2 приведены индексы объемов валового регионального продукта по отношению к 2010 году.

Таблица 2

Динамика изменения объемов валового регионального продукта в 2015 и 2022 годы

 

2015 к 2010

2022 к 2010

Российская Федерация

1,56

3,22

Дальневосточный федеральный округ

1,67

3,06

Республика Бурятия

1,52

2,56

Республика Саха (Якутия)

1,93

4,18

Забайкальский край

1,49

2,92

Камчатский край

1,70

3,27

Приморский край

1,52

2,78

Хабаровский край

1,68

2,79

Амурская область

1,55

2,97

Магаданская область

2,11

5,28

Сахалинская область

1,72

2,53

Еврейская автономная область

1,41

2,49

Чукотский автономный округ

1,58

3,49

Примечание: составлено автором с использованием данных [2].

В таблице 3 представлена динамика стоимости основных фондов предприятий.

Реализация задач по развития народного хозяйства в регионах проводилась прежде всего в рамках проводимой промышленной политики в России [3]. Реализация Закона о промышленной политике в субъектах федерации началась с реконструкции производственных мощностей и обновления парка машин и оборудования предприятий, реализующих поставки продукции в рамках Гособоронзаказа. Именно этим вызвано значительное увеличение стоимости основных фондов предприятий, расположенных в субъектах Дальневосточного федерального округа.

Таблица 3

Темпы роста стоимости основных фондов предприятий

 

2015 к 2010

2022 к 2010

Российская Федерация

1,72

4,59

Дальневосточный федеральный округ

2,27

5,71

Республика Бурятия

1,40

3,33

Республика Саха (Якутия)

2,26

6,66

Забайкальский край

1,43

3,18

Камчатский край

1,85

5,51

Приморский край

3,00

6,21

Хабаровский край

1,80

4,64

Амурская область

1,54

4,85

Магаданская область

1,66

4,35

Сахалинская область

2,65

3,43

Еврейская автономная область

1,85

3,55

Чукотский автономный округ

1,53

4,41

Примечание: составлено автором с использованием данных [2].

За анализируемый период в мире произошли значительные изменения в мировых отношениях, которые потребовали перехода российской экономики на мобилизационные рельсы, которые потребовали значительных изменений в решении многих задач социально-экономического развития территорий и решения первоочередных задач обеспечения суверенитета в полном масштабе. Для решения задач перевода экономики страны на функционирование в мобилизационном режиме необходимы усилия всех уровней управления, что регламентируется соответствующими нормативными актами [4]. Немалую роль в реализации задач по переходу экономики в мобилизационный режим играют органы местного самоуправления, которые, согласно своим полномочиям, должны решать вопросы обеспечения население кроме жилищных и коммунальных услуг должны обеспечивать услугами сферы образования и здравоохранения [5].

Однако в ситуации с социально-экономическим положением субъектов федерации в реализации, поставленных задач по переходу к мобилизационному режиму функционирования существовало много проблем, связанных со значительным объемом миграции. В некоторые годы численность выезжающих за пределы региона составляла до 30 тыс. человек [6]. При этом его (регион) покидали наиболее активные и квалифицированные люди, что значительно сокращало производственный потенциал округа, ранее специализировавшийся на производстве на производстве продукции в рамках гособоронзаказа. Для обеспечения решения задачи стабилизации миграционных процессов в субъектах федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, был принят целый важнейших нормативных актов, регулирующих различные аспекты закрепления квалифицированных кадров на сложных производствах [7]. В частности, были приняты федеральные программы стимулирующие миграцию на эти территории квалифицированные кадры через льготные ставки кредитов для жилищного строительства и другие.

Кроме того, в качестве стимулирующих мер регионам был придан статус территорий опережающего развития, который давал им возможность использования значительного объема льгот и преференций, которые позволяли запускать механизмы стимулирования долгосрочного развития [8,9].

Долгосрочные и устойчивые тенденции в развитии регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, оказали дополнительные меры по стабилизации трудовых ресурсов сыграли другие мероприятия, касающиеся таких важнейших социальных сфер как общее и среднее профессиональное образование и здравоохранение относительно которых были приняты федеральными нормативными актами. В финансировании затрат по привлечению квалифицированных специалистов в упомянутых сферах принимали участие не только федеральный бюджет, но и региональный и местные бюджеты за счет предоставления значительных льгот инвесторам и предприятиям.

Приведенные выше предоставленные льготы предприятиям позволили нарастить инвестиции в активную часть основных фондов. Так если в 2010 году доля инвестиций в машины и оборудование в наиболее экономически развитых субъектах Приморского и Хабаровского краев составили лишь 19,2 и 29,6 процентов в общем объеме инвестиций, то в 2015 году уже 50,1 и 37,8 соответственно. В 2022 году доля инвестиций в машины и оборудование в Приморском и Хабаровском краях составила 40,5 и 39,3 процентов от общей величины инвестиций в основные фонды предприятий [2].

Комплекс мероприятий, проведенных на предприятиях, расположенных в субъектах федерации Дальневосточного федерального округа, позволил значительно изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону продукции обрабатывающих отраслей, которая позволила обеспечить значительное увеличение систем вооруженЦия и в значительно большей степени удовлетворять потребности вооруженных сил в современных условиях [10,11]. За анализируемый период в целом по Дальневосточному федеральному округу также значительно выросла доля услуг в сфере транспорта и связи более чем в 2 раза. Результатом реализации целенаправленной политики по реформе отраслей народного хозяйства привела явилось значительное расширение производственных возможностей предприятий.

Заключение

Реализация промышленной политики в любой стране с целью обеспечения национального суверенитета в все его аспектах требует проведения систематической и планомерной работы по достижению заявленных целей. В сложившейся политической ситуации основной целью Российской Федерации является обеспечение национальной безопасности через достижение суверенитета в промышленной и экономических сферах. Согласно принятым государственным нормативным актам на федеральном уровне и уровне субъектов федерации и муниципальным актам достижение целей стабильного социально-экономического развития территорий лишь комплексный подход может обеспечить решение задач поставленных перед страной и общестом.