Введение
Социально-экономические процессы в современных условиях приобрели особый характер за счет многих факторов. Одним из основных считается интеграция экономик различных стран и широкая международная кооперация при производстве сложной продукции. Однако широкая и глубокая кооперация производства в различных странах имеет и отрицательные стороны. Кризис в любой из стран, находящейся в цепочке поставок комплектующих приводит к срыву производства на предприятиях, производящих конечную продукцию. Другим фактором, повлиявшим на особенности социально-экономических процессов в различных странах, является изменения в структуре валового внутреннего продукта «развитых» стран и значительное увеличение доли услуг в нем (валовом внутреннем продукте). Причем основной услугой стали финансовые и туристическо-рекреационные. Так у наиболее развитой европейской страны- ФРГ доля промышленности до 2001 года занимала более 50% всей экономики. К 2018 году производство сократилось до 30%, передав первое место сфере услуг [1]. Однако значительное повышение доли сферы услуг в структуре в условиях политического кризиса будет препятствовать структурной перестройке производства продукции и, в частности, военного назначения.
В эти условиях, когда значительно сокращается доступ к дешевым финансовым ресурсам, которые «развитые» страны свободно эмитируют в любом количестве, в связи с непрекращающимся экономическим кризисом, возникает естественное желание ориентироваться на свои собственные силы, для обеспечения социально-экономического развития.
Другим отрицательным проявлением «глобализации» явился факт длительного перехода экономики европейских стран на военные рельсы и обеспечения производства систем вооружения, причем не только новейших, но и принятых на вооружение ранее.
Целью исследования является анализ условий реализации национальных интересов в достижении заявленных целей социально-экономического развития страны и эффективности проведения государственной промышленной политики в регионах особенно в кризисных ситуациях.
Материал и методы исследования
В исследовании были использованы материалы государственной статистической отчетности за период с 2010 по 2022 годы. При проведении исследования применялись методы сравнительного статистического анализа и методы регионального экономического анализа развития народного хозяйства Российской Федерации и субъектов федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе [2].
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве исходных в исследовании были использованы макроэкономические показатели субъектов федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе России. В таблице 1 представлены данные об изменении численности населения в субъектах федерации.
Таблица 1
Изменения численности населения в коэффициентах к 2010 году
2015 к 2010 |
2022 к 2010 |
|
Российская Федерация |
1,025 |
1,025 |
Дальневосточный федеральный округ |
0,981 |
0,945 |
Республика Бурятия |
1,009 |
1,003 |
Республика Саха (Якутия) |
1,004 |
1,041 |
Забайкальский край |
0,962 |
0,897 |
Камчатский край |
0,954 |
0,897 |
Приморский край |
0,982 |
0,932 |
Хабаровский край |
0,991 |
0,956 |
Амурская область |
0,967 |
0,913 |
Магаданская область |
0,930 |
0,858 |
Сахалинская область |
0,961 |
0,927 |
Еврейская автономная область |
0,930 |
0,837 |
Чукотский автономный округ |
0,976 |
0,948 |
Примечание: составлено авторами с использованием данных [2].
Приведенные данные в таблице 1 свидетельствуют о снижении численности населения во всех субъектах даже по сравнению со средними показателями по Российской Федерации. Однако необходимо учесть тот факт, что в ее состав вошла Республика Крым. Таким образом, все субъекты федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ за исключением Республик Бурятия и Саха (Якутия) следуют в российской тенденции. Однако при исследовании тенденций в изменении численности необходимо внимание обращать на возрастную структуру. Почти во всех субъектах продолжает снижаться рождаемость.
Другими важнейшим макроэкономическим показателем социально-экономического развития являются объемы валового регионального продукта и стоимость основных фондов предприятий.
В таблице 2 приведены индексы объемов валового регионального продукта по отношению к 2010 году.
Таблица 2
Динамика изменения объемов валового регионального продукта в 2015 и 2022 годы
2015 к 2010 |
2022 к 2010 |
|
Российская Федерация |
1,56 |
3,22 |
Дальневосточный федеральный округ |
1,67 |
3,06 |
Республика Бурятия |
1,52 |
2,56 |
Республика Саха (Якутия) |
1,93 |
4,18 |
Забайкальский край |
1,49 |
2,92 |
Камчатский край |
1,70 |
3,27 |
Приморский край |
1,52 |
2,78 |
Хабаровский край |
1,68 |
2,79 |
Амурская область |
1,55 |
2,97 |
Магаданская область |
2,11 |
5,28 |
Сахалинская область |
1,72 |
2,53 |
Еврейская автономная область |
1,41 |
2,49 |
Чукотский автономный округ |
1,58 |
3,49 |
Примечание: составлено автором с использованием данных [2].
В таблице 3 представлена динамика стоимости основных фондов предприятий.
Реализация задач по развития народного хозяйства в регионах проводилась прежде всего в рамках проводимой промышленной политики в России [3]. Реализация Закона о промышленной политике в субъектах федерации началась с реконструкции производственных мощностей и обновления парка машин и оборудования предприятий, реализующих поставки продукции в рамках Гособоронзаказа. Именно этим вызвано значительное увеличение стоимости основных фондов предприятий, расположенных в субъектах Дальневосточного федерального округа.
Таблица 3
Темпы роста стоимости основных фондов предприятий
2015 к 2010 |
2022 к 2010 |
|
Российская Федерация |
1,72 |
4,59 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,27 |
5,71 |
Республика Бурятия |
1,40 |
3,33 |
Республика Саха (Якутия) |
2,26 |
6,66 |
Забайкальский край |
1,43 |
3,18 |
Камчатский край |
1,85 |
5,51 |
Приморский край |
3,00 |
6,21 |
Хабаровский край |
1,80 |
4,64 |
Амурская область |
1,54 |
4,85 |
Магаданская область |
1,66 |
4,35 |
Сахалинская область |
2,65 |
3,43 |
Еврейская автономная область |
1,85 |
3,55 |
Чукотский автономный округ |
1,53 |
4,41 |
Примечание: составлено автором с использованием данных [2].
За анализируемый период в мире произошли значительные изменения в мировых отношениях, которые потребовали перехода российской экономики на мобилизационные рельсы, которые потребовали значительных изменений в решении многих задач социально-экономического развития территорий и решения первоочередных задач обеспечения суверенитета в полном масштабе. Для решения задач перевода экономики страны на функционирование в мобилизационном режиме необходимы усилия всех уровней управления, что регламентируется соответствующими нормативными актами [4]. Немалую роль в реализации задач по переходу экономики в мобилизационный режим играют органы местного самоуправления, которые, согласно своим полномочиям, должны решать вопросы обеспечения население кроме жилищных и коммунальных услуг должны обеспечивать услугами сферы образования и здравоохранения [5].
Однако в ситуации с социально-экономическим положением субъектов федерации в реализации, поставленных задач по переходу к мобилизационному режиму функционирования существовало много проблем, связанных со значительным объемом миграции. В некоторые годы численность выезжающих за пределы региона составляла до 30 тыс. человек [6]. При этом его (регион) покидали наиболее активные и квалифицированные люди, что значительно сокращало производственный потенциал округа, ранее специализировавшийся на производстве на производстве продукции в рамках гособоронзаказа. Для обеспечения решения задачи стабилизации миграционных процессов в субъектах федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, был принят целый важнейших нормативных актов, регулирующих различные аспекты закрепления квалифицированных кадров на сложных производствах [7]. В частности, были приняты федеральные программы стимулирующие миграцию на эти территории квалифицированные кадры через льготные ставки кредитов для жилищного строительства и другие.
Кроме того, в качестве стимулирующих мер регионам был придан статус территорий опережающего развития, который давал им возможность использования значительного объема льгот и преференций, которые позволяли запускать механизмы стимулирования долгосрочного развития [8,9].
Долгосрочные и устойчивые тенденции в развитии регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, оказали дополнительные меры по стабилизации трудовых ресурсов сыграли другие мероприятия, касающиеся таких важнейших социальных сфер как общее и среднее профессиональное образование и здравоохранение относительно которых были приняты федеральными нормативными актами. В финансировании затрат по привлечению квалифицированных специалистов в упомянутых сферах принимали участие не только федеральный бюджет, но и региональный и местные бюджеты за счет предоставления значительных льгот инвесторам и предприятиям.
Приведенные выше предоставленные льготы предприятиям позволили нарастить инвестиции в активную часть основных фондов. Так если в 2010 году доля инвестиций в машины и оборудование в наиболее экономически развитых субъектах Приморского и Хабаровского краев составили лишь 19,2 и 29,6 процентов в общем объеме инвестиций, то в 2015 году уже 50,1 и 37,8 соответственно. В 2022 году доля инвестиций в машины и оборудование в Приморском и Хабаровском краях составила 40,5 и 39,3 процентов от общей величины инвестиций в основные фонды предприятий [2].
Комплекс мероприятий, проведенных на предприятиях, расположенных в субъектах федерации Дальневосточного федерального округа, позволил значительно изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону продукции обрабатывающих отраслей, которая позволила обеспечить значительное увеличение систем вооруженЦия и в значительно большей степени удовлетворять потребности вооруженных сил в современных условиях [10,11]. За анализируемый период в целом по Дальневосточному федеральному округу также значительно выросла доля услуг в сфере транспорта и связи более чем в 2 раза. Результатом реализации целенаправленной политики по реформе отраслей народного хозяйства привела явилось значительное расширение производственных возможностей предприятий.
Заключение
Реализация промышленной политики в любой стране с целью обеспечения национального суверенитета в все его аспектах требует проведения систематической и планомерной работы по достижению заявленных целей. В сложившейся политической ситуации основной целью Российской Федерации является обеспечение национальной безопасности через достижение суверенитета в промышленной и экономических сферах. Согласно принятым государственным нормативным актам на федеральном уровне и уровне субъектов федерации и муниципальным актам достижение целей стабильного социально-экономического развития территорий лишь комплексный подход может обеспечить решение задач поставленных перед страной и общестом.