Введение
Успешное развитие государства с рыночной экономикой характеризуется ростом благосостояния его населения. Рост благосостояния в условиях рыночной экономики, хотя и способствует общему процветанию, не гарантирует равномерного распределения богатства. Это неизбежно приводит к возникновению социальной поляризации и необходимости активной социальной политики. Её задача не только в оказании помощи нуждающимся, но и в смягчении последствий рыночных механизмов, таких как безработица, неравенство доходов и доступ к качественному образованию и здравоохранению. Эффективная социальная политика способствует социальной стабильности и устойчивому развитию, предотвращая социальное напряжение и обеспечивая более справедливое распределение благ.
Приоритетным направлением в развитии демократической и цивилизованной страны является социальная защита населения, которая в значительной мере определяется задачами социальной политики государства. Задачи социальной политики в сфере расходов заключается в их оптимизации с целью наиболее выгодной реализации стратегических целей. Основы построения национальной системы расходов бюджета на социальную защиту – это основа и одновременно ориентир для создания эффективной социальной политики.
Так как основным финансовым инструментов в распоряжении органов власти является бюджет, целесообразно рассмотреть влияние его расходов на уровень благосостояния граждан. Расходы бюджета выступают инструментом воздействия на совокупный спрос в экономике, который способен стимулировать совокупное предложение, накопления и сбережения. Особенно чувствительными к воздействию бюджета являются работники государственного и муниципального сектора, сферы услуг и социально незащищенные категории граждан.
В процессе построения действенной социальной политики и системы социальной защиты, государство должно предотвратить формирование потребительских мотивов у малообеспеченного населения, а также снижение мотивации к труду у экономически активного населения. Социальная политика в процессе ее реализации должна учитывать реальное состояние экономики, способствовать выходу из кризиса, обеспечению выполнения государством обязательств по соблюдению минимально необходимых стандартов жизненного уровня населения.
Направленность бюджета лучше всего видна из финансирования отраслей экономики. социально ориентированная рыночная экономика – это не только набор экономических инструментов и механизмов. Это, прежде всего, философия и общественная модель, в основе которой лежат принципы демократии, уважения к личности и её правам, равенства возможностей и социальной справедливости. Экономические меры, такие как прогрессивное налогообложение, социальные программы, регулирование рынка труда, являются лишь инструментами реализации этой философии. Без глубоких общественных изменений менталитета и культуры, ориентированных на солидарность и социальную ответственность, эффективность этих мер будет ограничена. Построение такой экономики требует широкого общественного консенсуса, развитой гражданской активности и сильной правовой базы, гарантирующей соблюдение прав и свобод граждан [1]. Поэтому весьма актуальным представляется оценка влияния публичных социальных расходов на ВВП и благосостояние граждан.
Цель исследования – оценка роли социальных расходов в обеспечении роста ВВП и доходов населения. Решение поставленной задачи осуществлено в виде совокупного анализа социальных расходов бюджетов федерального и регионального уровня и расчета мультипликатора расходов бюджета. В результате сделаны выводы о влиянии динамики социальных расходов бюджетов на изменение макроэкономических показателей. Установлена связь между динамикой расходов бюджета и уровнем благосостояния населения в России.
Материал и методы исследования
Исследование основано на данных Министерства финансов РФ по расходам федерального бюджета РФ, консолидированных бюджетов субъектов РФ, социальным внебюджетным фондам РФ за 2019-2026 гг.
В работе применялись методы анализа структуры и динамики социальных расходов бюджетов, оценка влияния проводилась на основе расчета мультипликатора расходов бюджета.
Результаты исследования и их обсуждение
Приоритетным направлением в развитии демократической и цивилизованной страны является социальная защита населения, которая в значительной мере определяется задачами социальной политики государства.
Основным назначением социальной политики является улучшение благосостояния граждан. Очевидно, что рост социальных расходов не всегда становится предпосылкой повышения уровня и качества жизни населения.
Задачи социальной политики в сфере расходов заключается в их оптимизации с целью наиболее выгодной реализации стратегических целей. Основы построения национальной системы расходов бюджета на социальную защиту – это основа и одновременно ориентир для создания эффективной социальной политики [2].
Объём, состав и структура бюджетных расходов напрямую зависят от масштаба и характера государственных функций. В условиях рыночной экономики государство выполняет множество задач, от обеспечения национальной безопасности и поддержания правопорядка до регулирования экономики и предоставления социальных услуг. Каждая из этих функций требует определенного финансирования. Более активная роль государства в экономике и социальной сфере, например, подразумевает увеличение бюджетных расходов на соответствующие направления. Наоборот, ограничение государственного вмешательства может привести к сокращению расходов. Бюджет отражает приоритеты государства и его стратегию развития. Анализ бюджетных статей позволяет оценить, какие функции государства считаются наиболее важными и на что направлены основные ресурсы. При неэффективном расходовании средств, государство теряет возможность полноценно выполнять возложенные на нее обязательства и финансировать предусмотрены программы и мероприятия. Одним из эффективных последствий социальной политики является постоянный рост доли расходов на социальные нужды в совокупных государственных расходах.
Определение роли федерального бюджета в повышении уровня благосостояния населения целесообразно осуществить в процессе анализа социальных расходов к которым в интересах настоящего исследования мы относим ассигнования на социальную поддержку населения, образование, культурные мероприятия, медицину и спорт.
В структуре расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2019-2026 гг. основную долю продолжат занимать расходы на социальную политику (порядка 27 % в 2019 году и 22,1 % в 2026 году). Расходы на человеческий капитал (образование, здравоохранение) в течение анализируемого периода ожидаются на уровне 4-5 % и 4-6 % соответственно.
Важная составляющая в социальных расходах бюджета – расходы на социальную политику. В структуре социальных расходов федерального бюджета за 2019-2026 годы наибольший удельный вес занимают расходы на финансирование социальной политики: доля раздела «Социальная политика» варьирует в пределах 22,1-30,6 %, причем за анализируемый период снижение удельного веса данных расходов составило -4,7 п. п.
Доля расходов федерального бюджета на социальную политику в ВВП за 2019-2026 годах колеблется в пределах 4-6,5 %, причем, начиная с 2020 года, она снижается с 6,5 % до 3,9 % к 2026 году на фоне общего сокращений доли расходов на социальную политику в ВВП с 39,5 % в 2020 году до 35,5 % в 2026 году [3].
Рассмотрим более детально расходы на социальную политику в разрезе федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В структуре расходов бюджетов бюджетной системы по разделам классификации расходов в 2024-2026 гг. основную долю продолжат занимать расходы на социальную политику (порядка 11,4 % ВВП в среднем за 2024-2026 гг.). Расходы на человеческий капитал (образование, здравоохранение) в течение планового периода ожидаются на уровне 7,1 % ВВП.
Рис. 1. Структура и динамика расходов федерального бюджета в 2019-2026 годах, % Источник: составлено авторами на основании данных Министерства финансов РФ https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/policy/osnov/
Рис. 2. Доля расходов федерального бюджета на социальную политику в ВВП за 2019-2026 гг, % Источник: составлено авторами на основании данных Министерства финансов РФ URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/policy/osnov/ и Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts
За период 2019-2026 годов расходы на социальную политику федерального бюджета выросли с 4 882,8 до 7 855,2 миллиард рублей (+61 %), расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – с 2 686 до 5 004,6 миллиард рублей (+86 %) и расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов – с 9 228,5 до 17 051 миллиард рублей (+85 %).
Оценка доли расходов на социальную политику из разных источников показывает, что наибольшие удельный вес приходится на бюджеты государственных внебюджетных фондов: 54,9 % в 2019 году, 57,0 % – в 2026 году. При этом их доля за период 2019-2016 годов увеличивается на 2,1 п. п.
На втором месте по удельному весу расходов на социальную политику находятся расходы федерального бюджета: 29,1 % в 2019 году, 26,3 % – в 2026 году, причем с 2020 года наблюдается снижение на 7,1 п. п. до 2026 года. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на протяжении анализируемого периода практически постоянны – их доля варьирует на уровне 16-17 %.
Увеличение расходов на социальную защиту не всегда приводит к прямо пропорциональному снижению абсолютной бедности из-за ряда факторов. Система предоставления помощи, основанная на принадлежности к определенной категории граждан (например, пенсионеры, инвалиды), может не учитывать индивидуальные потребности и уровень бедности конкретного человека. Один пенсионер может жить в достатке, имея дополнительный доход, в то время как другой, с аналогичными выплатами, может находиться за чертой бедности. Кроме того, бюрократические сложности и несовершенство механизмов распределения средств также могут снижать эффективность социальных программ. Для более точного и эффективного воздействия на уровень бедности необходимы более гибкие и адресные механизмы, учитывающие реальные потребности нуждающихся, а не только их формальную принадлежность к какой-либо категории. Существует тесная взаимосвязь и зависимость между социальной политикой и расходами социальными расходами бюджета. Социальная политика определяет основные методы и направления финансовых ресурсов, в то время как расходы на социальную защиту являются реальным их выражением [2].
Существует непосредственная взаимосвязь между динамикой расходов бюджета и уровнем благосостояния населения в Российской Федерации. Расходы бюджета напрямую влияют на социальные программы, инфраструктуру, образование, здравоохранение и другие сферы, которые влияют на качество жизни граждан.
Рис. 3. Динамика расходов бюджетов на социальную политику в 2019-2026 гг., млрд руб. Источник: составлено авторами на основании данных Министерства финансов РФ URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/policy/osnov/
Рис. 4. Мультипликатор социальных расходов бюджетов за 2019-2026 годы Источник: составлено авторами на основании собственных расчетов
Нам представляется целесообразным провести дополнительные исследования на основе модели мультипликатора бюджетных расходов для оценки влияние расходов на динамику ВВП и уровня жизни населения.
Верно, мультипликатор государственных расходов показывает, насколько увеличится совокупный доход (ВВП) в экономике в ответ на увеличение государственных расходов на определенную сумму. Он отражает эффект цепной реакции: государственные расходы создают спрос, стимулируют производство, увеличивают доходы предприятий и работников, что, в свою очередь, приводит к росту потребления и дальнейшему стимулированию экономики. Однако, эффективность мультипликатора зависит от множества факторов, таких как уровень налогообложения, процентные ставки, наклон кривой совокупного спроса и предложение. В условиях полной занятости мультипликативный эффект может быть значительно слабее, а в условиях глубокого кризиса – сильнее. Кроме того, важно учитывать, на что именно направлены государственные расходы. Инвестиции в инфраструктуру, образование и здравоохранение, как правило, имеют более длительный и сильный мультипликативный эффект, чем, например, расходы на текущее потребление [6].
Проведенный анализ и сравнение параметров социальных расходов бюджета с макроэкономическими показателями позволил сделать вывод, что мультипликатор социальных расходов бюджета в 2019-2026 годах демонстрирует рост ВВП на 2,57 рубля на каждый рубль увеличения социальных расходов в 2023 году. Таким образом, увеличение социальных расходов на 1 миллиард рублей привел к росту ВВП на 2,57 миллиардов рублей. Достаточно высокое значение мультипликатора ожидается в 2025 году (2,30), минимальное (отрицательное) значение зафиксировано в 2022 году (-0,78).
Рис. 5. Мультипликаторы социальных расходов бюджетов за 2019-2026 годы Источник: составлено авторами на основании собственных расчетов
В целом за исследуемый период 2023-2026 годов ожидается незначительное увеличение бюджетного мультипликатора с 0,43 до 0,46.
В годы, когда снижается роль федерального бюджета, увеличивается значение социальных расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов. Это происходит опосредованно за счет выделения нижестоящим бюджетам трансфертов на оказание социальной поддержки в регионах из бюджета федерации. Такое участие государства является более адресным. Именно этот подход использовался правительством Российской Федерации в период пандемии (2020-2021 гг.) короновируса и введения санкций (с 2022 г.) в отношении российской экономики.
На рисунках 4 и 5 заметна эластичность ВВП и реальных доходов населения к изменению социальных расходов, что свидетельствует в пользу устойчивой зависимости роста расходов бюджетов и экономики государства в целом. При этом изменение социальных расходов во многом больше влияет на благосостояние граждан, чем на прирост ВВП. Таким образом, используя устойчивую связь между динамикой социальных расходов бюджета и уровнем благосостояния населения, органы публичной власти имеют возможность воздействовать через бюджетные ресурсы на улучшение качества жизни граждан в России. Очевидным является возможность построения оптимальной модели использования бюджетных ресурсов для достижения целей государственного финансового хозяйства.
Заключение
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Социальные расходы государства, включая расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов, играют значительную роль в регулировании социально-экономических процессов в целом, и регулировании доходов граждан в частности. Государства рыночного типа используют финансирование социальных программ, инфраструктуры, образования, здравоохранения и других сфер, в качестве инструмента, оказывающего влияние на качество жизни граждан, особенно социально рисковых слоев.
В результате исследования была установлена прямая связь между социальными расходами, ВВП и реальными доходами населения. Бюджетные ассигнования, направляемые на социальную поддержку населения, образование, культурные мероприятия, медицину и спорт, имеют значительный потенциал в стимулировании роста ВВП и доходов населения. Доходы населения находятся в большей зависимости от социальных расходов бюджета, чем ВВП. Повышение расходов бюджета на социальные программы, здравоохранение, образование и другие социальные нужды способствует улучшению благосостояния населения. Увеличение инвестиций в инфраструктуру также ведет к экономическому развитию и повышению уровня жизни граждан.
Все это дает основание для использования в дальнейшем математических моделей и математического аппарата с целью прогнозирования потенциального увеличения социальных расходов государства и оценке их влияния на социально-экономические показатели. Это представляется актуальным при планировании индексации заработных плат работников бюджетного сектора, индексации пенсий и пособий с точки зрения оптимального использования бюджетных ресурсов, минимизации и сдерживании инфляции с учетом эффективности расходов бюджетов.