Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

GAS SANCTIONS AS A POSSIBILITY OF RUSSIA TO ESTABLISH THE ADVANCED INDUSTRY FROM ZE

Kulikova A.A. 1 Mitanidi P.O. 1
1 Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of
The article is devoted to the issues of restricting the competing gas supplies to the world market and the outcome of this situation. The authors reveal the main aspects of the emergence of new possible US sanctions against Russia. Particular attention is drawn to the legal framework of international law. According to the Federal Customs Service, last year trade with countries that support sanctions against Moscow, has increased significantly. Attempts by Washington and its allies to undermine Russia’s foreign trade have completely failed. The question is why this is happening and what benefits Russia gets in this situation. Sanctions only helped Moscow to improve foreign trade indicators, analysts state. According to the FCS, last year both trade turnover increased by 17 percent, and trade surplus by 62 percent. Particularly noticeable is the movement in trade with countries subjected to US pressure. Thus, Russia’s trade with Turkey increased by 15 percent, imports from Iran – by almost 36 percent, while exports to the Islamic Republic declined by eight percent, so that in general, trade increased insignificantly. Trade with Cuba, with which the US administration’s relations are deteriorating every day, has expanded by a third over the year. The problem of exporting LNG from Russia is raised.
sanctions
lng
supplies
resources
project implementation

Проблема международных санкций, имеющая существенное значение в борьбе с агрессией и обеспечении международного мира и безопасности, – одна из наиболее сложных теоретических проблем международного права. По характеру мер, применяемых в порядке осуществления санкций, международно-правовые санкции могут быть разделены на действия, не связанные и связанные с применением вооруженной силы. Первые в свою очередь включают санкции формального (например, по ст. ст. 5 и 6 Устава ООН) и материального характера, например, по ст. 41 Устава ООН. В настоящее время стало известно о возможных новых санкциях США против России. Один из секторов, попадающих под ограничения, – сжиженный природный газ (СПГ), хотя формулировки пока расплывчаты и обтекаемы. В любом случае такое развитие событий неудивительно: США хотят занять одно из лидирующих положений на рынке СПГ, а тут появляется шанс усложнить жизнь конкуренту.

В широком смысле вся эта история – частный случай политики ограничения выхода на мировой рынок конкурирующих поставок газа. И тут есть примеры, относящиеся не только к России. Скажем, США настоятельно рекомендуют Пакистану отказаться от проекта импорта трубопроводного газа из Ирана и сосредоточиться на развитии закупок СПГ.

Для России же угроза этому сектору – логичное продолжение борьбы с “Северным потоком – 2”. Но борьба с морским газопроводом в любом случае не ограничила бы российский экспорт: даже если бы “Северный поток – 2” удалось временно остановить, Россия продолжила бы экспорт по украинскому маршруту, пусть и с определенными трудностями. Кроме того, российский сетевой газ в Европе исторически занимает свою нишу, а в случае сжиженного топлива речь идет о новых рынках сбыта.

Для СПГ и замену одного источника поставок на другой провести очень просто. Таким образом, здесь мы видим прямую конкуренцию между российским и американским газом. При этом обе страны планируют выход на рынок с новыми объемами, которые будут конкурировать между собой (себестоимости достаточно близки). Словом, российский СПГ оказывается идеальным объектом санкций.

Возможны три направления ограничений.

Во-первых, запрет на покупку российского СПГ. Это практически нереализуемый вариант: Китай и другие страны АТР всегда будут заинтересованы в диверсификации поставок, особенно в нынешних условиях, когда Пекин ввел пошлины, поэтому американский СПГ в Китай сейчас практически не поступает.

Во-вторых, запрет для западных институтов на финансирование российских проектов. Российские официальные лица уже заявили, что в таком случае для нового проекта “Арктик СПГ 2” могут быть использованы средства из Фонда национального благосостояния (разумеется, речь идет о долговом финансировании, а не о безвозмездной поддержке).

Средства Фонда национального благосостояния и другие ресурсы могут быть задействованы в реализации проекта “Арктик СПГ-2” в случае распространения на него новых санкций США, заявил первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов на сессии инвестфорума в Сочи.

“Арктик СПГ-2” – второй проект “Новатэка”, связанный с производством сжиженного природного газа, после “Ямала СПГ”. Проект планируется реализовать на базе Утреннего месторождения в ЯНАО. Завод должен будет состоять из трех технологических линий. Планируемый срок запуска первой линии – 2022-2023 годы, с последующим запуском остальных линий в 2024 и 2025 годах.

“Если вдруг этот санкционный пакет заработает, если такие решения будут приняты и если иностранные инвесторы будут реагировать на эти санкции, я не исключаю, что наши государственные ресурсы, в том числе средства ФНБ, как это было в первый раз, вполне могут быть задействованы в этот проект”, – заявил Силуанов, говоря о реализации проекта “Арктик СПГ-2”.

“Это проект очень рентабельный, будь там российские инвесторы или иностранные. Поэтому если иностранцы откажутся, мы с удовольствием найдём ресурсы для его завершения”, – добавил он.

По мнению Силуанова, с помощью санкций США пытаются снизить конкуренцию на рынке СПГ. “Недавно мы начали реализовывать, подготавливать к реализации вторую часть – “Арктик СПГ”. Чтобы снизить конкуренцию, естественно, наши партнеры так называемые, решили не забыть и этот сектор своими санкциями”, – сказал он.

“Первый проект (“Ямал СПГ” – ред.) уже имеет контрактацию на много лет вперёд, он показал эффективность своей работы и тех вложений, которые были сделаны как российскими, так и иностранными инвесторами”, – отметил Силуанов.

Третье и главное – запрет на импорт оборудования и технологий. Даже если в этот раз “пронесет”, угроза сохранится – слишком очевиден этот способ не совсем честной борьбы за место на мировом рынке. И разумеется, российские компании это понимают, о чем свидетельствуют все последние шаги по созданию собственного сегмента промышленности по производству оборудования для сжижения газа.

Напомним, что Россия исторически имеет компетенции в малотоннажном сжижении (локальные внутренние производства СПГ), но не в сжижении для больших экспортных производств (впрочем, такие компетенции в мире есть всего у нескольких компаний).

Конечно, импортозамещение обсуждалось тут с самого начала. Причины понятны: загрузка российских предприятий для производства оборудования по сжижению даст реальный мультипликативный эффект для экономики страны.

Строго говоря, и все льготы, которые получают проекты СПГ, отчасти призваны компенсировать дополнительные затраты на разработку собственных технологий.

Однако отметим, что дело это очень непростое: оборудования нужно много и различного (требуется собственно технология, криогенные теплообменники, компрессоры, турбины и многое другое). Фактически речь идет о создании с нуля достаточно крупной отрасли.

Поэтому процесс развивается постепенно. К примеру, действующий “Ямал СПГ” (три линии по 5,5 миллиона тонн в год) полностью построен на технологиях американской Air Products и иностранном оборудовании.

Одновременно сейчас строится небольшая (0,9 миллиона тонн в год) тестовая четвертая линия – на российской технологии сжижения (компании “Новатэк”) и с максимально возможной локализацией производства. Это относительно небольшой объем, но в будущем можно как повысить мощность одиночной линии, так и построить серию таких среднетоннажных линий.

Затягивать выход России на глобальный рынок при этом было бы неправильно, поэтому второй завод СПГ в Арктике (“Арктик СПГ 2”) разрабатывается уже сейчас, а строительство планируется на технологиях немецкой Linde, но, вероятно, с большим уровнем локализации оборудования. Кроме того, гравитационные платформы, на которых размещается завод, будут производиться в Мурманске.

А вот дальше – уже только собственная технология и оборудование на основе четвертой, “пробной” линии “Ямал СПГ”.

Хотя собственное производство крайне важно, всегда есть соблазны хотя бы частично воспользоваться и импортными наработками: создавать с нуля конкурентоспособную область не очень просто, не всегда новое оборудование работает без сбоев. Российские пилотные разработки, разумеется, оказываются дороже импортных – просто потому, что пока нет эффекта масштаба.

Словом, вполне предсказуемые проблемы никуда не делись, а некоторые этапы процесса локализации явно буксуют, что, например, видно по последним новостям – у СПГ разжижаются льготы, правительство не дает субсидий производителям оборудования.

Правительство не готово субсидировать локализацию оборудования для производства сжиженного газа и предлагает машиностроителям лишь заключать специнвестконтракты (СПИК) с льготным налогообложением по конкретным типам оборудования. Таков главный итог совещания по СПГ в Сабетте во главе с вице-премьером Дмитрием Козаком. Откладывается и вопрос о финансировании стенда для испытаний криогенного оборудования. Но отсутствие субсидий и гарантированного заказа не позволяет машиностроителям принять решение об инвестициях в НИОКР и пилотные образцы. Кроме того, из-за задержки компании не успеют подать заявки на тендеры для СПГ-проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ».

Совещание в Сабетте 25 января под руководством вице-премьера Дмитрия Козака по теме локализации оборудования для крупнотоннажного сжижения газа могло стать в определенной степени заключительным с учетом того, что «дорожную карту» одобрили еще в августе 2018 года. Ожидания машиностроителей в начале встречи сформулировал глава и совладелец их ключевого заказчика НОВАТЭКа Леонид Михельсон: увеличить бюджетное финансирование «дорожной карты» (ранее было сокращено с 10 млрд руб. до 3 млрд руб.), предоставить субсидии на НИОКР и пилотные образцы, дать льготные кредиты и обнулить ставку налога на имущество.

Эти просьбы, по данным “Ъ”, повторили машиностроители: к примеру, представитель группы ГМС говорил на совещании, что компания думает о локализации не производимых в РФ погружных криогенных насосов для отгрузки СПГ, но стоимость пилотного образца кратно превышает предложения иностранцев, то есть нужны субсидии. Другая общая проблема в том, что по некоторым типам оборудования непонятен размер заказа, и предприятия не хотят рисковать и вкладывать средства без гарантий окупаемости.

Третий вопрос, который, по данным “Ъ”, поднимался участниками отрасли, – строительство стенда для испытания криогенного оборудования и условия доступа к нему.

Стенд планируется создать на площадке входящего в «Росатом» «Атомэнергомаша» в Нижнем Новгороде (см. “Ъ” от 6 сентября 2018 года), его стоимость оценивается в 3,5 млрд руб., из которых бюджет готов дать 2 млрд руб. НОВАТЭК просил форсировать решение о финансировании, чтобы стенд был готов в третьем квартале 2020 года, но в итоге решение о том, откуда возьмутся еще 1,5 млрд руб., так и не принято. В «Атомэнергомаше» от комментариев отказались.

Как рассказали “Ъ” несколько участников совещания, Дмитрий Козак дал понять, что прямых субсидий «на локализацию каждого винтика» Белый дом не выделит – это касается и НИОКР, и пилотных образцов. Вместо этого чиновник предложил машиностроителям подписывать с правительством СПИК 2.0 (направлены на локализацию продукции, не производимой в РФ, дают налоговые льготы на десять лет в обмен на инвестиции). Инвестора для СПИК должны отбирать на конкурсе.

По данным источников “Ъ”, тема СПИК для локализации СПГ-оборудования до сих пор не поднималась, обсуждали лишь субсидии. Господин Козак в ответ на замечания о малом объеме потенциального рынка в РФ по некоторым видам оборудования напомнил о нацпрограмме «Международная кооперация и экспорт», по которой субсидии могут давать под обязательства экспорта. Он заявил и о необходимости «консолидации спроса» по ключевым видам СПГ-оборудования, собрав данные «Газпрома», НОВАТЭКа и «Роснефти» (последняя, по данным “Ъ”, подобных данных никогда не предоставляла). Следуют ли из этого обязательства для газовых компаний покупать оборудование в РФ, собеседники “Ъ” затруднились пояснить.

Но тезис о «консолидации спроса» стал поводом отложить принятие решения о финансировании криогенного стенда до середины года. «Когда мы поймем, что за эти миллиарды рублей это будет не (не нужная никому. – “Ъ”) груда железа», – пояснил Дмитрий Козак. Но, согласно проекту протокола совещания, который видел “Ъ”, строительство криогенного стенда должно было начаться в первом квартале 2019 года, а завершиться – в третьем квартале 2020 года. Собеседники “Ъ” опасаются, что эта задержка и отсутствие субсидий помешают представить конкурентоспособные заявки в рамках тендеров НОВАТЭКа для проекта «Арктик СПГ», которые будут проведены в этом году.

В то же время ряд вопросов в Сабетте все же удалось решить. Так, Дмитрий Козак подчеркнул необходимость быстрее утвердить стандарты для СПГ-оборудования и СПГ-объектов на основе гармонизации с международными нормами, что должно помочь и потенциальным экспортерам оборудования. Вице-премьер, по данным “Ъ”, поддержал обнуление налога на имущество для производителей СПГ-оборудования и для верфи НОВАТЭКа в Мурманске по выпуску линий сжижения на гравитационных платформах (на десять лет), а также для самих платформ (бессрочно). Соответствующие поправки к Налоговому кодексу планируется подготовить в третьем квартале.

Теперь же есть все основания предполагать: более реальная угроза “животворящих” санкций на российский сектор СПГ подстегнет все заинтересованные лица найти компромисс для оперативного решения накопившихся задач по созданию в России производства оборудования для крупнотоннажного сжижения.

Кстати, уже после того, как было принято решение, что “Арктик СПГ 2” будет строиться на технологиях немецкой Linde, произошло еще одно событие: компания Linde объединилась с американской Praxair. То есть риски, связанные с возможностью передачи России технологии сжижения для “Арктик СПГ 2”, усилились.