Введение
В современной экономике существует необходимость серьезных организационных преобразований в системе регионального управления, что требует формирования определенных институциональных условий. Внедрение принципиально новых технологий и технологическое развитие региона определяются управленческой политикой, направленной на развитие инновационной деятельности в регионах
Для того чтобы обеспечить темпы экономического роста отдельных территорий и страны в целом необходимо использовать те источники роста, которые являются наиболее эффективными в долгосрочной перспективе. Это, прежде всего, инновации, инновационное развитие. Одним из условий перехода экономики на инновационный путь развития является использование стратегического территориального планирования. Регулирование инновационного развития путем создания благоприятных условий все больше возлагается на территориальные органы управления, при значительном расширении их полномочий с учетом стратегических приоритетов развития экономики [5].
В данном исследовании нами поставлена цель – рассмотреть возможность использования методических наработок для определения путей эффективного управления региональными инновационными системами. Исследование проводилось по данным 17 областей Центрального федерального округа (ЦФО).
Материал и методы исследования
В исследовании использовались материалы, собранные авторами в ходе разработки проекта Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2035 года, методами исследования послужили анализ и синтез, индукция и дедукция, методы статистической обработки данных, экономического анализа, опроса и другие методы научного исследования.
Результаты исследования
Специфика экономического пространства Российской Федерации, характеризующаяся существенными качественными различиями уровней социально-экономического развития ее субъектов, обусловливает необходимость дифференцированного подхода к изучению и разработке механизмов управления инновационным развитием регионов. В то же время отчетливо ощущается необходимость сопоставления их инновационной активности, проведения сравнительного анализа, типизация и на основе результатов исследования разработке стратегии инновационного развития регионов [5]. Критерием значимости любой теории является ее практическое воплощение, поэтому необходимо обозначить каким образом три основные составляющие инновационной деятельности – инновационный потенциал, инновационная активность и инновационные результаты – могут быть воплощены в реальные механизмы, нормативные документы и повседневную управленческую деятельность, обеспечивающих инновационное развития территорий. Эффективность инновационных процессов в социально-экономической системе региона определяется не только уровнем инновационного потенциала и активностью субъектов инновационного процесса, но и уровнем организации их взаимодействия, что вызывает необходимость формирования механизма взаимодействия инновационной подсистемы региона с внешней средой. Это позволяет активизировать взаимодействие региональных институтов в процессе инновационного развития и обеспечить эффективное функционирование государственной политики, направленной на инновационное развитие.
Функционирование инновационной сферы регулирует государственная стратегия инновационного развития, которая призвана стать важнейшим элементом национальной социально-экономической политики [4]. Стратегия инновационного развития разрабатывается на трех уровнях управления: на макроуровне, на мезоуровне (региональный и отраслевой уровни) и микроуровне (уровень организаций). Очевидно, что без развития региональных инновационных систем говорить об успехах научно-технического прогресса в целом по стране не представляется возможным (рисунок 1) [5].
Основой инновационной политики региональных систем является стратегия инновационного регионального развития, которая служит эффективным инструментом достижения целей и задач этой политики в условиях динамичной экономики [4].
Следует отметить, что данная система не может существовать в изоляции в «безвоздушном пространстве». Она опирается на инновационный потенциал региона, основой для ее развития служит государственная инновационная политика.
Ее питает мировое экономическое и информационное пространство, весь объем знаний о новых продуктах, технологиях и принципах организации производства.
В ходе исследования нами были выявлены ряда определенных ограничений и проблем формирования инновационной региональной системы и ее составляющих.
К основным проблемам можно отнести следующие: недостаточно развитая производственно-технологическая база предприятий, сокращение квалифицированного персонала, занятого в научных исследованиях и разработках (проблема интеллектуальной миграции), неэффективная инновационная инфраструктура, слабая инвестиционная поддержка инновационной деятельности со стороны государства и коммерческого сектора, низкая эффективность реализации инновационного потенциала регионов, отсутствие налаженных кооперационных связей между наукой и производством и др.
Рис. 1. Составляющие региональной инновационной системы
Специфика экономического пространства Российской Федерации, характеризующегося существенными качественными различиями уровней социально-экономического развития ее субъектов, обусловливает необходимость дифференцированного подхода к изучению и разработке механизмов управления инновационным развитием регионов [1]. В то же время отчетливо ощущается необходимость сопоставления их инновационной активности, проведения сравнительного анализа, типизации и на основе результатов исследования – разработки стратегий инновационного развития.
На основе достижения регионами определенных значений Регионального индекса инноваций (рисунок 2), нами была предложена типология регионов ЦФО.
При этом были сформированы 4 типологические группировки: регионы-лидеры, регионы с высоким, средним и низким уровнем инновационного развития. По информации за 2016 год, к лидерам были отнесены Калужская, Московская и Тульская области, к регионам с высоким уровнем инновационного развития – Ярославская, Воронежская, Липецкая и Владимирская области, со средним уровнем – Рязанская, Смоленская, Белгородская, Курскя, Тверская, Тамбовская, Орловская, Костромская и Ивановская области. Низким был признан уровень инновационного развития Брянской области [1].
Можно предположить, что стратегии инновационного развития для каждой из указанных групп могут иметь определенные характерные особенности. Предлагается следующая классификация стратегий в зависимости от группировки регионов ЦФО по уровню инновационного развития.
1. Регионы-лидеры
Регионы, имеющие существенное превышение средних значений по всем показателям, характеризующим уровень инновационного развития. Основными факторами их успеха является высокий уровень инвестиций, заметные результаты в области знаний, творчества и технологий, значительный уровень развития человеческого капитала и бизнеса. Благодаря этому они обладают высокой конкурентоспособностью. Однако непременным условием их динамичного развития является поддержание высокого уровня финансирования. При этом по таким показателям как «инфраструктура», «результаты в области знаний, творчества, технологий» отрыв от следующей группы регионов незначителен.
Рис. 2. Региональный индекс инноваций
Стратегия инновационного лидерства
Стратегия должна быть направлена на реализацию мер по развитию человеческого капитала, расширение сети объектов инфраструктуры и повышение их эффективности, обеспечение правовой и финансовой поддержки инновационной деятельности со стороны государства. Необходима работа по дальнейшему привлечению в регион как частных, так и государственных инвестиций.
2. Регионы с высоким уровнем инновационного развития
Регионы этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку имеют достаточно высокий инновационный потенциал (включающий развитую инновационную инфраструктуру), но требуют значительных средств для поддержания роста и достижения высоких показателей. Сбалансированное распределение инновационных ресурсов в таких регионах позволяет наиболее полно использовать имеющийся инновационный потенциал хозяйствующих субъектов региональной экономики. К этой группе относится и Воронежская область.
Стратегия, ориентированная на достижение высоких показателей инновационного развития
В качестве основных стратегических направлений развития региона целесообразно рассматривать повышение эффективности подготовки профессиональных кадров с расширенным спектром компетенций, выявление потребностей инновационного развития экономики в целях формирования программ фундаментальных исследований и достижения результатов в области знаний, творчества и технологий, мероприятия направленные на активизацию бизнеса и применения им различных новшеств [2].
3. Регионы со средним уровнем инновационного развития
Регионы, имеющие значительный инновационный потенциал, но неэффективно (либо недостаточно активно) его использующие. Они имеют преимущество по показателям, характеризующим обеспеченность инновационного процесса человеческими ресурсами. Эти регионы отличает высокое качество образования на всех уровнях, развитые компетенции в сфере исследований и разработок, мотивация к инновациям в вузах. У них высока доля ученых и научного персонала, население достаточно восприимчиво к инновациям.
Стратегия активизации
Стратегия должна быть направлена на увеличение доли предприятий, осуществляющих инновации и удельного веса инновационной продукции в общем объеме продукции. Также огромное значение имеет активизация инвестиционной деятельности и расширение инновационной инфраструктуры [3].
4. Регионы с низким уровнем инновационного развития
Регионы с явным недостатком инновационного потенциала по большинству направлений. Неэффективное использование имеющихся ресурсов привело такие регионы к низким показателям инновационного развития. Для них характерны невысокие темпы развития или даже спад в производстве, высокий уровень безработицы, низкое качество инновационной инфраструктуры, недостаточность инвестиционных ресурсов.
Антикризисная стратегия
Стимулирование создания инновационного климата со стороны государства, развитие механизмов государственного управления инновационной деятельностью. Изыскание дополнительных собственных средств региона и привлечение средств федерального бюджета для поддержки инновационного развития. Выявление внутренних резервов развития, привлечение специалистов и инвесторов, создание зон опережающего инновационного развития.
Ресурсы, обеспечивающие инновационное развитие, в регионах России обычно распределяются неравномерно, что требует выбора различных приоритетов при разработке стратегических планов. Принимая во внимание факт преобладания тех или иных составляющих инновационного потенциала, органы региональной власти должны выбрать стратегию регионального инновационного развития, которая позволит наиболее полно использовать существующие инновационные ресурсы и сосредоточить усилия на проблемных областях региона, т.к. это необходимо для предельно быстрого достижения стратегических целей.
За счет определенного набора управленческих действий региональных органов власти возможен переход регионов из одного типа в другой, с более высоким потенциалом развития. Однако для эффективного действия необходима точная оценка существующего потенциала и тенденций развития базовых высокотехнологичных отраслей.
На основе анализа составляющих (агрегатов и субиндексов) Регионального индекса инноваций, был сделан вывод, что сильными сторонами инновационной составляющей экономики Воронежской области является значительный объем инвестиций в основной капитал и широкое применение компьютеров и информационных технологий, а «слабым звеном» – незначительное использование передовых технологий [1].
Исходя из сложившейся практики функционирования региональной инновационной системы Воронежской области, концептуальных установок областных органов государственной власти можно предположить следующие направления совершенствования инновационного развития:
1. Формирование системного спроса на результаты исследований и разработок со стороны предпринимательского сектора.
2. Эффективное использование инновационного потенциала региона для обеспечения прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
3. Создание наукоемких, высокотехнологичных территориальных производственных кластеров.
4. Повышения качества жизни за счет внедрения инноваций.
Регулирование инновационного развития путем создания благоприятных условий все больше возлагается на территориальные органы управления, при значительном расширении их полномочий с учетом стратегических приоритетов развития экономики.
Вывод
Система управления инновационным развитием региона должна включать в себя действенные инструменты регулирования данной деятельности, которая должна быть направлена на продвижение конкурентоспособных отраслей и сфер региона, что отражается в стратегическом планировании долгосрочного эффективного социально-экономического развития территории, с учетом инновационных приоритетов и на основе стабильного и активного инновационно-инвестиционного климата.