Введение
Обострение геополитической обстановки четко показали колоссальную значимость сферы науки и технологий, а также необходимость создания конкурентоспособной инновационной продукции и инфраструктуры. В современных условиях особую актуальность приобретает поиск, создание и активизация точек роста, способных вывести региональную инновационную систему не только на докризисный уровень, но и обеспечить ее конкурентоспособность в формирующихся условиях. На уровне регионов такими опорными, базовыми, точками выступают наукограды Российской Федерации.
Цель исследования заключается в разработке перспективных направлений развития инновационного потенциала наукоградов.
Материал и методы исследования
В процессе исследования применялся системный подход для анализа текущего положения наукоградов в региональной инновационной системе страны. С помощью экономико-статистических методов проанализирована система финансовой поддержки наукоградов.
Информационной основой являются данные Минобрнауки России, Росстата, заключения РАН на анализ соответствия показателей научно-производственных комплексов наукоградов требованиям Федерального закона от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», материалы периодической печати, нормативно-правовые акты и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Наукоград – это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. В настоящее время в Российской Федерации расположены 13 наукоградов, в Московской области сосредоточено 8 из них [1].
В СССР наукограды зарекомендовали себя как центры развития важнейших оборонно-промышленных отраслей. В 2000-е годы финансирование наукоградов резко сократилось и фокус был смещен с их развития на другие задачи, однако наукограды продолжали демонстрировать значительные результаты в рамках своей специализации. В настоящее время перед наукоградами снова встала задача не только поддерживать статус базовых элементов региональной инновационной системы, но и стать локомотивами роста инновационной экономики региона и страны [2,3].
За последние несколько лет наукограды продемонстрировали значительные результаты в развитии важнейших отраслей экономики. Доля 13 наукоградов по объему инновационной продукции, произведенной в 2020 году, ставит их на 5 место среди 8 федеральных округов Российской Федерации. Темп прироста инновационной продукции начиная с 2015 года составляет более 70%; численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в наукоградах почти в 2 раза превышает значения по региону; численность исследователей, имеющих ученую степень, в наукоградах в 8 раз превышает значения по региону [4].
Анализ результатов деятельности научно-производственных комплексов наукоградов не в количественных измерениях, а в качественных показал, что наукограды продолжают демонстрировать значительные достижения. В 2020 году государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», Кольцово, разработана вакцина для профилактики COVID-19 «ЭпиВакКорона». В наукоградах строятся объекты мегасайенс – комплекс сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA в Дубне, новый источник синхротронного излучения «СИЛА» и прототип импульсного источника нейтронов на основе реакции испарительно-скалывающего типа «ОМЕГА» в Протвино, Сибирский кольцевой источник фотонов («СКИФ») в Кольцово и многие другие [5].
Наукограды демонстрируют значимые результаты в различных областях науки и технологий, однако стоит обратить внимание на те условия, в которых наукограды смогли их добиться. По-прежнему в наукоградах остро стоит вопрос с финансированием. Ежегодно Минобрнауки России утверждает результаты конкурсного отбора мероприятий, способствующих реализации инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров и услуг в соответствии с приоритетными направлениями развитии науки, технологий и техники Российской Федерации, представленных субъектами Российской Федерации, на территориях которых расположены муниципальные образования, имеющие статус наукоградов Российской Федерации. Мероприятия по реализации инновационных проектов в наукоградах направлены на создание и развитие востребованной инновационной продукции. Ежегодное участие наукоградов в данном конкурсе, в том числе демонстрирует их высокую заинтересованность в развитии потенциала, а также перспективных направлений науки, технологий и техники (рис. 1).
Необходимо отметить, что за все время проведения данного конкурса, с 2018 года, Фрязино, Черноголовка и Троицк еще ни разу не становились победителями. Такое положение также может быть объяснено тем, что в соответствии с п.7 (Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации) от субъекта может быть представлено не более 3 заявок, выбор которых определяется конкурсной комиссией [6].
Московская область представлена наибольшим количеством победителей, что можно объяснить большим сосредоточением наукоградов именно в этом субъекте. В Московской области чаще всего победителем становился Реутов. Постановлением Правительства Российский Федерации от 19.06.2024 №821 г.о. Серпухов присвоен статус наукограда Российской Федерации, а у Пущино и Протвино он отозван [7].
Рис. 1. Распределение победителей конкурса инновационных проектов по наукоградам с 2018 г. по 2024 г. Источник: составлено автором по данным Минобрнауки России [6]
Рис. 2. Объем межбюджетных трансфертов наукоградов, млн руб. Источник: составлено автором по данным Минобрнауки России [6]
Объем государственной поддержки наукоградов (межбюджетных трансфертов в соответствии с п.4 ст.8 Федерального закона от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации») ежегодно снижается. Размер финансирования конкурсных проектов составляет до 30% выделяемых наукограду объема межбюджетного трансферта. Это означает, что деньги получают только часть наукоградов (из 13), победивших в конкурсе. Динамика распределения субсидий на осуществление мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации с 2018 по 2024 год (с выделением объема средств по результатам конкурса) носит отрицательный характер (рис. 2).
Кроме вопросов нехватки финансирования, сохраняются инфраструктурные проблемы развития наукоградов. Именно в этом направлении органами власти в последнее время предпринимаются различные меры для их решения. Так принято решение о включении наукоградов в региональные программы формирования комфортной городской среды. Это позволит использовать федеральное финансирование для развития их территорий. Раньше такие научные центры включались в действующие программы нерегулярно и выборочно. Теперь они должны становиться участниками таких программ в приоритетном порядке.
Программа «Новая миссия городов» разработана АСИ и ее цель заключается в поиске и решении проблем развития городов с помощью внедрения новых инфраструктурных и сервисных инструментов для формирования городской среды. Среди ее участников такие наукограды как Дубна, Обнинск, Королёв, Кольцово [8].
Также стоит отметить, что был обновлен ряд нормативно-правовых актов, касающихся деятельности наукоградов. Обновлена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, реализуется Федеральный проект «Поддержка наукоградов» государственной программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Разработан «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 № 2765-р), где национальная цель развития «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» декомпозируется на комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на стимулирование технологического развития и повышение производительности труда. Предполагается, что инфраструктурное обеспечение технологического развития будет реализовано за счет федеральной программы «Развитие наукоградов» [9,10].
Таким образом, предлагаются различные меры для решения инфраструктурных проблем наукоградов с целью сохранения их потенциала и привлечения новых специалистов. Перечисленные меры поддержки направлены на стимулирование развития наукоградов для усиления их вклада в развитие региональной инновационной системы и занятия лидирующих позиций на мировой экономической арене [11,12].
Выводы
Анализ деятельности наукоградов позволяет прийти к выводу, что необходимо адаптировать их социально-экономический комплекс к современным условиям, в том числе решить вопрос по инфраструктурному развитию их территорий. В силу своей сформированной научно-производственной базы наукограды способны производить новейшую продукцию и реализовывать технологически проработанные проекты, которые могут принести реальную отдачу в будущем. Однако, вопрос качества городской среды становится все более актуальным. Как было отмечено на XII Всероссийской научно-практической конференции «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы» в 2023 г., «снижение относительного уровня обустройства наукоградов и иных территорий с высоким научно-технологическим потенциалом имеет следствием и снижение средней квалификации привлекаемых ученых и специалистов и, как следствие, снижение эффективности реализации проектов общегосударственного значения» [3].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что развитие наукоградов требует комплексного подхода. Вопрос с нехваткой финансирования (также для поддержки статуса наукограда) может быть решен путем нормативного закрепления обязательного или приоритетного участия наукоградов в пилотных проектах формируемых национальных, федеральных и региональных проектах. Кроме того представляется, что корректировка критериев оценки заявок на участие в конкурсном отборе мероприятий, способствующих реализации инновационных проектов, позволит привлечь больше проектов для участия в таком конкурсе.
Таким образом, накопленный потенциал научно-производственного комплекса наукоградов позволяет определить наукограды как один из перспективных элементов развития инновационной системы страны. Для этого необходимо сохранять и поддерживать существующие наукограды, а также развивать их научно-технический и инновационный потенциал, инфраструктуру наукограда как муниципального образования. При этом поддержка должна носить комплексный и адресный характер, быть направлена на согласованное развитие как научно-производственного, так и социально-экономического комплекса наукограда.