Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF SCIENCE CITIES

Tuzkova D.K. 1
1 Москва
1245 KB
The article considers the prospects for the development of the innovative potential of science cities. The analysis of the financing system of science cities since 2018 has shown an annual reduction in the volume of transfers allocated to science cities. The issues of financing innovative projects in the framework of the Strategies for the socio-economic development of science cities have been studied. Their predominant dependence on the specifics of the competitive procedures has been revealed. An analysis of the winners of the competition of innovative projects for science cities from 2018 to 2024 in the Russian Federation has been conducted. The Moscow region, being the leader in the number of science cities in the country, is also represented by the largest number of winners of the competition of innovative projects. Modern trends in the development of infrastructure problems of the science city are considered. Based on the analysis, the main areas of support for science cities are presented both at the federal and regional levels.
regional innovation system
science cities
innovation and scientific and technical potential
moscow region

Введение

Обострение геополитической обстановки четко показали колоссальную значимость сферы науки и технологий, а также необходимость создания конкурентоспособной инновационной продукции и инфраструктуры. В современных условиях особую актуальность приобретает поиск, создание и активизация точек роста, способных вывести региональную инновационную систему не только на докризисный уровень, но и обеспечить ее конкурентоспособность в формирующихся условиях. На уровне регионов такими опорными, базовыми, точками выступают наукограды Российской Федерации.

Цель исследования заключается в разработке перспективных направлений развития инновационного потенциала наукоградов.

Материал и методы исследования

В процессе исследования применялся системный подход для анализа текущего положения наукоградов в региональной инновационной системе страны. С помощью экономико-статистических методов проанализирована система финансовой поддержки наукоградов.

Информационной основой являются данные Минобрнауки России, Росстата, заключения РАН на анализ соответствия показателей научно-производственных комплексов наукоградов требованиям Федерального закона от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», материалы периодической печати, нормативно-правовые акты и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Наукоград – это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. В настоящее время в Российской Федерации расположены 13 наукоградов, в Московской области сосредоточено 8 из них [1].

В СССР наукограды зарекомендовали себя как центры развития важнейших оборонно-промышленных отраслей. В 2000-е годы финансирование наукоградов резко сократилось и фокус был смещен с их развития на другие задачи, однако наукограды продолжали демонстрировать значительные результаты в рамках своей специализации. В настоящее время перед наукоградами снова встала задача не только поддерживать статус базовых элементов региональной инновационной системы, но и стать локомотивами роста инновационной экономики региона и страны [2,3].

За последние несколько лет наукограды продемонстрировали значительные результаты в развитии важнейших отраслей экономики. Доля 13 наукоградов по объему инновационной продукции, произведенной в 2020 году, ставит их на 5 место среди 8 федеральных округов Российской Федерации. Темп прироста инновационной продукции начиная с 2015 года составляет более 70%; численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в наукоградах почти в 2 раза превышает значения по региону; численность исследователей, имеющих ученую степень, в наукоградах в 8 раз превышает значения по региону [4].

Анализ результатов деятельности научно-производственных комплексов наукоградов не в количественных измерениях, а в качественных показал, что наукограды продолжают демонстрировать значительные достижения. В 2020 году государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», Кольцово, разработана вакцина для профилактики COVID-19 «ЭпиВакКорона». В наукоградах строятся объекты мегасайенс – комплекс сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA в Дубне, новый источник синхротронного излучения «СИЛА» и прототип импульсного источника нейтронов на основе реакции испарительно-скалывающего типа «ОМЕГА» в Протвино, Сибирский кольцевой источник фотонов («СКИФ») в Кольцово и многие другие [5].

Наукограды демонстрируют значимые результаты в различных областях науки и технологий, однако стоит обратить внимание на те условия, в которых наукограды смогли их добиться. По-прежнему в наукоградах остро стоит вопрос с финансированием. Ежегодно Минобрнауки России утверждает результаты конкурсного отбора мероприятий, способствующих реализации инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров и услуг в соответствии с приоритетными направлениями развитии науки, технологий и техники Российской Федерации, представленных субъектами Российской Федерации, на территориях которых расположены муниципальные образования, имеющие статус наукоградов Российской Федерации. Мероприятия по реализации инновационных проектов в наукоградах направлены на создание и развитие востребованной инновационной продукции. Ежегодное участие наукоградов в данном конкурсе, в том числе демонстрирует их высокую заинтересованность в развитии потенциала, а также перспективных направлений науки, технологий и техники (рис. 1).

Необходимо отметить, что за все время проведения данного конкурса, с 2018 года, Фрязино, Черноголовка и Троицк еще ни разу не становились победителями. Такое положение также может быть объяснено тем, что в соответствии с п.7 (Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации) от субъекта может быть представлено не более 3 заявок, выбор которых определяется конкурсной комиссией [6].

Московская область представлена наибольшим количеством победителей, что можно объяснить большим сосредоточением наукоградов именно в этом субъекте. В Московской области чаще всего победителем становился Реутов. Постановлением Правительства Российский Федерации от 19.06.2024 №821 г.о. Серпухов присвоен статус наукограда Российской Федерации, а у Пущино и Протвино он отозван [7].

missing image file

Рис. 1. Распределение победителей конкурса инновационных проектов по наукоградам с 2018 г. по 2024 г. Источник: составлено автором по данным Минобрнауки России [‎6]

missing image file

Рис. 2. Объем межбюджетных трансфертов наукоградов, млн руб. Источник: составлено автором по данным Минобрнауки России [6]

Объем государственной поддержки наукоградов (межбюджетных трансфертов в соответствии с п.4 ст.8 Федерального закона от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации») ежегодно снижается. Размер финансирования конкурсных проектов составляет до 30% выделяемых наукограду объема межбюджетного трансферта. Это означает, что деньги получают только часть наукоградов (из 13), победивших в конкурсе. Динамика распределения субсидий на осуществление мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации с 2018 по 2024 год (с выделением объема средств по результатам конкурса) носит отрицательный характер (рис. 2).

Кроме вопросов нехватки финансирования, сохраняются инфраструктурные проблемы развития наукоградов. Именно в этом направлении органами власти в последнее время предпринимаются различные меры для их решения. Так принято решение о включении наукоградов в региональные программы формирования комфортной городской среды. Это позволит использовать федеральное финансирование для развития их территорий. Раньше такие научные центры включались в действующие программы нерегулярно и выборочно. Теперь они должны становиться участниками таких программ в приоритетном порядке.

Программа «Новая миссия городов» разработана АСИ и ее цель заключается в поиске и решении проблем развития городов с помощью внедрения новых инфраструктурных и сервисных инструментов для формирования городской среды. Среди ее участников такие наукограды как Дубна, Обнинск, Королёв, Кольцово [8].

Также стоит отметить, что был обновлен ряд нормативно-правовых актов, касающихся деятельности наукоградов. Обновлена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, реализуется Федеральный проект «Поддержка наукоградов» государственной программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Разработан «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 № 2765-р), где национальная цель развития «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» декомпозируется на комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на стимулирование технологического развития и повышение производительности труда. Предполагается, что инфраструктурное обеспечение технологического развития будет реализовано за счет федеральной программы «Развитие наукоградов» [9,10].

Таким образом, предлагаются различные меры для решения инфраструктурных проблем наукоградов с целью сохранения их потенциала и привлечения новых специалистов. Перечисленные меры поддержки направлены на стимулирование развития наукоградов для усиления их вклада в развитие региональной инновационной системы и занятия лидирующих позиций на мировой экономической арене [11,12].

Выводы

Анализ деятельности наукоградов позволяет прийти к выводу, что необходимо адаптировать их социально-экономический комплекс к современным условиям, в том числе решить вопрос по инфраструктурному развитию их территорий. В силу своей сформированной научно-производственной базы наукограды способны производить новейшую продукцию и реализовывать технологически проработанные проекты, которые могут принести реальную отдачу в будущем. Однако, вопрос качества городской среды становится все более актуальным. Как было отмечено на XII Всероссийской научно-практической конференции «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы» в 2023 г., «снижение относительного уровня обустройства наукоградов и иных территорий с высоким научно-технологическим потенциалом имеет следствием и снижение средней квалификации привлекаемых ученых и специалистов и, как следствие, снижение эффективности реализации проектов общегосударственного значения» [3].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что развитие наукоградов требует комплексного подхода. Вопрос с нехваткой финансирования (также для поддержки статуса наукограда) может быть решен путем нормативного закрепления обязательного или приоритетного участия наукоградов в пилотных проектах формируемых национальных, федеральных и региональных проектах. Кроме того представляется, что корректировка критериев оценки заявок на участие в конкурсном отборе мероприятий, способствующих реализации инновационных проектов, позволит привлечь больше проектов для участия в таком конкурсе.

Таким образом, накопленный потенциал научно-производственного комплекса наукоградов позволяет определить наукограды как один из перспективных элементов развития инновационной системы страны. Для этого необходимо сохранять и поддерживать существующие наукограды, а также развивать их научно-технический и инновационный потенциал, инфраструктуру наукограда как муниципального образования. При этом поддержка должна носить комплексный и адресный характер, быть направлена на согласованное развитие как научно-производственного, так и социально-экономического комплекса наукограда.