Введение
Переход страны на социально ориентированную модель развития заключается не только во внедрении различных инновационных технологий, но и в расширении возможностей реализации социальных инноваций, выдвигая на первый план развитие человеческого и социального капитала, институтов гражданского общества на основе социального партнерства. В последние годы отмечается рост заинтересованности государства и общества к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО). Государством принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие данного сектора, увеличение спектра дополнительных источников финансирования и мер поддержки СОНКО, в том числе финансовой, в целях расширения присутствия данных организаций на рынке социальных услуг.
Цель исследования заключается в определении особенностей финансового обеспечения, ключевых проблем и перспектив развития социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях новой экономической реальности.
Материал и методы исследования
Исследование проведено на основе изучения законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, анализа результатов научных трудов отечественных и зарубежных авторов, информационных материалов Министерства экономического развития Российской Федерации, официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Применялись общенаучные методы познания (обобщения, сравнения, дедукции, индукции), методы статистической обработки данных.
Результаты исследования и их обсуждение
В современных условиях обеспечить необходимые темпы социально-экономического прогресса без активного включения в экономические и социальные процессы «третьего сектора экономики», в который входят некоммерческие организации (НКО), представляется сложным, так как НКО, являясь полноценным субъектом экономической деятельности, вносят вклад в создание валовой добавленной стоимости, что способствует экономическому росту, нивелирует возрастающие социальные, демографические, финансовые, информационные и другие риски в условиях современной турбулентности.
С позиции экономики, некоммерческий сектор, оказывая широкий набор социальных услуг, представляет собой часть сектора социальной сферы национальной экономики. Основными источниками финансирования НКО являются пожертвования, гранты, бюджетные средства, и их отличительной чертой является то, что, создаваясь не для получения прибыли, НКО уплачивают налоги в соответствии с установленным режимом налогообложения и страховые взносы во внебюджетные фонды за своих сотрудников.
В настоящее время рынок социальных услуг Российской Федерации находится в процессе активного развития, обусловленного совершенствованием нормативно-правового поля в сфере социальной сфере, что поспособствовало привлечению некоммерческих организаций различного вида к оказанию и предоставлению социальных услуг гражданам [1, с. 121] и направлено на оптимизацию государственных расходов, повышение эффективности функционирования социальной сферы в целом.
В структуре некоммерческих организаций СОНКО выступают основным звеном и им отводится особое место, что обусловлено их востребованностью на рынке социальных услуг. СОНКО предоставляют услуги, не только входящие в перечень государственных и муниципальных услуг, но и уникальные инновационные услуги, направленные на решение социальных проблем.
Введение статуса СОНКО в 2010 году [2] увеличило рост их числа. Резкий рост количества СОНКО отмечался в 2012-2019 годах, затем в 2020-2021 годах наблюдалось их сокращение (прежде всего из-за последствий распространения коронавируса). В 2023 году в России функционировало более 130,5 тыс. СОНКО (рис. 1).
Рис. 1. Динамика количества социально ориентированных некоммерческих организаций в России, ед. Источник: составлено автором по данным [3]
Рис. 2. Динамика численности получателей социальных услуг, тыс. чел. Источник: составлено автором по данным [3]
Рис. 3. Динамика количества граждан, получивших социальные услуги, предоставляемые СОНКО в 2019-2023 годах, тыс. чел. Источник: составлено автором по данным [3]
Рис. 4. Структура объемов средств, выделенных из региональных бюджетов на финансовую государственную поддержку СОНКО в 2022-2023 годах, % Источник: составлено автором по данным [4]
Эффективность деятельности СОНКО определяется показателем численности граждан, получивших социальную услугу. По данным Росстата, численность получателей социальных услуг с 2012 года существенно увеличивается. В 2023 году 89,6 тыс. граждан воспользовались услугами, предоставляемыми СОНКО, что почти в 5 раз превышает показатель 2012 года (18,6 тыс. чел.), только за 2023 год численность данной категории граждан увеличилась на 10,8 тыс. чел. (13,7%) (рис. 2).
В структуре социальных услуг, предоставляемых СОНКО, за последние 5 лет увеличилось количество получивших их граждан: в сфере образования на 10,3%, в сфере культуры и кинематографии на 9,7%; в сфере здравоохранения на 7,7%, в сфере социальной политики на 4,3%, спорта на 1,2%, что свидетельствует о результативности деятельности СОНКО (рис. 3).
В 2023 году из федерального бюджета на поддержку СОНКО направлено 308,3 млрд руб., которые были распределены между 5 261 организациями, что ниже показателей 2022 года, в котором на данное направление было выделено 344,2 млрд руб., что на 35,9 млрд. руб. (10,0%) выше показателя 2023 года, и данные средства были переданы 6 846 СОНКО [4].
Вместе с тем, следует отметить увеличение объемов финансовой поддержки, направленной из региональных бюджетов: так, в 2023 году СОНКО направлено 87,4 млрд руб. (в 2018-2022 годах – 34,6, 48,7, 58,0, 71,9 и 86,0 млрд руб. соответственно). Финансовую поддержку из региональных бюджетов получили 11,2 тыс. СОНКО. Основная доля в общем общих объемах финансовой поддержки в 2022-2023 годах приходится на субсидии без проведения конкурсных процедур – 33,7% и 36,8% соответственно; на субсидии на конкурсной основе – 29,9% и 36,4% соответственно (рис. 4).
Таким образом, исследование структуры государственной финансовой поддержки СОНКО позволяет сделать вывод, что основными ее формами является выделение субсидий или предоставление грантов, объемы оказываемой финансовой поддержки СОНКО существенны, однако, по нашему мнению, продолжают оставаться недостаточными для активизации развития данного сектора.
Как уже отмечалось, в последнее время расширились возможности присутствия СОНКО на рынке социальных услуг. В рамках реализации Комплекса мер [4], в 2023 году бюджетное финансирование СОНКО в общем объеме средств, направленных негосударственным поставщикам социальных услуг (92,1 млрд. руб.), составила 80,7% (74,3 млрд руб.). Структура распределения средств представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Структура средств региональных бюджетов, выделенных СОНКО на оказание социальных услуг в разрезе направлений в 2023 году, %
Финансирование СОНКО на муниципальном уровне в 2023 году сложилось на уровне 6,06 млрд руб., что выше показателя 2022 года (5,85 млрд руб.) на 3,6%. Основную долю переданных средств составили субвенции – 76,4 % (4,6 млрд руб.), путем предоставления субсидий направлено – 16,6% (1,01 млрд руб.). Доля муниципалитетов, реализующих программы финансирования СОНКО, в общем их количестве составила 68,7%, увеличившись с 2022 года на 17,6% [4].
В ряде регионов Российской Федерации, в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органами государственной власти приняты нормативные акты, предоставляющие СОНКО льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Однако масштабно налоговые преференции предоставляются лишь в некоторых регионах, в основном на уровне субъектов их предоставляют в небольшом количестве, либо не предоставляют вообще. Автор считает, что целесообразно расширять лучшие практики налогового льготирования на все субъекты страны. Также, по мнению автора, следует разрешить организациям-донорам учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде стоимости освобождения СОНКО от имущественной обязанности перед третьим лицом.
Очевидно, в современных условиях повышается роль и место СОНКО в реализации мероприятий, направленных на решение социальных проблем, однако, как полагает автор, сохраняющаяся зависимость от государственного финансирования и благотворительной помощи, чрезмерная бюрократизация процесса распределения финансовой поддержки от государства на уровне муниципалитетов, дифференциация в предоставлении налоговых и других преференций СОНКО на региональном уровне выступают ключевыми факторами, препятствующими развитию данного сектора.
Безусловно, прямое бюджетное финансирование (гранты, субсидии и т.д.) направлено на поддержку функционирования СОНКО, но в тоже время повышает риски формирования иждивенчества, увеличивает транзакционные издержки и риски коррупции за счет привлечения ряда посредников, что сказывается на результативности их деятельности.
В рамках предоставления косвенной финансовой поддержки (различные формы льготирования, в том числе налоговые) сохраняются риски снижения налоговых поступлений доходов в бюджет государства и устойчивости финансирования НКО (СОНКО). По мнению автора, необходимо перейти к долгосрочному государственному финансированию, что позволит повысить качество планирования деятельности СОНКО на более длительную перспективу и обеспечит более стабильное их функционирование. На региональном уровне для эффективной реализации социальных проектов/инноваций СОНКО необходимо укреплять взаимодействие с органами власти, в части включения данных организаций в целевые подпрограммы в рамках государственных программ социальной направленности [6].
В последнее время многие организации начали выделять гранты на укрепление финансовой устойчивости СОНКО, в связи с этим следует рассмотреть вопрос включения подобной статьи расходов в формы государственного финансирования, что положительно сказалось бы на деятельности СОНКО.
Представляется целесообразным развивать альтернативные источники финансирования, в том числе фандрайзинг, который способен обеспечить приток дополнительных финансовых и иных ресурсов, расширить спектр новых партнеров и спонсоров СОНКО, а также краудфандинг, спонсорство, благотворительность, активизировать практики инициативного бюджетирования, привлекать социальные инвестиции в рамках программ КСО предпринимательского сектора.
Существенным дополнительным источником финансирования СОНКО выступают средства меценатов и спонсоров, расширение участия которых поспособствует решению проблем в деятельности социально ориентированных организаций, в том числе: обеспечение инновационным программным обеспечением и современным оборудованием, технологической поддержкой и др., что особенно актуально в условиях цифровизации.
Заключение
Таким образом, в условиях новой экономической реальности развитие сектора СОНКО приобретает особую значимость. Делегирование решения социальных задач негосударственным институтам, в том числе отдельных функций государства в социальной сфере для решения определенного спектра проблем СОНКО, вовлечение их в сферу оказания социальных услуг позволит повысить уровень социальной защищенности населения. Вместе с тем, недостаточно раскрытый потенциал данного сегмента в стране требует принятия на государственном и муниципальном уровнях более действенных мер по поддержке СОНКО, в том числе финансовой.