Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF PRODUCTION AND ECONOMIC ACTIVITY IN THE BAKERY INDUSTRY

Latysheva Z.I. 1 Malakhova S.V. 2 Yakovlev N.A. 3 Zmakina N.D. 1
1 Kursk state agrarian university
2 Southwestern state university
3 Orel state agrarian university named after N.V. Parahin
1196 KB
Food industry enterprises, although they suffered against the background of sanctions, but taking into account the increased role of the agro-industrial complex and the food industry in the context of import substitution, they received a new vector of development. And here an important problem has emerged related to the need to maintain a balance between the interests of the state and market participants. The production and economic activities of food industry enterprises should be characterized by the fullest satisfaction of the interests of the food market and the state in terms of production volumes and price levels and ensuring a high level of profitability. The study evaluates the effectiveness of the production and economic activities of enterprises in the baking industry of Russia on the example of the largest market entities in 2021-2023. It has been established that the efficiency of the production and economic activities of enterprises in the baking industry in Russia is significantly differentiated, due to the characteristics of each individual enterprise. At the same time, the general trend for most of the enterprises under consideration is a decrease in the level of economic efficiency, which is associated with increased manifestations of the crisis in the economy. The leaders in terms of revenue and net profit are JSC PC Limak and JSC Smak, however, the highest profitability remains in LLC Russian Bread and LLC Bread, which occupy 3-4 places.
agriculture
food security
bakery industry
efficiency
financial stability

Введение

Обеспечение производственно-экономической эффективности деятельности в условиях рыночной экономики является одним из приоритетов предприятий, что позволит получать высокий размер прибыли и сохранять устойчивое финансовое положение. Однако актуальная экономическая ситуация показывает сохранение и усиление проявлений кризиса в стране, что безусловно негативно влияет на состояние бизнес-среды [1, 2].

На фоне санкций размер понесенного предприятиями ущерба во многом определяется отраслевой принадлежностью, поскольку проводимая антироссийская политика точечно влияет на отдельные сферы [3]. Для других же направлений сложившаяся геополитическая ситуация также стала катализатором финансовых проблем – снижения размера выручки и роста затрат, что в совокупности привело к снижению уровня рентабельности. Поскольку крупный бизнес зачастую привлекает кредитные ресурсы для реализации возможностей дальнейшего развития, такое положение дел сопособно поставить под угрозу финансовую устойчивость и повысить риск банкротства [4, 5].

Отдельно необходимо выделить предприятия пищевой промышленности, которые хоть и пострадали на фоне санкций, но с учетом возросшей роли АПК и пищевой промышленности в условиях реализации импортозамещения, получили новый вектор развития [6, 7]. И здесь сформировалась важная проблема, связанная с необходимостью соблюдения баланса между интересами государства и участников рынка [8]. То есть, производственно-экономическая деятельность предприятий пищевой промышленности должна характеризоваться наиболее полным удовлетворением интересов продовольственного рынка и государства с части объемов производства и уровня цен и обеспечением высокого уровня рентабельности [9, 10].

Цель исследования – оценить эффективность производственно-экономической деятельности предприятий хлебопекарной отрасли России на примере крупнейших субъектов рынка.

Материал и методы исследования

С использованием данных отраслевого рейтинга TestFirm была сформирована выборка предприятий хлебопекарной отрасли по критерию выручки в 2023 году [11, 12]. Среди 10-ти предприятий с наибольшим размером выручки проведена сравнительная оценка основных параметров финансово-хозяйственной деятельности – выручки, чистой прибыли, рентабельности, которые были рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности. Оценка данных в динамике проводится за последние 3 года, отражающие наиболее актуальную ситуацию в отрасли. Методологической основой стал интеллектуальный анализ данных и анализ динамики.

Результаты исследования и их обсуждение

В хлебопекарной промышленности лидерами в 2023 году стали АО ПК «Лимак» и АО «Смак» – 7,3 и 6,7 млрд рублей в 2023 году соответственно. Среди других 8-ми предприятий отрасли выручки по итогам отчетного года находилась в пределах 1,4-2,2 млрд рублей, что ощутимо ниже уровня двух основных лидеров. А исследуемые 3 года для большинства предприятий общим трендом является рост выручки в динамике. Однако для ООО «Русский хлеб» пиковым стал 2022 год, когда выручка достигла 7,8 млрд рублей, а в 2023 году произошло сокращение в 3,5 раза. Среди оставшихся предприятий за 3 года выручка заметно выросла, но находится на достаточно низком уровне (рисунок 1).

missing image file

Рис. 1. Оценка изменения выручки среди предприятий-лидеров хлебопекарной промышленности в России в 2021-2023 гг., млрд руб.

missing image file

Рис. 2. Оценка изменения чистой прибыли среди предприятий-лидеров хлебопекарной промышленности в России в 2021-2023 гг., млн руб.

По размеру чистой прибыли среди рассматриваемой выборки наблюдается существенная дифференциация по годам, при этом в 2021-2022 гг. лидером являлось 4-е по размеру выручки ООО «Хлеб», где в 2022 году чистая прибыль составляла 327,3 млн рублей, в то время как в АО ПК «Лимак» только 286 млн рублей. Однако в 2023 году ситуация изменилась и лидером по размеру чистой прибыли, также как и по размеру выручки, стало АО ПК «Лимак» – 429,7 млн рублей. В ООО «Хлеб» чистая прибыль в 2023 году составила 374,8 млн рублей, что является вторым результатом среди рассматриваемых предприятий. Оставшиеся 8 предприятий хлебопекарной отрасли характеризуется существенно более низким размером чистой прибыли в рассматриваемом периоде. Стоит выделить АО «Смак», где в 2021-2022 гг. показатель превышал 200 млн рублей, а к 2023 году снизился до 89 млн рублей. Среди рассматриваемых предприятий устойчивый тренд к динамичному росту чистой прибыли отмечен в ООО «Добрые печеньки» и ОАО «Самарский хлебозавод №5». Снижение чистой прибыли сохраняется в занимающих 9-10 места рейтинга АО «Уфимское ХО «Восход» и ООО «Экохлеб» (рисунок 2).

Несмотря на лидерство по размеру выручки, уровень рентабельности продаж в первых двух ниже, чем в других с менее высоким операционным результатом. В 2021 году самая высокая рентабельность продаж была отмечена в ООО «Русский хлеб», однако в 2022 году произошло существенное снижение рентабельности продаж – до 7,5%, в то время как лидирующие позиции в данном году заняли ООО «Хлеб» и ООО «Добрые печеньки». В 2023 году в ряде предприятий на фоне улучшения экономической обстановки отмечен рост рентабельности продаж, при этом наиболее высокая эффективность отмечена в ООО «Русский хлеб» и ООО «Хлеб». Самый низкий уровень рентабельности продаж среди предприятий хлебопекарной отрасли в 2021-2023 гг. устойчиво сохранялся в ООО «ТД Кундрат» и ООО «Ювента и К», что свидетельствует о невысокой степени эффективности их деятельности (рисунок 3).

Наибольший уровень рентабельности производства в 2021 г. отмечен в ООО «Русский хлеб» и в ООО «Хлеб» – 31,6% и 16,7%. Среди прочих предприятий рассматриваемого рейтинга в 2021 году уровень рентабельности производства не превышал и 10%. В 2022 году в лидирующем по уровню эффективности производства ООО «Русский хлеб» произошло снижение показателя практически в 4 раза – до 8%, в то время как в части прочих предприятий наметился устойчивый рост. Так, в ООО «Добрые печеньки» в 2022-2023 гг. уровень рентабельности производства вырос до более чем 15%, в результате чего данное предприятие входит в тройку лидеров по уровню эффективности производства хлебобулочных изделий. В ООО «ТД Кундрат» в 2022 году также был получен убыток от производственной деятельности на уровне 2,4% (рисунок 4).

Самый высокий уровень экономической эффективности отмечен в ряде предприятий, которые не являются лидерами как по размеру выручки, так и по размеру чистой прибыли.

missing image file

Рис. 3. Оценка изменения рентабельности продаж среди предприятий-лидеров хлебопекарной промышленности в России в 2021-2023 гг., %

missing image file

Рис. 4. Оценка изменения рентабельности производства среди 10-ти крупнейших предприятий хлебопекарной промышленности в России в 2021-2023 гг., %

missing image file

Рис. 5. Оценка изменения экономической рентабельности среди предприятий-лидеров хлебопекарной промышленности в России в 2021-2023 гг., %

В 2021 году наибольший уровень экономической рентабельности отмечен в занимающем 10-е место рейтинга ООО «Экохлеб», а также более 10% уровень экономической эффективности наблюдался в ООО «Хлеб» и ООО «Добрые печеньки». В 2022 году в большинстве предприятий отмечен рост уровня экономической рентабельности, при этом лидерами стали ООО «Добрые печеньки» и ООО «Экохлеб» – более 25%, а также ООО «Хлеб» с показателем 22%. В 2023 году, напротив наметился устойчивый тренд с снижению уровня экономической эффективности, при этом в наибольшей степени снизился показатель в ООО «Добрые печеньки» – практически на 10%. Самый низкий уровень экономической рентабельности устойчиво сохраняется в ООО «Русский хлеб» и ООО «Ювента и К» – менее 1% (рисунок 5).

Для предприятий хлебопекарной отрасли общим трендом является снижение уровня эффективности производственно-экономической деятельности к 2023 году. Кроме того, ситуация складывается таким образом, что предприятия-лидеры по размеру выручки показывают заметно более низкий уровень рентабельности по сравнению с теми, у которых объемы деятельности менее существенные.

Заключение

Эффективность производственно-экономической деятельности предприятий хлебопекарной отрасли в России существенно дифференцирована, что обусловлено особенностями каждого отдельно взятого предприятия. При этом общим трендом для большинства рассматриваемых предприятий является снижение уровня экономической эффективности, что связано с усилением проявлений кризиса в экономике. Лидерами по размеру выручки и чистой прибыли являются АО ПК «Лимак» и АО «Смак», однако наиболее высокая рентабельность сохраняется в ООО «Русский хлеб» и ООО «Хлеб», занимающих 3-4 места. В целом, по уровню экономической рентабельности наилучший результат показывают предприятия, которые имеют достаточно низкий размеру выручки и чистой прибыли и занимают 6-е и 10-е места соответственно – ООО «Добрые печеньки» и ООО «Экохлеб». На предприятиях хлебопекарной промышленности в условиях усиления кризиса не произошло существенных изменений в уровне эффективности производственной деятельности, поскольку показатели остались в пределах докризисных значений. При этом различие по уровню рентабельности обусловлено особенностями конкретного предприятия, объемами производства и другими существенными параметрами.