Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

GREENING OF REPRODUCTION PROCESSES IN MODERN CONDITIONS

Dzhancharov T.M. 1 Kepa Yu.N. 2 Shadskaya I.G. 3
1 Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy
2 Russian State University of Tourism and Service
3 Russian State Social University
The features of ecologization of reproductive processes in modern conditions are shown. The analysis of the problems that the Russian Federation has in this area is carried out: unecologized production potential; certain regions polluted above the norms with various harmful substances; the tense situation with water supply in some regions; extremely eroded soils; inefficient mechanism of nature management. Based on the factual material, the problems of the formation of sustainable development at the national and regional levels are analyzed. It is proved that an important direction for improving management is the greening of all regulatory and legislative acts, especially those related to economic activity. The analysis revealed that in many regulatory acts, the problems of maintaining environmental safety were not adequately reflected, for example, when identifying insolvent enterprises, developing investment projects and implementing business planning. Such regulations must necessarily be examined for full consideration of environmental regulations and require detailed revision. It is established that as the pressure on natural systems increases, the needs of society increase not only in natural resources as the primary basis of production processes, but also in natural conditions to ensure the safe functioning of its members in modern conditions.
ecologization
nature
expertise
investments
environmental management
development
enterprise
management
safety
system

Введение

Вхождение экономики Российской Федерации в период трансформационных преобразований характеризовалось чрезвычайно сложным экологическим положением, порожденным неэффективным материальным и энергоемким производством, экстенсивным сельским хозяйством, отсутствием оптимальной управленческой структуры охраны природы. Все это обусловило нерациональное использование природных ресурсов, рост техногенно-экологической нагрузки на окружающую среду, неоптимальное размещение производительных сил.

В условиях переходной экономики ситуация еще больше усложняется. С одной стороны, спад производства, инфляционные процессы ограничивают возможности государства, ведомств и предприятий в решении экологических проблем. А с другой, переход к рыночной системе характеризуется рядом особенностей, без учета которых невозможно осуществить экологизацию производства.

Вместе с тем, экономические свободы, погоня за прибылью неизбежно ведут к пренебрежению экологических проблем. В этих условиях необходимо активизировать роль государства в осуществлении экологизации общественного воспроизводства. Она должна обеспечить эффективное регулирование природопользования и природоохранной деятельности с целью оптимизации использования природных ресурсов и проведения рекультивационных мероприятий.

Следовательно, экономика современного периода очень противоречива. Прежде всего, преодолевается чрезмерное огосударствление экономики, создается рыночная среда. Но поскольку рыночный механизм еще не действует в полную силу, то в этих условиях государство выступает и главным орудием реформирования экономики, а значит, и осуществления природоохранной политики. При этом государство использует, главным образом не административные, как это было при командно-административной системе, а прежде всего, экономические методы, такие, например, как льготное кредитование и налогообложение при осуществлении природоохранных мероприятий собственными силами и средствами субъектов хозяйствования.

В то же время происходит формирование рыночного механизма, роль которого в экологизации общественного воспроизводства возрастает. Рыночный механизм стимулирует применение ресурсосберегающей технологии, уменьшение материало-и энергоемкости, что обеспечивает рациональное использование природных ресурсов. Постепенно все шире используется платность за природные ресурсы, платежи и штрафы за нарушение окружающей среды, развитие предпринимательства в экологической сфере, экологическое кредитование и страхование и т.д.

Поэтому проблема экологизации общественного воспроизводства в современных условиях является чрезвычайно актуальной и требует теоретического анализа и разработки практических рекомендаций по совершенствованию регулирования эколого-экономических взаимосвязей. При этом над проблемами экологизации хозяйственных процессов плодотворно работает много ученых. Значительный вклад в развитие теории эколого-экономических отношений внесли С.А. Андрющенко [1], В.К. Гвоздь [2], А.С. Наместников [9], Ю.С. Сягаева [11], Р.А. Темирджанов [12], Г.Х. Хурья [13], Л.Ф. Чумак [14], Б.А. Ягодин [15] и др.

Несмотря на глубину и разносторонность трудов вышеуказанных авторов и других исследователей, работу многочисленных научных учреждений, ощущается нехватка исследований проблем экологизации с точки зрения экономической теории. Очень мало теоретических трудов относительно роли природных факторов общественного воспроизводства с учетом теории предельной полезности и влияния спроса и предложения на природопользование и охрану природы.

Основной целью исследования является развитие теоретических и методологических положений относительно возможностей экологизации общественного воспроизводства и разработка основных направлений совершенствования охраны природы на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях в современных условиях.

Материалы и методы исследования

Теоретической основой исследования являются современные концепции эколого-экономического развития, фундаментальные работы научных учреждений, отдельных ученых по проблемам природопользования. В процессе работы были использованы такие методы как экономическое описание и анализ, индукция и дедукция, а также инструментарий сравнения. Информационной базой явились официальные данные статистики, отчетные и справочные данные государственных органов, научные отечественные и зарубежные издания, результаты собственных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Практика показала, что предложение части природных ресурсов является жестко ограниченным с точки зрения их абсолютного наличия или отсутствия, в то же время с экономической точки зрения эти ограничения являются гибкими. С другой стороны, спрос является неограниченным по отношению к природным системам и только объективные экологические ограничения количественного и качественного характера могут сдерживать его.

Основными субъектами эколого-экономических отношений являются домашние хозяйства, предприятия и государство, причем все эти субъекты часто имеют свои специфические эколого-экономические потребности и интересы, которые требуют согласования и гармонизации [3, 5, 8]. При этом роль домашних хозяйств возрастает, поскольку они являются конечными потребителями, а производство всегда осуществлялось на основе спроса на продуцированные товары и услуги и лицо потребителя оказывалось первоочередным при удовлетворении его потребностей, в том числе и не только в товарах так называемого широкого потребления, но и экологического характера – поддержании соответствующего качества окружающей среды.

По мере роста давления на природные системы возрастают потребности общества не только в природных ресурсах как первооснове производственных процессов, но и в природных условиях для обеспечения безопасной жизнедеятельности его членов. При этом предметом исследования природных факторов с точки зрения экономической теории выступает совокупность экономических отношений, связанных с использованием, воспроизводством и защитой природных систем, формированием устойчивого хозяйственного развития.

В то же время категорию «экологизация» можно рассматривать как систему мероприятий, которая включает ресурсосбережение, совершенствование методов хозяйствования, преобразование показателей рационального природопользования в оценочные показатели эффективности предприятий, создание общественной атмосферы, при которой все труженики чувствуют ответственность за использование продуктов природы и ее охрану.

Поскольку природные факторы действуют на всех стадиях воспроизводственных процессов, то и экологизация должна осуществляться на всех стадиях [4, 6, 10]. Экологизация, с одной стороны, представляет собой воспроизводство валового внутреннего продукта без нарушений стандартов экологической безопасности, с другой – функционирование специализированного экономического сектора по поддержанию оптимального состояния природных систем. В этом плане хозяйственный комплекс можно рассматривать с точки зрения двух его связанных составляющих – общепроизводящей системы и экологопродуцирующей системы.

Первая производит товары и услуги общего назначения, вторую нужно развивать как специализированный сектор хозяйствования. И для первой и для второй подсистем необходимо разрабатывать наиболее приемлемые и эффективные технологические схемы, разрабатывать экономический инструментарий и нормативно-юридическую базу для оптимизации использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В то же время переходная экономика для большинства стран, отнесенных к таковым, имеет одинаковые закономерности функционирования, но при этом существуют также особенности, обусловливающие и своеобразие методов решения проблем. Так, глубокий экономический кризис, спад производства, жестокая инфляция ограничивают возможности государства, ведомств и предприятий в решении экологических проблем.

В результате действия рыночных регуляторов и особенно повышения роли платности за природные ресурсы и загрязнение начинаются изменения в экологизации производства [7, 16]. В то же время эти факторы действуют пока, не выполняя полностью своей фондообразующей и стимулирующей роли. Важной особенностью переходной экономики является формирование ее открытости. В этом случае нами выделяются две тенденции в развитии этого процесса. Первая связана с необходимостью приведения экологических нормативов и помощью международных институтов. Вторая тенденция связана с возникновением угрозы расположения «грязных производств» и поступления экологически некачественных товаров.

Необходимо понимать, что в современных условиях понятие «экологизации» тесно связано с использованием понятия «устойчивого развития», поэтому одним из направлений экономического анализа является определение концепции устойчивого развития и ее применение к условиям того или иного государства. В целом концепция устойчивого развития предусматривает оптимальное использование в экономических и внеэкономических процессах природных систем с целью обеспечения способности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.

Заключение

Подводя итоги можно отметить, что в статье осуществлен анализ проблем, которые имеет Российская Федерация: неэкологизированный производственный потенциал; отдельные регионы, загрязненные выше норм различными вредными веществами, напряженную ситуацию с водным обеспечением в некоторых регионах, чрезвычайно эродированные почвы, неэффективный механизм природопользования. На основе фактического материала проанализированы проблемы формирования устойчивого развития на общенациональном и региональном уровнях.

При этом важным направлением совершенствования управления является экологизация всех нормативно-законодательных актов, особенно касающихся хозяйственной деятельности. Анализ выявил, что во многих нормативных актах проблемы поддержания экологической безопасности не нашли должного отражения, например, при выявлении неплатежеспособных предприятий, разработке инвестиционных проектов и осуществлении бизнес-планирования. Такие нормативные акты должны обязательно проходить экспертизу на предмет полного учета природоохранных нормативов и требуют детальной доработки.