Введение
Вхождение экономики Российской Федерации в период трансформационных преобразований характеризовалось чрезвычайно сложным экологическим положением, порожденным неэффективным материальным и энергоемким производством, экстенсивным сельским хозяйством, отсутствием оптимальной управленческой структуры охраны природы. Все это обусловило нерациональное использование природных ресурсов, рост техногенно-экологической нагрузки на окружающую среду, неоптимальное размещение производительных сил.
В условиях переходной экономики ситуация еще больше усложняется. С одной стороны, спад производства, инфляционные процессы ограничивают возможности государства, ведомств и предприятий в решении экологических проблем. А с другой, переход к рыночной системе характеризуется рядом особенностей, без учета которых невозможно осуществить экологизацию производства.
Вместе с тем, экономические свободы, погоня за прибылью неизбежно ведут к пренебрежению экологических проблем. В этих условиях необходимо активизировать роль государства в осуществлении экологизации общественного воспроизводства. Она должна обеспечить эффективное регулирование природопользования и природоохранной деятельности с целью оптимизации использования природных ресурсов и проведения рекультивационных мероприятий.
Следовательно, экономика современного периода очень противоречива. Прежде всего, преодолевается чрезмерное огосударствление экономики, создается рыночная среда. Но поскольку рыночный механизм еще не действует в полную силу, то в этих условиях государство выступает и главным орудием реформирования экономики, а значит, и осуществления природоохранной политики. При этом государство использует, главным образом не административные, как это было при командно-административной системе, а прежде всего, экономические методы, такие, например, как льготное кредитование и налогообложение при осуществлении природоохранных мероприятий собственными силами и средствами субъектов хозяйствования.
В то же время происходит формирование рыночного механизма, роль которого в экологизации общественного воспроизводства возрастает. Рыночный механизм стимулирует применение ресурсосберегающей технологии, уменьшение материало-и энергоемкости, что обеспечивает рациональное использование природных ресурсов. Постепенно все шире используется платность за природные ресурсы, платежи и штрафы за нарушение окружающей среды, развитие предпринимательства в экологической сфере, экологическое кредитование и страхование и т.д.
Поэтому проблема экологизации общественного воспроизводства в современных условиях является чрезвычайно актуальной и требует теоретического анализа и разработки практических рекомендаций по совершенствованию регулирования эколого-экономических взаимосвязей. При этом над проблемами экологизации хозяйственных процессов плодотворно работает много ученых. Значительный вклад в развитие теории эколого-экономических отношений внесли С.А. Андрющенко [1], В.К. Гвоздь [2], А.С. Наместников [9], Ю.С. Сягаева [11], Р.А. Темирджанов [12], Г.Х. Хурья [13], Л.Ф. Чумак [14], Б.А. Ягодин [15] и др.
Несмотря на глубину и разносторонность трудов вышеуказанных авторов и других исследователей, работу многочисленных научных учреждений, ощущается нехватка исследований проблем экологизации с точки зрения экономической теории. Очень мало теоретических трудов относительно роли природных факторов общественного воспроизводства с учетом теории предельной полезности и влияния спроса и предложения на природопользование и охрану природы.
Основной целью исследования является развитие теоретических и методологических положений относительно возможностей экологизации общественного воспроизводства и разработка основных направлений совершенствования охраны природы на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях в современных условиях.
Материалы и методы исследования
Теоретической основой исследования являются современные концепции эколого-экономического развития, фундаментальные работы научных учреждений, отдельных ученых по проблемам природопользования. В процессе работы были использованы такие методы как экономическое описание и анализ, индукция и дедукция, а также инструментарий сравнения. Информационной базой явились официальные данные статистики, отчетные и справочные данные государственных органов, научные отечественные и зарубежные издания, результаты собственных исследований.
Результаты исследования и их обсуждение
Практика показала, что предложение части природных ресурсов является жестко ограниченным с точки зрения их абсолютного наличия или отсутствия, в то же время с экономической точки зрения эти ограничения являются гибкими. С другой стороны, спрос является неограниченным по отношению к природным системам и только объективные экологические ограничения количественного и качественного характера могут сдерживать его.
Основными субъектами эколого-экономических отношений являются домашние хозяйства, предприятия и государство, причем все эти субъекты часто имеют свои специфические эколого-экономические потребности и интересы, которые требуют согласования и гармонизации [3, 5, 8]. При этом роль домашних хозяйств возрастает, поскольку они являются конечными потребителями, а производство всегда осуществлялось на основе спроса на продуцированные товары и услуги и лицо потребителя оказывалось первоочередным при удовлетворении его потребностей, в том числе и не только в товарах так называемого широкого потребления, но и экологического характера – поддержании соответствующего качества окружающей среды.
По мере роста давления на природные системы возрастают потребности общества не только в природных ресурсах как первооснове производственных процессов, но и в природных условиях для обеспечения безопасной жизнедеятельности его членов. При этом предметом исследования природных факторов с точки зрения экономической теории выступает совокупность экономических отношений, связанных с использованием, воспроизводством и защитой природных систем, формированием устойчивого хозяйственного развития.
В то же время категорию «экологизация» можно рассматривать как систему мероприятий, которая включает ресурсосбережение, совершенствование методов хозяйствования, преобразование показателей рационального природопользования в оценочные показатели эффективности предприятий, создание общественной атмосферы, при которой все труженики чувствуют ответственность за использование продуктов природы и ее охрану.
Поскольку природные факторы действуют на всех стадиях воспроизводственных процессов, то и экологизация должна осуществляться на всех стадиях [4, 6, 10]. Экологизация, с одной стороны, представляет собой воспроизводство валового внутреннего продукта без нарушений стандартов экологической безопасности, с другой – функционирование специализированного экономического сектора по поддержанию оптимального состояния природных систем. В этом плане хозяйственный комплекс можно рассматривать с точки зрения двух его связанных составляющих – общепроизводящей системы и экологопродуцирующей системы.
Первая производит товары и услуги общего назначения, вторую нужно развивать как специализированный сектор хозяйствования. И для первой и для второй подсистем необходимо разрабатывать наиболее приемлемые и эффективные технологические схемы, разрабатывать экономический инструментарий и нормативно-юридическую базу для оптимизации использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В то же время переходная экономика для большинства стран, отнесенных к таковым, имеет одинаковые закономерности функционирования, но при этом существуют также особенности, обусловливающие и своеобразие методов решения проблем. Так, глубокий экономический кризис, спад производства, жестокая инфляция ограничивают возможности государства, ведомств и предприятий в решении экологических проблем.
В результате действия рыночных регуляторов и особенно повышения роли платности за природные ресурсы и загрязнение начинаются изменения в экологизации производства [7, 16]. В то же время эти факторы действуют пока, не выполняя полностью своей фондообразующей и стимулирующей роли. Важной особенностью переходной экономики является формирование ее открытости. В этом случае нами выделяются две тенденции в развитии этого процесса. Первая связана с необходимостью приведения экологических нормативов и помощью международных институтов. Вторая тенденция связана с возникновением угрозы расположения «грязных производств» и поступления экологически некачественных товаров.
Необходимо понимать, что в современных условиях понятие «экологизации» тесно связано с использованием понятия «устойчивого развития», поэтому одним из направлений экономического анализа является определение концепции устойчивого развития и ее применение к условиям того или иного государства. В целом концепция устойчивого развития предусматривает оптимальное использование в экономических и внеэкономических процессах природных систем с целью обеспечения способности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
Заключение
Подводя итоги можно отметить, что в статье осуществлен анализ проблем, которые имеет Российская Федерация: неэкологизированный производственный потенциал; отдельные регионы, загрязненные выше норм различными вредными веществами, напряженную ситуацию с водным обеспечением в некоторых регионах, чрезвычайно эродированные почвы, неэффективный механизм природопользования. На основе фактического материала проанализированы проблемы формирования устойчивого развития на общенациональном и региональном уровнях.
При этом важным направлением совершенствования управления является экологизация всех нормативно-законодательных актов, особенно касающихся хозяйственной деятельности. Анализ выявил, что во многих нормативных актах проблемы поддержания экологической безопасности не нашли должного отражения, например, при выявлении неплатежеспособных предприятий, разработке инвестиционных проектов и осуществлении бизнес-планирования. Такие нормативные акты должны обязательно проходить экспертизу на предмет полного учета природоохранных нормативов и требуют детальной доработки.