Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DIGITALIZATION OF THE MAIN BUSINESS PROCESSES OF THE ORGANIZATION: CURRENT TRENDS AND FEATURES IN THE MODERN ECONOMY

Gritsunova S.V. 1 Mikhnenko T.N. 1 Sedykh Yu.A. 1
1 Rostov State University of Economics
The purpose of the study is to analyze internal and external drivers of digital transformation of business processes, as well as systematization of digital technologies on the market in terms of their application in the main business processes of the enterprise, depending on its type of activity. The article discusses the issues of digital transformation of business processes of organizations. The driving forces of the internal and external environment are described, prompting the organization to implement digital trans-organization of business processes. The main software tools that are most often used in business processes of organizations are considered. Clarified which software tools are most common in the practice of Russian organizations. One of the forms of digitalization at the organization level is the introduction of new business models in certain industries. We studied the most common business models in the context of digital transformation of business processes. We studied the classification of business processes from the point of view of Paul Harman. A classification of business processes related to business management is proposed. We have considered some digital technologies that may be applicable to the business process, depending on the implementation of the main types of business processes by the company.
digital transformation
digitalization of business processes
internet of things
organization environment
business models
basic business models
digital economy

Введение

Цифровые технологии активно встраиваются в самые разнообразные процессы деятельности индивида, государства, а в масштабах предприятия в его бизнес-процессы. Этот процесс можно рассматривать как один из главных факторов роста эффективности деятельности организации и ее конкурентоспособности. При этом цифровая трансформация бизнес-процессов организации на сегодняшний день является фактически трендом. Компании, легко внедряющие цифровые технологии и способные быстро адаптировать процессы бизнес-администрирования под изменения, обладают гораздо большими перспективами своего развития.

Нынешняя внешняя среда создает предпосылки для цифровой трансформации бизнес-процессов организации. Это ведет к необходимости существенной перестройки бизнес-модели организации. Цифровая трансформация способствует наращиванию итоговых показателей эффективности деятельности предприятия, добиваться оптимизации издержек, добиваться роста качества, а также кластеризации предложения.

В настоящее время уже около 20% российских компаний осуществляют процесс цифровой трансформации бизнеса. Около 30% находятся на этапе организационных изменений, нацеленных на цифровую трансформацию. До 96% организаций, в том числе даже задействованных в процессе цифровой трансформации бизнес-процессов, планируют дальнейшее внедрение цифровых технологий [1,3].

Государство заинтересовано в развитии цифровой экономики. Реализуются специальные программы. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников в процентах к ВВП составили в 2022 году 2,1%. В 2018 году это значение составляло 1,9%.

В научной литературе встречаются разные исследования, посвященные цифровизации в рамках предприятия [2,3,4,6], однако требуются уточнения в области цифровизации бизнес-процессов компании.

Цель исследования состоит в анализе внутренних и внешних драйверов цифровой трансформации бизнес-процессов, а также систематизация имеющих место на рынке цифровых технологий с точки зрения их применения в основных бизнес-процессах предприятия, в зависимости от его вида деятельности.

Материалы и методы исследования

Методы и приемы исследования базируются на анализе и обобщении изученного материала об исследованиях новых бизнес-моделей в условиях цифровой трансформации бизнес-процессов организации, а также на исследовании цифровых технологий, которые встречаются в зависимости от разновидностей основных бизнес-процессов организации. Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось на основе применения общенаучных методов исследования в рамках сравнительного, логического, статистического анализа и графической интерпретации.

Результаты исследования и их обсуждения

Внутренняя среда организации также является движущей силой, которая подготавливает к цифровизации бизнес-процессов организации. Цифровая трансформация новых технологий, способов взаимодействия с поставщиками, работниками и клиентами. На рисунке продемонстрированы движущие силы цифровой трансформации бизнес-процессов организации [5].

Поданным НИУ Высшая школа экономики в бизнес-процессах организаций в 2022 году наиболее часто были использованы следующие программные средства: электронные справочно-правовые системы в 41,5% случаев, программные средства для осуществления финансовых расчетов в электронном виде – 38,5%, программные средства для обеспечения информационной безопасности – 32,9%, для управления закупками товаров, работ, услуг – 24,2%, в 17,2% случаев – программные средства для предоставления доступа к базам данных, в 17,3% случаев – обучающие программные средства, в 17,4% случаев – программные средства для управления продажами. Также организации воспользовались в бизнес-процессах следующими программными средствами: ERP-системы, CRM-системы, HRIS-системы, CAP, CAE для проектирования и моделирования, SCM-системы, PLM и PDM-системы и другими.

Любая трансформация бизнес-процессов организации затрагивает её бизнес-модель. Цифровые процессы и их развитие в организации должны быть направлены на значительное увеличение ценности товара, снижение рисков со стороны конкурентов, создание или совершенствование ценностного предложения.

missing image file

Движущие силы цифровой трансорфмации в зависимости от среды организации [5]

Одной из форм внедрения цифровизации на уровне организации является внедрение новых бизнес-моделей деятельности в определенных отраслях. Наиболее часто встречаемые современные цифровые бизнес-модели: платформенные, цифровые экосистемы, онлайн и бизнес-модель, облачная, модель подписок.

В основе платформенной бизнес-модели лежит цифровая платформы, которая необходима для посредничества между покупателем и продавцом. В основе модели лежит идея создания связей между исполнителями и потребителями. Такую модель активно используют торговые компании, стриминговые сервисы, развлекательные компании. В качестве примеров компаний, применяющих платформенные бизнес-модели можно привести Netflix, OZON, Widberries.

Цифровые экосистемы основываются на базе платформенной бизнес-модели. Эта бизнес-модель подразумевает взаимосвязанные и дополняющие друг друга цифровые сервисы, которые объединены несколькими платформами.

Онлайн бизнес-модели используют обычно компании, вновь выходящие на рынок. Эта бизнес-модель очень похожа на платформенную, однако, серьезно отличается от неё открытостью и не значительной уникальностью.

Фактически по онлайн бизнес-модели действуют маркетплейсы. Бизнес-модель подписок представляет собой формирование процесса реализации товара или услуг в формате периодической подписки. Распространена такая бизнес-модель в сфере электронной коммерции.

Управление бизнес-процессами с точки зрения the Association of Business Process Management Professionals представляет собой подходу к осуществлению проектирования, документирования, реализации, изменения, мониторинга и контроля бизнес-процессов организации с целью достижения конкретных результатов, которые находятся в прямой связи со стратегическими целями и задачами деятельности предприятия. С точки зрения Поля Хармана укрупненно систему менеджмента бизнес-процессов можно представить в виде таким направлений управления, как управление бизнесом, управление качеством и информационные технологии и управление ими [1].

Бизнес-процессы, связанные с управлением бизнесом, включают в себя управление основными бизнес-процессами. А именно производственными процессами и иными, которые позволяют добиться производства продукта, выполнения работ или оказания услуг. Следующим бизнес-процессом управления бизнесом являются обеспечивающие бизнес-процессы. К обеспечивающим бизнес-процессам относятся процессы, связанные с организацией ведение бизнеса. А именно маркетинг, логистика, управление персоналом, финансы и другие процессы, которые нацелены на обеспечение бесперебойной работы бизнеса.

Цифровая трансформация бизнес-процессов организации сегодня является весьма актуальным вопросом практическая для каждой компании. Менеджмент компаний занимается поиском и экономически обоснованием целесообразности внедрения тех или иных технологий бизнес-процессы компании. Сложно назвать цифровую технологию, которая способна затронуть только один бизнес-процесс организации. Однако можно выделить несколько цифровых технологий, которые наиболее часто востребованы при применении к основным бизнес-процессам в зависимости от вида деятельности предприятия.

Если основные бизнес-процессы организации сосредоточены в производственной сфере, то можно отметить следующие цифровые технологии, внедряемые с целью цифровой трансформации в основные производственные бизнес-процессы: интернет вещей, роботизация, интеллектуальные системы предиктивного ремонта, системы интегрированного планирования, RFID-метки, Big Data, технологии дополнительной реальности, технологии машинного зрения.

В случае сосредоточения основных бизнес-процессов в ритейле, можно выделить следующие наиболее часто встречаемые в практике цифровые технологии: CRM- системы, ERP-системы, онлайн системы электронной коммерции, Big Data, облачные сервисы, биометрическая идентификация, омниканальные платформы, географические информационные системы, RFID- технологии, технологии datamining.

Когда основные бизнес-процессы сосредоточены в финансовой сфере, то наиболее передовыми цифровыми решениями являются: облачные технологии, технологии удаленного рабочего стола, системы Business Intelligence, Big Data, СRM-системы, мобильные приложения, биометрическая идентификация пользователей, искусственный интеллект, блокчейн.

Основными технологиями, влияющими на процесс цифровой трансформации основных бизнес-процессов в транспортных компаниях, наиболее часто встречаемыми сегодня являются: машинное обучение, технологии машинного зрения, мобильные приложения, бесконтактные устройства для автоматической оплаты, беспилотные автомобили.

Когда основным видом деятельности предприятия является предоставление услуг связи, то цифровая трансформация основных бизнес-процессов компании может протекать с использованием, следующим цифровых технологий: 3G, 4G, а также 5G технологии, цифровое телевидение для мобильных устройств, Big Data, технологий программно-определяемых сетей и виртуализации сетевых функций, облачные вычисления, облачные услуги, я M2M услуги или услуги по типу «машина машине», технологии бесконтактной оплаты NFC [7,8].

Заключение

В настоящее время организации находятся в условиях цифровой трансформации самых разных сторон деятельности, затрагивая различные бизнес-процессы. Цифровизация затрагивает внутреннюю и внешнюю среду организации. Понимание экономической и технологической целесообразности внедрения того или иного программного средства или технологии является очень важным. Несомненно цифровая трансформация рано или поздно в том или ином объеме затронет каждую организацию, функционирующую сегодня на рынке.