Введение
Процесс развития экономики и всех сфер хозяйственной деятельности определил значимость экономической безопасности как гаранта национальной стабильности страны и отдельных хозяйствующих субъектов. К основным глобальным функциям экономической безопасности относятся:
- определение комфортных и качественных условий для субъекта экономической деятельности;
- создание устойчивого развития и эффективных результатов;
- государственная поддержка экономической безопасности всех участников процесса.
Таким образом, экономическая безопасность имеет следующие уровни:
- экономическая безопасность на уровне субъектов экономической деятельности;
- экономическая безопасность на местном уровне;
- экономическая безопасность на региональном уровне;
- экономическая безопасность на федеральном уровне;
- экономическая безопасность на международном уровне.
Ввиду преступной активности на всех вышеизложенных уровнях, основополагающей частью экономической безопасности служит создание необходимого функционирования бесперебойных производственных, экономических, финансовых и иных процессов в условиях законной конкуренции и защиты информации. С учетом появления новых форм экономических отношений, в том числе цифрового формата, экономическая безопасность приобрела сложный механизм взаимосвязей, что привело к формированию факторов, нарушающих экономическую стабильность. Поэтому обеспечение безопасности экономической деятельности и суверенитета является стратегической задачей любого государства. За последние несколько лет Российская Федерация претерпела изменения в международных отношениях, что повлияло на направления государственной политики в части создания механизмов противодействия внутренним и внешним угрозам. Данные факты подтверждают актуальность темы исследования.
Цель исследования является определение сущности экономической безопасности каждого субъекта: изучение понятийного аппарата криминальной экономической деятельности, теневой экономики; выявление проблем экономической безопасности, связанных с ростом преступных действий, развитием теневой экономики, а также влияние эффективных инструментов контроля, анализа, аудита, мониторинга на исследуемый объект.
Материал и методы исследования
Материалы и методология исследования экономической безопасности построены на регулирование деятельности, подразумевая собой установление норм и правил.
В Российской Федерации современную нормативно-правовую базу правоотношений в сфере экономической безопасности составляют следующие источники:
1. Конституция Российской Федерации. Например, статья 8, характеризующая гарантии экономического пространства, свободной конкуренции и экономики на федеральном, региональном и частном уровнях) [1].
2. Федеральные конституционные законы. Например, федеральный конституционный закон Российской Федерации, определяющий основные положения экономической безопасности граждан при введении чрезвычайного положения (часть 2 статья 2) [2].
3. Федеральные законы. Например, федеральный закон о безопасности, соблюдении правил и законности экономических правоотношений, паритете предупредительных мер и взаимодействии, сотрудничестве всех структур и органов страны и других государств.
4. Кодификационные источники права.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): статья 857 посвящена гарантиям банковской тайны; пункт 2 статьи 929 определяет риски убытков от экономической деятельности. [4]. Налоговый кодекс Российской Федерации: статья 313, посвященная самостоятельной организации налогового учета, в том числе экономической безопасности; налоговые правонарушения (глава 16) [5].
Уголовный кодекс Российской Федерации: статья 169 указывает на уголовную ответственность за отсутствие законности экономической деятельности субъекта; ч. 2 ст. 178 определяет санкции в связи с ограничением конкуренции; статья 183 регулирует основные санкции по вопросам разглашения и (или) получения коммерческой тайны, банковской тайны, налоговой тайны [6].
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации определяет комплекс неправомерных деяний в области охраны имущества, правил охраны природопользования, производственного процесса и так далее [7].
5. Законы и подзаконные акты. Например, указ Президента Российской Федерации с целью формирования стратегического управления экономической безопасностью страны до 2030 г. [8].
6. Стандарты, правила и так далее, как на государственном уровне, так и в отдельной организации.
7. Международные договоры. Например, соглашение между Правительством РФ и Международным Банком с целью экономического сотрудничества в области противодействия преступных доходов [9].
Следует заметить, что в 2020 г. Президентом Российской Федерации установлен приоритет Конституции Российской Федерации над нормами международных договоров, которые могут противоречить российской системе [10].
Помимо нормативно-правовой литературы, проблемам экономической безопасности, связанной с криминальной деятельностью и распространением теневой экономики посвящены работы:
1. Курносиков К.А. проводит анализ важных аспектах воздействия теневой экономики на экономическую безопасность. В его работе рассмотрен анализ воздействия теневого проявления на экономику и безопасность, выделены положительные и отрицательные стороны теневой экономики. Автор приходит к выводу о необходимости создания приоритетной политики по борьбе с теневой экономикой [11].
2. Динарова А.М. оценивает масштабы распространения теневой экономической деятельности [12]. Основными положениями научного исследования являются изучение методик оценки капитала Булатова А.С. (совокупность неполученной выручки по экспорту) и другие виды, которые привели к разработке авторского подхода к определению оттока капитала, который определяет показатели теневой экономики.
3. В научной статье Бородин А.Н. рассматривал актуальные проблемы влияния теневой деятельности на экономическую безопасность Российской Федерации [13].
4. Кочергина Е.А., Нуретдинов Д.И., Нуретдинова Ю.В., Халитова А.Д. утверждают, что использование рассматриваемых в их научном исследовании инструментов и методов борьбы с теневой экономикой будут способствовать качественной государственной политики в сфере экономической безопасности [14].
5. Каптионова А.А. рассматривает основные тенденции развития теневой экономики и преступных действий в современной России [15]:
- динамика развития на основании показателей и размеров данных по отношению к ВВП в Российской Федерации и на международном уровне;
- теневая практика в виде неформальной занятости, легализации преступных доходов, экономическая преступность;
- анализ преступной деятельности в сфере экономической безопасности.
6. В статье Волковой Т.В. и Рахлиной Л.В. оценена роль правоохранительной деятельности в отношении теневой экономики, экономической безопасности [16].
7. Шунаевым А.М., Шунаевым В.М. обоснованы причины и факторы развития теневой экономики, сделаны выводы о факторах, которые негативно влияют на процесс обнаружения нарушений [17].
Несмотря на обширный спектр научной и правовой литературы термин «экономическая безопасность» по состоянию на 2024 г. нормативно не закреплен, что служит возникновению споров и пробелов в праве.
В результате написания научной работы были использованы следующие методы: сравнительный анализ в виде оценки состояния показателей Российской Федерации; статистический анализ за последние три года; сбор данных, основанный на создание понятийного аппарата, практических воззрений, связанных с проблемами экономической безопасности, криминальной деятельностью и распространением теневой экономики; методы индукции и дедукции для обеспечения информации об общих и расширенных данных и выводах.
Ввиду того, что экономическая безопасность в государстве, регионе, на предприятии рассматривается как система необходимых мер по проверке законности экономической деятельности, проведение их зависит от возникшей ситуации, поэтому и методы борьбы могут быть разнообразными. Поэтому следует утверждать, что результатом устойчивой экономической безопасности служит качество контрольно-надзорной деятельности с использованием новых, инновационных подходов.
Значимость рассмотрения проблем экономической безопасности, связанной с криминальной деятельностью и распространением теневой экономики, подтверждается тем фактом, что благодаря новым информационным ресурсам и технологическим процессам компаниями, органами внутренних дел, государством может осуществляться своевременное реагирование и пресечение нарушений законности и жизнедеятельности экономических субъектов.
Рассмотрим понятие экономической безопасности с учетом необходимых условий и признаков [18]:
1. Способность к негативному воздействию внешних и внутренних факторов. Так, безопасность экономической деятельности предприятия – это создание условий, воздействующих на угрозы производства с последующим развитием социального, научного, технологического характера и достижением стратегии компании.
2. Условие успешного функционирования любого субъекта экономики.
3. Фактор финансовой устойчивости.
4. Инструментами экономической безопасности являются контроль, анализ, мониторинг и иные виды.
5. Виды экономической безопасности: финансовая, информационная, правовая (юридическая), кадровая, технологическая.
Следует полагать, что экономическая безопасность представляет собой состояние субъекта экономической деятельности в виде уровня стабильного развития, покупательской и производственной способностях, защиты информации и всего производства, а также быстрое и эффективное реагирование на возникающие угрозы.
Однако термин «экономическая безопасность» может трактоваться по-разному, так как в пределах страны – это совокупность обязательств по обеспечению законности и экономическому обороту; в пределах регионов – поддержание текущего уровня, контроль и возможное нормотворчество в пределах специфики субъекта Российской Федерации; в пределах компании – формирование обеспечения эффективного и стабильного производственного цикла, снижение негативных факторов, влияющих на безопасность предприятия.
К основным проблемам экономической безопасности относятся: криминальная деятельность и распространение теневой экономики.
Причинами криминальной деятельности в сфере экономической безопасности и распространения теневой экономики в Российской Федерации являются:
1. Отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, связанной с защитой прав и интересов субъектов отношений.
2. Снижение роли экономической безопасности в компаниях.
3. Недостаточный уровень развития экономической безопасности.
4. Нарушение норм и правил текущего законодательства в виду отсутствия достаточных знаний, либо в результате умышленных деяний.
5. Неэффективные способы контроля, государственного управления.
6. Рост налогового бремени.
7. Появление новых форм экономической преступности в условиях цифровизации общественного пространства и развития новых экономических отношений.
Криминальная деятельность, связанная с нарушением экономической безопасности, представляет собой совокупность преступных деяний (преступлений и правонарушений) в экономической сфере. Согласно официальным данным Министерства внутренних дел Российской Федерации темп роста криминальной деятельности экономических преступлений в 2023 г. по отношению к 2022 г. незначительно увеличился и составил 101 %. При этом, в 2023 г. [19]:
1. Около 93% установленных преступлений были выявлены органами внутренних дел Российской Федерации.
2. Более 998 000 экономических преступлений раскрыто органами внутренних дел РФ.
3. Анализ преступлений доказал, что каждое третье преступное действие совершено с использованием инструментов цифровизации и информационных технологий.
4. Экономические преступления в части нарушения безопасности иностранными гражданами снизились на 3 % в 2023 г. по отношению к 2022 г.
Индекс экономической преступности и безопасности по странам за первое полугодие 2024 г., согласно официальным данным сайта «Numbeo.com», имеет следующие показатели [20]:
1. Первое место принадлежит Венесуэле с ее показателями преступности – 80,9%, индексом безопасности – 19,1 %.
2. Самые безопасные страны: Объединенные Арабские Эмираты (показатель преступности – 15,6%, индекс безопасности – 84,4 %) и Андорра (показатель преступности – 14,1%, индекс безопасности – 85,9 %).
3. Российской Федерации принадлежит 97 место: показатель преступности – 38,9%, индекс безопасности – 61,1 %. Стоит отметить, что индекс преступности в США составил 49,2 %, а безопасность – 50,8 %.
Таким образом, уровень экономической преступности за последние несколько лет имеет умеренный показатель (45,44 % из 100%) [21].
Согласно проведенному анализу первостепенной причиной снижения уровня экономической безопасности и проявления преступности и теневой экономики является высокий показатель взяточничества и коррупционной деятельности – 72,53% от общего числа экономических нарушений [21].
Теневая экономика представляет собой деятельность, запрещенная нормативно-правовым законодательством (незаконная деятельность, незарегистрированная предпринимательская деятельность в отношении экономической безопасности страны, региона, компаний.
Стоит отметить, что теневая экономика имеет не только отрицательные, но и положительные стороны.
Негативные факторы теневой экономики, влияющие на экономическую безопасность:
1. Снижение стабильности в обществе и государстве.
2. Неравенство.
3. Уклонение от уплаты налоговых и иных обязательств.
4. Отсутствие справедливой конкуренции.
5. Рост преступности и криминальных проявлений.
Положительным фактором теневой экономики, влияющим на экономическую безопасность, является совершенствование качества управления по средствам использования контрольных инструментов, методов прогнозирования и выявления нарушений в системе.
Анализ уровня криминальной деятельности в сфере экономических правоотношений, теневой экономики на федеральном, региональном, местном уровнях и в коммерческих компаниях имеет средние показатели, несмотря оперативную деятельность правоохранительных органов, использование новых технологий при проведении контроля. Негативные факторы влияют на снижение финансовой устойчивости и экономической безопасности.
Результаты исследования и их обсуждение
На основании вышеизложенного, следует сделать выводы о том, что на уровень экономической безопасности страны, связанной с криминалистической преступностью и теневой экономикой, влияют следующие факторы: уровень и состояние государственного управления, качество государственного контроля; географическое положение; масштабы теневой экономики; социально-демографические факторы; производственный и ресурсный потенциал.
Согласно официальным данным в 2023 г. было выявлено 85 400 экономических преступлений с удельным весом 81,1 % от общего числа преступлений. Тяжкие и особо тяжкие экономические преступления составили 61 %. Экономические преступления в части информационной безопасности в 2023 г. составили 676 951 ед., из них раскрыто всего 21% от общего числа. Экономические преступления в 2023 г., связанные с: коррупционной направленностью, составили 36 407 ед. (взяточничество, подкуп); мошенничеством (ст. 159 УК РФ) составили 433 708 ед. [22].
Оценка масштаба теневой экономики в 2023 г. показала, что уровень безработицы и мигрантов дает рост теневой экономики и экономической преступности на 0,6 и 0,7 пунктов, соответственно. Снижению уровня теневой экономики и экономической преступности способствует рост ВВП в постоянных ценах (0,5 пунктов). Общий уровень теневой экономики в 2023 г. составил 43,25 % от ВВП, который является очень высоким [23].
С целью повышения показателей экономической безопасности страны необходимо определить стратегию развития и утвердить соответствующую современным реалиям государственную политику.
Существующие исследования указывают на низкую роль оценки и контроля экономической безопасности и ее проблем, анализ которых имеют преимущества:
- контроль нарушений и преступлений, связанных с теневой экономикой;
- аудит законности экономических, финансовых и юридических операций, по средствам которых могут быть выявлены хищения, коррупционные проявления и так далее;
- совершенствование системы управления;
- выявление погрешностей в системе;
- снижение рисков экономической безопасности;
- защита данных.
К угрозам экономической безопасности хозяйствующих субъектов, связанной с преступностью и теневой экономикой, относятся:
1. Высокий уровень криминальной деятельности, коррупции, бюрократии, теневой экономики.
2. Недостаточный показатель научно-технического потенциала.
3. Зависимость от иностранного капитала и инвестиций, несмотря на прекращение, приостановление некоторых международных договоров;
4. Санкции, политика недружественных стран против Российской Федерации, военные действия.
5. Низкий уровень государственного и частного контроля в части теневого сектора, криминализации.
6. Недостаточно эффективная реализация целей утвержденной Стратегии экономической безопасности России до 2030 г. (укрепление суверенитета, защита компаний, граждан от угроз, повышение конкурентных преимуществ на мировых рынках, создание научно-технического потенциала) [8].
7. Внутренняя проблема экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
Государству следует уделить внимание контрольным мероприятиям, начиная с разработки концепции рекомендательного характера для российских компаний, в качестве идеального примера формирования экономической безопасности.
1. Мероприятия по управлению рисками и контроля внутренней деятельности. Следует утверждать об эффективности разработки Международным Институтом Внутренних Аудиторов модели «трех линий защиты», поэтому компаниям следует придерживаться следующих правил [24]:
1.1. Все линии защиты контролирует совет директоров, комитет по аудиту.
1.2. Первая и вторая линии защиты подконтрольны Высшему руководству, Правлению, Президенту.
1.2.1. Функции первой линии защиты направлены на обеспечение внутреннего контроля: анализ, контроль и минимизация рисков.
1.2.2. Функции второй линии защиты осуществляют функции мониторинга компании: управление рисками, контроль соблюдения корпоративных и законодательных требований и норм.
1.3. Третья линия защиты находится в компетенции внутреннего аудита и является независимым органом: оценка рисков (финансовых, стратегических, информационных), контроль за деятельностью первой и второй линий защиты, мониторинг исполнения мероприятий.
1.4. Создание в компании зон ответственности в виде «карты гарантий» с целью координации и эффективности деятельности.
2. Контрольные мероприятия с целью формирования высокого уровня экономической безопасности с учетом цифровых элементов.
На основании модели Синцовой Е.А. предложим основные инструменты при проведении контрольных мероприятий экономической безопасности. С целью выявления очагов теневой экономики или (и) криминальной деятельности, а также других негативных факторов, влияющих на экономику предприятия автором разработана триадная сеть, которую следует внедрить в каждую компанию [25]:
1. Финансовый мониторинг.
2. Внутренний и внешний контроль.
3. Аудит.
Система проверки включает в себя следующие категории субъектов контроля: государственные органы, компетентные при проведении контрольных мероприятий, Федеральная налоговая служба, банки, финансовые учреждения.
Указанные категории триадной сети следует совмещать со средствами информационного пространства, например, создание программного обеспечения мониторинга за предприятием с усиленной защитой данных:
1. Использование элементов ведения цифрового бизнеса: например, «Вig data», «Process Mining»;
2. Облачные платформы хранения, анализа данных.
3. Технологические единые информационные платформы.
4. Аналитические программы по типу «Platform V».
Заключение
Обеспечение сохранности экономических данных как в компаниях, так и в целом по стране, можно осуществить с помощью групповой экономической безопасности бизнес-процессов (государство, государственные органы контроля, компании):
1. Корпоративная экономическая безопасность.
2. Экономическая безопасность при взаимодействии с третьими лицами.
3. Экономическая безопасность активов компании.
4. Соблюдение норм текущего законодательства.
На основании научных исследований и выводов, создается эффективная картина действующего механизма экономической безопасности по средствам контроля в условиях цифровой эволюции общественного, экономического и политического пространства, использования триадной системы контроля, модели трех линий защиты.