Введение
Сфера инновационной деятельности является одним из значимых элементов экономического развития любого субъекта как на микроуровнях, так и на макроуровне. К необходимому фактору качественного функционирования экономической системы на современном этапе развития относится уровень инновационного развития, а также инновационный потенциал. Поддержание высоких инновационных принципов и задач является основополагающим условием совершенствования экономической, научной, технологической, производственной базы. При этом, большое значение имеют инновации, инновационное мышление специалистов, инновационная компетентность, уровень развития регионов, а также появление территорий опережающего развития. Примерами отраслей промышленности, где инновационное развитие становится необходимым элементом устойчивости и привлекательности является промышленный и нефтегазовый комплекс. Поэтому задача руководствующего состава промышленных предприятий заключается в создании эффективных условий развития инновационного потенциала компании, работников и научной базы. На современном этапе в России и в странах инновационная сфера претерпевает изменения, а участники системы не всегда имеют возможность направить вектор развития на будущий период, что свидетельствует о проблематике темы научного исследования.
Целью научного исследования является оценка инновационного потенциала и авторские предложения по повышению уровня инновационной деятельности России, ее регионов и отраслей.
Материал и методы исследования
Рассмотрим нормативную доктрину инновационного потенциала в Российской Федерации. Приведем пример некоторых важных источников [1]:
1. Федеральные законы:
- от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в нормативно-правовом акте рассмотрены основные положения научной деятельности и политики);
- от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (в нормативно-правовом акте рассмотрены основные положения промышленного потенциала страны);
- от 04 августа 2023 г. № 478-ФЗ (в нормативно-правовом акте рассмотрены основные положения технологического развития компаний в России);
2. Указы Президента:
- от 18 июня 2024 г. № 529 (в нормативно-правовом акте определены приоритетные направления научно-технической деятельности);
- от 28 февраля 2024 г. № 145 (в нормативно-правовом акте определены стратегические направления научно-технической деятельности);
- от 07 мая 2024 г. № 309 (в нормативно-правовом акте установлены национальные цели России до 2030 г.).
3. Постановления Правительства:
- от 09 апреля 2010 г. № 218, № 219, № 220 (в нормативно-правовом акте установлены меры государственной поддержки инновационной сферы);
- от 15 апреля 2023 г. № 603 (в нормативно-правовом акте определены направления проектов научно-технологического суверенитета российской экономической деятельности).
4. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации. Например, Закон Ульяновской области от 28 декабря 2015 № 217-ЗО, устанавливающий нормы и правила инновационной деятельности на территории региона.
Ввиду того, что вопросы инновационного потенциала являются распространенной темой в научных зарубежных и отечественных исследованиях, рассмотрим ее доктринальную основу.
Лю Шу-гуан и Чэнь Цай в своей работе была рассмотрена инновационная система регионов в качестве обособленного механизма системы с такими элементами, как [2]:
- инновационная среда;
- функции инновационного развития;
- инновационные элементы системы;
- единицы инновационного механизма;
- структура инновационной системы.
Авторами сделаны заключения о необходимости разработки мероприятий по борьбе с теневой экономикой, снижающей уровень инновационного развития.
Кулешовой Г.И. проведён анализ объекта европейского кластера, занимающегося научно-образовательной деятельностью и сделаны следующие выводы [3]. Проектная модель «Устойчивый регион» в южной части Голландии:
- внесла существенный вклад в инновационное развитие страны;
- математически доказала прогрессию развития: чем больше научных объектов и технопарков в стране, тем выше инновационный прогресс;
- определила роль повышения качественных показателей жизни и инвестиционной привлекательности.
Бывшев В.И., Писарев И.В. в научной статье рассматривают теорию и практику инновационного потенциала России и ее проблемы. Авторами предложена методология системного подхода инновационной региональной деятельности, с учетом корреляции по состоянию на январь 2023 г. [4].
Тодосийчук А.В. утверждает, что фактором конкурентных преимуществ государства является эффективный инновационный цикл. Главным научным сотрудником «ИНИОН РАН» были предложены пути повышения показателей научно-технической, инновационной базы национальной экономикой системы [5].
Белоусов Д.Р., Блохин А.А., Гусев М.С. и другие авторы в научном исследовании оценивают изменение политики в сфере инноваций, финансирование инновационной модернизации [6]. Специалистами подтверждается факт того, что экономика в Российской Федерации является обеспеченной всеми ресурсами для развития с 2023 г. по 2035 г., поэтому предлагают разработку активной экономической политики, цель которой будет заключаться на использовании резервов внутреннего спроса, что подтверждает актуальность темы научной работы.
В результате написания статьи была использована следующая методология: метод анализа современной документации, анализ результатов деятельности, метод обобщения, метод моделирования. Указанные методы обеспечивают достоверность статистических, юридических данных, а также определяют текущий уровень инновационного развития и потенциала страны.
Таким образом, необходимость инновационного развития и создание условий для повышения уровня инновационного потенциала доказана научными воззрениями и закреплена нормативно-правовыми источниками.
В случае перехода мировой экономики на новый технологический вектор развития, создание эффективного научно-технического потенциала становится лидирующей основой конкурентных преимуществ и национальной безопасности государства, что подтверждается в Стратегии российской национальной безопасности [5].
Понятие «инновационный потенциал» означает [7]:
1. Система мероприятий, направленных на разработку новых ресурсов в производственной, экономической, социальной, организационной сферах.
2. Способность выполнения поставленных задач при возникновении угроз.
3. Обладание набором необходимых средств, источников, ресурсов, запасов.
4. Экономические, производственные, инновационные возможности компаний, регионов и страны.
Инновационный потенциал представляет собой совокупность ресурсов, образующих развитие компании, обеспечивая конкурентоспособность, экономическую безопасность и финансовую устойчивость субъекта экономических отношений. К элементам инновационного потенциала предприятия следует отнести:
- ресурсная база;
- кадровое обеспечение персоналом;
- организационная деятельность;
- управление;
- интеллектуальный капитал, с учетом обеспеченности в технологиях.
Инновационное развитие тесно связано с инновационным потенциалом и означает обновление, модернизацию всех процессов деятельности с учетом возможностей и способностей компании, инновационной активности, то есть чем выше инновационный потенциал, тем больше инновационное развитие. Инновационная активность, в свою очередь, представляет собой общую характеристику инновационной деятельности хозяйствующего субъекта:
- степень восприятия компанией к нововведениям;
- уровень своевременности действий по внедрению технологически новых процессов;
- возможность изменения количественных и качественных показателей кадрового, ресурсного, экономического и иного состава с целью реализации каких-либо задач;
- обоснованность используемой методологии;
- рациональность в применении инновационной деятельности.
Уровень инновационной деятельности компании определяется показателями:
- расходы на научно-исследовательскую деятельность;
- объем инновационной продукции в общем объеме всей продукции;
- состав персонала научно-технической специализации;
- размер технологий в компании (в том числе покупка, продажа);
- коммерциализация интеллектуальной собственности;
- доля эффективности научно-исследовательской деятельности и их затрат.
Стоит отметить, что инновационное развитие, инновационный потенциал и инновационная активность взаимодополняемые друг друга понятия.
Мировая оценка инновационной активности осуществляется по средствам Глобального инновационного индекса. Расчет показателя определяется на основе:
- результатов научно-технологической деятельности;
- уровня инновационного потенциала страны;
- качества человеческого капитала;
- инфраструктуры исследовательского значения;
- восприимчивости экономической деятельности к инновационным внедрениям;
- состояния рыночной конъюнктуры;
- и так далее.
Рассмотрим уровень инновационного развития Российской Федерации и других стран в 2023 г.
Согласно аналитическим данным «WIPO» Российская Федерация заняла 51 место из 132 анализируемых стран в общем анализе Глобального инновационного индекса (1 место – Швейцария, 2 место – США, 2 место – Швеция), в том числе [8]:
1. Объем инвестиций в инновационное развитие – 58 место.
2. Уровень инновационной деятельности – 53 место.
Показатели ВВП в Российской Федерации в 2023 г., связанные с линиями инноваций, показали результаты ниже ожиданий в соответствии с уровнем развития, хотя государством отмечен высокий показатель производства инновационной продукции, который превалирует над уровнем собственных инвестиций в инновационную деятельность.
Проведем оценку основных показателей инновационного показателя Российской Федерации на основе международного анализа:
1. Технологический уровень и знания – 26,37 % (средняя оценка лидеров рейтинга инновационного развития составляет 58,96 %). Указанный показатель выше среднего.
2. Творческие результаты – 29,86 % (средняя оценка лидеров рейтинга инновационного развития составляет 56,09 %). Указанный показатель выше среднего.
3. Деловая изысканность – 34,75 % (средняя оценка лидеров рейтинга инновационного развития составляет 64,39 %). Указанный показатель выше среднего.
4. Рыночная сложность – 37,68 % (средняя оценка лидеров рейтинга инновационного развития составляет 61,93 %). Указанный показатель выше среднего.
5. Человеческий капитал, исследовательская база – 47,17 % (средняя оценка лидеров рейтинга инновационного развития составляет 60,28 %). Указанный показатель выше среднего.
6. Инфраструктура – 38,01 % (средняя оценка лидеров рейтинга инновационного развития составляет 56,09 %). Указанный показатель ниже среднего.
7. Учреждения – 34,88 % (средняя оценка лидеров рейтинга инновационного развития составляет 79,85 %). Указанный показатель ниже среднего.
Таким образом, к слабым сторонам инновационной деятельности, согласно анализа Глобального инновационного индекса, относятся:
1. Институты – 110 место.
2. Инфраструктура – 72 место.
3. Развитие конъюнктуры рыночных отношений – 56 место.
К сильным сторонам инновационной деятельности (инновационный потенциал), согласно анализа Глобального инновационного индекса, относятся:
1. Человеческий капитал и исследования – 26 место.
2. Развитие бизнес-процессов – 44 место.
В 2022 г. в Российской Федерации:
- средний балл трех лучших университетов снизился и составил 82,17 (темп снижения в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 97,51%);
- объем полученного венчурного капитала вырос и составил 0,004 % к ВВП (темп роста в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 133,34 %);
- показатель занятости в наукоемких сферах составил 50,93 % (темп роста в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 100,21 %);
- затраты на программное обеспечение составили 0,67 % (темп роста в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 100,32 %);
- объем использования нематериальных активов составил 76,18 % (темп роста в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 105,4 %);
- коэффициент создания приложений составил 1,04 млрд долл. США (темп роста в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 116,47 %).
Проведем анализ лидеров инновационной деятельности в России [8]:
1. МГУ им. Ломоносова.
2. МГТУ им. Баумана.
3. Новосибирский государственный университет.
Лучшими инновационными центрами являются [9]:
1. Центр «Сколково».
2. Новосибирский Академгородок.
3. Образовательный центр «Сириус».
4. Образовательный центр «Иннополис».
Стоит отметить значимость территорий опережающего развития в повышении показателей инновационного потенциала регионов и страны. Научными деятелями Волочковой И.В., Вотяковой И.В., Воробьевой Е.С. и Филипповой Н.А. была доказана высокая роль таких территорий в формировании инновационного развития: их интегральные показатели были равны 0,4 – 0,6 ед., то есть их уровень инновационного потенциала возрастает до 20% [10].
К компаниям, имеющим высокий уровень инновационного потенциала, относятся [8]:
1. На первом месте находится компания ПАО «ГМК «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ».
2. На втором месте находится компания ПАО «НОВАТЭК».
3. На третьем месте находится компания ПАО «ФОСАГРО».
Рассмотрим инновационное развитие субъектов Российской Федерации, согласно российскому региональному инновационному индексу [11].
1. Первая группа субъектов Российской Федерации с высоким инновационным потенциалом:
- город Москва;
- республика Татарстан;
- Нижегородская область;
- Томская область;
- город Санкт-Петербург;
- и так далее.
2. Вторая группа субъектов Российской Федерации с умеренным инновационным потенциалом (36 регионов).
3. Третья группа субъектов Российской Федерации со средним инновационным потенциалом (33 региона).
4. Четвертая группа субъектов Российской Федерации с низким инновационным потенциалом (остальные регионы с индексом инновационного потенциала менее 40%).
Самыми отстающими регионами, несмотря на возможный потенциал, являются:
- республики Алтай и Ингушетия;
- Еврейская автономная область;
- автономные округа: Ненецкий и Чукотский.
На основе вышеизложенных данным, распределим географию инновационного развития по федеральным округам: Приволжский (29%), Центральный (24%), Дальневосточный (18%), Северо-Западный (15%), Южный (15%), Северо-Кавказский (12%), Сибирский (9%) и иные регионы (ниже 6%) [11].
Согласно аналитическим данным «РБК Отрасли» в 2023 г. наибольшая инновационная активность приходится на [12]:
- отрасли по производству космических и летательных аппаратов (более 28 % из 100 % возможных);
- кораблестроение (около 24 % из 100 % возможных);
- отрасли по производству компьютерных технологий (22 % из 100 % возможных).
- автотранспортная промышленность (около 13 % из 100 % возможных).
Следует полагать, что инновационный потенциал страны, регионов и отраслей представляет собой стратегическую политику Российской Федерации.
Обозначим факторы, способствующие снижению инновационного потенциала:
1. Нестабильность работы компаний.
2. Низкий уровень ВВП.
3. Недостаточный объем энергопотребления.
4. Отсутствие позиции верховенства закона.
5. Качество национальных стандартов ISO 14001 (экологический менеджмент) и ISO 9001 (система качества).
6. Снижение объемов венчурного капитала и сделок, в том числе инвестиционных операций по ним.
7. Отсутствие грамотности, недостаточные знания в предпринимательской деятельности.
В Европейском сообществе инновационное развитие неразрывно связано с иностранными инвестициями, которые вносят существенный вклад в региональный потенциал. Характерным примером стало исследование проекта «Устойчивый регион» (Нидерланды), которое доказало факты развития устойчивости и конкурентных преимуществ государства по средствам инновационных возможностей [13]. Важным инструментом повышения инновационного развития послужила:
1. Программа «знаний кластера R&D».
2. Стратегия экономики:
- знаний;
- интенсивного промышленного/сельскохозяйственного производства.
Проведенное исследование подтверждает факт недостаточно эффективного проведения государственной инновационной политики как внутри компании, так и в регионах и России.
Результаты исследования и их обсуждение
Инновационному развитию и инновационному потенциалу способствуют положительные факторы, направленные на формирование устойчивой базы системы:
- рост масштабов ввода инноваций в стране;
- эффективный переход инновационной среды;
- инновационная деятельность внутри компаний;
- политика государства и поддержки инновационной деятельности как одного из видов воздействия на механизм;
- сглаживание неравенства между регионами;
- снижение дифференциации социально-экономического характера;
- создание научно-исследовательских институтов, субъектов, территориальных структур.
- разработка мер по снижению влияния теневого проявления экономики.
Для совершенствования инновационной базы, государству также необходимо уделить важное значение следующим показателям:
1. Рост трудовых ресурсов в сфере технологий, науки.
2. Предоставление патентов на инновационные объекты.
3. Создание качественной образовательной базы с учетом высшего профессионального образования.
4. Повысить занятость в наукоемких сферах.
Так как финансирование научно-технической деятельности в России осуществляется в большей степени за счет федерального бюджета (примерно 70% от общего числа финансирования), механизмы налоговой и кредитной политики индифферентны (поступление налоговых обязательств в федеральный бюджет в 2022 г. составил 93% от общей суммы налоговых поступлений) [5].
Оценка экономического развития страны в 2023 г. показала, что уровень инновационного потенциала имеет недостаточно высокие показатели, а каждой сфере, отрасли промышленности характерны некачественные механизмы и законодательные пробелы. На основании чего, необходимо усовершенствовать систему мероприятий по повышению уровня инновационного потенциала страны.
Государственное регулирование инновационной деятельности компаний необходимо осуществить в виде стимулирующих функций, а не контрольных. Например, создание условий заинтересованности предпринимательского сектора в научных разработках, то есть повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов по средствам:
- утверждение субсидий на формирование собственных ресурсов компании;
- снижение давления по налоговым обязательствам;
- предоставление льготных кредитов или по пониженному проценту;
- разработка методики по снижению высокого экономического риска для предприятий.
Создание общего эффективного налогового механизма будет определяет уровень деловой активности, платёжеспособности компаний. Например, разработка и внесение изменений в налоговое законодательство, а, именно:
- определение порядка освобождения хозяйствующих субъектов, имеющих инновационную деятельность от уплаты НДС;
- освобождение инновационной деятельности на предприятии от налога на прибыль;
- льготный период для созданных компаний (до 3 лет) с учетом инвестиционной поддержки в развитие инноваций.
Регулирование целесообразно осуществлять с помощью современных цифровых средств контроля.
Одним из ключевых факторов повышения инновационного потенциала компаний станут льготные кредиты в банковских учреждениях. Так как ключевая ставка Центрального банка России в размере 7,5% годовых не является эффективной для компаний с заинтересованностью в инновационной деятельности, поэтому следует определить льготную ставку ниже указанного уровня, например, в оптимальном размере до 5% [14].
Одновременно с повышением уровня инновационной активности необходимо разработать мероприятия по развитию регионов с низкими региональных инновационным индексом:
- дотации и субсидии специалистам, компаниям, занимающиеся инновационной деятельностью;
- реализации полного инновационного цикла в регионах по следующей схеме: научные исследования – разработка – освоение – производство – потребление.
Так как доказана ключевая роль венчурных инвестиций, использование данного механизма при реализации инновационных проектов будет прогрессировать. С учетом того, что венчурные фонды в Российской Федерации принадлежат государству, а во многих развитых странах – частным хозяйствующим субъектам, следует принять зарубежный опыт венчурного инновационного бизнеса с учетом льгот и преференций.
Заключение
В заключение стоит отметить, что для признания высокого уровня инновационного потенциала необходимо выполнить несколько условий:
- сформировать инновационную заинтересованность и деловую активность;
- подготовить нормативную, экономическую, государственную базу к реализации инновационной деятельности.
При отсутствии соблюдения качественных показателей развития инноваций, вышеизложенные мероприятия не смогут привести к изменению системы, а Российская Федерация останется на том же 51 месте в международном рейтинге.
В результате реформирования системы инновационный потенциал сформирует:
1. Конкурентоспособность страны, регионов, товаров, работ, услуг.
2. Баланс между объемом инноваций и расходами на внедрение инновационных ресурсов.
3. Благоприятное восприятие и реагирование системы на изменения.
4. Единство всех элементов экономической системы.