Введение
В новых условиях гллобально меняющего мироустройства, в эпоху жесткого санкционного давления и неустойчивой динамики экономической коньюнктуры практические аспекты подготовки специалистов выходят на первый план. В этом ключе все большую актуальность приобретают новые приемы и методы управления современной высшей школой, гармонично сочетающие все три миссии ВУЗовской концепции. Шагающий в ногу со временем ВУЗ должен быть фундаментом и надежной опорой не только при формировании базы знаний и практических навыков выпускаемых специалистов, но также быть активным партнером предпринимательских структур, способствуя развитию инноваций, формированию и укреплению связей между образованием и бизнесом. При этом вузы сталкиваются с вызовами адаптации своих образовательных программ и подходов к обучению к требованиям современного рынка труда, а предприниматели ищут способы привлечь квалифицированные кадры и развить инновационные решения.
Цель исследования заключается в анализе и оценке уровня развития партнерского взаимодействия предпринимательского сектора и высшей школы, а также разработке новых подходов и решений к управлению вузом как партнером предпринимательских структур.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования используются как общенаучные так и специальные методы и авторские эмпирические научные приемы. Так, применяется метод типологий при определении факторов, влияющих на развитие партнерских отношений предприятий с вузами, индексный и математический методы при представлени цифровой интерпритации оценки вузов предприятиями, а также метод оценочных суждений при принятии решения по избранию предприятием ВУЗа-партнера.
Результаты исследования и их обсуждение
Сегодня особое влияние на общий уровень функционирования предприятия на рынке оказывает результат налаженного взаимодействия с существующими и потенциальными партнерами. При этом создание новых моделей и методов сотрудничества требует учета множества факторов. Если учесть, что потенциальным партнером предприятия может стать высшее учебное заведение, то необходимо учитывать особенности деятельности университета и выделять иные критерии оценки при выборе модели взаимодействия.
Переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу сопровождается растущей заинтересованностью в сотрудничестве между вузами и предприятиями. Новый тип экономики – экономики знаний – определяет потребность в развитии эффективных механизмов производства и коммерциализации знаний на основе согласования государственных, корпоративных и академических интересов.
Большинство технологических переломов «произрастает» из научно-исследовательских институтов, академических учреждений и научных лабораторий ВУЗов. Установление тесного сотрудничества, а также поддержка высших учебных заведений и исследовательских институтов и получение знаний о научных достижениях, реализуемых в этих институтах, может стать важным источником знаний и замыслов при внедрении радикальных изменений и развития рынка. Благодаря такому сотрудничеству затраты и риск дорогостоящих фундаментальных и прикладных исследований можно переложить на плечи исследовательских институций.
Стратегическое взаимодействие образования и науки в ВУЗах Источник: составлено авторами
ВУЗ играет важную роль не только в учебном, но и научном направлении. Стратегическое взаимодействие образования и науки в ВУЗах представлено на рисунке.
Для развития партнерских отношений предприятий с вузами важно учитывать к какому типу высшего учебного заведения относится партнер предприятия. На сегодняшний день существует четкая классификация типов учебных заведений, а именно университет, академия, институт, консерватория, техникум, колледж (училище). Каждое из вышеуказанных учебных заведений может выступать партнером предприятия в соответствии с основными целями и задачами сотрудничества (научно-производственная деятельность, инновационная работа, подготовка и переподготовка кадров).
Миссия и стратегия сотрудничества вузов и предприятия должны разрабатываться на высшем уровне руководства, а затем трансформироваться в кафедральные стратегии.
Двусторонние отношения между вузами и предприятиями, не входящими в состав системы высшего образования, способствуют решению проблем с внедрением результатов научных исследований, инноваций и разработок. Также эти факторы могут влиять на показатели деятельности ВУЗов: количество выпускников ВУЗов, количество стартапов и компаний, созданных студентами, выпускниками, преподавателями; рост позиции вузов в мировом рейтинге; рост числа научных публикаций.
Важным в развитии партнерства остается создание условия для полнейшего освоения обществом многогранного потенциала как отечественной, так и мировой науки. Особенно это касается научно-исследовательской работы студентов.
Научно-исследовательская работа основывается на активной поисковой деятельности и выражается в самостоятельном творческом исследовании. В результате такой поисковой деятельности проявляется значимость работы и новизна. В сфере науки процессы обновления происходят с особой интенсивностью. Они охватывают когнитивную, методологическую, мировоззренческую, институциональную сферу науки. К научной работе следует последовательно готовить студентов на протяжении всего срока обучения.
Считаем, что положительные результаты сотрудничества между предприятиями и вузами заключаются в том, что студенты могут предложить собственное видение усовершенствования определенного производственного процесса на предприятии и получить первый опыт, а впоследствии и возможность трудоустройства.
Следует добавить, что интеграция учебного процесса, науки и производства обеспечивается путем:
- подготовки специалистов на основе использования достижений науки, техники и экономических потребностей в специалистах нового уровня;
- привлечения студентов к участию в научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, выполненных как за счет средств государственного бюджета, так и по хозяйственным договорам с заказчиками;
- проведения научной, методической и организационной работы советами разного уровня по развитию научного и технического творчества студентов во взаимосвязи с учебным процессом;
- разработки и внедрения в учебный процесс новых технических средств обучения, созданных по результатам научных исследований: лабораторных приборов, компьютерных учебных пособий.
Современное образование призвано помочь человеку научиться узнавать, научиться работать, научиться жить и научиться жить в коллективе. А высшее образование характеризуется неэффективной организацией, распыленностью, большими затратами, низким институциональным потенциалом и недостаточным качеством, а следовательно требует существенной оптимизации.
Практический опыт доказывает, что сегодня функционирование современной системы высшего образования происходит в условиях неопределенности и влияния управляемых и неуправляемых дестабилизирующих факторов, что приводит к усложнению управления деятельностью вузов и является фактором риска при принятии решений. Управление партнерскими отношениями с вузами должно быть направлено на формирование специфической экономической среды, состоящей из инициативы, планирования, организации, реализации и контроля.
Одним из стратегических направлений в управлении развитием образования является создание правовых и экономических механизмов стимулирования работодателей и инвесторов по их участию в укреплении учебно-материальной базы системы образования, развитию профессионально-технических и высших учебных заведений и восстановлению трудовых ресурсов страны.
Управление развитием вузов усиливает их привлекательность как партнеров предприятий. Кроме того, важным вопросом остается выбор предприятием критериев для оценки вузов как партнера. При выборе ВУЗов для совместной деятельности предприятия целесообразно учитывать следующие факторы: научно-технический уровень ВУЗов, социально-культурные особенности, политико-правовые факторы. Считаем, что престижность современного вуза можно установить по следующим признакам:
- уровню трудоустройства выпускников этого вуза;
- количеству студентов, аспирантов, кандидатов и докторов наук;
- качеству достижений вузов в научной сфере;
- результатам опроса студентов по структуре учебной программы.
Что касается оценки деятельности ВУЗов, то ведущую роль в принятии решения по избранию предприятием ВУЗов играет полученная из маркетинговых исследований информация. Эта информация о вузах может составляться на основе общегосударственных и международных рейтингов. Наиболее полным и всесторонним рейтингом вузов считается Таймс. Методика данного рейтинга базируется на международной репутации, включающей количественные и качественные показатели (учитываются результаты опроса работодателей).
Распространен также Шанхайский рейтинговый список, учитывающий даже наличие престижных международных наград. Общий или «консолидированный рейтинг вузов» может строиться с учетом показателей авторитетности преподавателей, количественных и качественных показателей.
Предлагается ряд различных индексов вузов, которые могут учитываться предприятием при выборе вузов-партнера (табл. 1). Кроме того, разные рейтинги также могут включаться в оценку деятельности высших учебных заведений, например показатели цитирования, индекс Хирша, индекс открытого доступа, рейтинг по Scopus или Wos и другие.
На указанные показатели могут ориентироваться работодатели, абитуриенты, предприятия для углубления сотрудничества и развития взаимодействия, данные показатели динамичны и широко отражают деятельность вузов. Следует отметить, что университеты с высокими рейтингами в мире выступают пионерами в развитии партнерства с предприятиями.
Таблица 1
Основные индексы, которые могут быть использованы при оценке вузов предприятием
№ |
Индекс |
Название |
Диапазон изменения значения |
1. |
Інп |
Оценка качества научно-педагогического потенциала |
0-50% |
2. |
Іку |
Оценка качества обучения |
0-30% |
3. |
Iмп |
Оценка международного признания |
0-20% |
Источник: составлено авторами.
Таблица 2
Основные факторы, влияющие на развитие партнерских отношений с предприятиями по вузам
Факторы прямого влияния |
Факторы косвенного влияния |
1. Формирование полноценной системы коммуникаций партнеров |
1. Развитие социальной сферы |
2. Возможность участия в государственных и международных совместных образовательных и научных проектах |
2. Политическое состояние |
3. Возможность исследования успешного зарубежного опыта и их имплементация |
3. Демографическая ситуация |
4. Формирование инвестиционной привлекательности предприятия, внедрение инноваций и научно-технических разработок |
4. Экономическое состояние |
Источник: составлено авторами.
Отражением проблемы недостаточного распространения партнерских отношений между ВУЗами и предприятиями служит низкий уровень участия предпринимательских структур в инвестиционных программах сектора высшего образования. А именно этот сектор доминирует среди других образовательных секторов по объемам привлечения частного капитала. Однако основную роль здесь играет население, т.к. доля домохозяйств в объеме финансирования вузов превышает долю бизнес-структур почти в десять раз.
Следует определить типологию факторов, влияющих на развитие партнерских отношений предприятий с вузами (табл. 2). Отметим, что к первой группе факторов относятся те, на которые участники партнерских отношений могут повлиять. Ко второй группе относятся факторы, существующие независимо от состояния партнерских отношений предприятия с вузами.
Рассмотрим более подробно факторы, на которые партнерские отношения предприятий с вузами могут оказать влияние. Формирование полноценной системы коммуникаций партнеров позволяет эффективно управлять взаимодействием, контролировать его риски. Возможность участия в государственных и международных образовательных и научных проектах позволяет партнерам выходить на международный рынок. Возможность исследования успешного зарубежного опыта и его имплементация позволяет реализовать лучшие зарубежные практики развития партнерских отношений между предприятиями и вузами. Формирование инвестиционной привлекательности компании, внедрение инноваций и научно-технических разработок позволяет повысить конкурентоспособность компании.
Следует отметить, что управление развитием партнерских отношений предприятия с вузами должно происходить с учетом следующих макроэкономических условий: стратегических задач развития экономики; имеющегося ресурсного потенциала и демографической ситуации; особенностями территориального развития; мировыми тенденциями развития.
Основными целями анализа состояния партнерских отношений предприятий с вузами считаем следующие:
- определение общего состояния партнерских отношений предприятий с вузами;
- исследование основных барьеров развития партнерских отношений предприятия с вузами;
- определение преимуществ от развития партнерских отношений предприятия с вузами;
- установление целесообразности развития взаимоотношений между предприятием и вузами;
- выделение основных форм партнерского взаимодействия.
Определяющее влияние на необходимость развития партнерских отношений между предприятием и вузами оказывает разрыв между спросом и предложением высококвалифицированных кадров в сфере информационных технологий.
Это в первую очередь связано с тем, что существует большая разница между бюрократическими условиями функционирования вузов и постоянным и динамичным изменением рыночной среды. Поэтому основной мотивацией развития партнерства является сокращение разрыва между учебными программами в вузах и требованиями предприятий к умениям и знаниям специалистов путем:
- совместной разработки учебных программ дисциплин;
- привлечения специалистов компаний к преподаванию дисциплин;
- стажировки преподавателей в компаниях;
- создания специальных учебных классов и лабораторий.
Заключение
Важные источники актуальных знаний и идей при внедрении радикальных изменений в развитии новых рынков и технологий могут пивитьля лишь при установление тесного сотрудничества и поддержке высших учебных заведений и исследовательских институтов. Благодаря такому сотрудничеству затраты и риск дорогостоящих фундаментальных и прикладных исследований можно переложить на плечи исследовательских институций. Миссия и стратегия сотрудничества вузов и предприятия должны разрабатываться на высшем уровне руководства, а затем трансформироваться в кафедральные стратегии. При эффективном управлении высшей школой студенты могут предложить собственное видение усовершенствования определенного производственного процесса на предприятии и получить первый опыт, а впоследствии и возможность трудоустройства. Управление развитием партнерских отношений предприятия с вузами должно происходить с учетом стратегических задач развития экономики; имеющегося ресурсного потенциала и демографической ситуации; особенностями территориального развития; мировыми тенденциями развития. А основной мотивацией развития партнерства должно стать неуклонное сокращение разрыва между учебными программами в вузах и требованиями предприятий к умениям и знаниям специалистов.