Введение
В современной экономике способность бюджетного учреждения принимать своевременные и обоснованные решения является важнейшим фактором, определяющим ее долгосрочную жизнеспособность и успех. Эта способность позволяет бюджетным учреждениям осуществлять эффективное стратегическое планирование, ориентироваться в сложной рыночной динамике и обеспечивать устойчивый рост и развитие. Важным фактором является процесс оценки эффективности, который позволяет бюджетным учреждениям оценивать перспективы новых движений, выявлять проблемные области и анализировать эффективность выбранной стратегии развития. Одним из ключевых показателей, характеризующих действенность управления является эффективность деятельности бюджетного учреждения.
Целью исследования является проведение анализа и выявление путей повышения эффективности деятельности бюджетного учреждения региона.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования является деятельность управления социальной защиты региона Финансовый отдел Администрации Шадринского муниципального округа, а предметом – эффективность деятельности управления системой социальной защиты населения региона.
Исследование эффективности деятельности осуществляется путем сравнения показателей деятельности, выраженные в виде фактически осуществленных мероприятий для городского и сельского населения. Использованы материалы учебных изданий, нормативно-правовых актов, внутренних организационно-правовых и справочных документов.
Методическую основу составили теоретические (анализ) и статистические методы: факторный анализ, экономический анализ, графический метод, аналитический метод и метод сбора эмпирических данных.
Понятия стратегия и эффективность тесно сопряжены между собой как две взаимозависимые категории. На основании совокупности изученных трудов сформировано авторское представление понятия эффективности применительно к муниципальному управлению [1-9].
Эффективность муниципального управления можно охарактеризовать как комплексную категорию, в основе которой лежит достижение социально-экономических, политических, общественных, экономических и прочих целей, подлежащих к исполнению в рамках полномочий административного управления [11].
В современном мире эффективность муниципального управления подвергнута контролю не только на уровне отдельно рассматриваемого субъекта, но и на законодательном уровне, что нашло отражение в нормативно-правовых актах [10].
Для подробного анализа необходимо рассмотреть характеристики изучаемого объекта.
На рынке труда Шадринского муниципального округа ситуация до эпидемии новой коронавирусной инфекции 2020 года на протяжении ряда лет была стабильной. Противодействие COVID-19 и введение ограничительных мер по пандемии в 2020 году изменило ситуацию на рынке труда Шадринского района, как и по стране в целом. Если на 1 января 2020 года уровень безработицы по Шадринскому району составлял 1,57%, то в декабре 2020 года уровень безработицы достиг 9,2%.
Для улучшения ситуации на рынке труда Шадринского района в 2023 году был принят ряд мер, в том числе: были организованы общественные работы – направлены на общественные работы – 71 человек; на профобучение направлено через центр занятости – 14 человек; создано 213 рабочих мест.
На 1 ноября 2022 года уровень безработицы по Шадринскому району составляет 1,66%. Статус безработных присвоен 206 человекам, из них молодежь в возрасте от 16 до 30 лет – 31 человек, лица предпенсионного возраста – 49 человек. Трудоустроено за 10 месяцев 2021 года 617 человек, в том числе на профобучение направлено 23 человека.
В 2023 году работа по направлению трудоустройства продолжена: оказано содействие в поиске и трудоустройстве 13 гражданам; заключено 11 социальных контрактов на лечение, прохождение реабилитации, улучшение жилищных условий; заключено 3 социальных контракта на осуществление предпринимательской деятельности и 3 социальных контракта на развитие ЛПХ.
В рамках межведомственного сотрудничества с Фондом «Инвестиционное агентство Курганской области» в реальном секторе экономики Шадринского района за 2022 год на территории реализовано 7 инвестиционных проектов на сумму 105,3 млн Создано 41 рабочее место.
На территории Шадринского района крупных и средних организаций не зарегистрировано, все они сконцентрированы в муниципальном образовании город Шадринск. В районе сохранены и развиваются градообразующие организации. Значительных сокращений числа рабочих мест не планируется.
Среднемесячная заработная плата по Шадринскому району за январь 2023 года составляет 25 503,4 руб. – 108,6% к уровню 2022 года.
Миссия бюджетного учреждения финансового отдела Администрации Шадринского округа: «Обеспечить своих клиентов качественной и быстрой работой».
Цель деятельности финансового отдела Администрации Шадринского округа – осуществление эффективной деятельности.
В бюджетном учреждении должен проводиться комплексной экономической диагностики на основе ключевых показателей, что возложено на финансовый отдел, который координирует данную деятельность [10].
Механизмы оценки эффективности состоит из нескольких этапов:
1. количественные показатели используются для измерения эффективности муниципальных служащих;
2. качественные показатели используются для оценки эффективности муниципальных служащих;
3. проводится оценка эффективности муниципальных служащих;
4. разработана комплексная система оценки эффективности муниципальных служащих в муниципалитетах.
Результаты оценки профессиональной деятельности муниципальных служащих могут быть использованы несколькими способами, такими как: включение их в должностные инструкции; использование в качестве критерия для отбора кандидатов в кадровый резерв; информирование о присвоении должностей и шкале окладов; повышение мотивации сотрудников.
Оценка профессиональной деятельности муниципальных служащих основана на наборе количественных показателей, которые дают полное представление об их эффективности: результативность деятельности, которая измеряет объем выполненной работы; реализация целей, которая оценивает степень, в которой сотрудник достиг своих целей; своевременность, при которой оценивается способность муниципального служащего достигать результатов в установленные сроки; финансовые показатели, при которых анализируется взаимосвязь между расходами и количественными результатами, включая объем и распределение бюджета, для определения способности муниципального служащего эффективно управлять ресурсами.
Оценка деятельности муниципальных служащих – комплексный процесс, который включает в себя два ключевых элемента: присвоение относительной важности соответствующим критериям и оценку каждого критерия.
Определенные методы оценки используются для того, чтобы оценить степень качества выполняемой работы должностного лица выполнение определенных задач, действий, целей или этапов деятельности. Количественные показатели эффективности устанавливаются индивидуально для каждой должности с учетом деталей выполняемых задач.
В Финансовом отделе Администрации Шадринского района Курганской области разработана комплексная методика оценки результативности профессиональной деятельности муниципальных служащих:
1. Данная комплексная методика, специально разработанная для оценки эффективности работы сотрудников, была разработана в соответствии с Положением, определяющим порядок выплаты ежемесячных надбавок, премий и материальной помощи муниципальным служащим. Финансовый отдел администрации Шадринского муниципального района применяет данную методику для определения размера премий муниципальным служащим, тщательно учитывая их индивидуальные результаты работы, достижения и общий вклад в эффективность и продуктивность.
2. Оценка результативности профессиональной деятельности муниципального служащего включает в себя оценку его способности внести вклад в достижение целей и задач Финансового отдела Администрации Шадринского муниципального района Курганской области. Данная оценка включает в себя: проверку их навыков управления задачами, включая способность выполнять задачи в полном объеме, с требуемым качеством и в отведенные сроки; оценку их возможностей в области управления ресурсами с уделением особого внимания эффективному распределению и использованию имеющихся организационных, кадровых, финансовых, информационных и других ресурсов для повышения эффективности и продуктивности (таблица 1).
В эпоху неопределенности при постановке целей необходимо уделять приоритетное внимание гибкости, адаптивности и жизнестойкости перед лицом разнообразных, часто стрессовых условий. Признавая, что постановка целей не может основываться исключительно на радужных прогнозах, ниже представлено несколько возможных путей развития, каждый из которых разработан с учетом сложностей неопределенного будущего:
Первый сценарий, целевой сценарий, основан на ряде руководящих принципов, которые определяют приоритетность стратегического развития Финансового отдела Администрации Шадринского муниципального района. Эти принципы включают в себя: максимальное использование потенциала для роста и развития; оптимизация человеческого капитала с помощью эффективных стратегий управления талантами и их развития; достижение баланса между краткосрочными и долгосрочными целями, обеспечение устойчивого роста и развития; применение дальновидного подхода к управлению, характеризующегося инновациями, адаптивностью и стремлением к совершенству.
Таблица 1
Степень участия муниципального служащего в решение задач
Показатели определения степени участия |
Шкала оценки степени участия (баллы) |
Мотивы муниципального служащего – ориентир деятельности муниципального служащего направлен на достижение целей, задач и реализацию миссии Финансового отдела |
от 0,5 до 1,5 |
Понимание внутриорганизационных процессов – способности муниципального служащего видеть и использовать тенденции и события, происходящие в организации, влияющие на результаты Финансового отдела |
от 0,5 до 1,5 |
Работа в команде и сотрудничество – стремление сотрудничать с другими, быть частью единой команды, работать вместе, а не отдельно или в соревновании с кем-либо |
от 0,5 до 1,5 |
Средний балл |
от 0,5 до 1,5 |
Второй сценарий, умеренно оптимистичный, предполагает значительные улучшения в распределении ресурсов, крупномасштабные инвестиции и стратегическое внедрение инновационных технологических решений для стимулирования развития.
Третий сценарий, консервативный, основан на предположении о стабильном, хотя и медленном, экономическом росте, несмотря на наличие неблагоприятных внешних условий. В рамках этого сценария Финансовый отдел сосредотачивает свои усилия в области развития на следующих ключевых приоритетах: сохранение капитала, обеспечение долгосрочной устойчивости существующих активов и ресурсов; создание благоприятной среды для роста капитала, характеризующейся благоприятной экосистемой, способствующей развитию и инновациям; установление экономических отношений и государственных институтов, которые признают ценность человеческого капитала, предоставляя возможности для его эффективного использования и развития.
Таким образом, реализация предложенного подхода по разновидностям сценариев предполагает, что стратегическим направлением будет создание высококачественного механизма обслуживания клиентов и предоставление востребованных услуг, отвечающих высоким стандартам качества и удовлетворяющих потребности.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный анализ убедительно продемонстрировал исключительную эффективность предложенных сценариев и их способность достигать запланированных показателей эффективности в течение первого года эксплуатации.
После исполнения бюджета на 2023 год запланированные поступления из внутренних налоговых источников были увеличены, как показано таблица 2, благодаря утвержденным поправкам.
Финансовый отдел Администрации Шадринского района отвечает за выполнение важнейших функций финансового органа муниципального образования, определенных рядом законодательных и нормативных актов. Эти акты, включая Бюджетный кодекс Российской Федерации, Положение о бюджетном процессе в Шадринском муниципальном районе, Положение о финансовом управлении администрации Шадринского района и другие соответствующие федеральные законы, областные законы и нормативные акты Курганской области и органов местного самоуправления, предусматривают всеобъемлющая основа для деятельности. Эта структура гарантирует, что Департамент работает эффективно и результативно в соответствии с самыми высокими стандартами финансового менеджмента, что позволяет ему выполнять свою роль финансового органа.
В соответствии с утвержденным планом действий Финансовый департамент Администрации Шадринского района обеспечивает реализацию единой налоговой и бюджетной стратегии на территории всего Шадринского района. В целях содействия исполнению бюджета на 2023 год было подготовлено подробное распределение доходов и расходов по консолидированному бюджету Шадринского района. Анализ собственных доходов района в консолидированном бюджете на 2023 год показывает значительный вклад налоговых поступлений, которые составляют 66,4% от общего объема. Неналоговые доходы и другие безвозмездные поступления также играют важную роль, составляя 24,3% и 9,3% от общего объема соответственно.
В таблице 3 представлен консолидированный бюджет собственных доходов финансового отдела Администрации Шадринского муниципального округа.
Таблица 2
Результаты исполнения бюджета
Показатели |
Сумма |
Плановые расходы по собственным доходным источникам |
1 140 000,00 |
Первоначальный план по собственным доходам |
830 084,00 |
Уточненный план с дополнительными ассигнованиями на приоритетные направления |
944 850,00 |
Таблица 3
Консолидированный бюджет собственных доходов
Показатели |
2022г. |
2023г. |
Собственные доходы |
1 403250,10 |
1 464810,60 |
Поступление от НДФЛ |
38 700,30 |
42 510,80 |
Безвозмездные поступления |
41 100,20 |
41 560,70 |
Продажа земли |
33 290,80 |
38 290,40 |
Госпошлина |
11 500 |
13 730 |
Налог на имущество физ. лиц |
1 540,60 |
1 769,40 |
Патентная система |
9 800,10 |
1 120,10 |
Сдача в аренду имущества и земли |
19 800,40 |
21 200,80 |
Сельскохозяйственный налог |
15 650,60 |
17 850,60 |
Акцизы на нефтепродуктц |
12 900,30 |
15 600,30 |
Административные штрафы |
48 000,80 |
48 400,30 |
Земельный налог |
6 300,6 |
7 101,5 |
Добровольные пожертвования |
51 370,10 |
82 160,70 |
Прочие безвозмездные поступления |
51 000,50 |
54 900,80 |
Финансовая помощь из областного бюджета |
1 117 924,40 |
9 179 640,90 |
Таблица 4
Расходы бюджета финансового отдела
Показатели |
2022г. |
2023г. |
Заработная плата |
4 158 640,00 |
4 203 410,00 |
Оплата коммунальных услуг |
20 158,10 |
25 341,20 |
Приобретение котельно-печного топлива |
151 670,90 |
211 230,10 |
Подвоз учащихся |
15 500,00 |
15 856,50 |
Социальное обеспечение |
113 470,00 |
176 180,00 |
Кредиторская задолженность |
106 870,00 |
155 860,00 |
Прочие расходы |
389 820,40 |
462 870,70 |
Дорожная деятельность |
42 003,30 |
45 010,30 |
Бесплатное горячее питание обучающихся |
595 600,0 |
610 000,00 |
Финансовый отдел осуществлял постоянный контроль за расходованием фонда оплаты труда в 2023 году, что позволило обеспечить эффективное и результативное использование бюджетных средств и повысить эффективность бюджетных расходов. В таблице 4 представлены расходы бюджета за 2023 год бюджетного учреждения региона.
По состоянию на 1 января 2021 года институциональная структура округа включает в себя 59 казначейских учреждений и 3 бюджетных учреждения. В 2023 году Финансовый отдел региона сыграл решающую роль в обеспечении эффективного использования бюджетных ресурсов, осуществляя строгий контроль за расходами фонда заработной платы, способствуя тем самым эффективному распределению средств.
Финансовый отдел региона возложил ответственность за управление и надзор за деятельностью муниципальной администрации на контрольно-ревизионный отдел.
Заключение
В заключение хотелось бы остановиться на методах и приемах расчета эффективности финансового отдела Администрации Шадринского городского округа Курганской области.
Финансовый отдел можно рассматривать как сложную систему, которая требует инвестиций и впоследствии дает желаемые результаты. Благодаря расчету и применению ряда показателей эффективности можно провести всесторонний и детальный анализ результативности различных видов финансовой и экономической деятельности, что позволяет принимать обоснованные решения.
На практике бюджетное учреждение обычно использует общие показатели экономической эффективности и связывает эффективность текущей деятельности с имеющимися экономическими или финансовыми ресурсами.
Организационная эффективность. Анализ сценариев показывает, что эффективность и достижение запланированных целей в первый год позволяет сделать выводы об инвестиционной привлекательности.