Введение
Степень регионального развития регионов может быть оценена в зависимости от показателей состояния бюджетных средств, научно-технологической деятельности, размера инвестиций, инновационной активности, демографических факторов, степени развития теневой экономики и так далее. Стоит полагать, что указанные инструменты являются взаимосвязанными и создают устойчивую основу текущего и прогнозируемого состояния территории.
Структуру устойчивого развития региона можно представить следующим образом:
- состояние показателей в регионе;
- инвестиционный, инновационный, научный, технологический и иной климат;
- уровень инвестиционной привлекательности в регион.
Состояние региональных экономических, финансовых и иных показателей неразрывно связаны с инновационным, научным, технологическим, социальным климатом и уровнем инвестиционной привлекательности в регион. Так, в результате снижения, к примеру, инвестиционной активности развитие региона может иметь регрессивные составляющие. Поэтому актуальность проблемы повышения регионального развития в Российской Федерации обусловлена необходимостью введения новых мер и качественных механизмов.
Важным условием процветания любой страны является выявление и оценка текущего и перспективного развития потенциалов в инновационной и инфраструктурной области. В России указанные стратегические задачи могут быть реализованы благодаря многим подходам, в том числе с учетом создания особых экономических зон в субъектах РФ, поэтому целью научного исследования является изучение особых экономических зон как важнейшего инструмента развития регионов. В соответствии с целью научной статьи рассмотрены основные характеристики особых экономических зон, проведена оценка влияния особых экономических зон на региональное развитие и предложены новые меры по повышению эффективности регионов в виде создания в них особых экономических зон на примере действующих федеральных территорий.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели работы были поставлены задачи исследования: ознакомиться с понятийным аппаратом особых экономических зон, оценить влияние особых экономических зон на региональное развитие, предложить методы по повышению эффективности регионов в виде создания в регионах особых экономических зон на примере действующих федеральных территорий.
В научной работе были использованы различные концепции, исследования, статистические и нормативные данные, которые формулируют теоретическую и практическую проблематику, связанную с повышением регионального развития территорий. Основой исследования послужили воззрения следующих авторов литературных источников:
1. Валдайцева М.В., Грибанова Н.В. и Янова Е.А. выделяют, среди разнообразных инструментов инновационного развития регионов, особые экономические зоны ввиду создания на таких территориях благоприятных условий для реализации конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Авторами рассматриваются преференции в области государственного развития и другие преимущества территорий («Дубна», «Технополис «Москва», «Иннополис» и другие особые экономические зоны) [1].
2. Еремина И.В. на примере особой экономической зоны «Титановая долина» рассматривает влияние устойчивого развития на Свердловскую область. Стоит отметить, что регион занял лидирующие позиции в инновационной привлекательности среди всех регионов благодаря «Титановой долине». Согласно анализу поступления доходов в бюджет, за период исследования, прибыль от территории составила около 370 млн.руб., что подтверждает экономический рост области. Благодаря авторскому исследованию была доказана связь между концепцией устойчивого развития особых территорий и социально-экономической безопасностью, развитием регионов [2].
3. Магомедмирзоевой Д.Я., Семилетовой Я.И., Шлындовой Н.В. изучены перспективы развития особых экономических зон, сделаны выводы об эффективности показателей за счет промышленно-производственного типа таких территорий [3]. По мнению авторов, благодаря стратегическим проектам в виде особых экономических зон, государство решает следующие задачи:
- приток капитала: российского и иностранного;
- решение демографических проблем, связанных с отсутствием рабочих мест и (или) безработицей;
- развитие экспортных и импортных операций;
- создание качественной инфраструктуры;
- привлечение технологий;
- региональное развитие.
4. Соловьев Н.А. проводит всесторонний анализ особых экономических зон в России, налоговые льготы, количество резидентов, финансово-экономические результаты на примере «Алабуга», «Иннополис» (республика Татарстан). В результате автор делает вывод о необходимости поддержки таких территорий ввиду развития инновационных проектов, улучшения делового климата, повышение уровня информационных технологий, сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [4].
5. Тихомирова Е.В., Королева Г.А. рассматривают тенденции влияния особых экономических зон и территорий опережающего развития как благоприятного фактора по формированию инвестиционного климата в Российской Федерации. Научными авторами оценены высокие масштабы инвестиционного потока и обеспечения занятости населения в таких зонах и территориях. При этом, основным мероприятием по совершенствованию механизмов развития будет являться расширение перечня льгот [5].
В работе использованы методы сравнения и моделирования, метод абстрагирования, метод наблюдения, метод описания, а также нормативно-правовая российская доктрина, материалы сайтов Интернет-ресурсов, собственные исследования автора.
Результаты исследования и их обсуждение
Структура факторов регионального устойчивого развития зависит от следующих элементов:
- местоположение;
- ресурсный потенциал (полезные ископаемые, лесные ресурсы и так далее);
- сотрудничество с другими регионами, государствами;
- качество трудовых ресурсов, в том числе уровень занятости населения, показатель безработицы, квалификационных трудовых ресурсов и так далее;
- транспортная, информационная и иная инфраструктура региона;
- региональный рынок;
- покупательская способность;
- показатели спроса и предложения;
- конкурентоспособность производителей, региона;
- уровень производственной и сельскохозяйственной деятельности;
- финансовое состояние компаний;
- нормотворчество региона;
- региональная политика, в том числе контрольные мероприятия, субсидии, программы и так далее.
Так как некоторые инструменты могут быть нестабильными, эффективным методом снижения рисков регионов является создание объектов инвестиционной привлекательности с целью:
- формирования инвестиционного климата региона;
- экономического регионального развития;
- формирования устойчивых взаимоотношений между участниками процесса;
- создания научно-технического потенциала региона.
К современным угрозам, влияющим на экономическую безопасность хозяйствующих субъектов, регионов и России, следует отнести:
1. Финансирование инновационной деятельности находится на низком уровне. Доля расходов на проведение научно-исследовательских работ составила в 2023 г. порядка 1,1% от ВВП (для справки, показатели в Южной Корее – 5%, в Швейцарии – 3,4%) [6].
2. Низкие показатели инновационной активности (в рейтинге Глобального инновационного индекса 2023 г. уровень составил 33,3 балла). Для справки, инновационная активность в США составила – 63,5 баллов, в Швейцарии – 67,6 баллов) [7].
3. Недостаточное содействия государственного сектора в процесс внедрения новых технологий.
4. Неэффективное распределение и использование государственных бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские цели.
5. Слабое сдерживание теневой экономики. Количество нелегальных операций на розничном рынке РФ составил в 2023 г. 4,9 трлн.руб. (10,1% от общего объема рынка) [8]. В 2023 г. по сравнению с 2022 г. спрос на теневые финансовые услуги вырос и составил [9]:
- строительная сфера (37%);
- торговые операции (29%);
- сфера услуг (19%).
- иные сферы (15%).
6. Слабое развитие инвестиционных банков, венчурных фондов и других финансовых институтов.
7. Высокий уровень коррупции, бюрократии, мошенничества и так далее. Согласно глобальному индексу коррупции в 2023 г. Российская Федерация набрала 51,81 балл из 100 баллов возможных. Для справки: Финляндия – 6,76 баллов из 100 баллов возможных, Норвегия – 8,3 баллов из 100 баллов возможных, Сирия – 86,82 баллов из 100 баллов возможных, Северная Корея 85,77 – баллов из 100 баллов возможных [10].
8. Сильная зависимость от капитала и инвестиций иностранных компаний, связанные с этим санкционные ограничения, специальная военная операция (Украина).
Согласно официальным данным «Leave-Russia» по состоянию на 2023 г. из 3322 иностранных организаций [11]:
- 7 % иностранных юридических лиц, то есть 241 компания прекратила сотрудничать на российском рынке, продала активы новым владельцам, либо ликвидировала хозяйствующий субъект без передачи имущества;
- 36 % иностранных юридических лиц, то есть 1193 компаний временно приостановили свою деятельность на территории РФ;
- 15 % иностранных юридических лиц, то есть 511 компаний приостановили
Инвестиционную деятельность или часть операций, но основную деятельность продолжают вести на территории РФ;
- 40 % иностранных юридических лиц, то есть, 1336 компаний продолжают вести свою деятельность на территории РФ.
8. Снижение инвестиционной заинтересованности ввиду высоких рисков вложений и их сроков окупаемости.
9. Схемы взаимодействия государства и бизнеса являются недоработанными и недостаточно эффективными.
10. Недостаточно качественное и несогласованное регулирование таможенных, налоговых, административных, экономических отношений с учетом отсутствия полноты исчерпывающей нормативной базы.
Имея общее представления о возможностях, угрозах страны, ее слабых и сильных сторон, проведем анализ инновационной деятельности по регионам. Согласно официальным данным национального рейтингового агентства «ХI ежегодная оценка инвестиционной привлекательности России» в 2023 г. бесспорным лидером «высокого уровня» инвестиционной привлекательности стал город Москва. Город Санкт-Петербург, республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ укрепили свои позиции за счет диверсификации портфеля инвестиций с учетом особых экономических зон. Республики Калмыкия, Тыва, Ингушетия заняли последние места в рейтинге [12].
С целью поддержки и стимулирования деятельности регионов, государственными органами созданы территории опережающего развития и особые экономические зоны. Согласно данным Министерства экономического развития РФ в России созданы 53 экономические зоны, 34 из которых имеют промышленно-производственную направленность, 7 – технико-внедренческую деятельность, 10 зон осуществляют туристско-рекреационные действия, 2 – портовые территории [13]. За 2005 – 2024 г. [14]:
1. Общий объем потока инвестиций в особых экономических зонах составил около 6,3 трлн руб.,
2. Количество рабочих мест составило около 83 000 ед.
3. Сумма налоговых, страховых, таможенных платежей составила около 465 млрд руб.
Указанные факты подтверждают важность особых экономических зон как фактора регионального развития.
Следует также уделить внимание разграничению понятий «территория опережающего социально-экономического развития» и «особая экономическая зона» [15]:
1. На территории свободных экономических зон отсутствуют государственные привилегии, которые существуют на территории опережающего развития: налоговые льготы по налогу на прибыль и так далее, социальные льготы по заработной плате (7,6%, а не 30%).
2. Режим свободной экономической зоны, таможенные преференции присущи особой экономической зоне.
3. Для особой экономической зоны выделяются отдельные территории с постом и пропускными пунктами.
4. Стоимость бизнес-проекта резидентов особой экономической зоны должен составлять 120 000 000 руб., территории опережающего развития – 50 000 000 руб. (5 000 000 руб. за первый год, 45 000 000 руб. – на следующие 10 лет).
Преимущества особых экономических зон можно обобщить следующим образом:
- на территории экономических зон создается устойчивая инновационная среда, учитывающая современный факторы развития;
- происходит непрерывное формирование условий к научно-исследовательской деятельности;
- создаются мероприятия по развитию инженерно-транспортной, социальной, экономической, промышленной инфраструктуры;
- ускорение научно-технического прогресса;
- решаются проблемы демографического характера.
- выполнение государственных и региональных стратегий;
- совершается экономическое выздоровление регионов.
Таким образом, особая экономическая зона в регионе – это:
- центр науки и образования;
- научно-технологическая и инновационная база;
- система промышленного производства.
- областной центр опережающего развития.
На примере «Иннополис» рассмотрим финансовые результаты деятельности особой экономической зоны и объем бюджетных расходов в 2022 г. [16]:
1. Инвестиции резидентов – 19 758 млн руб.
2. Выручка – 36 225 млн руб.
3. Федеральные расходы – 15 000 млн руб.
4. Региональные и местные расходы – 6 900 млн руб.
5. Доходы от деятельности экономической зоны (без учета инвестиций) составили -14 325 млн руб.
Согласно отчету «О результатах функционирования особых экономических зон за 2023 г. и за период с начала функционирования особых экономических зон» эффективность российских зон, влияющих на развитие регионов, была оценена ведомством в 92% из 100% [14].
Проведем итоговую оценку структуры поступлений от свободных экономических зон в бюджет РФ в 2023 г.:
1. Доходы, всего: 29,1 трлн руб.
2. Доходы, полученные от деятельности особых экономических зон, всего: 0,76 трлн руб. (за вычетом НДС).
Таким образом, эффективность территории с точки зрения поступлений в бюджет составила 2,6 %, которые подтверждают важность создания таких зон и являются важнейшим источником экономического развития предприятий, регионов и страны в целом.
Проведем анализ обоснованности создания особых экономических зон как инструмента развития регионов, в баллах от 0 (где 0 – это отсутствие эффективности) до 1 (где 1 – это эффективность):
- значимость поступлений в бюджет Российской Федерации – 1 балл;
- развитие инновационной привлекательности – 1 балл;
- ресурсный потенциал – 1 балл;
- обеспечение трудовыми ресурсами – 1 балл;
- содействие в бизнесе и развитие предпринимательской деятельности – 1 балл;
- современная инфраструктура – 1 балл;
- создание устойчивых инновационных процессов – 1 балл.
По всем категориям особые экономические зоны имеют результативный прогресс, который такие территории могут внести в развитие регионов и устранить угрозы национальной безопасности.
На основании вышеизложенного, следует сделать выводы о недостаточном уровне развития особых экономических зон, которые способствовали формированию развития и экономической безопасности региона. Поэтому возникает острая необходимость в применении методов повышения экономического, инновационного, социального, производственного, научного потенциалов в регионах по средствам создания особых экономических зон.
Рассмотрим механизм совершенствования регионального развития в соответствии с этапами его реализации:
1. Начальный этап:
1.1. Разработка плана внедрения особых экономических зон во всех регионах РФ.
1.2. Принятие нормативно-правового акта, определяющего порядок ведения особых экономических зон.
1.3. Актуализация текущих источников права, связанных с особыми экономическими зонами по средствам уточнений и поправок в текущее законодательство РФ.
1.3. Финансирование инфраструктуры особых экономических осуществлять за счет федеральных налогов и таможенных пошлин резидентов. Ярким примером служат зоны «Санкт-Петербург» и «Дубна» Московской области (возмещение составило 1,4 млрд руб.) [17].
1.4. Создание полной и достаточной методики оценки эффективности функционирования особых экономических зон. Помимо учтенных параметров по характеристике резидентов, рентабельности вложений, деятельности органов управления и сводного отчета об эффективности, необходимо дополнить:
- обязательными материалами Счетной палаты Российской Федерации о направленных бюджетных средствах, созданных рабочих местах, квалификации работников, производительности, наличии маркетинговых стратегий резидентов и так далее;
- постоянный мониторинг, обеспеченный точности и реалистичности прогнозов.
2. Этап реализации плана внедрения особых экономических зон во всех регионах РФ.
2.1. Государственная поддержка участников свободных экономических зон.
2.2. Создание государственной системы финансирования из федерального бюджета на частные инвестиционные потоки.
2.3. Отдельные субсидии на регионы с низкими предпринимательскими, инновационными, инвестиционными потенциалами.
Согласно данными анализа российского инновационного индекса Абашкина В.Л., Абдрахмановой Г.И., Бредихин С.В., который сформирован с использованием 55 показателей (социально-экономические условия, научно-технический потенциал, экспортная активность и так далее), к регионам с низким развитием из 85 изученных регионов относятся [12]:
1. Забайкальский край (21% из 100% возможных).
2. Карачаево-Черкесская Республика (19% из 100% возможных).
3. Республика Алтай (19% из 100% возможных).
4. Республика Ингушетия (17% из 100% возможных).
4. Еврейская автономная область (16,6% из 100% возможных).
5. Ненецкий автономный округ (15% из 100% возможных).
6. Чукотский автономный округ (11% из 100% возможных).
В указанных регионах государством необходимо создать благоприятные условия для развития особых экономических зон
2.4. Создание активного сотрудничества с сильно развитыми регионами и их особыми экономическими зонами, такими, как:
1. Москва (57% из 100% возможных) может взаимодействовать с Чукотским, Ненецким автономным округом.
2. Республика Татарстан (53% из 100% возможных) может взаимодействовать с Еврейской автономной областью.
3. Нижегородская область (52% из 100% возможных) может взаимодействовать с Забайкальским краем.
4. Томская область (50% из 100% возможных) может взаимодействовать с Карачаево-Черкесской республикой.
5. Санкт-Петербург (50% из 100% возможных) может взаимодействовать с республикой Алтай
6. Ульяновская область (48% из 100% возможных) может взаимодействовать с республикой Ингушетией.
2.5. Предоставление преференций иностранным компаниям международным союзникам с РФ.
3. Этап осуществления деятельности особых экономических зон во всех регионах РФ.
3.1. Образование кластерных инициатив, в рамках принадлежащей им инфраструктуры.
3.2. Слияние промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон ввиду высокой эффективности такой интеграции, определяемой по результатам исследования Магомедмирзоевой Д.Я., Семилетовой Я.И., Шлындовой Н.В. [3].
3.3. Создание приграничных особых экономических зон для международного сотрудничества.
4. Создание мероприятий по управлению рисками. Следует предусмотреть основные стратегии по снижению рисков: в отрасли, монополий, регулирующей деятельности со стороны государства. К основному способу урегулирования отраслевых рисков следует отнести стимулирующую государственная политика взамен мерам принуждения. Мерами по снижению финансовых рисков могут быть предоставление льготного кредитования, государственная помощь на этапах банкротства и так далее. Работа над операционными рисками может быть представлена следующими стадиями:
- совершенствование управленческих процессов с возможным использованием программных продуктов и цифровых средств;
- контроль прямых и косвенных производственных потерь;
- подбор квалифицированных специалистов с высшим специальным образованием.
5. Проведение контрольных мероприятий государством с целью формирования должного уровня национальной безопасности по средствам: финансового мониторинга, контроля со стороны государства и предприятий, аудит.
Таким образом, при создании в 89 субъектах РФ особых экономических зон:
- увеличатся бюджетные поступления страны, несмотря на расходы бюджета;
- расширятся предпринимательские возможности;
- вырастет активность российских и иностранных инвесторов;
- появится возможность развития инновационного потенциала;
- даст результаты научно-техническая, исследовательская деятельность;
- увеличится уровень жизнеобеспечения граждан;
- существенно повысятся результаты развития регионов.
Заключение
При росте вышеуказанных показателей региональное развитие будет иметь высокие и эффективные показатели. Обеспечение регионов свободными экономическими зонами создаст эффективную базу устойчивых финансово-экономических, социально-политических, инновационных и инвестиционных показателей, что, в свою очередь, выведет Российскую Федерацию на новый экономический прогресс.