Введение
Проблема развития сельских территорий играет важную роль в экономике как отдельного региона, так и страны в целом. Это связано с тем, что, во-первых, развитие сельских территорий воздействует на рост сельскохозяйственной отрасли для обеспечения продовольственной безопасности страны, во-вторых, сельские территории выступают главным ресурсом для производства необходимых продуктов питания для населения, в-третьих, данные территории являются источником определенного культурного этноса.
В последние два десятилетия можно увидеть существенные позитивные сдвиги в развитии многих сельских территорий, но тем не менее, уровень развития их производительных сил и инфраструктурной составляющей значительно отстают от городов. В большинстве своем сельские жители не могут конкурировать с горожанами по уровню доходов, качеству жизни. В сельских населенных пунктах чаще проявляются различные проблемы и виды социальных патологий. Однако, только в сельской местности могут быть реализованы важнейшие для общества функции, устойчивость и стабильность их развития формируют компоненты экономической безопасности государства.
Основная цель исследования заключается в изучении устойчивого развития сельских территорий, их теоретических аспектов, значимости в общей политики страны и формирование методики объективного состояния сельских территорий отдельных регионов России.
Материалы и методы исследования
Сельские территории играют важную роль в развитии как отдельных регионов, так и страны в целом. Особая роль сельских территорий для устойчивого экономического развития страны обусловлена тем, что эти поселения выполняют роль и места постоянного проживания граждан, и места отдыха, и обеспечивают условия для производства сельскохозяйственной продукции, сырья для многих отраслей перерабатывающей сферы.
В связи с актуальностью данной проблемы были исследованы теоретические подходы к сущности сельских территорий, особенностей их формирования и развития, рассматривались существующие проблемные моменты и возможные перспективы. В процессе изучения проблемы развития сельских территорий и их устойчивости делается акцент на региональный аспект, отражающий значимость развития данных территорий в отдельных регионах, изменения внутритерриториальных экономических отношений, и их влияния на производство продукции сельского хозяйства и экономики в целом [4].
Предложенная методика разделяет совокупность показателей на 3 блока, характеризующие результативность деятельности сельскохозяйственной отрасли, социально-экономические условия и уровень благоустройства исследуемых регионов.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенного исследования было установлено, что современное состояние сельских территорий находится на низком уровне и не способно в достаточной мере обеспечивать эффективное развитие сельского хозяйства и не может способствовать привлечению человеческого капитала.
Существует большое количество факторов, влияющих на уровень развития сельских территорий. Наибольшее влияние оказывает социально-экономический фактор. A.E. Shamin, D.V. Proskura и N.V. Denisova предлагают авторскую классификацию, где «особое внимание уделяется инфраструктурным факторам – уровню обеспеченности сельского населения телекоммуникационными услугами, который, по мнению авторов, оказывает существенное влияние на качество жизни сельского населения» [10]. Основными проблемами развития сельских территорий России, согласно работам Ушачева И.Г., Бондаренко Л.В. и Чекалина В.С., являются занятость населения, уровень бедности, обеспеченность жильем, качественной питьевой водой, газом и развитие автомобильных дорог [12]. Можно отметить, что развитие сельских территорий невозможно без комплексного подхода в формировании планов научных исследований в данной области, учитывающих все проблемные моменты и негативные факторы. В данном направлении в работах Полуяновой Н.В., Киреевой Н.А., Кублина И.М., Прушака О.В. и Козловой О.А. с учетом регионального аспекта оценивается «социальное развитие села по основным аспектам» [8].
Стабильное и поступательное развитие сельских территорий неразрывно связано с существующим уровнем местного административного самоуправления. Это определяется территориальным планированием на региональном уровне, «основанным на триединой концепции: социальное, экономическое и экологическое измерение» [9]. Отмечается, «что пространственное развитие и территориальное планирование сегодня определяют приемлемую организацию пространства и территории с учетом его связей и характеристик, что позволит в кратчайшие сроки усовершенствовать процесс перехода к устойчивому развитию муниципальных образований». Другие исследователи предлагают на основе методологии Форсайта алгоритм долгосрочного планирования развития сельский местности [11].
Государственным программам сейчас уделяется особое внимание, когда речь заходит о проблемах повышения эффективности функционирования сельских территорий и сельского хозяйства. В частности, Ворошилов Н.В., Задумкин К.А. и Шулепов Е.Б. в своих исследованиях анализируют реализуемую государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий». Особое внимание авторы уделяют существующим проблемам, препятствующим эффективной реализации мер данной госпрограммы, предлагают меры по оптимизации, которые будут способствовать повышению качества жизни соотечественников, проживающих в сельской местности [3]. Как показывает практика, значительное влияние на развитие сельских территорий оказывает реализуемая в данной сфере государственная политика. Анализ государственных программ развития сельского хозяйства на основе программно-целевого подхода позволяет выявить проблемные моменты реализуемых программ и сформулировать предложения по их совершенствованию [2].
В целях выявления имеющихся особенностей развития и состояния исследуемых территорий в работе предлагается авторская методика оценки состояния развития сельских территорий отдельных субъектов страны с помощью интегрального показателя. Данная методика состоит из 3 основных этапов:
1 этап – выбор и группировка показателей. Выбор показателей основывается на значимости отражения развития сельских территорий по отдельным направлениям и имеющимся статистическим данным, и дальнейшей их группировки в ключевые блоки: показатели результативности, социально-экономические показатели и показатели благоустройства (таблица).
2 этап – расчет интегральных показателей по отдельным блокам показателей состояния развития сельских территорий. Используя статистические данные, отражающие отдельные показатели по каждому блоку, представляется возможным рассчитать интегральный показатель путем возведения показателя в квадрат и извлечением квадратного корня из суммы квадратов показателей.
Система показателей состояния развития сельских территорий
Название блока |
Показатели |
Блок 1. Показатели результативности |
− ВРП к предыдущему году, % − ВРП на душу населения, тыс. руб. − объем произведенной сельскохозяйственной продукция к предыдущему году, % |
Блок 2. Социально- экономические показатели |
− доля сельского населения, % − естественный прирост сельского населения (на тысячу сельского населения), ‰ − миграционный прирост сельского населения (на тысячу сельского населения), ‰ − соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств, % − соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по виду деятельности сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство к средней по всем видам деятельности, % − инвестиции в основной капитал за счет бюджетных средств муниципального образования на душу населения сельских территорий, тыс. руб. |
Блок 3. Показатели благоустройства |
− число лечебно-профилактических организаций (на тысячу сельских жителей), ед. − число спортивных сооружений (на тысячу сельских жителей), ед. − число объектов розничной торговли (на тысячу сельских жителей), ед. − удельный вес негазифицированных населенных пунктов, % − удельный вес бытового обслуживания (на тысячу сельских жителей), % − ввод в действие жилых домов (на тысячу сельских жителей), м2 − удельный вес населенных пунктов, не имеющих водопровода, % − соотношение освещенных частей улиц, проездов, набережных к их общей протяженности, % − соотношение автомобильных дорог с твердым покрытием к общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, % |
Примечание: составлено авторами.
Данный индекс учитывает значения всех включенных в анализируемый блок показателей:
, (1)
где Ii – индекс по конкретному блоку показателей.
3 этап – разработка интегрального показателя, отражающего уровень развития сельских территорий. Для выявления значимости показателей по анализируемым блокам и их пропорциональности формируется интегральный показатель уровня развития сельских территорий. Для этого используется среднегеометрическая величина:
ИПУР = , (2)
где ИПУР – интегральный показатель уровня развития сельских территорий;
I1 – интегральный показатель результативности;
I2 – интегральный показатель социально-экономических условий;
I3 – интегральный показатель благоустройства.
Таким образом, на основе данной методики можно получить объективные расчетные данные, характеризующие уровень развития отдельных компонентов социальной инфраструктуры сельских территорий для различных регионов страны.
На настоящий момент, на наш взгляд, важнейшими факторами, сдерживающими устойчивое развитие сельских территорий в стране, являются:
- нерациональное соотношение в государственном управлении между сельскими территориями и крупными городами, а также урбанизированными зонами;
- недофинансирование (государственной поддержки) развития отдаленных сельских территорий от региональных центров и крупных урбанистических центров;
- низкий уровень социально-экономической обеспеченности территорий, который приводит к развивающемуся оттоку населения в крупные города;
- недостаточное развитие сотруднических отношений по вопросам расширения и укрепления производственных и технологических связей между деревней и городом
Сейчас в вопросах стратегического развития территорий формируется новый подход основанный по мнению академика А.И. Костяева, на «создании институционального потенциала, направленного на мобилизацию внутренних ресурсов и внешних факторов, действующих в регионе, а движущей силой развития является человеческий и социальный капитал в рамках “сетей” предприятий, практических работников и учреждений, работающих в сельских районах» [6]. По мнению Меренковой И.Н. важнейшей задачей государства является перевод сельских территорий на устойчивый тип развития, но эффективная методика реализации данного механизма отсутствует [7]. Многие регионы подходят к развитию своих сельских территорий, не учитывая их разнообразие и специфику достигнутого социально-экономического развития. Отсутствие системного подхода в развитии сельских территорий способствует неоптимальному использованию производительных сил, низким темпам развития социальной инфраструктуры, что снижает привлекательность жить и работать в сельской местности. Сегодня развитие процессов цифровизации и компьютеризации являются актуальным фактором перспективного развития сельских территорий, эти направления повышают общую степень цифровизации экономики страны. Эффективное развитие сельской местности в нынешних условиях невозможно без современных технологий, характерных для цифровой экономики. Создание единого информационно-коммуникационного пространства страны с включением в него сельских территорий с жителями и бизнесом обеспечит развитие как экономики отдельных регионов, так и страны в целом [1].
Важной составляющей устойчивого развития является системный подход к данной проблеме. В работе Кара-Сал А.О. отмечается, что «политика регионов, ориентированная на устойчивое развитие сельских территорий, должна ориентироваться на системный подход и включать комплекс организационно-экономических, финансовых и законодательных мер» [5].
Проведенное исследование дает возможность более комплексно подойти к анализу воздействия различных социальных факторов на динамику и стабильность устойчивого развития села, позволило сформировать основные тезисы стратегического развития сельских территорий страны, в том числе с учетом регионального аспекта.
1. Развитие сельскохозяйственного производства на селе должно вестись, в том числе, с целью создания условий для развития человеческого потенциала, создания комфортной среды обитания, снижения уровня безработицы и роста доходов селян.
2. Модернизация инженерной и социальной инфраструктуры, должна обеспечить комфортную среду для жизнедеятельности, развития бизнеса в сельской местности, причем развитие инфраструктурных объектов не должно отставать от скорости развития агропромышленного сектора.
3. Главной целью экономических и социальных преобразований в сельской местности должно стать гармоничное развитие человеческого капитала.
4. Экологические программы должны обеспечить привлекательность для жизни и бизнеса данных территорий.
Заключение
Перспективное развитие сельских территорий, характеризующееся эффективностью и устойчивостью, выступает одним из приоритетных направлений в развитии страны. Так как именно на данных территориях сконцентрировано большинство отраслей сельского хозяйства, от успешного функционирования которых зависит не только экономическое развитие сраны, но и обеспечение продуктовой безопасности. Кроме этого, по данным статистики, именно эти территории являются основным источником демографического развития страны.
Несмотря на множество публикаций по проблемам устойчивого развития сельских территорий, многие аспекты остаются дискуссионными, недостаточно изученными, требуют уточнения и дальнейших исследований. Это связано, прежде всего, с совершенствованием методологии исследования обозначенной проблемы на региональном уровне, недостаточной изученностью механизма, инструментов, факторов, а также масштабами, неоднородностью и подвижностью условий функционирования российских сельских территорий.
В научных кругах до настоящего момента не сложилось единого подхода к определению сути устойчивого развития сельских территорий, а существующие представления не отвечают в полной мере ее трактовке на межгосударственном уровне. Поэтому необходимо дальнейшие исследования проблематики устойчивого развития сельских территорий теоретической и методической направленности, особенно на региональном и муниципальном уровне. А предложенная методика будет способствовать более объективному анализу состояния сельских территорий для дальнейшего формирования концептуальных программ перспективного развития, что невозможно без комплексного подхода, в том числе со стороны государства.
Таким образом, комплексное развитие сельских территорий создаст базу для увеличения объемов сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности деятельности, обеспечит создание новых рабочих мест и существенный рост уровня жизни сельского населения.