Введение
Рынок труда имеет существенную значимость в системе экономических отношений. В нем сталкиваются интересы трудоспособного населения и работодателей. Статистическое изучение занятости населения, уровня безработицы РФ позволяет проанализировать тенденции на рынке труда, рассмотреть тренды распространения новых профессий и специальностей [1]. Изменение структуры рынка труда обусловлено растущей цифровизацией трудовой деятельности и изменениями, которые диктует глобальная экономика, пандемия коронавируса, внешнеэкономические санкции, высокий уровень миграционных процессов. В сложившихся условиях достаточно важно оценить современное состояние рынка труда, выявить существующие проблемы и перспективы его развития.
Цель исследования: проанализировать тенденции на рынке труда посредством применения методов экономической статистики, выявить проблемы и перспективы развития.
Материал и методы исследования
Материалами исследования являются статистические данные по теме статьи, научные статьи, аналитические материалы, учебные пособия; методы: анализ, сравнение, обобщение, классификация на основе системного и объективного научного подхода.
Результаты исследования и их обсуждение
Новые вызовы, которые создаются внешнеэкономическими санкциями и пандемией коронавируса, значительно изменили структуру рынка труда. Прогноз социально-экономического развития РФ на срок до 2036 г. в сфере рынка труда содержит следующие тенденции:
- количество численности рабочей силы увеличится до 79,2 млн чел. в 2036 г., снизится уровень безработицы до 4,3 %;
- МРОТ устанавливается на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года;
- рост реальной заработной платы на уровне 26% в долгосрочной перспективе.
На изменение рынка труды повлияли беспрецедентные вызовы, которые сформировались в глобальной экономике несколько лет назад. Прежде всего это пандемия коронавируса. Пандемия проявилась в экономике после запрета на ряд видов деятельности, обусловленных ограничением перемещения населения в период локдауна [4]. Снижение доходов организаций привело к тому, что работодатели были готовы начать сокращение численности работников и снижение оплаты их труда. Как следует из данных рис. 1, наибольшему сокращению подверглись направления маркетинга, оплаты труда и аренды помещений.
Рис. 1. Основные направления сокращения расходов в период пандемии
В этот период начался активный перевод сотрудников в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы и перевод на дистанционные формы работы (рис. 1) [4].
Анализ уровня безработицы позволяет изучить периоды роста и снижения данного показателя и то, какие меры были предприняты государством для преодоления данной негативной тенденции [2]. Под безработицей понимается такая социально-экономическая ситуация, при которой определенное количество трудоспособного населения не может найти себе работу по уровню своему образования и профессиональных компетенций. Рост безработицы является негативным явлением, которое приводит к снижению уровня жизни населения, увеличению социальной напряженности [3]. При этом происходит снижение количества налогов, которые выплачиваются в бюджеты различных уровней, снижение ВВП, увеличению расходов бюджета, которые направляются на выплату пособий по безработице. При этом важно учитывать факт, что находящиеся в длительном периоде безработицы граждане испытывают проблемы с социализацией, которые становятся тем сильнее, чем больший период гражданин находится вне работы [5].
Наиболее высокий уровень безработицы был зарегистрирован в 2020 г., что обусловлено пандемией коронавируса (рис. 2). В период пандемии снижение количества работающих стало результатом снижения доходов предприятий, а некоторые из них вынуждены были остановить свою производственную деятельность.
Важным в данной ситуации стала поддержка со стороны государства, которая была направлена на субсидирование заработных плат сотрудников в размере МРОТ при условии отсутствия сокращения численности трудового коллектива [1]. Основными мерами поддержки стало льготное кредитование системообразующих предприятий (300 получателей, 60 млрд руб), отсрочка налоговых платежей и страховых взносов для предприятий из наиболее пострадавших отраслей (828 и 552500 единиц соответственно). Сумма оказанных мер поддержки по отсрочке налоговых платежей составили более 60 млрд руб, сумма отсрочки взносов – 0,204 млрд руб. Данные меры позволили предприятиям не допустить снижения количества работающих и не получить начисления пеней на основании неуплаты налогов и страховых взносов [4].
Для тех, кто потерял работу и оказался в числе безработных, государство также оказало системную адресную поддержку, дало возможность пройти переобучение, получить поддержку на открытие бизнеса. Государственная политика направлена на то, чтобы формировать предпринимательскую активность граждан, т.к. это позволяет рассчитывать на субсидирование приобретения оборудования, реализации собственной инициативы, создания дополнительных рабочих мест, развития социальной активности, повышения уровня и качества жизни (рис. 3) [5].
Рис. 2. Динамика уровня безработицы в РФ в 2020-2023 гг.
Рис. 3. Основные методы борьбы с безработицей в период пандемии
Рис. 4. Основные направления государственной политики в сфере занятости
На изменение рынка труда и рост безработицы оказали также влияние беспрецедентных внешнеэкономических санкций, которые привели к тому, что ряд иностранных компаний ушли с рынка РФ и приостановили инвестиционные проекты. В РФ произошел массовое закрытие зарубежных организаций, что привело к увольнению сотрудников. Без работы остались почти 100 тысяч сотрудников. Однако, большинство уволенных сотрудников нашли работу в тех же сферах российских предприятий и организаций. Государство также оказывает поддержку работникам данных организаций: так, в Москве работает кадровый центр помощи в трудоустройстве сотрудникам иностранных компаний, потерявшим работу [5].
Основными мерами по борьбе с безработицей стали проведение масштабных проектов по профессиональной переподготовке и повышению квалификации безработных. После регистрации на портале «Работа России» безработный может пройти программы обучения в ряде вузов и колледжей страны, получить новую профессию.
Человеческие ресурсы являются основой деятельности предприятий, которые обеспечивают производство основной ценности, рост конкурентности, внедрение инновационных технологий. Забота о качественной подготовке кадров является одной из основных социально-экономических задач государства. При этом в связи с интенсивным развитием технологий и новых профессий наблюдается разрыв между потребностями рынка и уровнем подготовки кадров. Профессиональное образование должно решить задачи ускорения подготовки профессионалов и повышения качества образования, чтобы выпускник с самого начала учебы получал максимальный объем практических навыков. Экономика России должна перейти на инновационный путь развития, что требует качественной перестройки подготовки кадров и повышения производительности труда. Снижение уровня занятости планируется за счет создания дополнительных рабочих мест, перезда работников в другие регионы, где активно реализуются инвестиционные проекты, а также за счет открытия своего дела (рис.3) [5].
Как следует из данных рис. 4, основными трендами государственной политики в данной сфере является повышение качества личностных и профессиональных ресурсов человека, которые станут основой для формирования специалиста будущего, готового к креативной деятельности, работе в условиях автоматизированного производства, профессиональной полифункциональности, непрерывному повышению квалификации и переподготовке [4].
Прогноз баланса трудовых ресурсов представлен в таблице.
Как следует из таблицы, численность трудовых ресурсов остается на стабильно высоком уровне, вместе с тем начинается снижение количества трудоспособного населения, увеличение числа трудовых мигрантов (на 0,52%). Численность занятых в экономике увеличивается на 1,31%, численность безработных снижается на 0,13%. Согласно проведенному прогнозу тренд на данные изменения сохранится: в прогнозном 2024 г. согласно измерениям, проведенным при помощи линейной и полиномиальной функции значения роста останутся в пределах обозначенных трендов: продолжится увеличение численности занятых в экономике, а также снижение количества безработных и других категорий населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике.
В связи с изменениями в пенсионной реформе важным становится вопрос увеличения количества лет трудового стажа и снижения количества лет обучения, а также создания возможности для обучения без отрыва от работы.
Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2024 г., млн чел.
Категория |
2022 г. |
2023 г. |
Прогнозные значения на 2024 г. |
||
Линейная функция |
Полиномиальная функция |
||||
Численность трудовых ресурсов |
91,64 |
91,63 |
91,74 |
92,27 |
91,63 |
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
81,69 |
81,54 |
82,11 |
82,64 |
81,54 |
Иностранные трудовые мигранты |
3,47 |
3,81 |
4,00 |
4,53 |
3,81 |
Работающие граждане моложе и старше трудоспособного возраста |
6,63 |
6,13 |
5,63 |
6,16 |
6,13 |
Пенсионеры старше трудоспособного возраста |
6,60 |
6,10 |
5,60 |
6,13 |
6,1 |
Подростки моложе трудоспособного возраста |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,56 |
0,03 |
Распределение трудовых ресурсов |
|||||
Численность занятых в экономике (без военнослужащих) |
71,22 |
71,92 |
72,53 |
73,06 |
71,92 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
20,42 |
19,71 |
19,21 |
19,74 |
19,71 |
Численность обучающихся в трудоспособном возрасте, не совмещающих обучение с работой |
6,71 |
6,12 |
6,30 |
6,83 |
6,12 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
0,65 |
0,52 |
0,52 |
1,05 |
0,52 |
Численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
13,06 |
13,07 |
12,39 |
12,92 |
13,07 |
В связи с этим необходимо развивать как можно большее количество краткосрочных курсов переподготовки, внедрения подготовки по рабочим профессиям, прохождения стажировки и развития наставничества. В настоящее время важное значение приобретает программа профессионалитета, открытого в регионах, в рамках которого можно получить рабочую профессию на базе площадок, оборудование которых максимально соответствует тому, что действует на промышленных предприятиях.
Вместе с тем необходимо учитывать фактор цифровизации экономики. В своем выступлении на открытии Международного цифрового форума ЦИПР премьер-министр РФ М.В.Мишустин заявил о том, что уже к декабрю 2024 г. отечественные предприятия произведут переход на российское программное обеспечение, а к 2030 г. 80% российский компаний будут переведены на отечественное ПО [4]. Для обеспечения такой масштабной деятельности, а также для полноценного внедрения инструментов искусственного интеллекта в экономику страны потребуются специалисты нового уровня и тех профессий, по которым сейчас только начинает стартовать профессиональная подготовка. Для того, чтобы молодежь могла определяться с выбором перспективной профессии важно вести продуманную и системную профориентационную работу с молодежью.
Если самыми востребованными профессиями 2023 г. стали маркетологи и менеджеры по продажам, то в ближайшем будущем эти специальности будут заменены нейронными сетями. Нейронные сети – это вид систем искусственного интеллекта, построенного по принципам нейронов головного мозга, которые способны к самообучению, работе в соответствии с алгоритмами, а также генерации идей и аналитике больших данных по заданному алгоритму.
Профессиями, компетенции которых основаны на технологиях искусственного интеллекта, являются следующие:
- аналитики процессов: нейронные сети позволяют организовать аналитику больших данных (системы Big Data), проводить классификацию информацию, создавать новые алгоритмы, что позволяет сделать управление процессами более эффективным;
- инженеры, рабочие станков с ЧПУ: автоматизация производственных процессов способствует ускорению и увеличению объемов производства;
- банковские сотрудники цирфровых банков и сотрудники онлайн-агрегаторов, интернет-магазинов, маркет-плейсов: автоматизация финансовых технологий и технологий маркетинга и продаж;
- маркетологи, smm-продвижение, интернет-реклама: продвижение товаров и услуг в интернет в зависимости от целевой аудитории;
- специалисты по кибербезопасности: системы многофакторной аутентификации и распределенного реестра (блокчейн) позволяют создать системы безопасности для финансовой и производственной деятельности [5].
Таким образом, необходимо открывать новые направления подготовки по цифровым специальностям, которые будут производить подготовку специалистов по новым востребованным на рынке специальностям.
Заключение
Таким образом, анализ тенденций на рынке труда и занятости РФ позволяет сделать следующие выводы.
Ситуация на рынке труда и состояние безработицы находится под влиянием факторов внешней среды: пандемия коронавируса, локдаун, внешнеэкономические санкции, уход с российского рынка иностранных компаний, удорожание производства продукции.
Государство предприняло масштабные меры поддержки граждан, которые потеряли работу или оказались под угрозой увольнения. Увеличение количества безработицы наблюдалось в 2020 г. в период пандемии коронавируса, что потребовало от государства масштабных мер поддержки. Основными мерами снижения безработицы стали проведение масштабных программ переобучения, открытия собственного дела, социальные выплаты и другие меры адресной социальной поддержки. Данные мероприятия дали свой положительный результат и количество безработных в РФ снизилось. После пандемии данные меры было решено продолжить как эффективные, что привело к снижению уровня безработицы. Необходимо отметить, что при этом есть регионы, уровень безработицы на территории которых, превышает 15-25%. Важным трендом является внедрение цифровых инструментов и открытие новых перспективных специальностей на основе использования инструментов искусственного интеллекта, которые будут востребованы в ближайшем будущем.