Введение
Определение статуса и утверждение Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такого муниципального образования как муниципальный округ стало отправной точкой для трансформации структуры местных бюджетов. В настоящее время вариативность выбора подходов к системе местного самоуправления позволяет саккумулировать финансовые ресурсы муниципальных образований в целях финансового обеспечения масштабных мероприятий по инфраструктурному развитию, экономии средств местных бюджетов, принимая во внимание и территориальные особенности регионов.
Целью исследования является выявление зависимости объемов безвозмездных поступлений, в том числе дотаций, в субъектах Российской Федерации от структуры местных бюджетов.
Материал и методы исследования
В работе использованы такие методы экономического исследования, как наблюдение и сбор фактов, анализ и синтез, системный подход. Информационной базой данной работы послужили статистические данные, представленные в открытом доступе, в том числе Министерством финансов Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение
Начиная с 2020 года в субъектах Российской Федерации начался процесс образования новых муниципальных округов путем объединения городских и сельских поселений. В конце 2019 года на всей территории России насчитывалось 20 846 муниципальных образований, в том числе 18 219 городских и сельских поселений. На конец 2023 года число муниципальных образований сократилось на 2 558 или на 12,3% по отношению к 2019 году и составило 18 288 [1,2].
К 2022 году полностью на одноуровневую структуру местных бюджетов перешло шесть субъектов Российской Федерации среди которых: Удмуртская Республика, Московская область, Калининградская область, Магаданская область, Сахалинская область, Ставропольский край.
При этом к концу 2023 года на одноуровневую структуру местных бюджетов перешло еще четыре субъекта Российской Федерации (Чувашская Республика, Нижегородская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край) [3,4].
Таким образом, за период с 2019 по 2023 гг. число городских и сельских поселений сократилось на 2 543 или на 14%, при этом количество муниципальных округов увеличилось на 291 или на 881,8% (таблица 1).
Основным инструментов финансовой поддержки, направленной на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, являются дотации из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе [5].
В этой связи целесообразно рассмотреть последствия от образования нового вида муниципальных образований и соответствующего упразднения (объединения) в регионах других муниципальных образований путем анализа зависимости субъектов Российской Федерации с одноуровневой системой местных бюджетов от объемов предоставляемой финансовой поддержки в виде дотаций.
Для дальнейшего анализа зависимости доли дотаций от структуры местных бюджетов в период с 2021 по 2023 гг. на основе представленных данных был выбран диапазон прироста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от 40% до 61,1%, диапазон роста доли безвозмездных поступлений от 5,1 до 7,1 п.п., диапазон сокращения доли дотаций в структуре безвозмездных поступлений от 5 до 11,6 п.п.
Таблица 1
Динамика структуры муниципальных образований в 2019–2023 гг., ед.
Муниципальные образования |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Всего |
20 846 |
20 303 |
20 191 |
19 474 |
18 288 |
Городские округа |
632 |
630 |
627 |
605 |
589 |
Муниципальные округа |
33 |
100 |
113 |
199 |
324 |
Городские округа с внутригородским делением |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Внутригородские районы |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
Муниципальные районы |
1 673 |
1 606 |
1 594 |
1 525 |
1 410 |
Городские поселения |
1 398 |
1 346 |
1 333 |
1 288 |
1 184 |
Сельские поселения |
16 821 |
16 332 |
16 235 |
15 568 |
14 492 |
Внутригородские муниципальные образования |
267 |
267 |
267 |
267 |
267 |
Таблица 2
Данные о субъектах Российской Федерации с наибольшим сокращением доли дотаций в структуре безвозмездных поступлений в период с 2021-2023 гг.
Наименование субъекта Российской Федерации |
Прирост доходов, % |
Изменение доли безвозмездных поступлений, п.п. |
Изменение доли дотаций, п.п. |
Еврейская автономная область |
18,6 |
-0,1 |
-11,6 |
Чукотский автономный округ |
-6,5 |
-5,6 |
-10,7 |
Орловская область |
35,2 |
7,1 |
-9,9 |
Ненецкий автономный округ |
33,3 |
5,7 |
-9,6 |
Тюменская область |
10,5 |
-3,5 |
-9,1 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
45,7 |
2,4 |
-8,9 |
Удмуртская Республика |
13,6 |
-3,6 |
-6,8 |
Псковская область |
40,0 |
3,2 |
-5,7 |
Владимирская область |
38,2 |
3,2 |
-5,5 |
Липецкая область |
41,1 |
0,3 |
-5,0 |
На основе данных об объемах доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, безвозмездных поступлений и дотаций субъектов Российской Федерации, а также указанных выше диапазонов, определённых исходя из максимально достигнутых значений, в рассматриваемом периоде у десяти регионов зафиксировано наибольшее сокращение объема дотаций в общем объеме безвозмездных поступлений (таблица 2).
При этом только два региона из представленного перечня перешли на одноуровневую структуру местных бюджетов.
Значительное увеличение удельного веса безвозмездных поступлений по отношению к общему объему доходов бюджетов субъектов Российской Федерации наблюдается у двух регионов (7,1 п.п. у Орловской области, 5,7 п.п. у Ненецкого автономного округа) при этом доля дотаций сокращается на 9,9 и 9,6 п.п. соответственно.
При аналогичном росте доли безвозмездных поступлений (7 п.п. у города федерального значений Санкт-Петербург, 5,5 п.п. у Московской области) доля дотаций в структуре безвозмездных поступлений сокращается менее чем на 1 п.п.
При этом при высоком приросте общего объёма доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (61,1%) и доли безвозмездных поступлений (6,1%) у Республики Бурятии наблюдается сокращение доли дотаций на 2,7 п.п. Так, у рассматриваемого региона значительное сокращение доли дотаций в структуре безвозмездных поступлений в сравнении с другими регионами при аналогичной динамике других показателей.
У трех субъектов Российской Федерации наблюдается наибольший прирост общего объема доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (Липецкая, Псковская области и Ямало-Ненецкий автономный округ). Однако рост доли безвозмездных поступлений у данных субъектов Российской Федерации незначительный, что обусловлено приростом налоговых и неналоговых поступлений в структуре доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом зависимость местных бюджетов от дотаций у рассматриваемых регионов сокращается. Так, у Ямало-Ненецкого автономного округа доля дотаций в структуре безвозмездных поступлений сократилась на 8,9 п.п., что также является наилучшим показателем среди всех субъектов Российской Федерации с одноуровневой структурой местных бюджетов.
Вместе с тем, у субъектов Российской Федерации, имеющих сокращение доли дотаций в структуре безвозмездных поступлений (от 9,1 до 11,6 процентных пунктов) в рассматриваемом периоде доходы бюджетов субъектов Российской Федерации как выросли на 10,5% и 18% (Тюменская область и Еврейская автономная область), так и сократились на 6,5% (Чукотский автономный округ).
Наибольшее количество субъектов Российской Федерации с одноуровневой структурой местных бюджетов входит в состав Приволжского федерального округа (четыре СРФ). В Дальневосточном федеральном округе – два региона. В Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Уральском Федеральных округах – один регион.
В Приволжском федеральном округе на субъекты Российской Федерации с одноуровневой структурой местных бюджетов приходится 34,8% от общего объема дотаций федерального округа. При этом доля дотаций в структуре безвозмездных поступлений в 2023 году по отношению к 2021 году сократилась на 1,6 п.п. при общем снижении доли безвозмездных поступлений в доходах федерального округа на 0,3 п.п.
Таким образом, несмотря на преобладание по сравнению с другими федеральными округами количества регионов с новой структурой местных бюджетов значительного влияния на объем дотаций данные изменения не оказали.
В Северо-Кавказском федеральном округе удельный вес дотаций Ставропольского края в общем объеме дотаций федерального округа составляет 35,2%, что является наибольшей долей среди других субъектов Российской Федерации, входящих в состав данного федерального округа. Однако несмотря на то, что Ставропольский край является одним из первых регионов, приступивших к реализации реформы местных бюджетов, доля дотаций в структуре безвозмездных поступлений осталась без изменений. При этом в незначительной степени сократилась доля безвозмездных поступлений в общей структуре доходов бюджета Ставропольского края (на 2,5 п.п.).
Наибольшее сокращение общего объема дотаций в структуре безвозмездных поступлений в рамках Северо-Кавказского округа наблюдается у Республики Северная Осетия-Алания (на 4.7 п.п.). Однако из-за незначительного удельного веса региона в общем объеме дотаций федерального округа, рассматриваемое снижение зависимости от дотаций не оказывает влияния на общее значение по федеральному округу. В этой связи доля дотация в структуре безвозмездных поступлений по всему Северо-Кавказскому округу сократилась на 1,2 п.п.
Аналогичная ситуация в Дальневосточном федеральном округе. Несмотря на то, что в составе федерального округа субъекты Российской Федерации, у которых зависимость от дотаций в рассматриваемом периоде сократилась в большей степени по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, влияние на значение по всему федеральному округу проявляется в меньшей степени из-за удельного веса в размере 4,8% от общего объема дотаций всего федерального округа. На субъекты Российской Федерации с одноуровневой структурой местных бюджетов в данном федеральном округе приходится 17% от общего объема дотаций.
В Центральном, Северо-Западном федеральных округах зависимость от дотаций в общей структуре безвозмездных поступлений сократилась на 1,7 п.п. и 0,4 п.п. соответственно. При этом в субъектах Российской Федерации с наибольшим удельным весом в общем объеме дотаций федеральных округов зависимость от дотаций сокращается медленными темпами и не оказывает соответствующего влияния на общее значение по федеральным округам.
Значительное сокращение доли дотаций в структуре безвозмездных поступлений наблюдается в Уральском федеральном округе (на 5,1%). На Ямало-Ненецкий автономный округ приходится 22,7% от общего объема дотаций федерального округа. При этом наибольший удельный вес в общем объеме дотаций приходится на Тюменскую область (30,2%). Вместе с тем доля дотаций у указанного региона уменьшилась на 9,1 п.п. Таким образом, за счет двух субъектов Российской Федерации, на которые в совокупности приходится более 50% общего объема дотаций федерального округа, наблюдается наибольшее изменение зависимости от соответствующего вида безвозмездных поступлений по всему федеральному округу (таблица 3).
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что переход в субъектах РФ на одноуровневую систему местных бюджетов в разрезе федеральных округов оказывает незначительное влияние на общий объем безвозмездных поступлений, в том числе дотаций, по причине низкого удельного веса субъектов РФ перешедших на одноуровневую структуру местных бюджетов при высоком сокращение доли дотаций в структуре безвозмездных поступлений и при превалирующем удельном весе субъектов Российской Федерации в общем объеме дотаций федерального округа, но при этом незначительном сокращении доли дотаций в структуре безвозмездных поступлений.
В рассматриваемом периоде наблюдается сокращение доли дотаций менее чем на 1 п.п. у трех субъектов Российской Федерации (Московская, Калининградская области и Пермский край).
Таблица 3
Изменение доли дотаций в общей структуре безвозмездных поступлений в разрезе федеральных округов с 2021-2023 гг.
Наименование федерального округа |
Изменение, п.п. |
Центральный федеральный округ |
-1,7 |
Северо-Западный федеральный округ |
-0,4 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
-1,2 |
Приволжский федеральный округ |
-1,6 |
Уральский федеральный округ |
-5,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
-1,4 |
У одного субъекта Российской Федерации (Ставропольский край) рассматриваемая зависимость осталась без изменений.
При этом у Чувашской Республики (переход на одноуровневую систему местных бюджетов завершился в 2023 году) несмотря на сокращения доли безвозмездных поступлений в общем объеме доходов субъектов Российской Федерации на 5,4 п.п. доля дотаций в общем объеме безвозмездных поступлений увеличилась на 1,2 п.п. в 2023 году по сравнению с 2021 годом.
У трех субъектов Российской Федерации доля дотаций в структуре безвозмездных поступлений сократилась от 1 до 3,2 п.п. (Нижегородская, Сахалинская и Магаданская области).
Так, у Нижегородской области доля безвозмездных поступлений и доля дотаций в структуре безвозмездных поступлений сократились сократилась в равной степени.
У Магаданской области доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов осталась без изменений, при этом доля дотаций сократилась на 3,2 п.п.
Противоположная ситуация сложилась в Сахалинской области. В период с 2021 года по 2023 годов при приросте доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на 43,8% доля безвозмездных поступлений увеличилась на 5,6 п.п., в то время как доля дотаций сократилась на 1,4 п.п.
Заключение
Таким образом, по результатам анализа субъекты Российской Федерации, у которых наблюдается сокращение доли дотаций в структуре безвозмездных поступлений при условии как увеличения общего объема безвозмездных поступлений, так и сокращения относительно общего объема доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод, что положительная динамика в большинстве случаев встречается у субъектов Российской Федерации с двухуровневой структурой местных бюджетов. При этом есть частные случаи уменьшения зависимости как от дотаций, так и от безвозмездных поступлений в целом.
Одновременно с этим за рассматриваемый период структура безвозмездных поступлений в части дотаций в рассматриваемом периоде 60% регионов изменилась незначительно. Не наблюдается изменений лишь у одного региона, при этом у 20% регионов в рассматриваемом периоде зафиксировано значительное сокращение доли дотаций как среди субъектов Российской Федерации с одноуровневой структурой местных бюджетов, так и среди субъектов Российской Федерации с двухуровневой структурой местных бюджетов. При этом данные регионы завершили переход на одноуровневую структуру местных в разные года.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что значительное сокращение доли дотаций в структуре безвозмездных поступлений носит частный характер и распространяется не только на субъекты Российской Федерации, перешедшие на одноуровневую структуру местных бюджетов.
Статья подготовлена по результатам исследования, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.