Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF FINANCIAL SUPPORT FOR IMPLEMENTED HIGH-COST GOVERNMENT PROGRAMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Lvova M.I. 1
1 Ural State University of Economics
1064 KB
The annual financial planning of revenues and expenditures of the Russian budget system leads to public disclosure of the fact of an increase in the amount of funds allocated for the implementation of state programs. At the same time, the growth of expenditures under the state program does not guarantee the automatic implementation of the principle of efficient use of budget funds, it depends on a number of factors, and their regular adjustment is necessary to achieve the goals and objectives. Adjusting and clarifying the timing, amount of funding and composition of activities within the framework of the state program allows you to adapt to changing conditions and identify weaknesses in the implementation of activities. This, in turn, requires a deep and objective assessment at each stage of the program’s execution. Changes to the state program should be based on careful analysis and factual data on the progress of implementation. If adjustments are not supported by a real assessment of effectiveness, there is a risk of misuse of budgetary funds. The article is aimed at conducting research in terms of financial support only for those government programs, the costs of which are significant for the country’s budget. Based on the results of the study, general conclusions are formulated and generalizing recommendations are given.
state program
public finances
financial support
budget efficiency
budget financing

Введение

Бюджетное финансирование (англ. budget financing) представляет собой важный механизм, который обеспечивает финансовую поддержку различных учреждений и организаций через средства государственного бюджета. Эта система функционирует на основе законодательства и включает в себя как возвратные, так и безвозвратные формы финансирования, что позволяет более гибко и эффективно покрывать расходы на осуществление различных программ и мероприятий. Современная система распределения бюджетных средств направлена на содержание государственных программ, которые, представляют собой свод обязательных документов, содержащих в себе как алгоритм действий и объемы финансового обеспечения, так и ориентированные на достижение стратегических целей развития государства. Анализ и оценка результатов финансирования государственных программ с одновременной оценкой полученных результатов их соответствия ранее поставленным целям и задачам дает представление о значимости бюджетного финансирования, роли всех ответственных исполнителей и формирует предпосылки для своевременного внесения корректировок в стратегии развития страны.

Цель исследования заключается в проведении оценки эффективности, результативности и соответствия достижения поставленных задач в процессе реализации тех государственных программ, которые признаны для федерального бюджета высокозатратными и на основании которых дается заключение о целесообразности, динамике и тенденциях финансового обеспечения на перспективу.

Материалы и методы исследования

С момента введения в действие первого Указа Президента Российской Федерации национальных целях развития Российской Федерации прошло более 5 лет. За указанный период с 2018 года по 2024 год, не смотря на введение новых направлений в стратегическом развитии России, уже можно дать предварительную многокритериальную оценку значимости и целесообразности бюджетных расходов на реализацию государственных программ и их структурных элементов.

Для исследования использовались обзорные аналитические, количественные наблюдения и сводные заключения, полученные контрольно-исполнительными органами власти и представленными для своевременности реагирования на выявленные недостатки.

Результаты исследования и их обсуждение

Бюджетное финансирование играет ключевую роль в поддержании и развитии социальной инфраструктуры, обеспечивая устойчивый рост и стабильность государства, что делает его неотъемлемой частью финансовой системы страны. В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере Федеральным казначейством были выявлены недостатки и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета, распорядителями, получателями средств федерального бюджета. Больше всего штрафов получили Росимущество 156527686,4 тыс. руб., на втором месте Минтранс России 141211083 тыс. руб, на третьем месте Минприроды России 74486177,3 тыс. руб. Каждое выявленное нарушение, безусловно сказывается на конечных результатах реализации государственной программы [1].

Основными критериями эффективности реализации бюджетных программ являются: экономическая эффективность: достижение минимально возможных затрат на все виды ресурсов, используемых программой; продуктивность: установление соотношения объема выполненной работы с количеством потраченных на нее денег; эффективность: полнота поставленных целей, соответствие размеру государственных расходов и результатам, полученным при их использовании. Следует отметить, что, помимо общих критериев для конкретного вида программы (социальные, медицинские, экономические, экологические и т.д.), разрабатываются конкретные показатели, отвечающие заявленной цели. Если по результатам оценки эффективности работы были получены достойные результаты, то программа может быть продлена на дальнейший срок, но только после внесения соответствующих корректировок [3].

Финансирование государственных программ может осуществляться из разных уровней бюджетной системы: федерального, регионального и местного бюджетов. Это позволяет учитывать специфические нужды и приоритеты каждого уровня управления, а также увеличивать доступность ресурсов для реализации местных проектов. Средства финансового обеспечения могут предоставляться различными способами – через субсидии, гранты, дотации и другие формы поддержки. Выбор конкретного метода зависит от характера расходов и целей финансирования и своевременности проводимого финансового контроля, который обеспечивает эффективное, экономное и целевое расходование бюджетных средств, что крайне важно для поддержания доверия граждан и прозрачности бюджетной системы. Бюджетополучателями являются как государственные, так и муниципальные учреждения, которые реализуют программы и проекты, на которые выделяются средства.

missing image file

Показатели финансового обеспечения высокозатратных государственных программ Российской Федерации, тыс. руб.

Это может включать образовательные учреждения, здравоохранение, органы местного самоуправления и другие. Оценка эффективности проводится с целью оптимизации расходов и обеспечения максимальной отдачи от вложения государственных средств в социальную и экономическую сферы.

В заданных условиях развития и достижения ключевых приоритетов в Российской Федерации более 80% бюджетных средств направлено на достижение стратегических целей по 8 направлениям и в рамках реализации 51 государственной программы. Каждая подпрограмма, в свою очередь, может включать федеральные или ведомственные проекты и контрольные программные или проектные мероприятия. Объем состава и структуры любой государственной программы зависит от поставленного результата по достижению ряда индикаторов, задач или целей.

Реализуемые государственные программы условно можно поделить по многим критериям и признакам, но для оценки эффективности бюджетных расходом, разделим их на три группы: первая группа – это высокозатратные с позиции бюджета государственные программы, объем финансирования, по которым превышает более 1 трлн рублей за отчетный период; вторая группа – это программы с объемом государственного участия от 100 млрд рублей до 1 трлн рублей; третья группа – программы с финансовым обеспечением до 100 млрд рублей.

Рассмотрев результаты финансового обеспечения по утвержденным параметрам, бюджетной росписи и фактическому исполнению, мы определили в составе высокозатратных 7 государственных программ, результаты которых наглядно представлены на рисунке.

В сложившихся геополитических и экономических условиях для Российской Федерации, расходы на финансовое обеспечение государственных программ, связанных с обороноспособностью страны, не должны вызывать дополнительных вопросов. Программа содержит в себе ограниченные данные и не могут быть проанализированы по всем параметрам оценки. Интегральная оценка остальных программ, по итогам 2023 года составила в среднем 97,65 %, которая определялась на основе базовых показателей, в том числе: уровень достижения показателей, который рассчитан исходя из оценки показателей уровня госпрограммы и оценки показателей структурных элементов каждой программы [4]. Общая комплексная оценка сведена в схему итоговых результатов оценки государственных программ (таблица), на основании которой можно увидеть достигнутый уровень всех ключевых показателей.

При проведении комплексной оценки, цветовое распределение результатов наглядно демонстрируют полученную оценку: зеленый цвет – это достижение высокого уровня, желтый – средний уровень или с незначительными отклонениями от среднего и красный – это низкие результаты оценки или отрицательные характеристики достигнутых индикаторов.

Несмотря на то, что объемы финансового обеспечения за счет Федерального бюджета у рассмотренных программ достаточно высокие, общая оценка уровня результатов и достигнутого уровня показателей не соответствует высокому. Единственная программа, оценка которой по критерию соответствия приоритетам социально – экономического развития может претендовать на высокий уровень – «Развитие транспортной системы», но детальный анализ содержательной части выявил ряд отклонений, который схож с результатами оценки практически всех реализуемых государственных программ. Эти расхождения между планируемыми значениями показателей и установленными целями подчеркивают необходимость пересмотра и корректировки существующей госпрограммы. В противном случае, может возникнуть риск недостаточной эффективности реализуемых мероприятий, что, в свою очередь, отразится на созданной инфраструктуре и уровне ее развития. Также стоит отметить, что изменения в плановых показателях, которые были внесены без соответствующего учета данных, представленных в паспортах и отчетах, могут привести к несоответствию между стратегическими направлениями развития и конкретными действиями на местах. Такой разрыв может стать причиной неэффективного использования ресурсов и снижения доверия к государственным инициативам в различных сферах [5].

Отдельного внимания заслуживает проблема дублирования (частичного или полного) показателей госпрограмм, показателей и результатов их структурных элементов.

Комплексная оценка высокозатратных государственных программ по итогам 2023 года

Высокозатратная государственная программа

Оценка кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию госпрограммы за отчетный год

Оценка объема изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись

федерального бюджета (в отчетном году)

Оценка реализации мероприятий (достижения результатов) структурных элементов

Оценка исполнения госпрограммы по ресурсам и результатам

Оценка формирования и использования системы показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития

степень достижения всех мероприятий (результатов) всех структурных элементов госпрограммы

доля реализованных мероприятий (достигнутых результатов) всех структурных элементов

Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами

           

Развитие здравоохранения

           

Научно-технологическое развитие Российской Федерации

           

Развитие транспортной системы

           

Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков

           

Социальная поддержка граждан

           

К примерам такого повторения (дублирования частичного или полного) относятся: показатель «Младенческая смертность» госпрограммы «Развитие здравоохранения» дублируется с двумя аналогичными показателями федеральных проектов «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Обеспечение расширенного неонатального скрининга»; показатель «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта» [2]. Представляемые по годам результаты не всегда соотносятся с целью, единицы измерения результата меняются по годам (сначала %%, потом количество людей, т.е. нет четко обозначенных единиц измерения результата) и принципа его отображения (где-то нарастающим итогом, где-то за каждый год отдельно). Неравномерно распределены ФП, которые должны привести к достижению целей.

Заключение

Необходимо провести детальный анализ всех отклонений и их причин, чтобы мониторинг и оценка реализации госпрограммы происходили на основе актуальных данных и соответствовали установленным стратегическим целям. Это также позволит более точно определить, какие корректировки необходимо внести в программу для достижения более высокого уровня транспортной подвижности и производительности труда в транспортном комплексе. Таким образом, четкая связь между планируемыми результатами и стратегическими целями будет способствовать повышению эффективности транспортной инфраструктуры и улучшению транспортной подвижности населения. Из всего этого можно сделать вывод, что результаты финансового обеспечения и достигнутые параметры фактически не коррелируют между собой и говорить о высокой эффективности выделяемых бюджетных средств пока не стоит.

Эта ситуация может привести к следующим негативным последствиям: неопределенность в планировании, отсутствие прозрачности, заинтересованные стороны, включая граждан и органы власти, лишаются возможности понять, как программа адаптируется к меняющимся условиям и требованиям, без предложений о корректировке или досрочном прекращении отдельных структурных элементов, нет возможности оперативно реагировать на возникающие проблемы, а отсутствие отчетности может привести к снижению доверия граждан к государственной власти и её программам. Для исправления данной ситуации важно разработать эффективный механизм мониторинга и оценки, а также внедрить регулярную отчетность и планирование, что позволит более адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию и достигать поставленных целей.