Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE FEDERAL PROJECT “PROFESSIONALITY” AS ONE OF THE STAGES OF HIGHER EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIA: INDICATORS, RESULTS, RECOMMENDATIONS

Korobkova O.K. 1 Gasanov E.A. 1 Krasota T.G. 2
1 Pacific State University
2 Amur State University named after Sholom Aleichem
Professionality is a federal project that radically changes the approach to personnel training in Russia. The project is aimed at synchronizing the staffing needs of Russian employers with the capabilities of the secondary vocational education system. That is, educational programs will be directly related to the real needs of the labor market, allowing graduates to gain relevant knowledge and practical skills demanded by specific employer organizations. The federal project “Professionality” creates conditions for the training of highly qualified specialists in priority sectors for the country, capable of developing and implementing new technologies, solving import substitution problems and creating new competitive products. The implementation of this project involves close cooperation between educational organizations, employers and federal and regional authorities. In the course of the study, an assessment of financial security, indicators and achieved results of the Federal project “Professionality” was carried out. Based on the analysis of the indicators of the Federal Project, recommendations were developed aimed at increasing interest in continuing education at a higher educational institution within the framework of continuing professional education.
professionalism
sustainable development
secondary education
clusters
personnel
competencies
higher education
career
employers

Введение

Одна из приоритетных задач, реализующая этап среднего профессионального образования для получения в дальнейшем высшего образования, отражающая устойчивое социально-экономическое развитие России до 2030 года, освещена в Послании Президента России Федеральному собранию 29.02.2024г. – Национальный проект «Профессионалитет», так как особое значение имеет увеличение числа молодых специалистов высокой квалификации [15]. Данный проект реализуется с 01 января 2022 года по конец 2024 год. Важная цель данного Федерального проекта – создание образовательных кластеров среднего профессионального образования и образовательно-производственных центров (кластеров). Кластеры – новая модель взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-структур, то есть с экономическими субъектами реального сектора и работающими в сфере среднего и малого предпринимательства, а также социальной сферы. В основе кластера лежит принцип тесной интеграции, формирующийся через партнерские отношения, при котором работодатели, входящие в кластер, участвуют в разработке образовательных программ, предоставление возможность пройти производственную практику при которой студенты получают опыт работы на современном оборудовании, закрепляя теоретические знания, отражая реальные потребности рынка труда. Можно выделить три уровня участия работодателя в кластере: участие в разработке и реализации образовательной программы, привлечение работодателей к управлению и модернизация инфраструктуры колледжей. Это гарантирует, что выпускники со средним профессиональным образованием будут обладать актуальными знаниями и навыками, востребованными в конкретной отрасли, и смогут продолжить свою обучающую траекторию, получив высшее образование и новые компетенции, что даёт высокие шансы на успешное трудоустройство.

Взаимодействие образовательных учреждений и бизнеса в рамках кластера способствует развитию инноваций и новых технологий, необходимых для успешного развития отраслей экономики. Апгрейд образовательных программ будет осуществляться при осуществлении Федерального проекта «Профессионалитет» [13], важным звеном которого является генезис единой системы подготовки специалистов, которые имеют компетенции отвечающие потребностям конкретных отраслей России, поэтому в рамках проекта внедрены образовательные программы на цифровой платформе «Цифровой контур компетенций», которая позволяет анализировать потребности рынка труда в конкретных отраслях и регионах страны. Организована структура мониторинга для определения результативности Федерального проекта «Профессионалитет», которая даёт возможность контролировать эффект образовательных программ, проводить оценку востребованности выпускников-специалистов на рынке труда, их образовательную траекторию при дальнейшем обучении и получения новых компетенций в системе непрерывного профессионального образования, повышая их компетентность и конкурентоспособность на рынке труда, и в целом динамику развития отраслей и устойчивого развития экономики страны. Стратегическая цель кадровой безопасности экономического субъекта в рамках устойчивого развития отраслей экономики, в том числе социальной сферы определяется в неизменном развитии кадрового потенциала как его первостепенного компетентного, профессионального и интеллектуального потенциала [6].

Целью исследования является изучение Федерального проекта «Профессионалитет», формирующий кадровый потенциал, имеющий среднее образование, позволяющее выпускниками колледжей получить в дальнейшем высшее образование, что повысит качество подготовки кадров и их адаптацию к быстро меняющимся потребностям современного рынка труда в рамках устойчивого развития страны. Для реализации поставленной цели данного исследования необходимо решить ряд ключевых задач. Важно проанализировать параметры Федерального проекта «Профессионалитет», а также подготовить рекомендации, направленные на повышение привлекательности и интереса к системе высшего образования.

Материал и методы исследования

Методической основой при написании работы послужили современные исследования российских учёных, нормативные документы, регламентирующие генезис профессионального образования. При исследовании использованы методы анализа и синтеза, позволившие представить объективные выводы.

Результаты исследования и их обсуждение

Научные труды в рамках генезиса среднего профессионального образования, его теоретического и методологического обеспечения являются актуальными и отражены в работах Блинова В.И., Гарт М.А., Дробышевой Е.А., Есениной Е.Ю., Закировой Е.Ю., Листвина А.А., Казаковой И.С., Ковалёва Д.С., Королёва В.В., Куртеевой Л.Н., Нуретдинова Р.И., Сергеева И.С., Садыкова А.И., Щегловой Т.М., Якумова А.А.

В своей работе В.И. Блинов указывает на отсутствие научно-методической базы у сферы среднего профессионального образования, что замедляет стратегическое развитие услуг данной сферы [1], а также соотношение фундаментальности и практико-ориентированности прибредают особое значение для развития общества [2]. А.А. Листвин отмечает, что в последнее время услуги среднего профессионального образования претерпели изменения в сторону повышения эффективности подготовки кадров среднего звена и реализации механизма реагирования на запросы рынка труда [5]. Королёв В.В. исследуя вопросы стандарты образования, указывает на приспособление образовательных программ к новым компетенциям и профессиям [9]. Дробышева Е.А. исследуя непрерывность образования, предлагает использовать потенциал работодателей и образовательных организаций [3].

Щелгова Т.М. акцентирует внимание на конкурентоспособность и востребованность выпускника на рынке труда [10]. Закирова Е.Ю. в научной статье исследует интеграцию работодателей в подготовке профессиональных кадров [4]. Якумов А.А. исследует проблемные вопросы генезиса профессионального мастерства и квалификации педагогов [11]. Таким образом, российские учёные исследуют генезис сферы среднего профессионального образования с разных позиций, в связи с этим осуществление Федерального проекта «Профессионалитет» уместно, актуально и важно.

«Профессионалитет» – это федеральный проект. Он сбалансирует кадровые потребности работодателей с ресурсами сферы среднего профессионального образования, для устойчивого развития России с учётом цифровизации всех сфер экономики [5]. В ходе выполнения данной работы представлены следующие показатели Федерального проекта «Профессионалитет»:

1. «Основные показатели», определили построение единой системы подготовки специалистов, с учётом требований отраслей страны. Обобщив информацию, можно сделать следующее заключение: число лиц обучающихся в образовательных организациях увеличилось на 66,6%; число колледжей, участвующих в реализации программам профессионалитета возросло на 100 единиц (удельный вес увеличился на 100%).

2. «Показатели результата», определяют доступность среднего образования по программам профессионалитета (при этом работодатели приняли участие в их создании) (табл. 1). Обобщив информацию, можно сделать следующее заключение: проведён комплекс мероприятий по разработке и внедрению образовательных программ профессионалитета, созданных с привлечением работодателей (100% реализация комплекса). Созданы образовательные производственные центры (кластеры) (на конец 2023 года – 140 единиц). 4 500 преподавателей образовательных учреждений и 400 человек управленческого персонала прошли обучение по программе дополнительного профессионального образования по освоению соответствующих компетенций.

3. «Показатели финансирования», определяют финансовое обеспечение Федерального проекта «Профессионалитет» (табл. 2).

Таблица 1

Результаты Федерального проекта «Профессионалитет» [14]

Показатель

Период

Темп прироста 2022 /2023, %,

комментарии

Базовое значение

2022 г.

2023 г.

2024 г. (отражён план)

100% образовательных программ профессионалитета создаются во взаимодействии представителями рынка труда представителями рынка труда с представителями рынка труда (работодателями)

Проведён комплекс мероприятий по разработке и внедрению образовательных программ профессионалитета, созданных с привлечением работодателей

Базовое значение

2022

1,0

1,0

1,0

100% реализация комплекса

Созданы образовательные производственные центры (кластеры), единиц, нарастающим итогом

Базовое значение

2021г.

0,0

70,0

140,0

210,0

↑ 100

(на 100% обеспечение темпа устойчивого роста экономики)

Обучение преподавателей, реализующих образовательные курсы Федерального проекта «Профессионалитет», человек, нарастающим итогом

Базовое значение

2022 г.

4 500,0

4 500,0

4 500,0

С 2022 по 2023 г. обучены 4 500,0 человек

Обучение управленческого персонала образовательно-производственных центров (кластеров), человек, нарастающим итогом

Базовое значение

2022 г.

400,0

400,0

400,0

С 2022 по 2023 г. прошли обучение 400 человек

Анализ показателей «Финансирование проекта», который оценивает использование активов Федерального проекта «Профессионалитет» допускает возможность представить следующие суждения:

− С 2022 по 2024 гг. профинансировано проведение комплекса мероприятий по разработке и внедрению образовательных программ профессионалитета (финансирование из федерального бюджета в сумме 1 780 000 тыс. рублей (в 2023 году финансирование уменьшилось на 35,9%).

− С 2022 по 2024 гг. профинансировано создание образовательных и производственных центров (кластеров) в сумме 2 572 0000 тыс. рублей, в том числе за счёт федерального бюджета в сумме 2 1420 000 тыс. рублей и внебюджетных средств в сумме 4 300 000 тыс. рублей (уменьшение на 6,6%).

− С 2022 по 2024 гг. профинансировано проведение подготовки и повышения квалификации педагогических работников за счёт федерального бюджета в сумме 6 578 000 тыс. рублей (увеличение на 13,95%).

− С 2022 по 2024 гг. профинансировано проведение подготовки и повышения квалификации управленческого персонала образовательно-производственных кластеров регионов за счёт федерального бюджета в сумме 210 000 тыс. рублей.

− С 2022 по 2024 гг. профинансирована деятельность группы экспертов по оценке объёма контрольных цифр приема за счёт ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации в ходе выполнения Федерального проекта «Профессионалитет» за счёт федерального бюджета в сумме 12000 тыс. рублей.

− Совокупный объём финансирования Федерального проекта «Профессионалитет» с 2022 по 2024 гг. составил 34300000 тыс. рублей.

Таким образом, основные особенности реализации Федерального проекта «Профессионалитет»: проведено реконструирование инфраструктуры образовательных производственных центров, подготовку прошли педагогические работники и управленческий персонал кластеров регионов, обеспечивающих реализацию составленных мер Федерального проекта «Профессионалитет», осуществлена работа экспертной группы по анализу (оценке) объёма контрольных цифр приема за счёт ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2022 году к качестве работодателей, были вовлечены в реализацию данного проекта. В 2022 году участвовало 100 опорных работодателей [12].

Таблица 2

Финансовое обеспечение Федерального проекта «Профессионалитет» [14]

Показатель

Объём финансового обеспечения по годам исполнения, тыс. рублей

Темп прироста 2022 /2023, %, комментарии

Период

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Всего

100% образовательных программ профессионалитета создаются во взаимодействии с представителями рынка труда (работодателями)

1. Проведён комплекс мероприятий по разработке и внедрению образовательных программ профессионалитета (финансирование из федерального бюджета)

780 000

500 000

500 000

1 780 000

↓ 35,9

Ежегодное выделение средств

2. Финансирование созданных образовательных и производственных центров (кластеров), всего

в том числе

8 640 000

8 540 000

8 540 000

25720 000

↓ 1,15

Ежегодное выделение средств

за счёт федерального бюджета

7140000

7140000

7140000

21420000

Ежегодное выделение средств

за счёт внебюджетных источников

1500000

1400000

1400000

4300000

↓ 6,6

Ежегодное выделение средств

3. Проведена подготовка и повышение квалификации педагогических работников, ответственных за выполнение составленных мер Федерального проекта «Профессионалитет» за счёт федерального бюджета

2006000

2286000

2286000

6578000

↑ 13,95

Ежегодное выделение средств

4. Финансировано обучение управленческого персонала (финансирование из федерального бюджета)

70 000

70 000

70 000

210 000

Ежегодное выделение средств

5. Финансирование сопровождения работы экспертной группы по анализу (оценке) объёма контрольных цифр приема за счёт ассигнований бюджетов субъектов РФ в ходе выполнения Федерального проекта «Профессионалитет» за счёт федерального бюджета

4000

4000

4000

12000

Ежегодное выделение средств

Итого,

В том числе

11500000

11400000

11400000

34300000

↓ 0,87

федеральный бюджет

10000000

10000000

10000000

30000000

Ежегодное выделение средств

внебюджетные источники

1500000

1400000

1400000

4300000

↓ 6,6

Анализ результатов проекта «Профессионалитет» даёт возможность представить рекомендации, ориентированные на повышение заинтересованности в продолжении обучения в высшем учебном заведении в рамках непрерывного профессионального образования:

− Пролонгация обучения в высшем учебном заведении. Основой Национального проекта «Кадры» является содействие развития в профессии и компетентностного роста при обучении по новым направлениям и специальностям [8].

− Высшее образование – это мощный инструмент, который формирует фундамент успешной карьеры в будущем, так как это ключ к получению необходимых знаний, навыков и компетенций. Рынок труда требует от специалистов знаний теории и практических умений, способности работать в команде, анализировать данные и адаптироваться к меняющимся условиям труда.

− Специалисты с высшим образованием имеют значительно больше возможностей для трудоустройства, как правило, получают более высокую заработную плату, так как имеют навыки критического мышления, анализа и решения проблем, которые высоко ценятся работодателями.

− Высшее образование даёт не только профессиональное развитие, но и личное самосовершенствование. Университетская среда стимулирует интеллектуальный рост, расширяет кругозор, формирует коммуникативные навыки.

− Влияние высшего образования выходит за рамки индивидуального развития специалиста и оказывает существенное влияние на общество в целом. Специалисты высокой квалификации способствуют устойчивому развитию экономики страны, повышению её конкурентоспособности.

− Образование является ключом к созданию инновационных технологий, разработке эффективных решений в социальной сфере и здравоохранении, так как одной из проблем системы здравоохранения – проблема дефицита медицинских кадров [7].

Заключение

С 2022 года реализуется Федеральный проект «Профессионалитет», который направлен на развитие сферы среднего профессионального образования и последующего получения выпускниками высшего образования, что является одной из установок устойчивого развития – восполнение кадрового ресурса России, генезиса непрерывного профессионального образования.