Введение
В современных условиях человеческий капитал является одним из основных факторов, обусловливающих конкурентное преимущество как на микро, так и на макроэкономическом уровнях. В связи со сказанным, актуальными и обладающими научно-практической значимостью, являются исследования, направленные на идентификацию основных тенденций, факторов развития человеческого капитала РФ, обоснования подходов, организационно-экономических инструментов его интенсификации.
Материалы и методы исследования
При написании статьи нами использовались материалы Росстата, эконометрические инструменты, методы анализа и синтеза, что обеспечило высокий уровень достоверности итоговых результатов и выводов.
Результаты исследования и их обсуждение
Человеческий капитал представляет собой комплексное понятие. В трудах российских учёных содержится научная интерпретация его основных аспектов, в частности Дягилев Д.А., Злоказов А.В. [1] рассматривают человеческий капитал как один из важнейших факторов социально-экономического развития. В трудах Евхута О.Н. [2] представлена аналитика основных тенденций государственного финансирования образования, здравоохранения РФ. Мурзина С.М., Ревунов С.В., Лавриненко Е.Н., Ревунов Р.В., Мурзин А.Д. [8] исследуют влияние образования на темпы экономического развития.
Отдавая долг уважения коллегам за приращение научного знания об основных факторах и тенденциях человеческого капитала РФ, необходимо отметить, что вопросы государственного финансирования его развития в современных условиях нуждаются в дополнительном научном исследовании.
В документах Организации объединённых наций человеческий капитал трактуется как «знания, навыки, умения и другие качества, воплощенные в людях и значимые для экономической деятельности» [4]. Исходя из данного определения, сектор общественного образования является ключевым для воспроизводства человеческого капитала. Вместе с тем, подобная трактовка, по нашему мнению, нуждается в дополнении, учитывающем такой значимый аспект социального самочувствия, как здравоохранение, а также сегмент физической культуры и спорта, развитие которого детерминирует такие показатели, как продолжительность трудовой деятельности граждан, уровень заболеваемости, издержки экономических агентов, обусловленные нетрудоспособностью работников в связи с болезнью. С учётом вышеизложенного, наш подход к анализу показателей финансирования человеческого капитала основывается на рассмотрении таких укрупнённых направлений расходов консолидированного бюджета РФ, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт с учётом действующей в РФ бюджетной классификации расходов (таблица 1) [5, 6].
Нами выявлены следующие основные тенденции: во-первых, за период наблюдения отмечается рост расходов по направлениям образование, здравоохранение, физическая культура и спорт соответственно на 640,0 млрд руб., 1377,6 млрд руб., 62,1 млрд руб. (суммарно 2079,7 млрд руб.). Темп роста финансирования упомянутых ранее направлений составил 15,8 %, 36,4 %, 16,5 % соответственно. Более чем двукратное превышение темпа роста расходов на здравоохранение по сравнению с другими направлениями расходов, касающихся развития человеческого капитала, обусловлено необходимостью ликвидации последствий пандемии коронавирусной инфекции, прежде всего, обеспечения лечебной помощи заболевшим гражданам. Принимая во внимание указанные обстоятельства, считаем необходимым трактовать резкий рост финансирования здравоохранения не как часть продуманной государственной политики по развитию человеческого капитала РФ, а как реакцию на внезапно возникший фактор риска. Подобный промежуточный вывод нашего исследования коррелирует с показателями общей динамики темпов роста расходов консолидированного бюджета РФ, составившими в рассматриваемом периоде 25,9 %, что, как видим, значительно превосходит темп роста финансирования образования (15,8 %), физкультуры и спорта (16,5 %).
Таблица 1
Основные показатели финансирования развития человеческого капитала в РФ с 2019 г. по 2021 г.
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Изменение в абс. значениях |
Темп роста, % |
Укрупнённые направления расходов консолидированного бюджета, млрд руб. |
|||||
образование |
4050,7 |
4324,0 |
4690,7 |
640,0 |
15,8 |
здравоохранение |
3789,7 |
4939,3 |
5167,3 |
1377,6 |
36,4 |
физическая культура и спорт |
375,5 |
400,7 |
437,5 |
62,1 |
16,5 |
Всего по укрупнённым направлениям расходов |
8215,8 |
9664,0 |
10295,5 |
2079,7 |
25,3 |
Всего расходов консолидированного бюджета, млрд руб. |
37382,2 |
42503,0 |
47072,7 |
9690,4 |
25,9 |
Примечание: расходы консолидированного бюджета с 2022 г. засекречены в связи с проведением СВО.
Рис. 1. Динамика удельного веса расходов, связанных с развитием человеческого капитала в сумме расходов консолидированного бюджета РФ с 2019 г. по 2021 г.
Рис. 2. Динамика удельного веса расходов консолидированного бюджета РФ, связанных с развитием человеческого капитала по отношению к ВВП РФ с 2019 г. по 2021 г.
Таблица 2
Основные показатели индекса человеческого развития РФ с 2019 г. по 2021 г.
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Динамика |
Индекс человеческого развития |
0,827 |
0,824 |
0,822 |
-0,005 |
Ранговое место РФ |
49 |
50 |
52 |
3,0 |
Рассмотрим динамику удельного веса расходов, связанных с развитием человеческого капитала в суммарных расходах консолидированного бюджета РФ (рисунок 1) [5, 6].
Как видим на рисунке 1, доля расходов консолидированного бюджета РФ, связанных с развитием человеческого капитала остаётся практически неизменной в течение всего анализируемого периода, и колеблется в диапазоне от 22,0 % до 21,9 %. Отношение исследуемых видов расходов к валовому внутреннему продукту РФ отражено на рисунке 2 [5, 6].
За период 2019-2020 гг. отмечается существенное увеличение доли расходов, связанных с развитием человеческого капитала в ВВП РФ. Подобная тенденция обусловлена, во-первых, реализацией мер государственной политики, направленных на ликвидацию последствий пандемии коронавирусной инфекции, сопровождавшихся увеличением капиталовложений в систему здравоохранения, а также увеличением бюджетных выплат различным категориям граждан, во-вторых, сокращением ВВП в связи с противопандемийными ограничениями, коснувшимися деятельности экономических агентов, предоставляющих услуги в сферах общественного питания, туризма и рекреации, перевозок пассажиров, организации досуга и др., что привело к снижению деловой активности, сокращению доходов хозяйствующих субъектов и снижению ВВП.
По мере снижения пандемийной угрозы, сопровождавшейся отменой ранее действовавших ограничений, восстановления деловой активности, экономика вошла в фазу роста, отразившегося в увеличении ВВП. При этом, государственные расходы на финансирование системы здравоохранения РФ были сокращены. Отражением данного процесса является возвращение в 2021 г. показателя удельного веса расходов консолидированного бюджета РФ, связанных с развитием человеческого капитала по отношению к ВВП РФ на допандемийный уровень 2019 г., составивший 7,6 %.
Рассмотрим основные показатели индекса человеческого развития РФ (таблица 2) [4].
Согласно представленных данных, за период 2019-2021 гг наблюдается тенденция постепенного снижения индекса человеческого развития РФ с 0,827 промилле до 0,822 промилле (-0,005 промилле), что обусловило снижение рангового места РФ в глобальном сопоставлении стран по ИЧР с 49-го до 52-го (снижение на 3 позиции).
Согласно авторской точке зрения, идентифицированные нами в статье показатели расходов консолидированного бюджета РФ не обеспечивают достижение целевых ориентиров [7] социально-экономического развития средне-, и, особенно, долгосрочной перспективе. Постепенное ухудшение позиций РФ в глобальных сопоставлениях показателей человеческого развития отражает накопление опасных факторов, тенденций, ограничивающих социально-экономическое развитие, способствующих снижению конкурентоспособности российской экономики. Как показывают результаты исследований [8], динамично развивающиеся страны вкладывают в развитие человеческого капитала от 10 % до 15 % валового внутреннего продукта. Подобная практика формирует основу перехода на новый технологический уклад, позволяющий создать инфраструктуру широкого применения искусственного интеллекта в производственных и сервисных процессах, развития возобновляемой энергетики, что позволяет значительно снизить издержки хозяйствующих субъектов.
Выводы
В завершение необходимо сформулировать следующие основные выводы:
1. Нами установлены основные тенденции государственного финансирования воспроизводства человеческого капитала, свидетельствующие о его недостаточности, что выражается в постепенном ухудшении позиций РФ в глобальных сопоставлениях. Сектор образования является наиболее угрожаемым для развития человеческого капитала РФ, так как российскому образованию присущи такие признаки, как административная зарегулированность, высокий уровень износа основных фондов, ухудшающиеся условия труда, что приводит к уходу из профессии многих эффективных сотрудников. Негативное действие вышеуказанных факторов снижает качество образовательных продуктов, что, в свою очередь, ухудшает подготовку кадров для экономики страны.
2. Регионы Российской Федерации отличаются многообразием природных, культурных, социально-экономических условий. Данное обстоятельство обусловливает значительные региональные различия в том числе по показателям человеческого капитала. В подобных обстоятельствах необходима реализация дифференцированной государственной политики развития, механизмы которой позволяют учесть имеющуюся пространственную социально-экономическую дифференциацию. Инструментами реализации подобного подхода в сфере общественного образования являются: предоставление регионам, муниципалитетам, образовательным организациям дополнительных полномочий в части, касающейся формирования учебных планов и программ с учётом потребностей реального сектора экономики, в том числе за счёт развития целевого обучения, дополнительного образования сотрудников и т. п. Заложенный Конституцией РФ [3] федеративный механизм государственного устройства, относящий образование к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, сформировал правовую рамку практической реализации подобного подхода.
3. Усиление конкурентоспособности экономики РФ в условиях сокращения трудовых ресурсов (в силу демографических причин) невозможно без повышения производительности труда, технико-технологической модернизации. Однако в условиях санкционного давления на РФ со стороны недружественных государств, финансирование создания необходимых условий для структурной диверсификации российской экономики – прежде всего, в сфере воспроизводства кадрового потенциала, – только за счёт средств консолидированного бюджета является затруднительным. В подобных условиях деловому сообществу необходимо взять на себя часть бремени содержания и развития инфраструктуры образования. Организационно-экономическая модель взаимодействия государства и бизнеса в сфере модернизации образования – основного сегмента воспроизводства человеческого капитала, – на концептуальном уровне заключается в софинансировании бизнесом материальной базы подготовки (и переподготовки) кадров на условиях участия в формировании как государственной образовательной политики, так и её непосредственной реализации в форме участия в подготовке регулятивных документов (профессиональных образовательных стандартов, государственного заказа и др.), целевом заказе подготовки специалистов в образовательных организациях и т. п. По нашему мнению, координацию подобной работы необходимо осуществлять на региональном уровне, что позволит в надлежащей мере учесть социально-экономическую специфику каждого субъекта РФ.