Введение
В настоящее время вклад туристской отрасли в экономику России составляет 2,4% от ВВП России, а к 2030 г. должен возрасти до 5 % ВВП, что говорит о необходимости включения потенциала отдельных территорий в формирование общей российской дистанции. Существенный спад в туристской индустрии наблюдался вследствие введенных ограничений и сокращения туристской активности в период пандемии, однако благодаря государственным мерам поддержки уже с 2021 года ситуация в отрасли начала стабилизироваться, в том числе за счет стимулирования внутреннего туризма. Санкции со стороны недружественных государств еще более укрепили ориентир на развитие внутренних туристской направлений. В Российской Федерации выделяются ряд территорий, имеющие благоприятные условия для развития туризма, в их числе – Дальний Восток. Развитие дальневосточного туризма не только обеспечит вклад в общероссийские отраслевые показатели, но и станет одним из драйверов экономики региона.
Цель исследования – на основе выявления тенденций ключевых показателей, определяющих динамику туристской отрасли на Дальнем Востоке и резервов их роста, оценить эффективность инструментов государственной поддержки развития туризма.
Материалы и методы исследования
Предметом исследования выступают показатели развития туристской отрасли на Дальнем Востоке в период 2019-2023 г.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных авторов по тенденциям развития туризма в Российской Федерации, в частности в Дальневосточном федеральном округе.
В ходе обработки, изучения и анализа накопленных материалов был использован комплекс общенаучных и специальных методов экономических исследований: анализ и синтез, абстрактно-логический, графический, сравнительный.
Результаты исследования и их обсуждение
В Российской Федерации применяется программно-целевое управление финансами, методы которого позволяют сконцентрироваться на достижении стратегических целей, увязывая их с осуществляемыми затратами, распространяется и на туристскую отрасль. Это выражается в активном применении документов стратегического планирования, которые разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях. В первую очередь, существует Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, которая подразумевает детальную проработку достижения некоторых показателей развития туризма в Российской Федерации. Во-вторых, существуют стратегии, касающиеся конкретного региона или совокупности регионов – Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Кроме того, для развития туризма в Российской Федерации в настоящий момент выделены 12 макротерриторий – нескольких объединенных регионов и входящих в их состав муниципальных образований в одну туристскую макротерриторию, продвижение которой будет основано на использовании единого туристского бренда, что позволяет более эффективно реализовывать меры государственной поддержки по увеличению туристского потока. Такое объединение основано на географическом расположение регионов и их общих чертах, позволяющих представить несколько различных субъектов как совокупность территорий, объединенную одним туристским маршрутом.
В статье проводится анализ показателей, способствующих увеличению турпотока в регион, в динамике. В рамках программно-целевого управления финансами у каждого региона Дальнего Востока выделены свои стратегии и государственные программы развития туризма, а также предусмотрены государственные меры поддержки для достижения показателей стратегических документов.
Показатели, демонстрирующие динамику развития туризма в Дальневосточном федеральном округе (далее – ДФО):
– Доля валовой добавленной стоимости туристкой индустрии в валовом региональном продукте (далее – ВРП) регионов ДФО, который характеризует экономику субъектов Российской Федерации;
– Туристский поток в России (млн чел.) и доля в нем туристского потока ДФО;
– Число туристских фирм в регионах ДФО.
Турпоток в Дальневосточном федеральном округе в 2021 году составлял 86% от уровня 2019 года [15]. Наибольший туристской поток в ДФО приходится на такие регионы как: Хабаровский край, Приморский край, а наименьший – Чукотскую автономный округ и Магаданскую область (рис. 1).
Следует отметить, что в 2020 году среди регионов ДФО туризм вносил наибольший вклад в ВРП Республики Бурятия, Камчатского края и Еврейской автономной области. Однако наибольшее снижение данного показателя в 2020 году по сравнению с 2019 годом наблюдалось в Приморском крае и Чукотском автономном округе.
На объём туристского потока большое влияние с 2021 года оказывали политико-экономические факторы, к которым относятся: рост общей стоимости поездки, сохраняющиеся пандемийные ограничения на въезд в Россию, сложности в логистике. Исходя из динамики показателя, отметим, что несмотря на резкое падение туристского потока по всей стране в 2020 году, доля ДФО сохраняет свою положительную тенденцию за весь исследуемый период (рис. 2).
Рис. 1. Доля валовой добавленной стоимости туристкой индустрии в ВРП субъектов ДФО в 2019-2022, % [14]
Рис. 2. Динамика туристского потока в России (млн человек) и доля в нем туристского потока ДФО за 2014-2021 гг., % [14]
Поскольку данный показатель является одним из ключевых для оценки развития туризма, с учетом развития информационных и телекоммуникационных технологий, перспективным представляется использование «цифрового следа путешественника», например, исходя из данных сотовых операторов о зоне роуминга респондентов, платежных операциях по банковским картам, камер видеофиксации.
Рис. 3. Число туристских фирм в регионах ДФО в 2019-2023 гг., единиц [14]
Третьим анализируемым показателем стало количество туристских фирм в регионах ДФО. Так, на конец 2021 года туристских фирм насчитывалось на 5% больше, чем в 2020 году (рис. 3) [15].
Наибольшее количество фирм наблюдалось в Хабаровском, Камчатском и Приморских краях. Однако также следует отметить, что только в трех регионах отмечен рост данного показателя в 2021 году по сравнению с 2019 годом, а именно: Камчатский край (+32%), Республика Саха (+7,9%) и Чукотский автономный округ (+50%). В 2023 году в Камчатском крае, республике Саха, Чукотском автономном округе количество туристских фирм превысило допандемийного уровень.
Таким образом, делая вывод по проведенному выше анализу, отметим, что не смотря на сегодняшние внешние вызовы, в туристской отрасли отмечается и положительная динамика. Кроме того, для развития туризма в Дальневосточном федеральном округе были разработаны «мастер-планы», представляющие собой стратегию по развитию отдельных городов, что в дальнейшем поспособствует положительной динамике туристских показателей и улучшению экономической ситуации в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, говоря о других тенденциях развития туризма в регионах Дальнего Востока, следует отметить, что наибольший потенциал для роста показателей туристской отрасли сосредоточен в Приморском и Хабаровском краях. Следовательно, при дальнейшей поддержке развитии данных субъектов Российской Федерации, возможен рост туристского потока и в другие регионы за счет организации туров и поездок, совмещенных с крупными городами. Исходя из этого, с высокой вероятностью представляется возможным увеличение доходного потенциала региональных бюджетов субъектов ДФО, что, в свою очередь, окажет влияние на бюджетную устойчивость и экономический потенциал региона.
Для развития туризма в Российской Федерации выделены особые экономические зоны, на территории которых применяются налоговые преференции. На Дальнем Востоке к таким зонам относятся территории опережающего социально-экономического развития и Свободный порт Владивосток (таблица).
Государственные меры поддержки в виде налоговых преференций способствуют развитию туризма на данных территориях, а также увеличивают экономическую активность в регионах Дальнего Востока.
Налоговые преференции на территории особых экономических зон Дальнего Востока
Характеристика |
ТОР (Территория опережающего социально-экономического развития) |
СПВ (Свободный порт Владивосток) |
Стандартные условия |
Налоговые преференции |
|
Страховые взносы |
||
30% |
7,6% на 10 лет |
7,6% на 10 лет |
Налог на землю |
||
от 0% до 1,5% в зависимости от муниципального образования |
0% в течение 3-5 лет |
0% в течение первых 3 лет |
Налог на прибыль организаций |
||
20% |
0% 0% в течение 5 лет последующие 5 лет 10-12% |
0% 0% в течение 5 лет последующие 5 лет 10-12% |
Налог на имущество организаций |
||
от 2,2% в зависимости от вида от субъекта Российской Федерации |
0% 0% в течение 5 лет последующие 5 лет 0,5-2,2% |
0% 0% в течение 5 лет последующие 5 лет 0,5-2,2% |
Заключение
Подводя итоги, отметим, что ситуация в туристской отрасли стабилизировалась после пандемии COVID-19 благодаря программно-целевому управлению финансами в туристской отрасли и созданию территорий, имеющие налоговые преференции. В свою очередь, не всем регионам в ДФО удалось выйти на прежнюю положительную динамику, что вызывает необходимость в дополнительной государственной поддержке. Для этого необходимо проводить подробный анализ резервов роста туристской индустрии отдельно каждого субъекта Российской Федерации, входящего в ДФО. Такой анализ должен проводиться с учетом особенностей географического расположения, экономического потенциала и оценки возможных видов туризма, которые могут реализовываться в данных регионах. Результаты анализа помогут выявить тенденции развития туризма в регионах ДФО.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.