Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ANALYZING THE DIGITAL SPACE OF MANUFACTURING INDUSTRY PRACTICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abrosimova O.M. 1 Abdikeev N.M. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The relevance of the study is due to the emergence of digital transformation, which changes the economy and society, increasing the gap between countries in their economic development. These trends require study at the level of both business and government in order to ensure balance in national development strategies. The purpose of this study is to analyze the practice of functioning of the digital space of industry in the Russian Federation, identifying the problems and opportunities for its development. The introduction of a unified digital space predetermines the transformation of processes and models of relationships between participants in the value chain of industrial products. The most effective forms of organizing the practical use of digital technologies are platform solutions. The article analyzes the domestic practice of functioning of the digital space of industry on the example of its realization in the State Information System of Industry (“GISP”). “GISP” is an instrument where various mechanisms, services and institutions of development and support of domestic industry are aggregated. The problems of “GISP” implementation concerning its functioning in the conditions of comprehensive digitalization are considered. Based on the results of the study, the directions for the development of a unified digital space of industry based on integrated platform solutions and the realization of ecosystem interaction are proposed.
digital space
industry
digitalization
state information system of industry
sustainable development
digital maturity

Введение

Глобальная цифровизация непременно влечет за собой изменения в социально-экономических отношениях. Стремительное развитие технологий в одних странах формирует экономико-технологическое отставание в других. Трансформируются экономические, технологические и социальные модели принятия решений и поведения. Данные тенденции необходимо исследовать как на микроуровне предприятия, так и на макроуровне в масштабе целой страны с учетом сбалансированности в национальных стратегиях развития, единой экономической политике, поддержке секторов промышленности и организации взаимодействия бизнеса и власти.

В этой связи актуализируется необходимость совершенствовать существующую практику организации взаимодействия в цифровом пространстве, включая совершенствование на основе технологий платформенных решений и интеграции экосистемного взаимодействия при создании единого цифрового пространства.

Концепция единого цифрового пространства промышленности предполагает не только саму интеграцию производственного оборудования в единую сеть, но и переосмысление процессов и моделей взаимодействия участников цепочки создания добавленной стоимости. Непременными инструментами для такой трансформации подразумеваются электронные торговые площадки для взаимодействия производителей и поставщиков логистических услуг. В этой связи платформенные решения, образующие единую экосистему, выступают наиболее эффективными формами организации практического использования сетевой реализации цифровых промышленных технологий.

Целью данного исследования является анализ практики функционирования единого цифрового пространства промышленности Российской Федерации и возможностей его развития.

Материал и методы исследования

Материалами для исследования являлись официальные статистические данные, нормативно-правовые акты, отчеты государственных органов, научные публикации, публикации экспертов в средствах массовой информации. В ходе исследования использованы количественные (статистический) и качественные (анализ, синтез, сравнительный) методы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В контексте цифровизации «цифровые платформы должны обеспечивать предприятию использование новых инновационных технологий обработки и аналитики больших данных» [1]. Для совершенствования информационно-технологической инфраструктуры промышленности необходимо для начала определить текущее состояние системы «as is».

Существующей реализацией концепции единого цифрового пространства промышленности (ЕЦП) в России является Государственная информационная система промышленности (ГИСП). ГИСП является инструментом, где агрегированы различные механизмы, сервисы и институты развития и поддержки отечественной промышленности [2].

ГИСП можно рассматривать и как институт, который обеспечивает условия для эффективного импортозамещания; формирует баланс интересов государства и промышленности; агрегирует предложения по развитию отдельных отраслей промышленности; осуществляет аналитический мониторинг статистики, предоставляемой предприятиями.

Российские ученые в своих работах предлагали пути совершенствования ГИСП посредством создания базы типологических схем цифрового пространства [3], развития методических рекомендаций по оценке цифровой зрелости предприятий [4]. ГИСП рассматривалась также как элемент обеспечения импортозамещения и технологического суверенитета [5].

Механизм работы промышленных предприятий в ГИСП

Обязанность промышленных предприятий предоставлять информацию в ГИСП закреплена также в ст. 14 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 1604 регламентирует состав предоставляемой информации [6].

Предприятия регистрируются в ГИСП посредством создания личного кабинета. Загрузка информации происходит через этот личный кабинет – сервис «Предоставить информацию о промышленном предприятии в ГИСП». ГИСП также предоставляет возможность предприятию оценить свой уровень цифровизации, на основании чего система предложит для внедрения информационно-технологические решения для этого предприятия.

ГИСП позволяет предприятиям получить государственную поддержку, включить свою продукцию в Каталог ГИСП, Реестр российской промышленной продукции (РРПП), Реестр евразийской промышленной продукции, Реестр российской радиоэлектронной продукции, ознакомиться с аналитикой по отраслям промышленности и др.

Внесение сведений о производимой продукции осуществляется в личном кабинете ГИСП путем заполнения форм 2.10 в разделе «Производимая продукция предприятия». Для каждого вида продукции указывается наименование, обозначение продукции, описание назначения, код ОКПД2, код ТН ВЭД, технические характеристики, нормативный технический документ, которому удовлетворяет продукция.

Код промышленной продукции согласно ОКПД2 (Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) определяется предприятием самостоятельно. В целях определения кода ОКПД могут быть использованы переходные ключи (сопоставительные таблицы) ТН ВЭД ЕАЭС – ОКПД2, ОКПД2 – ОКП и др., разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации.

В Каталог продукции ГИСП вносится как продукция, для которой необходимо получить заключение Минпромторга РФ о российском происхождении, так и другая продукция предприятия.

На данный момент в Каталоге ГИСП почти 1,5 млн позиций. Размещение продукции в Каталоге ГИСП позволяет увеличить количество заказов на продукцию предприятия, получить преференции на рынке госзаказа, получить документ, подтверждающий российское происхождение и предложить альтернативу зарубежной продукции при закупках для государственных и муниципальных нужд.

 

missing image file

Рис.1. Процесс формирования Заявления о включении продукции предприятия в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ Источник: составлено авторами на основе [9]

Оформление Акта экспертизы или Сертификата СТ-1 осуществляется Торгово-промышленной палатой [7]. Акт экспертизы оформляется, если код ОКПД2 и наименование (описание и характеристики) продукции включены в Приложение Постановления № 719 [8]. Если они отсутствуют, то оформляется Сертификат СТ-1.

Сведения и документы (рис. 1) можно подгружать поэтапно, по мере подготовки. После отправки заявления статус обработки документа отображается в карточке. Заявление в Минпромторг России с комплектом необходимых документов формируется и подается непосредственно из карточки заявления.

Рассмотрение заявления и составление заключения обычно происходит в течение 10 рабочих дней. В течение последующих 5 рабочих дней высылается заключение.

На основании положительного заключения Минпромторга, продукция попадет Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. Срок действия Заключения – 3 года с даты выдачи [9].

В ГИСП размещаются меры государственной поддержки, доступные промышленному бизнесу. Всего на момент июня 2024 г. предлагается 2250 активных возможностей поддержки.

В этих возможностях агрегированы меры, реализуемые различными институтами развития. Например, автономная некоммерческая организация «Агентство по технологическому развитию» [10] представляет гранты для стимулирования производства комплектующих изделий [11] и стимулирования разработки технической документации на стандартные образцы.

Недостатки реализации и функционирования ГИСП

Несмотря на очевидную необходимость и значимость ГИСП для решения задач импортозамещения и поддержки российской промышленности, система имеет некоторые недостатки. К недостаткам реализации ГИСП можно отнести следующее:

▪ В системе ГИСП отображаются некоторые уже не активные механизмы (например, ряд субсидий), что может создавать дополнительную нагрузку на систему.

▪ Заявки на некоторые меры поддержки можно направить как с помощью ГИСП, так и посредством сайтов институтов развития, которые реализуют эти меры поддержки. Например, на грантовую программу автономной некоммерческой организации «Центр поддержки инжиниринга и инноваций» заявку можно отправить посредством АИС этой организации [12], хотя она размещена и в ГИСП [13]. Во избежание дублирования заявок будет объективнее обеспечить возможность подачи заявок только через ГИСП как единое цифровое пространство.

▪ Некоторые региональные гранты и субсидии можно оформить только через региональные институты, а не через ГИСП. Например, грант на проведение пилотных тестирований инновационных решений на базе городской инфраструктуры, инициатором которого является ГБУ «Агентство инноваций Москвы», подается через сервис Московского инновационного кластера [14], а в ГИСП возможность такого гранта не представлена.

▪ В ГИСП не пересекаются личные кабинеты для взаимодействия с указанными институтами, а также с подведомственными организациями Минпромторга – например, Фондом развития промышленности (то есть формирование заявок и взаимодействие происходит в разных информационных системах). Также, например, есть программа «Сделано в России», способствующая продвижению качественной отечественной продукции на внешние рынки, заявка на включение в которую подается через сайт организатора – АО «Российский экспортный центр» [15]. Целесообразно предоставить возможность промышленным предприятиям подать заявку на включение в эту программу через сайт ГИСП для обеспечения принципа целостности ЕЦП.

Еще одной проблемой, о которой заявляют эксперты и предприятия, является возможность расхождения в Каталоге продукции ГИСП и РРПП [16]. Если такое расхождение имеет место в заявке участника закупки, то его заявка может быть отклонена. Официальный ответ Минпромторга 2023 г. по вопросу об этой проблеме включает в себя следующую позицию: «Информация из каталога ГИСП может содержать отличную информацию от той, которая была внесена в реестр, и носить ознакомительный характер. Также не вся промышленная продукция (товар), фигурирующая в вышеуказанном каталоге, может быть включена в реестр.

Заказчику не следует отклонять реестровую запись участника закупки, представившего ее на промышленную продукцию (товар), в случае если она соответствует положениям «национального режима» в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но при этом в каталоге ГИСП на указанную продукцию не содержится исчерпывающей информации, требуемой для удовлетворения положениям извещения» [17, 18].

В 2018 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) при содействии Национального союза экспортёров провел опрос представителей бизнеса о ГИСП. Респондентами выступили 115 компаний из разных федеральных округов, отраслей и разных размеров. Было выявлено, что более 70% компаний знакомы с ГИСП. Эти организации приняли участие в более подробной части опроса, посвященной работе с этой информационной системой.

Наиболее полезными с точки зрения повышения эффективности сервисами респонденты назвали навигатор мер поддержки (64%), информационные сервисы (55%) и финансовые сервисы (48%). Почти три четверти опрошенных оценили интерфейс системы нейтрально или положительно.

Недостатки, которые отметили компании-респонденты, представлены на рис. 2. Помимо обозначенных в опросе вариантов ответа, у компаний была возможность выделить собственные варианты; так, предприятия указывали на следующие недостатки в работе ГИСП: «дополнительная избыточная трата ресурсов предприятия»; «дополнительная нагрузка на специалистов по заполнению форм»; «невозможность получения подтверждения отправленной заявки на меры поддержки» [19]. Эти недостатки по сути являются зонами развития, которые нужно учесть при планировании изменений в реализации, функционале и интерфейсе ГИСП.

РСПП также уточнил у компаний их мнение по возможным способам повышения востребованности ГИСП и увеличения числа ее пользователей (рис.3).

Большинство участников опроса (63,5%) высказали предположение, что повышению востребованности ГИСП будет способствовать автоматизированный обмен информацией между информационными системами, где аккумулируется бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная обязательная отчетность [19].

missing image file

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о недостатках ГИСП, 2018 г., % Источник: составлено авторами на основе данных РСПП [19]

missing image file

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Что может способствовать увеличению количества компаний-пользователей ГИСП?», 2018 г., % Источник: составлено авторами на основе данных РСПП [19]

На основе проведенного анализа существующей практики функционирования цифрового пространства промышленности можно сделать вывод о направлениях реализации единого цифрового пространства промышленности России:

- развитие механизмов эффективного функционирования промышленности в едином цифровом пространстве;

- совершенствование методологии косистемного взаимодействия в едином цифровом пространстве промышленности;

- институционализация экосистем российской промышленности в едином цифровом пространстве;

- развитие промышленной политики и мер государственной поддержки единого цифрового пространства промышленности.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ показал, что система ГИСП работает в рамках концепции цифрового пространства промышленности и обеспечивает возможность электронного взаимодействия предприятий и государства, что создает условия для эффективного функционирования мер поддержки и импортозамещения промышленной продукции. Тем не менее, наблюдаются проблемы в сфере полного перенесения взаимодействия в электронный формат, создания действительно единой системы, мониторинга актуальности и достоверности информации о предоставляемых мерах поддержки.

Предложены основные направления развития единого цифрового пространства промышленности на основе интеграции функциональных моделей в рамках экосистемного взаимодействия, а также необходимость институционализации экосистем промышленности в едином цифровом пространстве; развитие промышленной политики и мер государственной поддержки единого цифрового пространства промышленности. Для эффективного осуществления этой задачи можно также обратить внимание на глобальные тренды в этой сфере: искусственный интеллект, облачные платформы, цифровые двойники производства, фабрика данных, технологии кибербезопасности.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.