Введение
Среди современных концепций развития инновации занимают главенствующее место, что особенно привлекает внимание теоретиков и практиков в сфере экономики. С ростом способности преобразовывать мир и постоянным улучшением уровня жизни в деятельности каждого человека появляется все больше инновационных элементов. Будучи первой из пяти основных концепций развития, концепция инновационного развития заняла доминирующее положение в практической деятельности человеческого общества и представляет собой научное суждение и сознательное признание качественных изменений, которые произошли благодаря инновациям.
В условиях нарастания жесткого санкционного давления и необходимости формирования технологического суверенитета страны важность инновационного пути развития России и ее регионов невозможно оспаривать. Вопросам стратегического развития инноваций уделяется значительное внимание как в стране, так и в отдельных регионах. В целом, при преодолении кризисных явлений в социально-экономической системе основополагающая роль отводится инновациям и инновационной деятельности, которые в совокупности обеспечивают динамичное развитие экономики, непрерывное обновление техники и технологии, повышение конкурентоспособности отдельной территории или компании.
Цель исследования является анализ формирования и последующей трансформации концепции региональной инновационной системы и состояния ее стратегического планирования в регионах России.
Материал и методы исследования
Для достижения цели исследования применялись такие общие и специальные методы познания, как гипотетико-дедуктивный метод, метод анализа систем знаний, формализации, визуализации, сравнения, синтеза, индукции и обобщения.
Результаты исследования и их обсуждение
Концепция национальной инновационной системы закладывалась такими учеными, как Б.-А. Лундвалл и К. Фримен. Первоначально, в 1985 г., Б.-А. Лундвалл использовал концепцию «инновационной системы» для объяснения взаимоотношений между производителями и пользователями науки и техники. Интерактивные отношения между сетью научных учреждений и промышленностью подчеркивают важность инновационного потенциала производственной системы страны.
Б.-А. Лундвалл выделил три шага в построении инновационной системы. Основная идея заключается в том, что инновации – это интерактивный процесс, в котором они возникают на основе обратной связи с рынком, включая: 1) вклад пользователей и предпринимательские инициативы со стороны предложения; 2) взаимодействие между различными субъектами в рамках «нерыночных отношений»; 3) формирование в разных странах [12]. Необходимо сосредоточиться на дифференцирующих факторах, достаточных для создания организованного рынка. К таким факторам относятся: долгосрочные отношения между университетами и промышленными предприятиями, системами обучения, а также экспертами, финансовыми рынками и т.д.
Национальная теория инноваций, также известная как теория системных инноваций – представляет собой инновационную модель, продвигаемую государством. Главный представитель – британский ученый К. Фримен, который первым в 1995 г. предложил концепцию национальной инновационной системы и определил ее как сеть учреждений государственного и частного секторов, деятельность и взаимодействие которых стимулируют, внедряют и распространяют новые технологии [11].
С другой стороны, с 1990-х гг. некоторые ученые и эксперты подчеркивают экономическую эффективность региональных инновационных систем, которые в свою очередь интегрированы в национальную инновационную систему и формируют ее основу. Теория региональных инноваций, также известная как теория кластерных инноваций – представляет собой кластерно-ориентированную инновационную модель. Главный представитель – британский ученый Ф. Кук, который в 1992 г. в своей статье указывал, что региональная инновационная система – это главным образом организационная система отдельной территории, состоящая из производственных предприятий, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, географически разделенных, но связанных друг с другом, и эта система поддерживает и производит инновации [9].
Специфика производства, использования и распространения знаний рассмотрена Д. Долоре, который доказал, что инновационный процесс должен быть локализован, иными словами, регион рассматривается как основной источник инноваций и включает в себя следующие характеристики [10]: 1) инновации должны строиться на отношениях между институтами, политикой и обществом, т.е. они, по сути, географический процесс, в котором поддерживать инновационный потенциал оптимально посредством общего обмена знаниями в региональных сообществах; 2) инновации встроены в различные социальные отношения, которые предоставляют информацию, описывают поведенческие роли и ожидания, формируют различные правила, практики и рекомендации, которые ускоряют процесс предоставления информации и обмена знаниями; 3) инновации в основном зависят от географической концентрации и близости объектов, которые участвуют в инновационной деятельности.
В этих процессах важную роль играют эффекты региональной кластеризации. Региональные кластеры охватывают различные государственные и частные секторы и образовательные учреждения, которые могут соединяться и дополнять друг друга, а также взаимодействовать с соседними территориями. Тесное сотрудничество или взаимодополняющие отношения приводят к побочным положительным эффектам и синергии.
По сути, региональная инновационная система формирует конкурентную стратегию территории. Большинство устойчивых конкурентных преимуществ глобальной экономики являются локальными и в основном сформированы из специфики отельных регионов, включающих интеграцию таких факторов, как узкоспециализированные технологии или знания, формальные институты и связанные с ними предприятия, клиенты. Поэтому стратегическая взаимосвязь «регион-инновации-конкурентоспособность» базируется в основном на региональных продуктах.
Теория Алмазной модели М. Портера [5] предполагает, что успешное промышленное развитие должно опираться на различные политические и экономические условия на отдельной территории. Для формирования наилучшего взаимодействия отрасли должны создавать кластеры, позволяющие получать взаимоусиливающие эффекты. Развитие государства зависит от производительности кластеров на его территории. С другой стороны, региональные инновационные системы также способны формировать и расширять неконкурентные стратегии (стратегии «голубого океана») интеграции и совместного использования местных ресурсов.
Таким образом, между национальной инновационной системой и региональной инновационной системой можно наблюдать дихотомическую основу, которая называется глокализацией – соединение глобального и локального. Боле того, двойственная роль в развитии инновационной деятельности отводится и самому государству, которое в успешных случаях инновационного развития, во-первых, выступает, как важный институциональный поставщик инновационной деятельности, регулятор и распределитель ресурсов, а, во-вторых, как ключевой инициатор трансформации национальной инновационной системы.
Популярность концепции региональных инновационных систем связана не только с ограниченностью традиционных моделей и политики регионального развития, с появлением множества примеров успешных предпринимательских кластеров по всему миру (например, технопарк «Кампинос» в Бразилии или парк высоких технологий «Бангалор» в Индии), но и благодаря процессам глобализации и диффузии инноваций. Результаты исследований доказывают необходимость учитывать уникальность имеющихся локальных ресурсов, стимулирующих региональный инновационный потенциал и конкурентоспособность отдельной территории. Соответственно региональное развитие происходит в социально-экономической системе у которой локализованы возможности в виде институциональных преимуществ, промышленных структур, знаний и навыков.
Следует также отметить, что до сих пор нет единого и четко сформулированного понятия региональной инновационной системы, что приводит к появлению разных подходов и вариантов интерпретаций результатов исследований [3, с. 58]. Региональные инновационные системы в широком смысле понимаются как набор «функциональных» концепций. В целом, можно выделить определенные признаки региональной инновационной системы: 1) наличие территории с географическими границами; 2) представляет собой открытую социально-экономическую систему, активно взаимодействующую с экзогенными факторами; 3) субъектами управления выступают научно-исследовательские институты и университеты, промышленные предприятия, посреднические и обслуживающие организации и местные органы власти; 4) взаимодействие между различными субъектами инновационной деятельности образуют пространственную инновационную систему; 5) сформированы и постоянно совершенствуются институциональные факторы и механизмы взаимодействия между субъектами инновационной деятельности.
В исследованиях теоретиков и практиков последних лет региональная инновационная система часто рассматривается как инновационная экосистема, представляющая собой концепцию аналогичную экосистеме в природе. Инновационная экосистема относится к предприятиям, учреждениям, отдельным лицам и их внешней среде, связанной с инновациями, которые рассматриваются как экосистема в целом. Это сообщество с полноценной кооперативной системой поддержки инноваций, в котором каждый субъект инноваций, учитывая собственные особенности, осуществляет их совместно с другими с целью создания цепочки добавленной стоимости, и образует взаимозависимую систему и симбиотически развивающиеся сетевые отношения.
Решение вопросов, направленных на состояние и проблемы сбалансированного инновационного развития региона, стали основой для обсуждения и формирования различных управленческих действий. Такие управленческие действия, в первую очередь, должны быть направлены на долгосрочные перспективы роста и развития отдельной территории, соответственно носить стратегический характер. Одними из самых важных и оказывающих долгосрочное влияние являются стратегические управленческие действия, связанные с формирование инновационной стратегии региона.
Можно выделить следующие основные подходы к научному изучению и пониманию сущности инновационной стратегии социально-экономической системы: 1) понимается как результат объединения теоретических наработок в сфере инновационного и стратегического менеджмента; 2) определяется как элемент инновационной деятельности и атрибут ее результативности и эффективности; 3) представляется как форма комплексного долго- и среднесрочного планирования инновационной деятельности; 4) интерпретируется как средство минимизации инновационных рисков. Каждый из этих подходов характеризует определенный аспект инновационной стратегии социально-экономической системы, подчеркивая ее наиболее существенные черты и особенности.
Принципиальным представляется место инновационной стратегии в долгосрочной системе планирования региона. В настоящее время значительная часть исследователей рассматривают ее в качестве одной из конкурентных или функциональных стратегий. Но с позиций системного подхода к развитию социально-экономической системы, на наш взгляд, следует говорить об инновационной стратегии как о базовой стратегии развития. Таким образом, по нашему мнению, инновационная стратегия региона представляет собой основную стратегию качественного роста региональной экономики, определяет общую цель, модель и механизмы развития, приоритеты, роль различных участников в процессе ее реализации.
Наличие дееспособной инновационной стратегии предоставляет региону ряд возможностей: 1) более эффективная деятельность предприятий и формирование синергетического эффекта; 2) формирование эффективной региональной инновационной системы; 3) практическое использование результатов НИОКР, что, в свою очередь, вызывает технико-организационные изменения и соответствующий экономический эффект; 4) рост роли и значения человеческого капитала в инновационном процессе; 5) распространяется венчурный малый бизнес; 6) первостепенное значение приобретают образование, наука и знания как стратегический потенциал, при чем в рассматриваемом контексте важной следует считать роль не общего образования, а именно творческого потенциала и уровня научно-технической и организационно-политической элиты.
В целом, как показывают исследования отечественных авторов и анализ функционирующих нормативно-правовых актов, российские регионы имеют крайне слабо сформированные инновационные стратегии и механизмы их реализации. Более того, у большинства регионов фактически отсутствуют отдельные инновационные стратегии, а развитие инновационной деятельности рассматривается в рамках стратегий социально-экономического развития и других местных законодательных документах.
В.В. Вольчик и др. после анализа шести инновационных стратегий (или их интерпретаций в виде других документов местных органов власти) регионов-лидеров по значению российского регионального инновационного индекса, подчеркивают, что формулировки носят расплывчатый и нечеткий характер, имеет место неопределенное адресное ресурсное обеспечение, детально не проработаны механизмы реализации, не предусмотрены меры для корректировки и ответственности в случае не реализации намеченных целей и пр. [1, с. 25-26].
Исследования Е.Н. Королевой и К.С. Зениной по данным субъектов Приволжского федерального округа показывают, что способ формирования и качество подготовки документов региональными органами власти оказывают значительное влияние на итоговые показатели инновационной деятельности отдельной территории [2]. Авторы подчеркивают необходимость наличия комплекса взаимосвязанные стратегических документов направленных на инновационное развитие региона. На наш взгляд, в этот комплекс обязательно должна входить отдельным документом региональная инновационная стратегия, выступающая генеральным стратегическим планом развития инновационной деятельности.
Нельзя не согласится с А.Ф. Суховей и И.М. Головой, которые подчеркивают, что для более эффективной инновационной политики на уровне государства необходимо понимать состояние и специфику инновационного потенциала каждого региона, причем особенно важным является учет производственного-технологического и социально-экономического состояния территории [8, с. 1314-1315].
Опираясь на наиболее известные и авторитетные данные рейтингов, а именно: 1) Рейтинг инновационного развития субъектов РФ Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИиЭЗ) НИУ «Высшая школа экономики» [6]; 2) Рейтинг инновационных регионов России Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) и Минэкономразвития РФ [7]; 3) Национальный рейтинг научно-технологического развития субъектов РФ Минобрнауки РФ [4], следует выделить очень значительное различие российских регионов в развитии и состоянии инновационной деятельности. Не смотря на различные подходы к расчетам значений рейтингов во всех трех исследованиях к регионам или городам лидерам в 2021-2022 гг. относятся Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Нижегородская, Томская и Новосибирская области. В аутсайдерах – Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.
Заключение
В заключении необходимо отметить, что региональные инновационные системы создают положительные экономические эффекты кластеризации (такие как синергии, роста производительности труда, ускорения инновационного процесса и масштаба производства) и выступают основой для формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы.
Развитие региональной инновационной системы должно проходить в тесной взаимосвязи с современными методами и подходами стратегического управления, результатом которого будет выступать сформированная инновационная стратегия отдельной территории, органично вписанная в другие плановые региональные документы. Очевидно, что у каждого российского региона такая стратегия должна носить индивидуальный характер, иметь достаточно высокий уровень проработки, ясность формулировок и механизмов реализации с четкой фиксацией ответственных за каждый индикатор достижения.