Введение
Положение страны в мировом сообществе определяется потенциалом национальной экономики, который является ключевым элементом, определяющим стратегическое развитие экономики. Национальный потенциал в современном мире понимается как комплексная категория, включающая в себя не только экономические показатели материального производства, но и взаимодействие общества с природой, формирование и развитие человеческих ресурсов. Совокупность национального потенциала, включает в себя множество составляющих таких как экономический, социальный, природно-ресурсный, научный, инновационный, человеческий потенциалы и другое. Россия имеет богатый природно-ресурсный потенциал, который определяет экономику страны в целом и направление её развития. Она экспортирует часть природных запасов за рубеж пополняя бюджет государства. Такую модель развития экономики называют сырьевой, что делает экономику России, зависимой от колебания цен на баррель нефти, а также зависимой от импорта многих инновационных технологий. Исчерпаемый и не возобновляемый запас природных ресурсов, а также необходимость бережного отношения к природе, для сохранения ее для будущих поколений, делают наиболее актуальными задачи технологического развития России. В связи с чем на современном этапе уделяется значительное внимание развитию таких составляющих национальной экономики как научно-технологический, инновационный и человеческий потенциал. Положение России в международном пространстве определяется размерами национальной экономики в сравнении с другими странами. Необходимо отметить, что и политическое влияние страны и ее роль в мировом сообществе, также во многом определяется мощью национального потенциала. Сравнение степени силы и размеров экономик занимаются многие рейтинговые агентства, результаты которых позволяют быстро сопоставить экономики и размеры стран, а также определить направления развития национального потенциала.
Целью данного исследования является оценка размера национального потенциала России в сравнении с другими странами на основе международных рейтингов.
Материалы и методы исследования
Известные международные рейтинги пользуются значительным доверием, т.к. они основаны на данных, собранных из надежных источников и основаны на релевантных статистических методах обработки информации. Методология расчетов рейтинговых индексов основывается как правило на системе статистических методов обработки, включающих моделирование, нормирование, взвешивание, агрегирование показателей, ранжирование, построение временных рядов, расчет темпов роста и темпов прироста. Для расчета интегральных индексов применяются среднее арифметическое или среднее геометрическое с учетом коэффициентов взвешенности, чаще всего агрегированные показатели берут с равными весами [8]. Также широко применяются экспертные методы и опросы представителей бизнеса, власти, населения. Для визуализации данных используются графические методы и инфографика, диаграммы, цветовые информационные панели. Методики постоянно совершенствуются в связи с изменением задач, источников информации, которые могут стать недоступными, неактуальными и нерелевантными для решения постеленных задач, а также с прекращением существования инструментария для расчета показателей.
Сбор информации для рейтингования является одной из наиболее сложных задач и может осуществляться как с официальных, так и с неофициальных источников. В расчеты включаются объективные критерии, одобренные международными экспертами. Источниками информации могут служить национальные статистические службы, сайты национальных органов власти, социальные сети, и официальные сайты, данные как международных организаций, так и национальных министерств, рецензируемые журналы, географические информационные системы (ГИС), опросные листы и анкетные данные и пр. [19].
Для оценки национального потенциала были применены следующие принципы отбора рейтинговых агентств, организаций и представляемых ими рейтингов: авторитетность, глобальная актуальность, достоверность, статистическая адекватность, своевременность, доступность, научная обоснованность, соизмеримость, соразмерность и возможность охвата всех необходимых критериев, а также долговременность существования и стабильность проведения рейтингования [9].
Результаты исследования и их обсуждение
В первую очередь размеры национального потенциала стран определяются размерами ВВП, численностью населения и размерами территорий. Валовый внутренний продукт один из основных показателей, характеризующих экономический потенциал. По данным Международного валютного фонда Россия по уровню номинального ВВП в 2023 г. находится на 11 месте с показателем 1 997,0 млрд долл. США, уступая США, КНР, Германии, Японии, Индии, Великобритании, Франции, Италии, Бразилии, Канаде. По паритету покупательной (далее – ППС) способности данный показатель значительно выше и Россия, по оценке МВФ занимает в 2023 г. 6-е место (таблица 1), что позволяет России входить в 10-ку самых крупных экономик мира. ВВП (ППС) России меньше ВВП Китая почти в 6,4 раза, и ВВП США – в 5,3 раза. Если рассматривать ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, то Россия, по оценкам МВФ, находится в 2023 г. на 60-м месте с показателем 35 401,4 в текущих ценах в международных долларах. По данному показателю в 10-ку лидеров в 2023 г. вошли Люксембург (141,4 тыс. долл.), Ирландия (130,9 тыс. долл.), Сингапур (128,3 тыс. долл.), ОАР Макао (116846,7 долл.), Катар (108569,9 долл.), ОАЭ (92073,9 долл.), Швейцария (89,2 тыс. долл.), Сан-Марино (84,1 тыс. долл.), США (81,6 тыс. долл.), Норвегия (80,1 тыс. долл.), что свидетельствует о достаточно высоком уровне качества жизни населения в данных странах [2].
Общая площадь России составляет 17 098 242 км2, что является внушительным показателем, это почти в 1,8 раза больше, чем площадь территории США. Говоря о Китае и США по разным оценкам, они занимают 3 и 4 место, после Канады. По одним оценкам КНР занимает 3-е место, по другим на 3-е место претендует США. Население России по сравнению с Китаем меньше почти в 9,9 раза и меньше более чем в 2,3 раза населения США. Кроме того, наблюдается отрицательная динамика населения с 2021 г., что связано в первую очередь со смертностью населения в пандемийные годы. Росстатом по низкому и среднему прогнозу планируется уменьшение численности населения России к 2046 г. до 130596,2 тыс. чел. и 138771,3 тыс. чел. соответственно. И лишь по высокому прогнозу планируется рост численности населения до 150872,4 тыс. чел.[4].
По трем основным экономическим показателям Россия входит в 10-ку стран мировых лидеров, что говорить о ее мощи и значимости на мировом рынке игроков.
Таблица 1
Размеры стран по основным показателям: ВВП, численность населения, площадь территории [2; 7; 12]
N |
Страна (лидеры) |
ВВП (ППС), международных долларов, 2023 |
N |
Страна (лидеры) |
Рейтинг стран мира по численности населения, млн чел., 2022 |
N |
Страна (лидеры) |
Рейтинг стран мира по площади территории, тыс. км2, 2023 |
1 |
КНР |
32 931,4 |
1 |
КНР |
1 425, 9 |
1 |
Россия |
17 098 242 |
2 |
США |
27 357,8 |
2 |
Индия |
1 417, 2 |
2 |
Канада |
9 984 670 |
3 |
Индия |
13 342,5 |
3 |
США |
338, 3 |
3 |
КНР |
9 706 961 |
4 |
Япония |
6 507,1 |
4 |
Индонезия |
275, 5 |
4 |
США |
9 629 091 |
5 |
Германия |
5 544,3 |
5 |
Пакистан |
235,8 |
5 |
Бразилия |
8 515 767 |
6 |
Россия |
5 180,1 |
6 |
Нигерия |
218,5 |
6 |
Австралия |
7 692 024 |
7 |
Индонезия |
4 391,4 |
7 |
Бразилия |
215,3 |
7 |
Индия |
3 287 590 |
8 |
Бразилия |
4 085,0 |
8 |
Бангладеш |
171,2 |
8 |
Аргентина |
2 780 400 |
9 |
Великобритания |
3 916,5 |
9 |
Россия |
144,7 |
9 |
Казахстан |
2 724 900 |
10 |
Франция |
3 865,3 |
10 |
Мексика |
127,5 |
10 |
Алжир |
2 381 741 |
Таблица 2
Страны-лидеры по запасам и экспорту нефти по данным ОПЭК [13; 16]
N |
Страны-лидеры по запасам нефти по данным ОПЭК |
2024, млрд баррелей |
Страны-лидеры по экспорту нефти в сутки по данным ОПЭК |
2021, млн баррелей в сутки |
|
1 |
Венесуэла |
303,22 |
1 |
Саудовская Аравия |
6,66 |
2 |
Саудовская Аравия |
267,19 |
2 |
Россия |
4,65 |
3 |
Иран |
208,60 |
3 |
Ирак |
3,43 |
4 |
Канада* |
163,63 |
4 |
США |
3,1 |
5 |
Ирак |
145,02 |
5 |
Канада |
около трех |
6 |
Объединенные Арабские Эмираты |
113,00 |
6 |
ОАЭ |
2,4 |
7 |
Кувейт |
101,50 |
7 |
Нигерия |
1,88 |
8 |
Россия |
80,00 |
8 |
Кувейт |
1,8 |
9 |
США |
55,25 |
9 |
Норвегия |
1,5 |
10 |
Ливия |
48,36 |
10 |
Казахстан |
1,4 |
Природно-ресурсный потенциал России достаточно высок. Запасы природных ископаемых позволяют ей экспортировать минерально-сырьевые ресурсы третьим странам, в то же время ставя под зависимость экономику страны от их стоимости на мировом рынке и конъектуры цен. Россия являлась важным экспортером нефти в страны Европы, но после конфликта с Украиной, она вынуждена искать другие каналы сбыта. Особенности Российских месторождений заключается в том, что они находятся в большей своей степени в Сибири, залегая глубоко в недрах, что делает добычу нефти дорогостоящим технологическим процессом. В то же время ученые отмечают, что многие месторождения еще не освоены, а часть еще не найдена. По оценкам ОПЭК Россия занимает 8-е место по запасам нефти и 2-е по ее экспорту (таблица 2) [16].
Фундаментом национальной экономики и любого социально-экономического развития являются природно-сырьевые ресурсы вне зависимости от смены хозяйственных формаций. Неуклонно растет потребление сырьевых ресурсов в мире, страны, не имеющие их вынуждены приобретать, а страны с богатым запасом ресурсов пополняют свой бюджет и уровень ВВП от добывающих и перерабатывающих отраслей, экспортируя сырье и продукты переработки. Количество видов добываемых минеральных ресурсов по странам отличается. Россия лидирует в этой сфере, она добывает 48 видов минерального сырья, далее следуют Китай (47 видов), США (41 вид), Австралия и Бразилия (40 видов), Индия (36 видов), ЮАР (35видов), Канада (34 видов) [10].
По данным исследования Семина А.Н., Третьякова А.П., Даниловой К.А. Россия является богатейшей страной по запасам и добыче ключевых для социально-экономического развития минеральных ресурсов и входит в 10-ку лидеров. В работе авторов оценивались объемы добычи и запаса 26 основных видов минерального сырья, среди которых нефть, газ, угль, золото, серебро, алмазы и пр. Также лидерами по запасам и добыче данных минеральных ресурсов в совокупности по объему являются КНР, Австралия, США и Канада, Индия, ЮАР, Бразилия. Страны лидеры по размерам территории, являются также лидерами по запасам и добыче минерально-сырьевых ресурсов, что вполне закономерно [10]. Нужно отметить, что такие страны как КНР, США, Индия, Россия, Бразилия входят в 10-ку лидеров по уровню ВВП (ППС), что свидетельствует о большом влиянии уровня запаса и добычи минерально-сырьевых ресурсов на размер и мощь экономики страны.
Экономический и человеческий потенциал влияют друг на друга и обуславливают свое развитие. Экономический потенциал оказывает влияние на развитие духовной культуры, материальный продукт становится достоянием всего человечества [5]. На современном этапе все большее внимание уделяется развитию человеческого капитала. Для его оценки используется Индекс человеческого развития (ИЧР), который рассчитывается экспертами Программы развития ООН. Базовой идей Программы является концепция развития человеческого потенциала, а не рассмотрение человека как движущей силы экономического развития. Ключевыми принципами Программы является уважение прав человека в его выборе и самоопределении, устойчивое развитие и социальная справедливость. При расчете ИЧР используются не только экономические показатели, но данные по социальной сфере и сфере образования, которые легко верифицировать. По сути ИЧР оценивает качество и уровень жизни человека и включает в себя три группы индексов: Индекс ожидаемой продолжительности жизни (ИОПЖ), Индекс образования (ИО) и Индекс национального дохода (ИНД). В дальнейшем с целью учета неравенства развития человека внутри каждой страны ИЧР был дополнен еще рядом индексов: «Индекс человеческого развития, скорректированный с учётом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ)»[6]. В зависимости от уровня ИЧР страны были разбиты на 4 группы: с очень высоким показателем от 1 по 0,9, с высоким показателем от 0,8 до 0,9, со средним показателем от 0,5 до 0,8, с низким показателем менее 0,5, где 1 – это самое высокое значение человеческого развития [6].
Россия имеет высокий уровень ИЧР, по результатам исследования 2023-2024 г. этот показатель составил 0,821, что обеспечивает 56 позицию из 193 возможных. Необходимо отметить, что наблюдается положительная динамика данного показателя со значения 0,741 (1990 г.) до значения 0,821 (2022 г.), что в целом свидетельствует о хорошем результате. Самый большой уровень этого значения был зафиксирован в 2019 г. на отметке 0,839 (рисунок). В 10-ку лидеров стран по результатам исследования 2023-2024 г. по уровню ИЧР вошли Швейцария, Норвегия, Исландия, Гонконг, Китай (САР), Дания, Швеция, Германия, Ирландия, Сингапур, Австралия [18].
В результатах исследования Международной бизнес-школы INSEAD, проводившей расчет Индекса инноваций, также отмечается, что Россия имеет высокое значение по уровню «человеческого развития и исследований». Развитие человеческого потенциала обуславливает развитие инновационного потенциала и оказывает на него непосредственное влияние. Инновационный потенциал также определяется наличием имеющихся ресурсов в стране, и инфраструктурным обеспечением для его развития. Он обеспечивает эффективность экономики за счет привлечения новых ресурсов в производственные отрасли и сферу услуг. Во многом инновационный потенциал определяет экономические возможности страны к устойчивому развитию, переходу на более качественный уровень развития и лидерству в мировом пространстве. Важным аспектом реализации инновационного потенциала является восприятие социально-экономической системы инноваций [3].
Индекс человеческого развития России за период с 1990 по 2022 г. [18]
Поэтому для оценки Индекса инноваций (Global Innovation Index), которую проводит Международная бизнес-школа INSEAD при поддержке Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization) осуществляется оценка не только инноваций, но и инфраструктурных возможностей. Индекс рассчитывается для 132 стран и включает в себя 81 показатель, которые характеризуют инновации не только в узком смысле, но и в широком. Показатели разделены на 2 большие группы: это непосредственно сами ресурсы и условия для реализации инноваций, включающие пять направлений, такие как «институты», «человеческий капитал и исследования», «инфраструктура», «уровень развития внутреннего рынка», «уровень развития бизнеса» и результаты от использования инноваций, включающие два направления, такие как «результаты творческой деятельности», «результаты развития технологий и экономики знаний» [17]. Каждое направление включает три подраздела, которые в свою очередь формируются из параметров от двух до пяти. Россия в данном рейтинге заняла 51 место из 132 возможных в 2023 г.
Наихудший уровень в расчете Индекса инноваций принадлежит направлению «институты» (110 место). Из блока «институты» к наиболее слабым параметрам отнесены: «операционная стабильность предприятий» (124 позиция), «качество регулирования» (101 место), «верховенство закона» (114 место). По мнению предпринимателей параметр «политика и культура предпринимательства» также является слабой стороной предпринимательской деятельности в России (71 место) [17].
Направление «инфраструктура» тоже имеет не самый высокий уровень (72 место), наиболее слабыми параметрами в этом направлении являются «экологическая устойчивость» (111 место), «ВВП на единицу потребления энергии» (120 место), «ISO 14001 Окружающая среда/млрд долл. ВВП по ППС» (110 место). В то же время в этом направлении наиболее сильными параметрами являются «использование ИКТ» (32 место) и «выработка электроэнергии, ГВтч/млн чел.» (19 место) [17].
В 10-ку лидеров по Индексу инноваций вошли: Швейцария, Швеция, США, Великобритания, Сингапур, Финляндия, Нидерланды, Германия, Дания, Республика Корея.
Направление «Человеческий капитал и исследования» в этом рейтинге занимают самую высокую позицию для России (26 место) [17], что свидетельствует о положительном влиянии данного направления в целом на инновационный потенциал страны.
Заключение
В условиях санкций и вооруженных конфликтов снова становятся актуальными задачи усиления значимости национальной экономики, суверенитета, самообеспечения, национальной безопасности. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что Россия имеет достаточно высокий национальный потенциал, но в то же время по отдельным составляющим она уступает передовым державам, что позволяет уже сегодня определить вектор дальнейшего развития и предпринять соответствующие стратегические шаги. По уровню ВВП Россия входит в 10-ку купных экономик мира, но по уровню ВВП на душу населения еще отстает от крупных развитых стран. В.В. Путин поставил перед Правительством амбициозную задачу – стать 4-ой экономикой в мире. Для этого у России есть все возможности. В частности, богатый природный потенциал позволяет рассматривать минерально-сырьевые ресурсы как базу для устойчивого развития страны. Россия входит в 10-ку лидеров по добыче и экспорту минерально-сырьевых ресурсов, в т.ч. топливно-энергетических. Появляется новая тенденции формирования минерально-сырьевой экономической модели, ориентированной не на бесконтрольное потребление, а на умеренное потребление минеральных благ для сохранения их для будущих поколений, что требует пересмотра и корректировки стратегических задач. Необходимо усиливать производственный потенциал за счет строительства заводов по переработке минерального сырья и экспорта готовой продукции, а также внедрять возобновляемые источники энергии.
Богатство природных ресурсов определяется территорией России, которая является самой большой в мире. Но по численности населения Россия значительно уступает КНР, Индии, США, Индонезии, Пакистану. Кроме того, несмотря, на поддержку семей и выплату материнского капитала наблюдается уменьшение численности населения и даже прогнозируется его снижение, что не может вызывать определенные опасения. Кроме того, Росстат отмечает, что недостаточно населения в возрасте 20-30 лет. Данная проблема усугубляется формированием у этого поколения жизненного сценария бездетной семьи, появлением феномена «чайлдфри». Как отмечает Большунова Т.В., изменение семейных ценностей происходит в результате «дезорганизации морально-нравственного регулирования, децентрализации личности, утраты гендерной идентичности, институционализации девиации в сфере сексуального поведения» [1]. В этом смысле необходимо формирование новой идеологии семьи, повышение ее статуса, формирование социально одобряемой концепции многодетности, которые должны стать приоритетной задачей Правительства. Рост рождаемости и формирование крепкой многодетной семьи требует создание благоприятных экономических условий. Всемерное повышение качества и уровня жизни населения также будет способствовать росту рождаемости. Хотя в целом по Индексу человеческого развития Россия входит в группу стран с высоким уровнем ИЧР, но это лишь 56 позиция в рейтинге и наблюдается отставание от стран с очень высоким уровнем ИЧР. Для повышения уровня человеческого развития необходимо создавать действенные программы социальной защиты, повышать уровень здравоохранения и образования. Формирование «достойного» уровня жизни позволит воспроизвести «креативно-интеллектуальную форму человеческого капитала как фактора обеспечения технологического и в целом экономического суверенитета страны при сохранности природного потенциала» [14]. Финансовые вложения в развитие человеческого капитала должны осуществляться не только государством через систему образования, здравоохранения и социальной поддержки, но и со стороны бизнеса через систему социальной ответственности, что позволит найти баланс интересов бизнеса, наемного работника и государства [11].
В период повышения напряженности в мире, увеличивающегося количества санкций, необходимости импортозамещения, развитие инновационной и предпринимательской активности выходят на первый план. Повышение санкционного давления, с другой стороны, порождают экономические стимулы для национального экономического роста, необходимость пересмотра стратегий и ориентации их на наукоемкие и инновационные отрасли. Создание условий для инвестиций в наукоёмкие и инновационные отрасли невозможно без результативной государственной поддержки, что позволит обеспечить технологическую независимость страны [15]. Для формирования устойчивой инновационной активности требуется в первую очередь создать благоприятную институциональную среду, которая в России оценивается многие годы как неблагоприятная. В частности, необходимо повышение качества государственного регулирования, верховенства закона и условий ведения бизнеса. Требуется пересмотр и формирование простого, понятного, непротиворечивого правового поля для инновационно-предпринимательской деятельности, основанной на честной конкуренции без коррупционной составляющей. Инфраструктурное обеспечение инновационно-предпринимательской деятельности служит залогов ее производительности. В этой сфере требуется создание эффективной логистики, рост ВВП на единицу потребления энергии, повышение экологической устойчивости и, в частности, соблюдение стандарта ISO 14001, фокусирующегося на экологичном менеджменте и сокращении вредного воздействия на окружающую среду.