Введение
В настоящее одним из ключевых инструментов налоговой цифровизации является налоговый мониторинг. Элементы налогового мониторинга применялись в 2012 году в рамках соглашения о расширенном информационном взаимодействии между Федеральной налоговой службой Российской Федерации и компаниями «Русгидро», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Мобильные ТелеСистемы»[1]. Положительный опыт взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, в рамках соглашения позволил законодательным органам в 2014 году дополнить Налоговый кодекс РФ главами 14.7 и 14.8, регулирующими налоговый мониторинг.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию налогового мониторинга как инструмента налоговой цифровизации.
Материал и методы исследования
Теоретической основой исследования послужили публикации отечественных ученых, посвященные вопросам развития налогового мониторинга, а также публикации в периодических изданиях. При проведении исследования использовался метод системного подхода.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время цифровизация в разной степени затронула все отрасли экономики. Это проявляется в развитии разнообразных способов получения, обработки и использования информации. На данный момент нельзя сказать, что Российская Федерация полностью перешла на цифровое пространство. Тем не менее – это уже нашло отражение в налоговой сфере, появились новые принципы сбора сведений, создана благоприятная правовая среда для перехода на отчетность в электронном виде. Цифровизация позволила автоматизировать процессы налогового контроля достигнуть его эффективности [2]. К сожалению, цифровизация и автоматизация процессов имеет, и свои недостатки, к которым можно отнести концентрацию налоговой информации на разных уровнях налоговых инспекций, приводящую к несогласованности информации, необходимость преобразования информации при использовании разных баз данных, субъективность идентификации [3] и оценка налоговых рисков, недостаточная прозрачность учетного процесса.
Ключевой задачей интеграции систем ФНС и налогоплательщика является осуществление контроля с помощью программных инрефейсов в автоматизированном режиме и обеспечение уверенности у плательщика в том, что все его данные проверены и соответствуют требованиям законодательства.
В 2020 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена концепция «Об утверждении концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» [4].
Мотивацией перехода на налоговый мониторинг [5] является то, что на период проведения мониторинга налогоплательщик освобождается от налоговых проверок. Благодаря данному способу информационного взаимодействия, ФНС хочет сделать некий drill down, то есть углубление в данные, от показателей декларации до первичного документа, посмотреть сам документ и при необходимости сформировать запрос о представлении комментариев, либо представлении дополнительных документов [6,7].
В рамках налогового мониторинга налогоплательщик предоставляет информацию о внутренних процессах организации, совершаемых операциях, налоговых рисках [8]. Количество организаций, перешедших на налоговый мониторинг представлено на рисунке.
Представители крупного бизнеса отметили преимущества [9] налогового мониторинга в виде предсказуемости налоговой нагрузки, гарантии оперативной коммуникации с налоговым органом и получения качественной обратной связи при возникновении вопросов по исчислению налогов и сборов в формате мотивированного мнения.
Количество организаций, перешедших на налоговый мониторинг, ед. [10]
В 2024 году к налоговому мониторингу присоединились представители среднего бизнеса, участники Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), крупнейшие налогоплательщики. Среди новых участников налогового мониторинга преобладают представители нефтегазовой, энергетической, пищевой, металлургической и строительной отрасли.
Тенденция роста количества организаций, применяющих налоговый мониторинг, связана с изменением суммовых критериев вступления в налоговый мониторинг: сумма уплаченных налогов – не менее 80 млн руб.; общая сумма дохода – не менее 800 млн руб.; совокупная стоимость активов – не менее 800 млн руб.
Изменение суммовых критериев является оправданным и востребованным шагом, поскольку оно дает компаниям меньшего масштаба деятельности воспользоваться преимуществами режима наравне с крупнейшими налогоплательщиками.
Инициатива, придающая импульс развитию налогового мониторинга – это интеграция информационных систем компаний с системой налоговых органов АИС «Налог-3, позволяющая автоматизировать взаимодействие, риски снижаются и ФНС России может продолжить применять «клиентский» подход.
Для участников СЗПК предусмотрен упрощенный порядок перехода на налоговый мониторинг. В частности, отменены пороговые критерии для вступления в налоговый мониторинг, а сам переход является обязательным. В настоящее время к налоговому мониторингу присоединились 12 участников СЗПК.
В случае заинтересованности в участии в налоговом мониторинге резидентов: территорий опережающего развития в РФЮ, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, особых экономических зон РФ. К участникам промышленного сектора (для них данный режим не является обязательным), требования по объему суммы налогов, доходов и активов, к ним не применяются.
На сегодняшний день в 53 ОЭЗ, созданных в 44 регионах, зарегистрировано более 1200 резидентов.
Участники налогового мониторинга интегрируют информацию с АИС «Налог-3» через электронные сервисы: первый передает информацию о полученных налогоплательщиком мерах государственной поддержки (субсидии и гранты), которые влияют на деятельность компании в отчетном периоде; второй получает информацию от налогоплательщика о макроэкономических факторах, которые включают санкционные ограничения и влияют на его деятельность в отчетном периоде; третий направляет сведения об инвестиционных проектах. Во всех сервисах инициатором передачи информация через специализированный API является налогоплательщик. В настоящее время доступно для тестирования более 50 электронных сервисов.
АО «ГВИНЦ» совместно с компанией «1С» разработали электронный сервис, который обеспечивает прямое подключение информационной системы участника налогового мониторинга на платформе «1С: Предприятие 8» с АИС «Налог-3». Преимуществом использования данного сервиса является готовое программное обеспечение для интеграции, минимизация временных и финансовых затрат, реализованные сценарии электронного взаимодействия, удобный и понятный интерфейс.
С целью развития информационного взаимодействия налоговых органов был разработан Цифровой Налоговый кодекс, представляющий единую цифровую методологическую модель. Для ее формирования утверждены следующие справочники: контролей (этапов контролей); регистров; статей НК РФ для проведения мониторинга, которые в дальнейшем будут использоваться в прикладной подсистеме «налоговый мониторинг» АИС «Налог-3» и в информационных системах налогоплательщиков [11].
Преимуществами применения налогового мониторинга является открытое сотрудничество между налогоплательщиками и налоговыми органами; автоматическая отправка данных бухгалтерского и налогового учёта; отказ от традиционных форм налогового контроля; уточнение в добровольном порядке налоговых обязательств по результатам мероприятий налогового контроля и получения мнения [12].
В налоговом мониторинге перспективным направлением является применение искусственного интеллекта с точки зрения замены экспертизы. В условиях цифровизации, экономически развитые страны рассматривают искусственный интеллект как важнейшую стратегию повышения национальной конкурентоспособности и обеспечение национальной безопасности, а также как новый эффективный инструмент для решения важных задач [13, 14].
Это может быть формирование методологической позиции по различным вопросам, а также прогнозирование разных экономических моделей и налоговых поступлений. Вопросы практического применения технологий искусственного интеллекта являются приоритетным направлением [14] национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». В этой связи необходимо внедрять в свои процессы налогового помощника на базе искусственного интеллекта. Задача данного помощника будет направлена улучшение процесса подготовки налоговых позиций, в частности: помощник анализирует информацию на основе законодательных баз данных и внутренних документов налогоплательщика и готовит ответ со ссылками на документы-источники. На основе подготовленного ответа компании формируют финальную позицию. Внедрение налогового помощника будет способствовать сокращению сроков подготовки налоговых позиций и повышению их качества.
Заключение
Проведенное исследование показало, что к положительным эффектам от перехода на налоговый мониторинг можно отнести: сокращение количества проверок, данные для проведения проверки размещаются в системе, автоматизированный процесс проведения, сокращение запрашиваемых документов, сокращение трудозатрат на подбор и предоставление документов через интеграцию с АИС Налог-3, мотивированное мнение в период проведения мониторинга, сокращение периода закрытия риска, сокращение риска «человеческого фактора, развитие службы внутреннего контроля. Таким образом, внедрение IT-технологий и искусственного интеллекта в процесс контрольных мероприятий налоговых органов будет способствовать совершенствованию их контрольной и фискальной функций [15].