Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

TAX MONITORING AS A TOOL FOR TAX DIGITALIZATION

Morozova G.V. 1
1 National Research Mordovia State University
In the context of digitalization, the use of digital technologies in the control activities of tax authorities is very relevant. Recently, business representatives have given preference to expanded information interaction with tax authorities. This interaction makes it possible to ensure predictability and predictability of the tax burden, speed up the closure of the tax period and reduce the volume of requested documents. The purpose of the study is to develop practical recommendations for improving tax monitoring as a tool for tax digitalization. When conducting the study, the systematic approach method was used. The article concludes that the introduction of a tax assistant based on artificial intelligence into tax processes will reduce the time required to prepare tax positions and improve their quality. The effectiveness of the digital tools used will serve as the basis for the digital concept of interaction between taxpayers and tax authorities. The results obtained can be used by domestic tax authorities when conducting tax monitoring.
tax monitoring
interfaces
digitalization
artificial intelligence
tax assistant
digital tax code

Введение

В настоящее одним из ключевых инструментов налоговой цифровизации является налоговый мониторинг. Элементы налогового мониторинга применялись в 2012 году в рамках соглашения о расширенном информационном взаимодействии между Федеральной налоговой службой Российской Федерации и компаниями «Русгидро», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Мобильные ТелеСистемы»[1]. Положительный опыт взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, в рамках соглашения позволил законодательным органам в 2014 году дополнить Налоговый кодекс РФ главами 14.7 и 14.8, регулирующими налоговый мониторинг.

Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию налогового мониторинга как инструмента налоговой цифровизации.

Материал и методы исследования

Теоретической основой исследования послужили публикации отечественных ученых, посвященные вопросам развития налогового мониторинга, а также публикации в периодических изданиях. При проведении исследования использовался метод системного подхода.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время цифровизация в разной степени затронула все отрасли экономики. Это проявляется в развитии разнообразных способов получения, обработки и использования информации. На данный момент нельзя сказать, что Российская Федерация полностью перешла на цифровое пространство. Тем не менее – это уже нашло отражение в налоговой сфере, появились новые принципы сбора сведений, создана благоприятная правовая среда для перехода на отчетность в электронном виде. Цифровизация позволила автоматизировать процессы налогового контроля достигнуть его эффективности [2]. К сожалению, цифровизация и автоматизация процессов имеет, и свои недостатки, к которым можно отнести концентрацию налоговой информации на разных уровнях налоговых инспекций, приводящую к несогласованности информации, необходимость преобразования информации при использовании разных баз данных, субъективность идентификации [3] и оценка налоговых рисков, недостаточная прозрачность учетного процесса.

Ключевой задачей интеграции систем ФНС и налогоплательщика является осуществление контроля с помощью программных инрефейсов в автоматизированном режиме и обеспечение уверенности у плательщика в том, что все его данные проверены и соответствуют требованиям законодательства.

В 2020 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена концепция «Об утверждении концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» [4].

Мотивацией перехода на налоговый мониторинг [5] является то, что на период проведения мониторинга налогоплательщик освобождается от налоговых проверок. Благодаря данному способу информационного взаимодействия, ФНС хочет сделать некий drill down, то есть углубление в данные, от показателей декларации до первичного документа, посмотреть сам документ и при необходимости сформировать запрос о представлении комментариев, либо представлении дополнительных документов [6,7].

В рамках налогового мониторинга налогоплательщик предоставляет информацию о внутренних процессах организации, совершаемых операциях, налоговых рисках [8]. Количество организаций, перешедших на налоговый мониторинг представлено на рисунке.

Представители крупного бизнеса отметили преимущества [9] налогового мониторинга в виде предсказуемости налоговой нагрузки, гарантии оперативной коммуникации с налоговым органом и получения качественной обратной связи при возникновении вопросов по исчислению налогов и сборов в формате мотивированного мнения.

missing image file

Количество организаций, перешедших на налоговый мониторинг, ед. [10]

В 2024 году к налоговому мониторингу присоединились представители среднего бизнеса, участники Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), крупнейшие налогоплательщики. Среди новых участников налогового мониторинга преобладают представители нефтегазовой, энергетической, пищевой, металлургической и строительной отрасли.

Тенденция роста количества организаций, применяющих налоговый мониторинг, связана с изменением суммовых критериев вступления в налоговый мониторинг: сумма уплаченных налогов – не менее 80 млн руб.; общая сумма дохода – не менее 800 млн руб.; совокупная стоимость активов – не менее 800 млн руб.

Изменение суммовых критериев является оправданным и востребованным шагом, поскольку оно дает компаниям меньшего масштаба деятельности воспользоваться преимуществами режима наравне с крупнейшими налогоплательщиками.

Инициатива, придающая импульс развитию налогового мониторинга – это интеграция информационных систем компаний с системой налоговых органов АИС «Налог-3, позволяющая автоматизировать взаимодействие, риски снижаются и ФНС России может продолжить применять «клиентский» подход.

Для участников СЗПК предусмотрен упрощенный порядок перехода на налоговый мониторинг. В частности, отменены пороговые критерии для вступления в налоговый мониторинг, а сам переход является обязательным. В настоящее время к налоговому мониторингу присоединились 12 участников СЗПК.

В случае заинтересованности в участии в налоговом мониторинге резидентов: территорий опережающего развития в РФЮ, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, особых экономических зон РФ. К участникам промышленного сектора (для них данный режим не является обязательным), требования по объему суммы налогов, доходов и активов, к ним не применяются.

На сегодняшний день в 53 ОЭЗ, созданных в 44 регионах, зарегистрировано более 1200 резидентов.

Участники налогового мониторинга интегрируют информацию с АИС «Налог-3» через электронные сервисы: первый передает информацию о полученных налогоплательщиком мерах государственной поддержки (субсидии и гранты), которые влияют на деятельность компании в отчетном периоде; второй получает информацию от налогоплательщика о макроэкономических факторах, которые включают санкционные ограничения и влияют на его деятельность в отчетном периоде; третий направляет сведения об инвестиционных проектах. Во всех сервисах инициатором передачи информация через специализированный API является налогоплательщик. В настоящее время доступно для тестирования более 50 электронных сервисов.

АО «ГВИНЦ» совместно с компанией «1С» разработали электронный сервис, который обеспечивает прямое подключение информационной системы участника налогового мониторинга на платформе «1С: Предприятие 8» с АИС «Налог-3». Преимуществом использования данного сервиса является готовое программное обеспечение для интеграции, минимизация временных и финансовых затрат, реализованные сценарии электронного взаимодействия, удобный и понятный интерфейс.

С целью развития информационного взаимодействия налоговых органов был разработан Цифровой Налоговый кодекс, представляющий единую цифровую методологическую модель. Для ее формирования утверждены следующие справочники: контролей (этапов контролей); регистров; статей НК РФ для проведения мониторинга, которые в дальнейшем будут использоваться в прикладной подсистеме «налоговый мониторинг» АИС «Налог-3» и в информационных системах налогоплательщиков [11].

Преимуществами применения налогового мониторинга является открытое сотрудничество между налогоплательщиками и налоговыми органами; автоматическая отправка данных бухгалтерского и налогового учёта; отказ от традиционных форм налогового контроля; уточнение в добровольном порядке налоговых обязательств по результатам мероприятий налогового контроля и получения мнения [12].

В налоговом мониторинге перспективным направлением является применение искусственного интеллекта с точки зрения замены экспертизы. В условиях цифровизации, экономически развитые страны рассматривают искусственный интеллект как важнейшую стратегию повышения национальной конкурентоспособности и обеспечение национальной безопасности, а также как новый эффективный инструмент для решения важных задач [13, 14].

Это может быть формирование методологической позиции по различным вопросам, а также прогнозирование разных экономических моделей и налоговых поступлений. Вопросы практического применения технологий искусственного интеллекта являются приоритетным направлением [14] национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». В этой связи необходимо внедрять в свои процессы налогового помощника на базе искусственного интеллекта. Задача данного помощника будет направлена улучшение процесса подготовки налоговых позиций, в частности: помощник анализирует информацию на основе законодательных баз данных и внутренних документов налогоплательщика и готовит ответ со ссылками на документы-источники. На основе подготовленного ответа компании формируют финальную позицию. Внедрение налогового помощника будет способствовать сокращению сроков подготовки налоговых позиций и повышению их качества.

Заключение

Проведенное исследование показало, что к положительным эффектам от перехода на налоговый мониторинг можно отнести: сокращение количества проверок, данные для проведения проверки размещаются в системе, автоматизированный процесс проведения, сокращение запрашиваемых документов, сокращение трудозатрат на подбор и предоставление документов через интеграцию с АИС Налог-3, мотивированное мнение в период проведения мониторинга, сокращение периода закрытия риска, сокращение риска «человеческого фактора, развитие службы внутреннего контроля. Таким образом, внедрение IT-технологий и искусственного интеллекта в процесс контрольных мероприятий налоговых органов будет способствовать совершенствованию их контрольной и фискальной функций [15].