Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ECONOMICS OF INTERNATIONAL CLUSTER: INVESTMENTS

Kosova Yu.A. 1 Protsenko V.A. 2 Yumshanov M.V. 3
1 Russian State University of Justice
2 International Company LLC “SDEK-Global”
3 BCS World of Investments
1024 KB
The article reveals the problem of disputed territories and the possibilities for observing the interests of several parties, both government bodies of various levels of national states and the business community, regardless of the size of the business. The study uses an example between the People’s Republic of China and the Russian Federation on the development of the Bolshoy Ussuriysky Island, which is divided into western (jurisdiction of the PRC) and eastern (jurisdiction of the Russian Federation) territories. The first part of the series of studies presents material on investment strategy issues. It is proposed to combine scenario forecasting and investment strategy. As an implementation mechanism, it is convenient to use developments in the field of public-private partnership. The choice is justified by the steps already taken by the government bodies of Khabarovsk Krai, which administratively and territorially includes Bolshoy Ussuriysky Island and the Standing Committees of the People’s Representative Congresses of Heilongjiang and Guangdong Provinces. They signed an agreement on cooperation between the two regions in the trade and economic, scientific and technical and socio-cultural fields. The authors of the article identified the most relevant trends in the development of socio-economic activity in the territory under consideration, which are relevant for the entire world space, and therefore can be applied to other research objects. Among them are the construction and operation of industrial facilities, the processing of natural resources and the creation of infrastructure facilities for renewable energy sources, innovative technologies and the construction and operation of logistics and transport facilities. Receiving profit from invested investments is long-term, so the most popular project from the point of view of citizens of both China and Russia may be a tourism eco-sports innovation cluster, with elements of educational services. Issues of protecting investment investments can be regulated taking into account not only international legislation, but also national legislation of both China and the Russian Federation.
disputed territories
public-private partnership
risks
investment strategies
investor protection
clusters

Введение

Развитие территории зависит от многих факторов: политических, экономических, технологических и социальных. Особенно внимательно необходимо оценивать их воздействие, если вопрос касается локаций, где сталкиваются интересы нескольких государств. Эти проблемы возникли не одномоментно, спорных территорий по всему миру насчитывается около 200 [1], что подчеркивает актуальность предложенного исследования. Вышеназванные факторы в дальнейшем можем перевести в плоскость оценки, путем выделения рисков, при разработке инвестиционных проектов.

На спорных территориях урегулирование интересов национальных государств возможно применением механизма создания инфраструктурных объектов. Ничто так не связывает различные точки зрения как взаимные финансовые вложения. Для них используется государственно-частное партнерство. Приведем пример Большого Уссурийского острова, где с 2013 года идут дискуссии между Россией и Китаем. Они не оформлены никакими совместными проектами, поэтому предложенные материалы имеют не только дискуссионный, но и концептуально прогнозный характер.

Цель исследования – проанализировать усилия стран с различной политической и социально-экономической моделью. Особенностью является историческая ретроспектива. И Китайская Народная Республика (КНР) и Российская Федерация (РФ) в 20 веке после Первой Мировой Войны существенно изменили свое политическое устройство и социально-экономическую его основу, используя парадигму плановой экономики. И если КНР поступательно внедряет рыночные механизмы и использует модель «одна страна – две системы», то РФ перешла на «рыночную модель», однако обширность территорий, диктует необходимость внедрения индикативного планирования по образцу Четвертой Республики, при этом административно-территориальное устройство базируется на модели Федеративной Республики Германия (ФРГ).

В условиях глобализации и мировых кризисов стратегии инвестирования ранжируются от консервативных до агрессивных. Культурные особенности восточно евразийских стран накладывают свой отпечаток. Как же могут быть выстроены проекты с учетом взаимовыгодных интересов государства и частных инвесторов и как защитить их в долгосрочном периоде, так как сроки окупаемости объектов государственно-частного партнерства могут не ограничиваться одним поколением.

Пессимистичный прогноз может быть использован при консервативной стратегии инвестирования, при которой внимание сосредоточено на проектах с низким риском, таких как аренда недвижимости или развитие инфраструктуры.

Нейтральный прогноз может быть использован при умеренной стратегии инвестирования, при которой внимание уделяется сбалансированному портфелю, включающему как низкорисковые, так и более рискованные, но потенциально доходные проекты.

Оптимистичный прогноз может быть использован при агрессивной стратегии инвестирования, при которой реализуется фокус на высокодоходных, но более рискованных возможностях, например, в сфере инноваций или экспортоориентированного производства.

Материал и методы исследования

В исследовании используется сравнительный страновой анализ, статистический корреляционно-регрессионный анализ базы данных официальных источников органов государственной власти, матричный анализ, экспертные оценки, методики бенчмаркинга. В исследовании используются публикации отечественных и зарубежных ученых в научных изданиях, ресурсах Internet; аналитические публикации полнотекстовых баз данных.

Результаты исследования и их обсуждения

Большой Уссурийский остров расположен в Хабаровском крае. Хабаровск, его административный центр, виден с острова. Хабаровский край один из привлекательных объектов для инвестиций на Дальнем Востоке России. Он граничит с Китаем и Японией, что делает его стратегическим регионом с точки зрения международной торговли и логистики. Ключевые отрасли промышленности включают машиностроение, металлургию, химическую промышленность, деревообработку и энергетику. Регион богат лесными, минеральными и водными ресурсами, включая нефть, газ, золото, уголь и древесину. Развитая транспортная система, включает морские, речные, железнодорожные и автомобильные пути, новые проекты по строительству автомобильной магистрали от Санкт-Петербурга до Владивостока встроят Хабаровский край в общую обновленную логистическую систему страны и сделает Хабаровск новым хабом на Дальнем Востоке.

Хабаровский край является одним из ведущих центров машиностроения, он специализируется на производстве оборудования для нефтегазовой, горнодобывающей и лесной промышленности. Регион располагает крупными металлургическими предприятиями, производящими сталь, чугун и цветные металлы. Продукция экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Химические предприятия Хабаровского края специализируются на производстве удобрений, пластмасс, лакокрасочной продукции и других химических товаров. Хабаровский край обладает значительным потенциалом в области сельского хозяйства. В регионе выращивают зерновые культур, овощи, а также разводят крупный рогатый скот, занимаются птицеводством. Регион богат лесными ресурсами, в том числе ценными породами древесины, такими как кедр и ясень. Лесозаготовка и деревообработка являются важными отраслями экономики Хабаровского края. Хабаровский край располагает значительными запасами полезных ископаемых, включая уголь, нефть, газ, золото, серебро и другие ценные ресурсы. Добыча и переработка этих ресурсов – важная часть промышленности региона. Регион обладает богатыми водными ресурсами, в том числе крупными реками, такими как Амур и Уссури, которые используются для судоходства, рыболовства и гидроэнергетики [2].

Были выявлены некоторые тренды, в рамках которых возможно успешное партнерство на территории Большого Уссурийского острова. К ним можно отнести направления, которые наглядно представлены на рисунке 1.

missing image file

Рис. 1. Направления инвестиционного развития Большого Уссурийского острова

missing image file

Рис. 2. Перспективные тренды развития Большого Уссурийского острова

Оценка и перспективы развития территории острова Большой Уссурийский

Направления

Оценка

Перспективы

Примечание

Транспортные коммуникации

инфраструктура острова ограничена, а также

возможности для развития речного транспорта

взаимосвязь с соседними регионами и Китаем через речные пути или автомобильные мосты

Энергетическая инфраструктура

отсутствие надежности энергетической инфраструктуры

планирование доступности электросетей, генерирующих мощность, и других энергетических ресурсов

Гидроэлектростанция, биотопливо

Жилищно-

коммунальное хозяйство

Технически устаревшее водоснабжение, канализация, системы утилизации отходов

развитие экологической перерабатываемой системы жилищно-коммунального хозяйства

 

Наиболее потенциально реализуемые проекты возможны:

- по строительству ветряных электростанций, направленных на увеличение доли возобновляемых источников энергии в регионе;

- по созданию современных фармацевтических производств, ориентированных на выпуск востребованных лекарственных препаратов;

- по рыболовству и аквакультуре (развитие глубокой переработки, создание рыбоперерабатывающих кластеров);

- по лесопереработке и созданию современных деревообрабатывающих производств, развитие лесохимии, производство целлюлозно-бумажной продукции;

- по развитию туристической инфраструктуры, организации особых туристических зон.

Основные направления инвестиций на Уссурийском острове могут включать в себя развитие туристического и рекреационного комплекса, инфраструктурных проектов, развитие сельского хозяйства и рыболовства, а также создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Данные проекты предлагаются с учетом выявленных перспективных трендов инвестиционной привлекательности острова (рис. 2).

При оценке привлекательности проекта будут учтены следующие риски:

Политический – изменения в законодательстве, экономической политике, геополитические факторы. Меры по управлению – тщательный мониторинг ситуации, диверсификация;

Экономический – колебания курсов валют, уровня инфляции, спроса на продукцию. Меры по управлению – хеджирование, управление денежными потоками, гибкость в производстве;

Технологический – перебои в поставках, технические неполадки, кадровые проблемы. Меры по управлению – тщательное планирование, надежные поставщики, обучение персонала;

Экологический – Природные катастрофы, изменение климата, загрязнение окружающей среды, паводки. Меры по управлению – внедрение практик устойчивого развития, использование возобновляемых ресурсов

В анализе по потенциальному прогнозу развития Большого Уссурийского острова были изучены такие факторы как: инфраструктуры региона, доступности транспортных коммуникаций, наличия инвестиционных проектов и программ поддержки бизнеса со стороны государства. Кроме того, проводится анализ экономической стабильности, уровня коррупции, правовой защиты инвесторов и общих условий для ведения бизнеса.

В таблице представлены характеристики и потенциальные направления инвестиционной активности острова.

В 2023 году КНР и РФ на уровне регионов официально подписали соглашение о сотрудничестве с целью обмена опытом в вопросах парламентской деятельности расширения контактов в области торгово-экономического сотрудничества и развития связей между жителями регионов, защиты интересов участников торгово-экономических связей, развития цифровой экономики и высокотехнологичного производства а так же упрощения взаимных контактов.

Результатом данного соглашения стала активизация товарооборота важных видов продукции производственно-технического назначения, товаров широкого потребления, сельскохозяйственной продукции и продовольствия, Соглашение на территории острова дает доступ к китайской мессежд-системе Wechat, которая является основой для платежей, торговых операций малого и среднего бизнеса, расширение потребительской базы, информационного обмена и контента, что в дальнейшем скажется на развитии нанотехнологий, экономики, промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса.

Инвестиционный климат предусматривает механизмы защиты инвесторов. Он зависит от административных процедур и основных правовых актов. Есть схожесть создания нормативно-правового поля в КНР и РФ. Отличительной особенностью КНР является ведение бизнеса кланами и семьями, поэтому государственное регулирование создает лишь законодательную основу, а дальнейшие связи зависят от традиций и культурных устоев общества.

В Китае обеспечение прозрачности и защиты интересов инвесторов на финансовых рынках осуществляется на основании ключевых законодательных актов.

1. Закон КНР «О ценных бумагах». Этот закон устанавливает основные принципы регулирования ценных бумаг, деятельности бирж и прозрачности рынка. Он также включает положения о защите прав инвесторов, включая правила раскрытия информации, защиту от манипуляций и обеспечение прав инвесторов на участие в корпоративном управлении [3].

2. Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей». Хотя этот закон в первую очередь направлен на защиту прав потребителей, он также имеет значение для инвесторов как потребителей финансовых услуг. Он включает положения о предоставлении четкой и правдивой информации о продуктах и услугах, а также о механизмах рассмотрения жалоб [4].

3. Закон КНР «Об иностранных инвестициях» [5]. Государство защищает иностранных инвесторов в части потери финансовых активов, капиталовложений, прибыли и пророста капитала. Имущество может быть выведено в виде национальной или иностранной валюты. Производится охрана интеллектуальной собственности. Государство поощряет в рамках размещения иностранных инвестиций осуществление технологического сотрудничества на добровольных началах и в соответствии с правилами торгового оборота. Условия технологического сотрудничества определяются по соглашению между участниками инвестиционных отношений в соответствии с принципами справедливости и равенства. Органы государственного управления и их сотрудники не вправе использовать административные средства для принуждения к передаче технологий.

При этом защищается даже коммерческая тайна. Информация, полученная в ходе проверок органов власти, не подлежит разглашению.

Местные народные правительства обязаны выполнять принятые на себя перед иностранными инвесторами и предприятиями с иностранным участием обязательства в части мер государственной политики и соблюдать заключенные в соответствии с законом договоры.

Обусловленные государственными или общественными интересами изменения мер государственной политики, предусмотренных в публичных обязательствах, или положений заключенных договоров должны производиться в соответствии с установленной законом компетенцией и процедурой; возникший в связи с этим у иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием ущерб подлежит возмещению в соответствии с законодательством.

Если все таки имеют место быть нарушения в процедурном порядке подается жалоба или предусмотрена процедура обжалования действий органов исполнительной власти. Дополнительно существуют ассоциации и торговые палаты, в которые имеют право вступать и предприятия с иностранными инвестициями.

Заключение

Инвестиционная привлекательность Большого Уссурийского острова характеризуется межгосударственными соглашениями в сфере социально-экономического и информационного сотрудничества. Как наиболее удобный механизм развития спорной территории предлагается государственно-частное партнерство с созданием инфраструктурного объекта в сфере экотуризма и инновационно-спортивного кластера.

Во-первых будет востребована уникальная природная красота острова и его окружающей местности, что создаст потенциал для развития туристического направления. Различные виды активного отдыха, такие как охота, рыбалка, пешие и водные прогулки, могут привлечь туристов, что поможет создать инфраструктуру, включая гостиничные комплексы, туристические маршруты.

Во-вторых река Уссури и близлежащие водоемы богаты рыбными ресурсами, что создает благоприятные условия для развития рыболовной отрасли, где могут быть задействованы вылов и переработка рыбы.

В-третьих появляется возможность для развития возобновляемых источников энергии, таких как гидроэнергетика или солнечная энергия. Они могут быть источником чистой энергии для острова. Развитие энергетической инфраструктуры может обеспечить энергетическую независимость и стимулировать экономический рост.

Для того чтобы минимизировать возможные риски инвестирования следует рассмотреть комплексный подход со стороны правительства, бизнес-сообщества и гражданского общества, включая улучшение правовой системы, борьбу с коррупцией, повышение прозрачности и открытости, а также соблюдение социальных и экологических стандартов.

Эффективная защита прав инвесторов является ключевым условием для привлечения инвестиций, устойчивого экономического роста и развития.

Предлагается использовать такой инструмент как корпоративный договор, где вводятся условия:

- ограничить голосование по смене генерального директора до момента окупаемости проекта или, наоборот, обязать участников голосовать за его смену при убытках;

- подробно прописать порядок выплаты дивидендов (например, определить регулярность их выплаты при соблюдении конкретных условий);

- установить запрет на продажу долей до дня продажи доли инвестора или, наоборот, предусмотреть обязанность продать долю при достижении определенных показателей и описать порядок определения ее стоимости.

В Российской Федерации, в качестве члена стран БРИКС поддерживается «доктрина Кальво» [6] и закрепляется положение о том, что при национализации иностранным инвесторам производится возмещение стоимости не только национализируемого имущества, но и упущенной выгоды, а при реквизиции – только стоимость реквизируемого имущества. Когда обстоятельства, вызвавшие проведение реквизиции, прекращаются, иностранный инвестор вправе требовать в суде возвращения сохранившегося имущества при условии, что он возвратит ранее выданную ему компенсацию. В этой связи становится понятным, какое важное значение для иностранных инвесторов имеют положения межправительственных соглашений со странами, из которых прибывают в Россию инвестиции [7].