Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INTERNATIONAL SOCIO-ECONOMIC CLUSTER: STRATEGY OF TERRITORIAL COMPETITIVENESS

Kosova L.N. 1 Kunafina L.R. 1 Sapozhnikova I.A. 1
1 Russian State University of Justice
The article considers the problem of the development of the territory of the island “Bolshoy Ussuriysky”. The territory of the island is under the jurisdiction of two countries, Russia and China, the decisions taken to resolve disputes over the ownership of the island in 2004-2008 allowed the formation of infrastructure in the territory to create opportunities for foreign economic activity in various areas, in particular freight and passenger transportation, tourist and entertainment services. The authors conducted a marketing analysis of the competitive capabilities of the Bolshoy Ussuriysky Island in generating income from the use of the island’s territory. As part of the marketing analysis, the justification for the choice of competitiveness positions of the studied object was carried out. A strategic outline of the competitiveness of this territory has been developed using the methodology of the “blue ocean” concept. The criteria for assessing the competitive advantages of the territory as an object of market relations are formulated: the natural and geographical environment, population and industrial resource, international transport corridor (ITC), territory of advanced development (TOP), tourist and entertainment services, scientific tourism, visa-free regime. The strategic outlines of the competitiveness of the two project participants were built according to the developed evaluation criteria. The adaptation of the “blue ocean” methodology has been worked out in accordance with the specifics of the research object. The “focus” of the development strategy for this facility has been determined, the priority of investing in the creation of a passenger and freight transportation complex with a logistics services center. As a result of the analysis of the stages and directions of development of the island territory for the period 2008-2024, complex aspects of the island development process and the creation of a “growth point” for the economic development of the region have been identified.
strategy
territory
marketing
development
infrastructure
tourism
logistics
borders
investments
income
concept
priority
economy
project
region
state budget
public-private partnership

Введение

Одной из проблем стратегического развития национальной экономики является неравномерность развития разных регионов страны и как следствие различные финансовые возможности формирования бюджета регионов. Один из вариантов активизации экономики региона создание «точек роста», инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства способных создать синергетический эффект ускорения экономического развития региона. Примером проектов формирующих «точки роста» является проект развития территории остров «Большой Уссурийский», который реализуется на основе государственно-частного подхода финансирования.

В проектах связанных с развитием территорий конкурентными преимуществами могут быть: особенность географического положения, специфика климатических или природных условий, редкие природные явления: гейзеры, вулканы, культурные или этнические особенности населения, уникальные объекты технической инфраструктуры. Доходность такого рода проектов базируется на создании новых видов деятельности, обеспечивающих удовлетворение существующих потребностей населения и формирующих новые для населения региона потребности.

Статья, входит в серию статей, отражает результаты маркетингового анализа рыночного потенциала создаваемого международного социально-экономического кластера (МСЭК), обеспечивающего будущие доходы окупаемости инвестиций в развитие территории остров «Большой Уссурийский».

Цель исследования – проведение маркетингового анализа особенностей конкурентных возможностей территории остров Большой Уссурийский как объекта инвестирования. В качестве методов маркетингового анализа использован метод ситуационного анализ объекта рыночных отношений. В данной статье анализируются характеристики территории как системного объекта социально-экономического характера. Цели и задачи и участники процесса развития данной территории формируют специфические характеристики системного объекта. Экономические отношения субъектов носят международный характер социально-экономического назначения. Многофункциональность использования территории создает основу для типизации кластера в качестве международного социально-экономического кластера территории остров «Большой Уссурийский».

Для анализа конкурентных преимуществ территории используем концепцию разработки стратегии «голубой океан». Основой концепции является построение стратегической канвы конкурентных преимуществ. Определения «фокуса» развития объекта и разработка дополнительных видов продуктов или услуг не существующих у конкурентов.

Разработка стратегической канвы конкурентоспособности кластера использования острова «Большой Уссурийский» построена на основе объективно существующих характеристик.

Материалы и методы исследования

Метод системного подхода анализа сложных объектов, методы маркетингового анализа, аналитико-синтетические методы сбора и обработки информации.

Результаты исследования и их обсуждения

Для оценки конкурентных возможностей территории острова по формированию доходов использования возможностей создаваемого международного социально-экономического кластера проведем анализ объективных характеристик острова как системного объекта таких как: исторические особенности, географическое положение, природные особенности, экономическое положение, социальное, демографическое.

«Большой Уссурийский» – крупный остров на реке Амур принадлежит СССР с 1929 года. С середины 1960-х годов его территориальную принадлежность начал активно оспаривать Китай, до начала 2000-х годов этот спор считался неразрешимым и усложнял отношения между странами. В 2004 году власти России и Китая, наконец, решили многолетнюю проблему. Под юрисдикцию Российской Федерации отошла восточная часть острова Большой Уссурийский, под юрисдикцию Китайской народной республики – западная часть острова и остров Тарабаров [4].

Большой Уссурийский – большой речной остров, расположенный на реке Амур, в непосредственной близости от западного пригорода г. Хабаровска, российская часть острова административно входит в территорию города Хабаровска. Общая площадь острова составляет 254 км2, из которой на долю России приходится 174 км2. Остров простирается с запада на восток на 38 км, при максимальной ширине – 10 км. В 2008 году 14 октября Российской Федерации окончательно и безвозмездно передала Китаю контроль над половиной Большого Уссурийского острова [4].

Позиция стратегической канвы – уникальность природно-географической среды. Большой Уссурийский остров имеет специфические особенности, это материковое пространство, расположенное между руслами рек и не имеет сухопутного сообщения с другими частями этого материкового пространства. Внутри этого пространства также расположено несколько озер. Формально это остров, то есть часть суши со всех сторон окруженная водой. В настоящее время по середине острова государственная граница между двумя странами проходит по водным артериям и по суше. Остров «Большой Уссурийский» находится в средней части реки, средний Амур (от Благовещенска до Хабаровска, протяженность русла 975 км).

Остров «Большой Уссурийский» является местом обитания многих ценных животных и растений Хабаровского края: копытных, боровой и водоплавающей дичи. Здесь встречаются виды, включенные в Красные книги различных рангов: черный аист, дальневосточный белый аист, даурский и черный журавли, мандаринка, орлан-белохвост, скопа, большая белая и рыжая цапли, дальневосточная черепаха и другие. Велики рыбные ресурсы реки. В реке Амур, ее пойменных озерах и протоках много рыбы, в том числе охраняемых видов, обитают осетровые (калуга), лососёвые (горбуша, кета) и рыбы частиковых видов: сазан, верхогляд, толстолобик.. Вблизи острова проходят осенние пути миграции миноги и кеты [7]. Кроме уникальных природных возможностей островной территории необходимо отметить что на Амуре и его притоках много природных заповедников: Сохондинский (истоки р. Ингоды), Даурский (Торейские озёра – Зун-Торей и Барун-Торей), Хинганский (горная часть в пределах Малых Хинганских хребтов, равнинная – в междуречье рек Биджана и Биры), Болоньский (верхняя часть оз. Болонь и прилегающие угодья), Комсомольский (ниже устья р. Горин по правому берегу реки). Самый ближний к территории острова Большехехцирский заповедник (на левобережье р. Уссури перед ее впадением в Амурскую протоку Амура) предлагает интересные туристические маршруты [1]. Географическое положение, климатические условия, природа позволяют выделить конкурентную позицию стратегической канвы – уникальность природно-географической среды.

Позиция стратегической канвы демографического характера – население проживающее на территории и близость трудовых ресурсов г. Хабаровска. На российской части острова «Большой Уссурийский» располагаются земли городского округа «Город Хабаровск», четырех сельских поселений Хабаровского муниципального района (Корсаковское, Осиновореченское, с. Бычиха, с. Казакевичево) и межселенные территории Хабаровского муниципального района. Земля большей частью находится в краевой и федеральной собственности.

До разделения острова на две юрисдикции существовала автомобильная дорога, которая проходила вдоль берега Амура, погранзастава, дачные участки, объекты сельхозпредприятия «Заря», поселок Уссурийский (Чумка). Православный храм-часовня мученика Воина Виктора, построенный в 1999 в честь бойцов, который погибли, при защите Дальневосточных рубежей. В прошлом инфраструктура и население острова было представлено: 16 тыс. дачных участков, два дома отдыха и три спортивно-туристических лагеря, школа, детский сад, медицинский пункт. В восточной части острова расположен поселок (Чумка), административно относящийся к г. Хабаровск, расстояние от поселка Уссурийский до центра составляет три километра через р. Амур. Инженерные тепловые коммуникации, электроснабжение. Постоянно проживающее население составляло 560 человек.

В настоящее время на территории, принадлежащей Российской Федерации, сохранилась православная часовня, земли сельскохозяйственного назначения сельхозпредприятия «Заря». Помимо этого, на острове находится погранзастава. Через остров также проходит трасса взлета и захода на посадку самолетов. На сегодняшний день население российской части острова составляет менее 200 человек. Более 300 человек были переселены в другие районы г. Хабаровска после наводнения 2013 года, 11 двухэтажных жилых домов были признаны непригодными для проживания и не подлежащими к восстановлению [3]. В летнее время население увеличивается за счет дачников и туристов.

Позиция стратегической канвы – международный транспортный коридор (МТК). 16 мая 2024 года российская и китайская делегации во главе с Владимиром Путиным и Си Цзиньпином соответственно подписали концепцию развития «Большого Уссурийского». Документ предполагает строительство пограничного перехода и транспортно-логистического центра. Общий объем инвестиций с российской стороны составит не менее 80 млрд рублей. Основными направлениями российско-китайского сотрудничества должны стать: создание международного транспортного коридора (МТК), включающего автомобильный пункт пропуска, подъездные автодороги и транспортно-логистические объекты. Разработка МТК обеспечит транспортную доступность территории острова Большой Уссурийский и создаст основу для увеличения доходов от экспортно-импортных операций двух стран. Принято решение делать грузо-пассажирский погранпереход. Планируется завершение работ по созданию погранперехода и инфраструктуры поддержки его работы в 2026 году. «За счет средств бюджетной системы РФ на острове должна быть создана пограничная транспортная инфраструктура, остановлюсь на основополагающих объектах. Проектирование и строительство пункта пропуска будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Предварительно, стоимость объекта составит 10,8 млрд рублей», – сказал Анатолий Бобраков, заместитель Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики [8]. По прогнозам, к 2026 году через пункт пропуска будет проходить до 700 тысяч тонн грузов и более 700 тысяч человек. Автодорога от моста до места размещения пункта пропуска, стоимость объекта – 3 млрд рублей [9].

Мост через р. Амур на российской стороне уже сдан в эксплуатацию, 20 октября 2013 года в день празднования 75-летия Хабаровского края открыто рабочее движение, а 23 октября 2013 года мост был сдан в эксплуатацию [9].

Позиция стратегической канвы – возможность установления режима территорий опережающего развития (ТОР) – экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения. Вопросы льготных условий ведения хозяйственной деятельности обсуждаются региональным правительством и правительством Российской Федерации. «По утверждению чиновника юридическая база ТОР будет готова к началу следующего года (2025). Госдума примет соответствующий закон до конца года (2024). Идёт работа над поправками, обсуждаются льготные механизмы и облегчение административных барьеров» – сказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков [6].

Позиция стратегической канвы – значительный потенциал туристических и развлекательных услуг. В планах правительства Хабаровского края, по прогнозам на рубеже 2016-2018 годов, развитие туристическо-рекреационной инфраструктуры острова позволит к 2020 году увеличить туристический поток на остров Большой Уссурийский с КНР до 1,5 млн человек в год, а рост внутреннего туристического потока края возрастет, как ожидается, с 345 тыс. человек до 575 тыс. человек в год. При этом рост доходов от туризма должен увеличиться на 2,1 млрд рублей в год [3].

Статистические данные за 2023 год показывают, что за 9 месяцев поток туристов из Китая составил 993 тысячи и к завершению года превысит один миллион. Прогнозирование, что внешний туристический поток может составлять 1,5 млн человек в год туристов из Китая можно считать обоснованным.

Инфраструктура для привлечения туристов на остров Большой Уссурийский будет создана за счет частных средств по соглашению между Минвостокразвития России, правительством Хабаровского края и ООО «Группа А1». По словам Юрия Егорова, управляющего партнера компании-инициатора проекта: «более 30 млрд рублей планируется вложить в создание российско-китайского центра с режимом duty free» [6]. Также предусмотрены гостиничный комплекс, детский парк аттракционов, музейный комплекс мировых шедевров архитектуры, прогулочные и рекреационные зоны, а главное – строительство канатной дороги, соединяющей остров Большой Уссурийский с набережной города Хабаровска.

Китай уже обустраивает свою часть острова – начал строительство моста, дороги, аэропорта, вертолетных площадок, причала, выставочного торгового и бизнес-центров, гостиницы, полей для гольфа, музея Восточной Пагоды. Для Китая этот остров символ, поскольку считается самой восточной точкой страны. Размер предварительных инвестиций известен – 8 миллиардов юаней, или 1 миллиард долларов. Это без учета строительства кольцевой дороги, без объектов энергетики. На сегодняшний момент на китайской части острова построены: парк водно-болотных угодий (2012), скоростная автомагистраль (2013), пагода «Восточный полюс» (2015), мосты через протоку Прямая (разделяет Тарабаров и Большой Уссурийский) и через протоку Казакевичева (разделяет Большой Уссурийский остров и материковый Китай). Строится Ботанический парк [1].

Позиция стратегической канвы – научный туризм. Этот критерий конкурентоспособности предложен для включения в стратегическую канву конкуренции как будущее направление привлечения интереса к острову Большой Уссурийский по нескольким причинам. Одной из задач освоения этой территории является сохранение окружающей среды и поэтому не планируется создание промышленных объектов. Научный туризм позволит формировать дополнительный финансовый поток за счет проведения научных конференций, форумов, совместных российско-китайских проектов по созданию компаний специализирующихся на создании интеллектуальных продуктов и услуг. Высокий научный потенциал двух стран и тенденция совместных проектов и дискуссионных встреч создает основу для успешного развития этого направления. Установление безвизового режима доступа и условий территории опережающего развития обеспечат привлекательность для научных проектов.

Позиция стратегической канвы – режим безвизовой доступности территории. История развития России и Китая имеет большой и положительный и отрицательный опыт совместной работы в разных областях. На современном этапе экономического развития мировой экономики положение стран изменилось, однако тенденции к взаимовыгодному партнерству сохраняются и снятие административных барьеров физической доступности передвижения как для физических, так и для юридических лиц активизирует экономические партнерские отношения и позволит упростить работу по внешнему туризму.

Проведенный ситуационный анализ потенциала конкурентоспособности формирования кластера на территории острова «Большой Уссурийский» и прилегающей внешней среды позволяет сформулировать конкурентные преимущества развития российской части острова с позиции окупаемости инвестиционных затрат для построения стратегической канвы:

• природно-географическая среда.

• население и промышленный ресурс

• МТК

• ТОР

• туристические и развлекательные услуги

• научный туризм

• безвизовый режим

Концепция «голубой океан» используемая в статье как методика разработки стратегии развития территории предполагает несколько ключевых положений, это анализ конкурентных преимуществ других участников рынка, выявление позиции которая может служить «фокусом», то есть приоритетом в обеспечении устойчивого конкурентного положения на рынке, создание дополнительного конкурентного преимущества отличного от конкурентных преимуществ других участников рынка позволяющего сформировать ранее отсутствующие потребности покупателей.

Использование методики сравнения конкурентных преимуществ разных участников рынка по концепции «голубого океана» предполагает сравнение значений стратегической канвы конкурентов и изменение проявлений конкурентных преимуществ с учетом их возможностей и выработку новых конкурентных позиций отсутствующих у конкурента для расширения емкости существующего рынка. Применение концепции в нашем случае требует внесение некоторых изменений в классический подход. Причиной является специфика взаимодействия конкурентов. Во первых мы в данном случае оцениваем потенциальное влияние конкурентных преимуществ в будущей деятельности. Второй особенностью является характер конкурентного взаимодействия участников рынка, в данном случае это кооперация работы на рынке и как следствие вновь формируемое конкурентное преимущество также должно быть общим. В третьих фокусировка стратегии также должна быть единой для достижения максимального эффекта по окупаемости инвестиций. Учитывая внесенные изменения построим две стратегические канвы участников развития кластера территории острова «Большой Уссурийский.

Анализ планов двух стран развития кластера территории показал, что в качестве «фокуса» стратегии может быть предложено формирование международного транспортного коридора и комплекса логистического сервиса для участников внешнеэкономических торговых операций. Существующая практика экспортно-импортных перевозок позволяет прогнозировать потребность объема логистических услуг. Эти данные дают основание планировать устойчивый спрос и определенные размеры финансовых потоков от использования будущего МТК. Приоритетное развитие транспортно-логистического комплекса создаст привлекательность для инвестирования в другие направления формирования инфраструктуры территории.

Предложенный перечень конкурентных позиций выработанный по результатам проведенного маркетингового анализа использован для построения стратегической канвы двух государств-участников развития кластера территории.

В качестве критерия способного создать новые потребности в будущем предложена конкурентная позиция «научный туризм». Это направление развития может создавать в будущем дополнительное финансовые потоки и стимулировать инновационные проекты в области создания интеллектуальных продуктов в совместных проектах научных школ двух стран.

Комментарии по оценкам критериев. Оценка проводилась по данным опубликованным в научных изданиях, в документах органов государственной власти и интервью политиков в средствах массовой информации о планировании или выполнении определенных работ по развитию анализируемой территории.

missing image file

Сравнительный анализ стратегической канвы РФ и КНР по конкурентоспособности кластера территории остров «Большой Уссурийский»

По группе критериев оценка двух стран одинаковая, потому что потенциал реализации возможностей этих конкурентных преимуществ базируется на одинаковых объективных характеристиках. Расхождение оценок мы видим по двум критериям: первый это наличие населения и промышленной базы близко к территории острова. В случае с российской стороной часть территории является районом столицы края. Второй критерии – развитие туристическо-развлекательной инфраструктуры. Учтен не только будущий потенциал, но и уже существующий прогресс китайской стороны, уровень инфраструктуры превосходит по инвестированным средствам и количеству уже созданных объектов. Оценка по критерию – научный туризм также оценена одинаковым значением так как потенциально фактор может иметь равную значимость. Пониженная оценка выбрана так как на данный момент это планируемая возможность развития.

Заключение

В статье проведен анализ реализации проекта развития кластера острова «Большой Уссурийский» за период 2008 – 2024 годы. Проект носит международный характер, в котором участвуют две страны Российская Федерация и Китайская народная республика. В этот период страны автономно разрабатывали планы и проводили работы по освоению территорий. Результаты развития предшествующего этапа показали, что для достижения успеха необходимо кооперировать работы и сформировать единую концепцию развития острова. Стратегия современного этапа развития выражена в новом девизе «две страны один остров». Проведенный анализ ситуации современного этапа развития кластера позволяет сделать несколько выводов:

• потенциальные возможности извлечения доходов использования территории объективно не вызывают сомнений;

• объем первичных инвестиций для достижения уровня развития этой территории, позволяющего получать доход значительный. По информации из открытой печати КНР уже инвестировала 8 миллиардов юаней, точной суммы всех инвестиций РФ в открытой печати нет, однако существуют сведения о размерах необходимых сумм инвестирования, ориентировочно более 65 миллиардов рублей. Данные о полных суммах необходимых затрат в открытой печати не публиковались;

• две страны использовали различные подходы в инвестиционной деятельности, Китай использует государственные финансовые ресурсы, Россия государственные и частные на принципах ГЧП;

• эффективность систем государственного управления различная;

• темп освоения финансовых средств выделенных на строительные работы по укреплению берегов Амура и строительство инфраструктурных объектов в системе государственного управления китайской стороны значительно выше, чем освоение средств из государственного бюджета российской стороны;

• российский вариант концепции развития территории не учитывал необходимость взаимосвязи приоритетности вложения инвестиций со скоростью формирования доходов от объектов инфраструктуры;

• скорость принятия решений в системе государственного управления по вопросам требующим утверждения исполнительными и законодательными органами власти российской стороны не удовлетворяет временным потребностям реализации данного проекта.

Учитывая результаты проведенного исследования развития международного социально-экономического кластера острова «Большой Уссурийский» можно сформулировать следующие рекомендации. Необходимо усилить тренд на кооперацию взаимодействия двух стран в разработке кластера. Российской стороне определить источники финансирования и установить регламент контроля и критерий эффективности использования бюджетных финансовых средств инвестируемых в разработку кластера.