Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ASPECTS OF THE CONJUGATION OF PROFESSIONAL VALUES OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN

Gnevasheva V.A. 1 Falkovskaya K.I. 2
1 Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
2 Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)
The article examines the aspects of the conjugation of professional values of Russia and Kazakhstan. The main values that determine the professional behavior of citizens of these countries are investigated, as well as similarities and differences in the value orientations of Russians and Kazakhstanis are analyzed. The paper uses the results of official research conducted among the population of Russia and Kazakhstan. Based on the data obtained, differences in the perception of professional values in the countries under consideration are revealed. The research is aimed at identifying the mutual influence of the value attitudes of societies and the peculiarities of professional motivation and professional orientation of young people in them. The purpose of the study is an attempt to identify the interconnectedness of the values of society and the peculiarities of labor behavior in a particular society (country), to determine the degree of need for the formation of unique (national) professional training systems for different countries in order to maximize the inclusion of young people in regional labor markets. The results of the study can be useful for developing programs to improve the effectiveness of intercultural interaction and cooperation between Russia and Kazakhstan.
professional training
professional motivation
professional orientation
values
russia
kazakhstan

Введение

Сравнительный анализ профессиональной мотивации населения России и Казахстана показывает, что в этих странах имеются схожие ценности и интересы. Однако, есть различия в том, как население оценивает свои возможности и перспективы.

В России население, как правило, ориентирована на получение высшего образования и стремится к карьерному росту. В то же время, многие, и в первую очередь молодые люди, сталкиваются с проблемой безработицы и не могут найти работу по своей специальности.

В Казахстане население также ценит образование и стремится к профессиональному развитию, однако высокая безработица является одной из главных проблем, которые ограничивают их возможности.

Отметим ряд особенностей профессиональной мотивации населения по странам.

Цель исследования: провести компаративный анализ особенностей профессиональной мотивации населения России и Казахстана, отметить сопряжение ценностей двух стран.

Материалы и методы исследования

Вопросы профессиональной подготовки кадров актуальны во все времена, так как результат направлен на развития экономики стран. Современные условия диктуют новые реалии в том числе и в области профессионального образования, тем не менее каждое общество исторически формирует собственные ценности, позволяющие каждому народу быть уникальным, но при этом накладывая отпечаток на особенности мотивационных предпочтений своих граждан, в том числе и в области трудового поведения и профессиональной ориентации.

Вопросы отношения педагогов высшей школы к инклюзивному высшему образованию в России и Казахстане были рассмотрены в работу Горюновой Л.В. и Рахматулиной А.Р. Авторы делают акцент на изучении проблематики социального заказа на создание условий для профессиональной подготовки лиц, в том числе рассматривая отдельные социальные группы и формирование ими спроса на профессиональную подготовку [4].

Вопросы разработки и реализации системы опережающей профессиональной подготовки кадров в условиях центра опережающей профессиональной подготовки раскрываются в статье Лысенко В.Г. [5].

Аспекты внедрения компетентностного подхода к подготовке кадров в системе дополнительного профессионального образования отмечены в исследовании Харитоновой О.С. [10].

Актуальные задачи системы подготовки кадров в учреждениях среднего профессионального образования изучаются в работе Бажина А.С. [3].

Вместе с тем последние исследования не делают акцента на особенностях профессиональной мотивации разных обществ, не изучают вопросы сопряженности социальных ценностей и особенностей формирования рабочей силы в странах.

Результаты исследования и их обсуждение

Казахстан является достаточно молодей страной. Молодежь Казахстана – это более 30% населения страны, которые играют важную роль в ее развитии. В этой связи правительство Казахстана предпринимает шаги для поддержки молодежи и создания условий для их профессионального и личностного развития.

Одним из основных инструментов поддержки молодежи является Национальная программа «Дорожная карта молодежи Казахстана на 2021-2025 годы» [6]. В рамках этой программы в том числе предусмотрены мероприятия по поддержке занятости молодежи, развитию образования и науки.

Кроме того, в Казахстане существует система центров профориентации и карьерных центров, которые помогают молодым людям определить свои интересы и способности, выбрать профессию и получить необходимые знания и навыки. Также в стране действует программа «Білім беру», которая предоставляет молодым людям возможность получить высшее образование за счет государства.

Существуют различные исследования, посвященные профессиональной мотивации молодежи в Казахстане. Было проведено исследование «Особенности учебной и трудовой миграции молодежи в приграничных регионах» [7], в рамках которого была изучена мотивация молодежи к трудовой миграции и выбору профессии. Результаты исследования показали, что основными факторами, влияющими на выбор профессии, являются экономические условия и возможности для карьерного роста.

Также было проведено исследование «Профессиональная ориентация и молодежи в Казахстане: проблемы и перспективы» [8], в рамках которого была изучена мотивация студентов к выбору профессии и уровень их профессиональной ориентации. Результаты исследования показали, что основными факторами, влияющими на выбор профессии, являются личные интересы и возможности для карьерного роста.

Исследования профессиональной мотивации молодежи в Казахстане подтверждают важность экономических условий, социального признания, личных интересов, возможностей для карьерного роста и социальной значимости в выборе профессии.

Молодежь России – это одна из ключевых социальных групп в стране. Она составляет около трети населения и имеет огромный потенциал для социального и экономического развития. Тем не менее, молодежь России столкнулась с различными проблемами, которые мешают ее развитию и повышению жизненного уровня.

Один из главных проблем молодежи России – это низкий уровень занятости. За последние годы наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда, что затрагивает многих молодых людей, их возможности устроиться на работу и стабильно зарабатывать. По данным Росстата, в 2020 году уровень безработицы молодежи составил 19,5%, что в два раза превышает средний показатель по стране.

Современная молодежь России имеет возможность получить высококвалифицированные знания и навыки в различных областях деятельности. Однако, необходимо учитывать, что быстро меняющаяся экономическая ситуация требует от молодежи постоянного обновления знаний и навыков.

В России также существует проблема низкой профессиональной мотивации молодежи. Одной из причин является несоответствие образовательной системы потребностям рынка труда, что приводит к тому, что выпускники не могут найти работу в своей специальности или не имеют достаточных знаний и навыков для успешной карьеры.

Другой причиной является отсутствие возможностей для профессионального развития и карьерного роста, а также низкий уровень зарплаты и социальной защиты молодых специалистов.

Существует несколько исследований, посвященных профессиональной мотивации населения в России. Преимущественно исследования направлены на изучение молодежной страты, так как именно в молодом возрасте в основном и реализуется профессиональная мотивация населения.

В ходе одного из ранних исследований было выявлено, что более половины молодых людей не имеют ясного понимания своих профессиональных целей и задач, а также не знают, какие навыки и знания им нужны для успешной карьеры [9].

Еще одно исследование «Исследование карьерной мотивации у молодежи» [2], где автор отмечает, что «одной из распространенных проблем, с которой сталкиваются выпускники вузов, является поздний интерес к сфере реализации профессиональной карьерной траектории».

В целом, исследования показывают, что профессиональная мотивация молодежи в России требует внимания со стороны государства и общества, а сами общества как носители определенных ценностных установок во многом предопределяют формирование профессиональных ожиданий и профессиональной мотивации молодежи.

Приведем оценку сопряжения ценностей России и Казахстана в соответствии с данными официальной статистики Всемирного исследования ценностей (WVS), используя формулу сходимости переменных ценностных установок для выявления ценностных предпосылок профессиональной мотивации молодежи:

missing image file (1)

Из данных World Values Survey Wave 7 (2017-2022) [1] рассмотрим результаты ответов по ряду вопросов, позволяющих оценить степень ценностной сопряженности России и Казахстана в контексте профессиональной мотивации и труда.

Эмпирические материалы представляют версию выпуска данных 7-й волны Всемирного исследования ценностей (WVS), включающую данные по 64 странам/территориям. 7-я волна WVS прошла по всему миру в 2017-2022 годах. Волна была официально закрыта 31 декабря 2021 года, при этом несколько опросов были отложены из-за пандемии коронавируса, а сбор данных был завершен в 2022 году.

Согласно правилам WVS, каждая страна опрашивается один раз за волну. Во всех странах использовались репрезентативные выборки взрослого населения со случайной вероятностью.

Таблица 1

Распределение ответов на общий вопрос о важности отдельных факторов в жизни респондентов двух стран: России и Казахстана (в %)

Фактор

Страна

Выборка

Семья

   

очень важно

скорее важно

не очень важно

совершенно не важно

Казахстан

1,278

93,5

6,0

0,5

0,1

Россия

1,810

93,2

5,9

0,7

0

   

Друзья

   

очень важно

скорее важно

не очень важно

совершенно не важно

Казахстан

1,276

43,7

41,1

12,2

2,4

Россия

1,810

41,6

43,5

12,0

2,4

   

время отдыха

   

очень важно

скорее важно

не очень важно

совершенно не важно

Казахстан

1,276

35,5

44,4

16,1

3,3

Россия

1,810

37,2

44,3

14,3

3,3

   

Политика

   

очень важно

скорее важно

не очень важно

совершенно не важно

Казахстан

1,200

13,5

30,7

35,7

19,0

Россия

1,810

12,5

25,2

39,0

22,5

   

Работа

   

очень важно

скорее важно

не очень важно

совершенно не важно

Казахстан

1,276

48,2

36,8

9,6

3,6

Россия

1,810

40,7

33,3

13,5

4,9

   

высшее образование как гарант успеха

   

гарантия успеха

имеет большое значение

не очень важно

высшее образование не имеет значения

Казахстан

1,276

18,8

47,1

27,5

4,9

Россия

1,810

17,0

47,4

18,8

8,1

Таблица 2

Показатели сопряженности отдельных ценностей по двум странам: Россия и Казахстан

Фактор

Показатель

сопряженности

Семья

0,01396

Друзья

0,03195

Время отдыха

0,02478

Политика

0,07308

Работа

0,09241

Высшее образование как гарант жизненного успеха

0,09448

Подавляющее большинство опросов проводилось с использованием личного интервью (PAPI/CAPI) в качестве способа сбора данных (табл. 1).

Показатели сопряженности отражают максимальную схожесть обществ стран по факторам «семья» и «время отдыха», в то же время из всех представленных факторов максимальным расхождением отмечаются показатели «работа» и «высшее образование как гарант жизненного успеха» (табл. 2).

Несмотря на сформированные общие схема профессионального образования, все же в рассматриваемых обществах есть различия, а значит определяя программы профессионального становления молодежи отдельных стран важно обращать внимание на ценностные установки самого общества избегая абсолютной унификации систем профессиональной подготовки кадров в разных странах.

Заключение

В современном мире международная интеграция становится всё более значимым фактором развития государств. Она позволяет странам объединять свои ресурсы, обмениваться опытом и знаниями, а также совместно решать глобальные проблемы. Однако далеко не все сферы общественной жизнедеятельности могут быть унифицированы для разных обществ, это касается и системы профессиональной подготовки кадров.