Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INNOVATION STRATEGY OF THE NOVOSIBIRSK REGION

Tereshkina N.E. 1 Khalturina O.A. 2
1 Siberian Transport University
2 Novosibirsk state university of economics and management
1446 KB
A regional innovation system, consisting of enterprises, universities, research institutes, intermediaries and local authorities, concentrated in a separate territory, acts as the basis for national competitiveness, allows for the building of a full-fledged innovation process and the dissemination of technological innovations, the result of its activities is new knowledge, competencies and products. The article analyzes the state of strategic management of the regional innovation system formed in the Novosibirsk region. The work highlights the innovative industries of the region under study; the main documents regulating innovative development were reviewed; the results of achieving the set strategic goal in the development of regional innovations were studied; the infrastructure, main activities and measures to support innovation activities have been identified.
innovation activity
strategy
development
region

Введение

Наука и технологии являются двигателем современного экономического развития и выступают гарантией безопасности отдельной территории. Научно-технические инновации стали важным источником национального конкурентного преимущества. В конкуренции между государствами, которая становится все более жесткой, ядром выступает именно соперничество в области науки и технологий. Крупнейшие страны усиливают общую координацию и политическую трансформацию своих национальных инновационных систем, расширяют предложение инновационных ресурсов и пытаются захватить главенствующие позиции в глобальной науке, технологиях и инновациях.

Любая национальная инновационная система строится из совокупности региональных инновационных систем, которые в состоянии реализовывать конкурентные стратегии развития науки и технологий, локализованные на этих территориях. Поэтому очень важным аспектом выступает потенциал отдельных регионов эффективно реализовывать методы и подходы стратегического управления своей инновационной деятельностью. Ведь основными факторами различия между регионами-лидерами и аутсайдерами выступает не наличие определенных ресурсов, а качество и уровень применяемого стратегического управления ими.

Целью исследования является анализ состояния стратегического развития региональной инновационной системы в Новосибирской области (далее НСО) и особенности ее поддержки со стороны местных органов власти.

Материал и методы исследования

Для достижения цели исследования применялись такие общие и специальные методы познания, как гипотетико-дедуктивный метод, метод анализа систем знаний, формализации, визуализации, сравнения, синтеза, индукции и обобщения.

Результаты исследования и их обсуждение

Стратегическими отраслями в НСО являются медицина будущего, биоиндустрия, биотехнологии, технологии и материалы металлургии, фотоника, композиционные материалы, новые материалы и технологии в дорожном и железнодорожном строительстве, технологии механотроники и др.

В «Концепции развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области», утвержденной Постановлением Губернатора НСО 19.10.2009 г. №254-р, выделяется 18 приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в регионе. Всего в общероссийской классификации содержит 82 направления. НСО, в отличие от большинства регионов, охватывает достаточно большое количество таких направлений начиная от аграрного сектора и добычи полезных ископаемых до нанотехнологий [3].

Формирование долгосрочных действий в виде стратегий является необходимым и важным шагом в инновационном развитии, по сути такой документ представляет собой стратегический консенсус между всем стейкхолдерами (региональными органами власти, бизнесом и местным сообществом) по продвижению инноваций. В 2017 г. в НСО была разработана Стратегия инновационного развития региона до 2030 г. [9]. Указанная стратегия тесно переплеталась со стратегическими приоритетами Стратегии социально-экономического развития НСО, органично ее дополняя. Но, к сожалению, документ не был утвержден Правительством НСО и ознакомится с ним можно только как с проектом.

В Стратегии социально-экономического развития НСО до 2030 г. одними из возможностей развития инновационной деятельности рассматриваются перспективы формирования в регионе Сибирского инновационного хаба международного уровня (Академгородок 2.0), становление центра компетенций в сфере индустрии 4.0 и цифровизации секторов экономики, а также освоения природных ресурсов Сибири в сотрудничестве с вузами и научно-исследовательскими центрами других регионов. В качестве одной из основных доминант социально-экономического развития НСО выделяется ускоренное инновационное и технологическое развитие и расширение инфраструктуры НИОКР. В указанном документе в п. 4.1 «Наука и инновации» стратегическая цель (СЦ-2), связанная с переходом к экономике знаний и становлению области как центра науки, инноваций и высоких технологий мирового уровня, распадается на соответствующие задачи, направленные на развитие сектора исследований и разработок, привлечение и удержание научных кадров, формирование компетенций инновационной деятельности, рост инновационной активности бизнеса, увеличение производительности труда и инновационной инфраструктуры. В целом стратегия предусматривает формирование в НСО единой инновационной экосистемы, что было отражено и в проекте Стратегии инновационного развития [10].

Результаты достижения СЦ-2 Стратегии социально-экономического развития НСО до 2030 г. в период ее реализации в 2020-2023 гг. отображены в табл. 1.

Исходя из данных, приведенных в табл. 1, необходимо отметить, что НСО за анализируемые четыре года реализации Стратегии (2020-2023 гг.) отстает по таким показателям выполнения СЦ-2, как: внутренние затраты на исследования и разработки; доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; количество институционально оформленных кластеров на территории. Показатель количества грантов, премий и стипендий Правительства региона для молодых ученых был перевыполнен только в 2023 г.

Таблица 1

Выполнение показателей реализации СЦ-2 «Обеспечение перехода к экономике знаний, становление НСО как центра науки, инноваций и высоких технологий мирового уровня, обуславливающего динамичный рост экономики и создание благоприятных условий для развития человеческого капитала»

Наименование показателя

Год

Плановые значения*

Фактические значения

Динамика исполнения за отчетный год, %

П 2.1. Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентов, заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения), ед.

2020

1,45

1,8

124,1

2021

1,43

1,87

130,8

2022

1,42

1,86

131,0

2023

1,40

1,96

140,0

П 2.2. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВРП, %

2020

2,5

1,8

-0,7 п.п.

2021

2,9

2,03

-0,87 п.п.

2022

3,5

2,03

-1,47 п.п.

2023

3,7

1,76

-1,94 п.п.

П 2.3. Количество стартапов, оформившихся в действующие на территории региона компании и рекомендованных в резиденты бизнес-инкубаторов, ед.

2020

25

24

96,0

2021

25

27

108,0

2022

25

46

184,0

2023

25

52

208,0

П 2.4. Число патентов на изобретения, выданных Роспатентом российским заявителям, в расчете на 1 млн чел. населения, ед.

2020

73,0

173,3

237,4

2021

73,3

143,9

196,3

2022

73,7

146,9

199,3

2023

73,9

176,4

238,7

П 2.5. Количество грантов, премий и стипендий Правительства НСО для молодых ученых (ежегодно), ед.

2020

50

39

78,0

2021

50

40

80,0

2022

50

40

80,0

2023

50

69

138,0

П 2.6. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, %

2020

7,3

17,7

10,4 п.п.

2021

7,5

17,8

10,3 п.п.

2022

7,7

18,5

10,8 п.п.

2023

8,0

22

14,0 п.п.

П 2.7. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

2020

10,5

2,9

-7,6 п.п.

2021

10,9

3,5

-7,4 п.п.

2022

11,3

3,3

-8,0 п.п.

2023

11,5

4,9

-6,6 п.п.

П 2.8. Количество поддержанных проектов на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и пр. мероприятия (ежегодно), ед.

2020

20

20

100,0

2021

20

27

135,0

2022

20

28

140,0

2023

20

56

280,0

П 2.9. Прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях НСО, процент к 2018 году, %

2020

4,0

-

-

2021

более 5

10-20

5-15 п.п.

2022

7,9

10-20

2,1-12,1 п.п.

2023

9,9

10-20

0,1-10,1 п.п.

П 2.10. Темп роста количества резидентов действующих парковых проектов Новосибирской области, являющихся базой для размещения инновационной инфраструктуры, в % к предыдущему году

2020

100,3

102,9

2,6 п.п.

2021

100,5

117,1

16,6 п.п.

2022

100,7

101,6

0,9 п.п.

2023

101,0

106,3

5,3 п.п.

П 2.11. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области резидентов действующих парковых проектов Новосибирской области, млн руб.

2020

750,0

1866,8

248,9

2021

795,0

1650,2

207,6

2022

840,0

2877,1

342,5

2023

910,0

3879,7

426,3

П 2.12. Количество институционально оформленных кластеров на территории Новосибирской области, ед.

2020

6

5

83,3

2021

7

5

71,4

2022

7

5

71,4

2023

7

5

71,4

П 2.13. Темп прироста выручки от реализации продукции участников Научно-производственного кластера «Сибирский Наукополис» в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

2020

5,0

16,6

11,6 п.п.

2021

5,0

-10,3

-15,3 п.п.

2022

5,0

-

-

2023

5,0

-

-

*плановые значения отображены по консервативному сценарию, который определен основным для периода 2019-2024 гг. (в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 №105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года»).

Составлено авторами на основании [6].

Что касается показателя П 2.13, то в связи с окончанием осуществления в 2021 г. мониторинга показателей реализации Стратегии Научно-производственного кластера «Сибирский наукополис» в рамках Соглашения между Минэкономразвития России и Правительством НСО о поддержке развития Кластера от 30.11.2016 №05-ИТК-16 значение этого показателя с 2022 г. не приводится.

В соответствии с Постановлением Правительства НСО от 22.02.2017 г. №64-п «О реализации кластерной политики Новосибирской области» в регионе функционирует Центр кластерного развития (ЦКР), которым является государственное казенное учреждение НСО «Центр регионального развития» [5]. Указанное Постановление формирует Положение о работе ЦКР и регламент его сопровождения кластеров и проектов участников кластеров по принципу «единого окна».

В НСО созданы и непрерывно совершенствуются условия поддержки и стимулирования инноваций в виде такой инфраструктуры, как Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (Академпарк), Медицинский технопарк (Инновационный медико-технологический центр), Нанотехнологический центр «Сигма. Новосибирск» и Биотехнопарк в наукограде Кольцово; бизнес-инкубаторы, стартап-студии и площадки для коммуникаций; кластеры, из которых самым мощным является Научно-производственный кластер «Сибирский наукополис», объединяющий информационные технологии, биотехнологии, биофармацевтику и высокотехнологичную медицину; разработаны и реализуются различные государственные программы поддержки высококлассных специалистов и инновационных проектов. Основой развития новаций выступает мощный научно-образовательный комплекс, способный формировать и развивать необходимые компетенции.

В регионе функционирует подведомственное Министерству науки и инновационной политики НСО учреждение ГАУ НСО «Новосибирский областной инновационный фонд», деятельность которого связана с оказанием финансовых и нефинансовых мер поддержки инновационной деятельности. В частности, организация предоставляет услуги: по разработке бизнес-планов и инновационных проектов; обеспечивает координацию реализации Национальной технологической инициативы (Центр НТИ в НСО); сопровождает формирование и реализацию программы деятельности центра «Сибирский биотехнологический научно-образовательный центр» (СиббиоНОЦ) в состав которого входит 6 вузов, 10 НИИ и 60 организаций реального сектора; осуществляет работу регионального оператора Фонда «Сколково» и регионального представителя Фонда содействия инновациям; проводит экспертизу проектов; занимается организацией и проведением различных мероприятий (конференций, ярмарок и т.д.), связанных с НИОКР; обеспечивает проведение мероприятий в пространстве коллективной работы «Точка кипения – Новосибирск»; ведет информационные ресурсы и реестр инновационной продукции НСО [8].

При проведении конкурса на получение субсидий, предоставляемых Министерством науки и инновационной политики НСО, субъектам инновационной деятельности на трансфер и коммерциализацию инноваций определены такие категории ее получателей, как 1) технопредприниматели, разработчики продукции, 2) промышленные предприятия, 3) сельскохозяйственные предприятия, реализующие проекты СиббиоНОЦ. Размер субсидии составляет 50% затрат, вторая половина финансируется субъектом самостоятельно. Обязательным условием является направление получателем не менее 20% от общей суммы субсидии на НИОКР. В 2023 г. по решению губернатора объём финансирования на эти цели был увеличен до 170 млн руб. [4].

Из наиболее значимых региональных мероприятий, направленных на содействие и развитие продвижения инноваций, ежегодно функционируют Международный форум технологического развития «Технопром», площадка открытых коммуникаций «OpenBio» и Сибирская венчурная ярмарка.

Согласно данным реестра инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции, производимой в НСО, 25 субъектов – юридических лиц осуществляют деятельность в этом направлении, а в реестре субъектов инновационной деятельности на начало 2024 г. значится 278 организаций [7].

Результаты реализации государственной программы «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» утвержденной Постановлением Правительства НСО от 31.12.2019 г. №528-п отображены в табл. 2.

Таблица 2

Основные показатели реализации государственной программы «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в НСО»

Наименование показателя

2020

2021

2022

2023

Изменения 2023 г.

к 2020 г.

в ед. изм.

в проц.

1. Количество установленных

целевых индикаторов, шт.

15

15

18

19

3

126,7

2. Количество достигнутых

или перевыполненных целевых индикаторов, шт.

12

13

17

18

6

150,0

3. Запланированный объем финансирования мероприятий

из всех источников, тыс. руб.

из них:

380 583,0

492 545,0

991 062,5

1 406 923,5

1 026 340,5

369,7

3.1. Средства областного бюджета, тыс. руб.

258 163,0

357 545,0

858 726,0

1 200 464,7

942 304,7

465,0

3.2. Внебюджетные средства,

тыс. руб.

122 420,0

135 000,0

132 336,5

206 458,8

84 038,8

168,6

4. Фактически использованный объем финансирования мероприятий из всех источников, тыс. руб.

из них:

334 681,8

490 843,4

977 960,4

1 320 605,4

985 923,6

394,6

4.1. Средства областного бюджета, тыс. руб.

214 299,9

357 544,9

858 726,0

1 131 772,2

917 472,3

528,1

4.2. Внебюджетные средства,

тыс. руб.

120 381,9

133 298,5

119 234,4

188 833,2

68 451,3

156,9

Составлено авторами на основании [2].

Анализируя данные приведенной выше табл. 2 необходимо отметить, что количество достигнутых или перевыполненных целевых индикаторов достижения Программы за 2020-2023 гг. варьируется от 80 до 94,7% соответственно. Фактическое использование объемов финансирования Программы осуществлялось из двух источников: за счет областного бюджета и внебюджетных средств. Причем соотношение сумм объемов фактического финансирования мероприятий Программы в 2020 г. составляло 64% – средства областного бюджета и 36% – внебюджетные ресурсы, а в 2023 г. эта пропорция изменилась до 85,7% и 14,3% соответственно. Также четко прослеживается увеличение объемов финансирования в 2023 г. по сравнению с 2020 г. почти на 395%.

В исследованиях Д.Г. Воротникова и А.Б. Когана отмечается, что несмотря на высокий инновационный потенциал НСО, он используется недостаточно эффективно. Основная проблема, выделяемая авторами, связана с неумением самих инноваторов провести качественные научные изыскания и презентовать инновационный проект, а также с низкой восприимчивостью инноваций в крупном и среднем бизнесе [1, с. 289]. Помимо указанных причин, проблематичным является низкий спрос на инновационные технологии и продукцию, невысокий уровень инвестирования в новации со стороны частных компаний, низкая продуктивность труда, отток высококвалифицированных кадров за рубеж или в другие регионы России. Необходимо также отметить, что исследуемый регион значительно отстает от таких центров, как Москва и Санкт-Петербург по количеству применяемых в производстве современных технологий.

Заключение

В целом основная цель стратегии инновационного развития НСО, которая заключается в становлении и развитии инновационной экосистемы региона, и включает в себя совершенствование НИОКР, рост инновационной активности бизнеса, формирование кластеров, создание инновационных компетенций, реализацию проекта «Наукополис», внедрение инноваций в госуправлении, постепенно регионом достигается. Это подтверждается и тем, что в последние годы НСО в соответствии с такими комплексными показателями, как Рейтинг инновационного развития субъектов РФ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», Рейтинг инновационных регионов России Ассоциации инновационных регионов России и Минэкономразвития РФ и Национальным рейтингом научно-технологического развития субъектов РФ Минобрнауки стабильно входит в десятку лидеров.

Также очевидно, что эволюция концепции региональной инновационной системы продолжается развиваться и совершенствоваться, поэтому и регион не может останавливаться на достигнутых результатах. К тому же, помимо положительных тенденций, в НСО выявлены и негативные факторы, которые требуют пристального внимания и совершенствования стратегического управления со стороны местных органов власти.