Введение
Наука и технологии являются двигателем современного экономического развития и выступают гарантией безопасности отдельной территории. Научно-технические инновации стали важным источником национального конкурентного преимущества. В конкуренции между государствами, которая становится все более жесткой, ядром выступает именно соперничество в области науки и технологий. Крупнейшие страны усиливают общую координацию и политическую трансформацию своих национальных инновационных систем, расширяют предложение инновационных ресурсов и пытаются захватить главенствующие позиции в глобальной науке, технологиях и инновациях.
Любая национальная инновационная система строится из совокупности региональных инновационных систем, которые в состоянии реализовывать конкурентные стратегии развития науки и технологий, локализованные на этих территориях. Поэтому очень важным аспектом выступает потенциал отдельных регионов эффективно реализовывать методы и подходы стратегического управления своей инновационной деятельностью. Ведь основными факторами различия между регионами-лидерами и аутсайдерами выступает не наличие определенных ресурсов, а качество и уровень применяемого стратегического управления ими.
Целью исследования является анализ состояния стратегического развития региональной инновационной системы в Новосибирской области (далее НСО) и особенности ее поддержки со стороны местных органов власти.
Материал и методы исследования
Для достижения цели исследования применялись такие общие и специальные методы познания, как гипотетико-дедуктивный метод, метод анализа систем знаний, формализации, визуализации, сравнения, синтеза, индукции и обобщения.
Результаты исследования и их обсуждение
Стратегическими отраслями в НСО являются медицина будущего, биоиндустрия, биотехнологии, технологии и материалы металлургии, фотоника, композиционные материалы, новые материалы и технологии в дорожном и железнодорожном строительстве, технологии механотроники и др.
В «Концепции развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области», утвержденной Постановлением Губернатора НСО 19.10.2009 г. №254-р, выделяется 18 приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в регионе. Всего в общероссийской классификации содержит 82 направления. НСО, в отличие от большинства регионов, охватывает достаточно большое количество таких направлений начиная от аграрного сектора и добычи полезных ископаемых до нанотехнологий [3].
Формирование долгосрочных действий в виде стратегий является необходимым и важным шагом в инновационном развитии, по сути такой документ представляет собой стратегический консенсус между всем стейкхолдерами (региональными органами власти, бизнесом и местным сообществом) по продвижению инноваций. В 2017 г. в НСО была разработана Стратегия инновационного развития региона до 2030 г. [9]. Указанная стратегия тесно переплеталась со стратегическими приоритетами Стратегии социально-экономического развития НСО, органично ее дополняя. Но, к сожалению, документ не был утвержден Правительством НСО и ознакомится с ним можно только как с проектом.
В Стратегии социально-экономического развития НСО до 2030 г. одними из возможностей развития инновационной деятельности рассматриваются перспективы формирования в регионе Сибирского инновационного хаба международного уровня (Академгородок 2.0), становление центра компетенций в сфере индустрии 4.0 и цифровизации секторов экономики, а также освоения природных ресурсов Сибири в сотрудничестве с вузами и научно-исследовательскими центрами других регионов. В качестве одной из основных доминант социально-экономического развития НСО выделяется ускоренное инновационное и технологическое развитие и расширение инфраструктуры НИОКР. В указанном документе в п. 4.1 «Наука и инновации» стратегическая цель (СЦ-2), связанная с переходом к экономике знаний и становлению области как центра науки, инноваций и высоких технологий мирового уровня, распадается на соответствующие задачи, направленные на развитие сектора исследований и разработок, привлечение и удержание научных кадров, формирование компетенций инновационной деятельности, рост инновационной активности бизнеса, увеличение производительности труда и инновационной инфраструктуры. В целом стратегия предусматривает формирование в НСО единой инновационной экосистемы, что было отражено и в проекте Стратегии инновационного развития [10].
Результаты достижения СЦ-2 Стратегии социально-экономического развития НСО до 2030 г. в период ее реализации в 2020-2023 гг. отображены в табл. 1.
Исходя из данных, приведенных в табл. 1, необходимо отметить, что НСО за анализируемые четыре года реализации Стратегии (2020-2023 гг.) отстает по таким показателям выполнения СЦ-2, как: внутренние затраты на исследования и разработки; доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; количество институционально оформленных кластеров на территории. Показатель количества грантов, премий и стипендий Правительства региона для молодых ученых был перевыполнен только в 2023 г.
Таблица 1
Выполнение показателей реализации СЦ-2 «Обеспечение перехода к экономике знаний, становление НСО как центра науки, инноваций и высоких технологий мирового уровня, обуславливающего динамичный рост экономики и создание благоприятных условий для развития человеческого капитала»
Наименование показателя |
Год |
Плановые значения* |
Фактические значения |
Динамика исполнения за отчетный год, % |
П 2.1. Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентов, заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения), ед. |
2020 |
1,45 |
1,8 |
124,1 |
2021 |
1,43 |
1,87 |
130,8 |
|
2022 |
1,42 |
1,86 |
131,0 |
|
2023 |
1,40 |
1,96 |
140,0 |
|
П 2.2. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВРП, % |
2020 |
2,5 |
1,8 |
-0,7 п.п. |
2021 |
2,9 |
2,03 |
-0,87 п.п. |
|
2022 |
3,5 |
2,03 |
-1,47 п.п. |
|
2023 |
3,7 |
1,76 |
-1,94 п.п. |
|
П 2.3. Количество стартапов, оформившихся в действующие на территории региона компании и рекомендованных в резиденты бизнес-инкубаторов, ед. |
2020 |
25 |
24 |
96,0 |
2021 |
25 |
27 |
108,0 |
|
2022 |
25 |
46 |
184,0 |
|
2023 |
25 |
52 |
208,0 |
|
П 2.4. Число патентов на изобретения, выданных Роспатентом российским заявителям, в расчете на 1 млн чел. населения, ед. |
2020 |
73,0 |
173,3 |
237,4 |
2021 |
73,3 |
143,9 |
196,3 |
|
2022 |
73,7 |
146,9 |
199,3 |
|
2023 |
73,9 |
176,4 |
238,7 |
|
П 2.5. Количество грантов, премий и стипендий Правительства НСО для молодых ученых (ежегодно), ед. |
2020 |
50 |
39 |
78,0 |
2021 |
50 |
40 |
80,0 |
|
2022 |
50 |
40 |
80,0 |
|
2023 |
50 |
69 |
138,0 |
|
П 2.6. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, % |
2020 |
7,3 |
17,7 |
10,4 п.п. |
2021 |
7,5 |
17,8 |
10,3 п.п. |
|
2022 |
7,7 |
18,5 |
10,8 п.п. |
|
2023 |
8,0 |
22 |
14,0 п.п. |
|
П 2.7. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % |
2020 |
10,5 |
2,9 |
-7,6 п.п. |
2021 |
10,9 |
3,5 |
-7,4 п.п. |
|
2022 |
11,3 |
3,3 |
-8,0 п.п. |
|
2023 |
11,5 |
4,9 |
-6,6 п.п. |
|
П 2.8. Количество поддержанных проектов на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и пр. мероприятия (ежегодно), ед. |
2020 |
20 |
20 |
100,0 |
2021 |
20 |
27 |
135,0 |
|
2022 |
20 |
28 |
140,0 |
|
2023 |
20 |
56 |
280,0 |
|
П 2.9. Прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях НСО, процент к 2018 году, % |
2020 |
4,0 |
- |
- |
2021 |
более 5 |
10-20 |
5-15 п.п. |
|
2022 |
7,9 |
10-20 |
2,1-12,1 п.п. |
|
2023 |
9,9 |
10-20 |
0,1-10,1 п.п. |
|
П 2.10. Темп роста количества резидентов действующих парковых проектов Новосибирской области, являющихся базой для размещения инновационной инфраструктуры, в % к предыдущему году |
2020 |
100,3 |
102,9 |
2,6 п.п. |
2021 |
100,5 |
117,1 |
16,6 п.п. |
|
2022 |
100,7 |
101,6 |
0,9 п.п. |
|
2023 |
101,0 |
106,3 |
5,3 п.п. |
|
П 2.11. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области резидентов действующих парковых проектов Новосибирской области, млн руб. |
2020 |
750,0 |
1866,8 |
248,9 |
2021 |
795,0 |
1650,2 |
207,6 |
|
2022 |
840,0 |
2877,1 |
342,5 |
|
2023 |
910,0 |
3879,7 |
426,3 |
|
П 2.12. Количество институционально оформленных кластеров на территории Новосибирской области, ед. |
2020 |
6 |
5 |
83,3 |
2021 |
7 |
5 |
71,4 |
|
2022 |
7 |
5 |
71,4 |
|
2023 |
7 |
5 |
71,4 |
|
П 2.13. Темп прироста выручки от реализации продукции участников Научно-производственного кластера «Сибирский Наукополис» в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
2020 |
5,0 |
16,6 |
11,6 п.п. |
2021 |
5,0 |
-10,3 |
-15,3 п.п. |
|
2022 |
5,0 |
- |
- |
|
2023 |
5,0 |
- |
- |
*плановые значения отображены по консервативному сценарию, который определен основным для периода 2019-2024 гг. (в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 №105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года»).
Составлено авторами на основании [6].
Что касается показателя П 2.13, то в связи с окончанием осуществления в 2021 г. мониторинга показателей реализации Стратегии Научно-производственного кластера «Сибирский наукополис» в рамках Соглашения между Минэкономразвития России и Правительством НСО о поддержке развития Кластера от 30.11.2016 №05-ИТК-16 значение этого показателя с 2022 г. не приводится.
В соответствии с Постановлением Правительства НСО от 22.02.2017 г. №64-п «О реализации кластерной политики Новосибирской области» в регионе функционирует Центр кластерного развития (ЦКР), которым является государственное казенное учреждение НСО «Центр регионального развития» [5]. Указанное Постановление формирует Положение о работе ЦКР и регламент его сопровождения кластеров и проектов участников кластеров по принципу «единого окна».
В НСО созданы и непрерывно совершенствуются условия поддержки и стимулирования инноваций в виде такой инфраструктуры, как Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (Академпарк), Медицинский технопарк (Инновационный медико-технологический центр), Нанотехнологический центр «Сигма. Новосибирск» и Биотехнопарк в наукограде Кольцово; бизнес-инкубаторы, стартап-студии и площадки для коммуникаций; кластеры, из которых самым мощным является Научно-производственный кластер «Сибирский наукополис», объединяющий информационные технологии, биотехнологии, биофармацевтику и высокотехнологичную медицину; разработаны и реализуются различные государственные программы поддержки высококлассных специалистов и инновационных проектов. Основой развития новаций выступает мощный научно-образовательный комплекс, способный формировать и развивать необходимые компетенции.
В регионе функционирует подведомственное Министерству науки и инновационной политики НСО учреждение ГАУ НСО «Новосибирский областной инновационный фонд», деятельность которого связана с оказанием финансовых и нефинансовых мер поддержки инновационной деятельности. В частности, организация предоставляет услуги: по разработке бизнес-планов и инновационных проектов; обеспечивает координацию реализации Национальной технологической инициативы (Центр НТИ в НСО); сопровождает формирование и реализацию программы деятельности центра «Сибирский биотехнологический научно-образовательный центр» (СиббиоНОЦ) в состав которого входит 6 вузов, 10 НИИ и 60 организаций реального сектора; осуществляет работу регионального оператора Фонда «Сколково» и регионального представителя Фонда содействия инновациям; проводит экспертизу проектов; занимается организацией и проведением различных мероприятий (конференций, ярмарок и т.д.), связанных с НИОКР; обеспечивает проведение мероприятий в пространстве коллективной работы «Точка кипения – Новосибирск»; ведет информационные ресурсы и реестр инновационной продукции НСО [8].
При проведении конкурса на получение субсидий, предоставляемых Министерством науки и инновационной политики НСО, субъектам инновационной деятельности на трансфер и коммерциализацию инноваций определены такие категории ее получателей, как 1) технопредприниматели, разработчики продукции, 2) промышленные предприятия, 3) сельскохозяйственные предприятия, реализующие проекты СиббиоНОЦ. Размер субсидии составляет 50% затрат, вторая половина финансируется субъектом самостоятельно. Обязательным условием является направление получателем не менее 20% от общей суммы субсидии на НИОКР. В 2023 г. по решению губернатора объём финансирования на эти цели был увеличен до 170 млн руб. [4].
Из наиболее значимых региональных мероприятий, направленных на содействие и развитие продвижения инноваций, ежегодно функционируют Международный форум технологического развития «Технопром», площадка открытых коммуникаций «OpenBio» и Сибирская венчурная ярмарка.
Согласно данным реестра инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции, производимой в НСО, 25 субъектов – юридических лиц осуществляют деятельность в этом направлении, а в реестре субъектов инновационной деятельности на начало 2024 г. значится 278 организаций [7].
Результаты реализации государственной программы «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» утвержденной Постановлением Правительства НСО от 31.12.2019 г. №528-п отображены в табл. 2.
Таблица 2
Основные показатели реализации государственной программы «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в НСО»
Наименование показателя |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Изменения 2023 г. к 2020 г. |
|
в ед. изм. |
в проц. |
|||||
1. Количество установленных целевых индикаторов, шт. |
15 |
15 |
18 |
19 |
3 |
126,7 |
2. Количество достигнутых или перевыполненных целевых индикаторов, шт. |
12 |
13 |
17 |
18 |
6 |
150,0 |
3. Запланированный объем финансирования мероприятий из всех источников, тыс. руб. из них: |
380 583,0 |
492 545,0 |
991 062,5 |
1 406 923,5 |
1 026 340,5 |
369,7 |
3.1. Средства областного бюджета, тыс. руб. |
258 163,0 |
357 545,0 |
858 726,0 |
1 200 464,7 |
942 304,7 |
465,0 |
3.2. Внебюджетные средства, тыс. руб. |
122 420,0 |
135 000,0 |
132 336,5 |
206 458,8 |
84 038,8 |
168,6 |
4. Фактически использованный объем финансирования мероприятий из всех источников, тыс. руб. из них: |
334 681,8 |
490 843,4 |
977 960,4 |
1 320 605,4 |
985 923,6 |
394,6 |
4.1. Средства областного бюджета, тыс. руб. |
214 299,9 |
357 544,9 |
858 726,0 |
1 131 772,2 |
917 472,3 |
528,1 |
4.2. Внебюджетные средства, тыс. руб. |
120 381,9 |
133 298,5 |
119 234,4 |
188 833,2 |
68 451,3 |
156,9 |
Составлено авторами на основании [2].
Анализируя данные приведенной выше табл. 2 необходимо отметить, что количество достигнутых или перевыполненных целевых индикаторов достижения Программы за 2020-2023 гг. варьируется от 80 до 94,7% соответственно. Фактическое использование объемов финансирования Программы осуществлялось из двух источников: за счет областного бюджета и внебюджетных средств. Причем соотношение сумм объемов фактического финансирования мероприятий Программы в 2020 г. составляло 64% – средства областного бюджета и 36% – внебюджетные ресурсы, а в 2023 г. эта пропорция изменилась до 85,7% и 14,3% соответственно. Также четко прослеживается увеличение объемов финансирования в 2023 г. по сравнению с 2020 г. почти на 395%.
В исследованиях Д.Г. Воротникова и А.Б. Когана отмечается, что несмотря на высокий инновационный потенциал НСО, он используется недостаточно эффективно. Основная проблема, выделяемая авторами, связана с неумением самих инноваторов провести качественные научные изыскания и презентовать инновационный проект, а также с низкой восприимчивостью инноваций в крупном и среднем бизнесе [1, с. 289]. Помимо указанных причин, проблематичным является низкий спрос на инновационные технологии и продукцию, невысокий уровень инвестирования в новации со стороны частных компаний, низкая продуктивность труда, отток высококвалифицированных кадров за рубеж или в другие регионы России. Необходимо также отметить, что исследуемый регион значительно отстает от таких центров, как Москва и Санкт-Петербург по количеству применяемых в производстве современных технологий.
Заключение
В целом основная цель стратегии инновационного развития НСО, которая заключается в становлении и развитии инновационной экосистемы региона, и включает в себя совершенствование НИОКР, рост инновационной активности бизнеса, формирование кластеров, создание инновационных компетенций, реализацию проекта «Наукополис», внедрение инноваций в госуправлении, постепенно регионом достигается. Это подтверждается и тем, что в последние годы НСО в соответствии с такими комплексными показателями, как Рейтинг инновационного развития субъектов РФ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», Рейтинг инновационных регионов России Ассоциации инновационных регионов России и Минэкономразвития РФ и Национальным рейтингом научно-технологического развития субъектов РФ Минобрнауки стабильно входит в десятку лидеров.
Также очевидно, что эволюция концепции региональной инновационной системы продолжается развиваться и совершенствоваться, поэтому и регион не может останавливаться на достигнутых результатах. К тому же, помимо положительных тенденций, в НСО выявлены и негативные факторы, которые требуют пристального внимания и совершенствования стратегического управления со стороны местных органов власти.