Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

NONFINANCIAL EFFORTS TO SUPPORT RUSSIAN EXPORT-ORIENTED ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

Zvereva A.D. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1101 KB
The purpose of the article is to study the modern Russian practice of non-financial export support and develop proposals on the possibility of strengthening them on this basis. Currently, the promotion of domestic goods and the interests of export-oriented companies abroad is one of the priorities of the Russian Federation. The expansion of Russian export activities in order to diversify the national economy is included in the program of the National project «International Cooperation and Export». In the article, the author considers non-financial measures to support Russian business entities, which include a wide range of measures. The high role of development institutions in the intensification of Russian export activities was noted. It is determined that the promotion of development and implementation of measures to support export-oriented companies from the state is an important component in terms of building production capacity and stimulating economic growth, as well as contributes to improving the international competitiveness of domestic enterprises.
nonfinancial export support efforts
export-oriented enterprises
export
export support
development institutions
national project
friendly countries

Введение

Внешнеэкономическая деятельность России и, в частности, экспорт российских товаров, приобретают особое значение для устойчивого развития национальной экономики в современных условиях дестабилизированной внешнеполитической обстановки и санкционного давления. Санкционные ограничения послужили стимулом для увеличения российского товарного экспорта на рынки дружественных государств, доля которых в 2024 году составила 3/4 всего товарооборота Российской Федерации – это около 75%, что наглядно представлено в таблице 1.

По итогам 2023 г. доля развитых стран в импорте России сократилась до 17% (против 47% ранее). Результатом очередного санкционного пакета, а также эмбарго ЕС с конца 2022 г. на импорт российской нефти и нефтепродуктов, объём российского экспорта в Европу снизился на 68% (до 84,9 млрд долл. США), в США на 40,4% (до 12,2 млрд долл. США), а в Океанию на рекордные 97,5% – фактически до нуля с 0,3 млрд долл. США в 2022 году [2].

Таблица 1

Товарооборот России с дружественными странами, млрд долл. США [1]

 

2022

2023

Китай

190

240,11

Индия

35

65

Турция

65

57

Белоруссия

50

53

ОАЭ

9

11,2

Африка

18

24,6

Узбекистан

9,3

9,8

Индонезия

3,7

4

Обратная ситуация связана с азиатскими рынками, переориентация на которые произошла вследствие реэкспорта из недружественных государств. Например, объём российского экспорта в Африку (рисунок 1) вырос на 43% (до 21,2 млрд долл. США), в Азию на 5,6% (306,6 млрд долл. США). Доля азиатских стран в общем объёме российского экспорта составила по итогам 2023 года – 72%, африканских – 8%, а европейских всего 20%.

missing image file

Рис. 1. Экспорт товарной продукции России в 2023 г., млрд долл. США [3]

Указанный рисунок 1 свидетельствует о том, что российские продуценты переориентировали основной массив товарной продукции на азиатские страны, чему в немалой степени содействовала система мер нефинансовой поддержки – поиск контрагентов, помощь в проведении переговоров и установлении цен, заключении контрактов и оформлении сопутствующих документов при поставке несырьевого неэнергетического экспорта (далее – ННЭ) за пределы национальной таможенной границы Российской Федерации.

Товарооборот с самым крупным партнёром России – Китаем –демонстрирует рекордные показатели (таблица 2). В 2023 г., по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, рост составил 26,3%, а объём импорта российских товаров достиг 12,7% (129,1 млрд долл. США) [1].

Таблица 2

Экспорт российских товаров в Китай, основные товарные группы в млрд долл. США [1]

Товарная группа

2022

2023

Нефть, нефтепродукты,

природный газ, уголь

85,78

94,7

Алюминий

1,37

2,87

Растительные масла и жиры

1,29

2,6

Масличные плоды и семена

0,73

1,31

Драгоценные металлы

1,61

2,3

Руды

3,64

4,38

Медь

2,94

3,22

Древесина

3,6

3,17

Целью исследования выступает анализ современной российской практики нефинансовой поддержки экспорта, включая Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» (далее – НП «МКиЭ»), и разработка на этой основе предложений по возможности их усиления.

Материалы и методы исследования

В статье использованы общенаучные: сравнительные и статистические методы исследования, системный подход.

Результаты исследования и их обсуждение

На сегодняшний день поддержка экспортной деятельности российских компаний и продвижение отечественной продукции на международные рынки является одной из приоритетных задач для развития российской экономики. В послании Федеральному Собранию в феврале 2024 года Президентом России были обозначены следующие цели:

- объём ННЭ из РФ к 2030 году должен увеличиться на две трети;

- объём импорта снизиться и составлять не более 17%;

- объем инвестиций в ключевых областях экономики России должен прибавить 70%, что будет способствовать развитию экономики с ростом до 3%.

ННЭ представляет собой в новых экономических реалиях ключевую составляющую всей экспортируемой продукции, особенно для малого и среднего бизнеса (далее – МСП). Так, количество российских компаний занятых в сфере экспорта и вовлеченных в мировую торговлю за последние 6 лет выросло на 57% – более 62 тыс. – в результате государственной поддержки ННЭ [4].

Стоит отметить, что внешнеполитическая ситуация и торговые ограничения оказали существенное влияние на снижение количества экспортных сделок именно в сегменте крупного бизнеса, в то время как МСП, напротив, нарастили свою экспортную активность. В этой связи, поддержка начинающих компаний-экспортёров представляется актуальной, так как государство ставит задачу наращивания объёмов ННЭ.

Выход отечественных производителей и компаний (как крупных, так и небольших) на международные рынки возможен в том числе благодаря комплексной маркетинговой, законодательной и консультационной поддержке со стороны государства [5].

Современные аспекты в раскрытии механизмов поддержки экспорта содержаться в НП «МКиЭ», где заложен ориентир на темпы прироста ННЭ не менее 7% в год [6].

НП «МКиЭ» включает федеральные проекты, в соответствии с которыми институциональную поддержку экспортно ориентированных компаний осуществляют федеральные органы государственной власти; институты развития; деловые общественные организации; экспертные, отраслевые, финансовые организации, межведомственные рабочие группы (таблица 3).

Нефинансовая поддержка экспорта, по данным Российского экспортного центра/РЭЦ, включает следующие инструменты и механизмы [8, 9]:

1) информационно-консалтинговую поддержку предприятий, начинающих выход на экспорт;

2) обеспечение благоприятных условий для российского экспорта за рубежом и содействие в ярмарочной конгрессно-выставочной деятельности, а также рекламным и информационным мероприятиям на территории Российской Федерации и за рубежом;

3) устранение торговых ограничений для конкурентноспособной российской экспортной продукции [7];

4) поддержка в лицензировании и сертификации товаров на экспорт;

5) организация бизнес-миссий и выставок для продвижения российской продукции и заключения перспективных контрактов и соглашений;

6) экспертное содействие отечественным производителям экспортно ориентированной продукции;

Таблица 3

Основные институты государственной поддержки в рамках НП «МКиЭ» [6]

 

Федеральный проект

Институты поддержки

1.

«Промышленный экспорт»

ВЭБ.РФ, АО РЭЦ, Минэкономразвития, Минпромторг, Минэнерго, Минсельхоз, Минфин, Минздрав, ФТС, ФНС госкорпорация «Росатом»

2.

«Экспорт продукции АПК»

РЭЦ, Минэкономразвития, Минпромторг, Минсельхоз, Минфин, Минтранс, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, ФГУП «Росморпорт», МИД, ФТС, органы субъектов РФ в области ветеринарии

3.

«Логистика международной торговли»

Минэкономразвития, Минтранс, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, ФАС, ФТС, ФСБ, ОАО «РЖД»

4.

«Экспорт услуг»

Минэкономразвития, Минпромторг, Минстрой, Минфин, Минздрав, Минобрнауки, Минкомсвязь, Минтранс, Минкультуры, Минэнерго, Банк России, ВАВТ, МИД, МВД, ФСБ, РАН, ГК «Роскосмос», др. заинтересованные органы исполнительной власти

5.

«Системные меры развития международной кооперации

и экспорта»

ВЭБ.РФ, АО РЭЦ, Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг, Минтранс, Минсельхоз, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Росрыболовство, Роспотребнадзор, Росфинмониторинг, Росаккредитация, Росстандарт, Росстат, Банк России, ФСТЭК, ФТС, ФНС, ФСО, ТПП России, субъекты РФ

Источник: составлено автором по данным Паспорта Национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319212/.

7) помощь российским экспортно ориентированным предприятиям в поиске иностранных партнёров и участии в зарубежных тендерах;

8) защиту интересов экспортно ориентированных российских предприятий;

9) создание межправительственных комиссий и рабочих групп для более эффективного взаимодействия бизнеса и государственных органов с целью создания благоприятной институциональной среды и условий развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации [7, 8].

Меры нефинансовой поддержки российского экспорта успешно реализуются РЭЦ при поддержке Правительства Российской Федерации (таблица 4).

В 82 регионах России имеются Центры поддержки экспорта (далее – ЦПЭ) по оказанию специализированной комплексной поддержки экспортёров (финансовые и нефинансовые системные меры поддержки экспорта) [8, 9, 10], которые отражены в паспортах федеральных проектов НП «МКиЭ» и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Развитие предпринимательской инициативы и вовлечение компаний в экспортную деятельность обеспечивается комплексом мероприятий РЭЦ в рамках нацпроекта. В 2020 году начала работу единая информационная цифровая платформа в формате «одного окна» – «Мой экспорт» [9], на которой для начинающего экспортёра доступны услуг по «базовым» направлениям: 1) меры государственной поддержки; 2) аналитика и исследования; 3) сертификация и лицензирование; 4) обучение ВЭД; 5) продвижение на внешние рынки; 6) сопровождение поставок; 7) финансовые продукты; 8) юридические услуги [9].

Цифровая платформа «Мой экспорт» [9] помогает упростить выход предприятий на международные рынки путём получения помощи на всех этапах работы: от поиска контрагентов, финансовых и логистических партнёров для обслуживания сделки до страховой и кредитной поддержки.

Таблица 4

Системные меры нефинансовой поддержки экспорта в рамках НП «МКиЭ» [8, 9]

Услуга

Содержание услуги

Маркетинговые

исследования

- предоставление маркетинговой информации по продуктам и целевым страновым рынкам, условиях доступа на них и требованиях, о спросе и особенностях рынков (платно) (компенсация ЦПЭ до 80%)

Организационные

- поиск потенциальных покупателей;

- поиск российского поставщика;

- экспертиза документов и сведений в целях выдачи экспортных лицензий;

- оформление и выдача сертификата свободной продажи (для некоторых товарных категорий);

- консультирование по вопросам оценки соответствия продукции (требования внешних рынков);

- консультирование и рекомендации по патентно-правовой охране продукции/технологии;

- содействие в получении разрешения на переработку на таможенной территории (для компаний/, использующих импортное сырьё или комплектующие для производства экспортной продукции);

- поддержка участия в выставочно-ярморочной деятельности;

- организация бизнес-миссий;

- подбор маркетплейсов;

- экспортное обучение и наставничество в «Школе экспорта РЭЦ» (образовательные курсы);

- ежегодная конкурс-премия «Экспортёр года»;

- программа «Сделано в России» (на англ. «Made in Russia»);

- информационная цифровая платформа «Мой экспорт» (поддержка экспортёров в формате «одного окна»). РЭЦ

Аналитические

(консалтинг)

- консультирование российских предприятий (в том числе МСП) при подготовке выхода на экспорт;

- предоставление консолидированной актуальной информации для разработки стратегии выхода на внешние рынки (бесплатно) (РЭЦ, ЦПЭ)

Источник: составлено автором по данным РЭЦ. URL: https://www.exportcenter.ru/services/spetsialnye-programmy-po-podderzhke-eksporta/; Мой экспорт. URL: https://myexport.exportcenter.ru/.

Основными пользователями являются: крупный бизнес, МСП и даже индивидуальные предприниматели (в том числе предприниматели, действующие до одного года – 1,13 млн субъектов МСП).

За период с 2020 по 2024 гг. повторно за услугами обратилось около 72% компаний-экспортёров, что свидетельствует об успешном функционировании и востребованности платформы в современных условиях. Особое внимание по поддержке сегодня уделяется больше МСП, так как ведение ВЭД в сфере ННЭ наиболее актуально именно у небольшого бизнеса, внешнеторговые ограничения на который наложены в меньшей степени (рисунок 2).

missing image file

Рис. 2. Услуги компаниям по числу оформленных заявок субъектами ВЭД при экспорте ННЭ, в %% [11]

При этом, в условиях санкционных внешнеторговых ограничений Российская Федерация и профильные государственные институты за короткий период времени (фактически за два года с начала СВО) сумели адаптироваться и переориентироваться.

К существующим мерам нефинансовой поддержки экспортёров в 2024 году добавилась новая услуга – «Подбор маркетплейсов» [9], которую можно оформить на цифровой платформе «Мой экспорт». Услуга позволяет компенсировать затраты компании в размере до 300 тыс. руб. за хранение и размещение продукции на зарубежных маркетплейсах, что позволяет экспортно ориентированным предприятиям расширить «географию» продаж и укрепиться на мировых рынках [9, 12].

Отдельно стоит отметить разработанный во исполнение указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Всероссийский конкурс «Экспортёр года», который проводится как среди крупных компаний, так и компаний малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, достигших наибольших успехов в осуществлении экспорта несырьевых неэнергетических товаров, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности. Перед РЭЦ (как специализированной клиентской службой для продвижения экспортных проектов) и профильными государственными институтами были поставлены задачи по разработке дополнительных мер по расширению числа экспортёров-субъектов МСП и предоставлению МСП субсидированных экспортных кредитов коммерческими банками.

Немаловажным мероприятием с целью продвижения известных российских брендов и товаров стоит отметить создание Программы «Сделано в России», участие в которой помогает брендам с формированием позитивного позиционирования на внешних рынках посредством выставок, фестивалей и ярмарок.

Например, в 2024 году впервые в китайском г. Шэньян открылся фестиваль-ярмарка «Сделано в России», организованный РЭЦ при поддержке Правительства РФ. Подобные мероприятия способствуют не только повышению узнаваемости российских товаров и услуг, но и их активному продвижению, так как участие в Программе де-факто гарантирует качество продукции и формирует образ России как надёжного партнёра.

Заключение

Для достижения поставленных Президентом России целей по увеличению объёмов ННЭ из РФ при снижении объёмов импорта представляется важным интенсифицировать собственно поддержку начинающим компаниям-экспортёрам, в т.ч. МСП, число которых против 2022 г. выросло на 6% в 2023 г. Однако доля МСП, ориентированных на экспорт, растёт несколько медленнее, но в целом предполагается, что к 2030 г. вклад МСП в совокупный ВВП страны составит около 30% [13].

Эффективные меры со стороны Правительства РФ и РЭЦ, в частности, реализуемые НП «МКиЭ», оказывают устойчивую поддержку экспортно ориентированным российским компаниям в условиях внешнеторговых санкций недружественных государств против России, что подтверждает не только способность отечественных государственных органов к своевременному реагированию на внешние вызовы, но и готовность российского бизнеса к адаптации и взаимодействию с государственными институтами.

Подводя итоги, можно отметить, что на сегодняшний день механизмы и меры поддержки российского экспорта развиты и функциональны в значительной степени. Институты развития экспортной деятельности оказывают комплексную поддержку экспортно ориентированных предприятий, в т.ч. малого и среднего бизнеса. Выход отечественных предприятий на международные рынки упрощается за счет поддержки со стороны государства, в том числе в рамках НП «МКиЭ».

Цифровая платформа «Мой экспорт» [9] (запущена в 2020 г.) успешно функционирует и помогает экспортно ориентированным предприятиям в продвижении продукции посредством формата «одного окна». Современные цифровые технологии упрощают для отечественных предприятий экспортные операции, минимизируют бюрократические барьеры и позволяют российскому бизнесу адаптироваться в условиях беспрецедентного санкционного давления на Российскую Федерацию к новым внешнеторговым реалиям. При этом было бы целесообразным для потенциальных экспортеров регулярно организовывать на базе РЭЦ (или профильных вузов согласно договорам подряда с РЭЦ) обучение основам цифровой грамотности для работы в рамках «одного окна» и «сквозной» поддержки экспортёров.

Содействие развитию и реализация мер по поддержке со стороны государства производственных сил представляется важной составляющей в части наращивания производственного потенциала и стимулирования экономического роста, способствует повышению международной конкурентоспособности российских экспортно ориентированных компаний.

Таким образом, все нефинансовые меры представляют собой аналитический консалтинг, маркетинговые исследования и непосредственно организационные меры. При этом в паспорте НП «МКиЭ» уже чётко указаны институты, которые должны оказывать эти услуги, что, практически, исключает конкурентную базу и формирует монопольное ценовое положение указанных в паспорте НП «МКиЭ» организаций. Это негативный момент, заложенный разработчиками Нацпроекта уже при его формировании и, в условиях рыночной конкурентной среды в Российской Федерации, видимо должен быть скорректирован.

Стоит отметить, что изначально при разработке и запуске Нацпроекта в 2018 году не учитывались возможные кардинальные изменения в мировой экономике и российской, в частности. Это ещё раз подчеркивает стратегический потенциал НП «МКиЭ».