Введение
Внешнеэкономическая деятельность России и, в частности, экспорт российских товаров, приобретают особое значение для устойчивого развития национальной экономики в современных условиях дестабилизированной внешнеполитической обстановки и санкционного давления. Санкционные ограничения послужили стимулом для увеличения российского товарного экспорта на рынки дружественных государств, доля которых в 2024 году составила 3/4 всего товарооборота Российской Федерации – это около 75%, что наглядно представлено в таблице 1.
По итогам 2023 г. доля развитых стран в импорте России сократилась до 17% (против 47% ранее). Результатом очередного санкционного пакета, а также эмбарго ЕС с конца 2022 г. на импорт российской нефти и нефтепродуктов, объём российского экспорта в Европу снизился на 68% (до 84,9 млрд долл. США), в США на 40,4% (до 12,2 млрд долл. США), а в Океанию на рекордные 97,5% – фактически до нуля с 0,3 млрд долл. США в 2022 году [2].
Таблица 1
Товарооборот России с дружественными странами, млрд долл. США [1]
2022 |
2023 |
|
Китай |
190 |
240,11 |
Индия |
35 |
65 |
Турция |
65 |
57 |
Белоруссия |
50 |
53 |
ОАЭ |
9 |
11,2 |
Африка |
18 |
24,6 |
Узбекистан |
9,3 |
9,8 |
Индонезия |
3,7 |
4 |
Обратная ситуация связана с азиатскими рынками, переориентация на которые произошла вследствие реэкспорта из недружественных государств. Например, объём российского экспорта в Африку (рисунок 1) вырос на 43% (до 21,2 млрд долл. США), в Азию на 5,6% (306,6 млрд долл. США). Доля азиатских стран в общем объёме российского экспорта составила по итогам 2023 года – 72%, африканских – 8%, а европейских всего 20%.
Рис. 1. Экспорт товарной продукции России в 2023 г., млрд долл. США [3]
Указанный рисунок 1 свидетельствует о том, что российские продуценты переориентировали основной массив товарной продукции на азиатские страны, чему в немалой степени содействовала система мер нефинансовой поддержки – поиск контрагентов, помощь в проведении переговоров и установлении цен, заключении контрактов и оформлении сопутствующих документов при поставке несырьевого неэнергетического экспорта (далее – ННЭ) за пределы национальной таможенной границы Российской Федерации.
Товарооборот с самым крупным партнёром России – Китаем –демонстрирует рекордные показатели (таблица 2). В 2023 г., по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, рост составил 26,3%, а объём импорта российских товаров достиг 12,7% (129,1 млрд долл. США) [1].
Таблица 2
Экспорт российских товаров в Китай, основные товарные группы в млрд долл. США [1]
Товарная группа |
2022 |
2023 |
Нефть, нефтепродукты, природный газ, уголь |
85,78 |
94,7 |
Алюминий |
1,37 |
2,87 |
Растительные масла и жиры |
1,29 |
2,6 |
Масличные плоды и семена |
0,73 |
1,31 |
Драгоценные металлы |
1,61 |
2,3 |
Руды |
3,64 |
4,38 |
Медь |
2,94 |
3,22 |
Древесина |
3,6 |
3,17 |
Целью исследования выступает анализ современной российской практики нефинансовой поддержки экспорта, включая Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» (далее – НП «МКиЭ»), и разработка на этой основе предложений по возможности их усиления.
Материалы и методы исследования
В статье использованы общенаучные: сравнительные и статистические методы исследования, системный подход.
Результаты исследования и их обсуждение
На сегодняшний день поддержка экспортной деятельности российских компаний и продвижение отечественной продукции на международные рынки является одной из приоритетных задач для развития российской экономики. В послании Федеральному Собранию в феврале 2024 года Президентом России были обозначены следующие цели:
- объём ННЭ из РФ к 2030 году должен увеличиться на две трети;
- объём импорта снизиться и составлять не более 17%;
- объем инвестиций в ключевых областях экономики России должен прибавить 70%, что будет способствовать развитию экономики с ростом до 3%.
ННЭ представляет собой в новых экономических реалиях ключевую составляющую всей экспортируемой продукции, особенно для малого и среднего бизнеса (далее – МСП). Так, количество российских компаний занятых в сфере экспорта и вовлеченных в мировую торговлю за последние 6 лет выросло на 57% – более 62 тыс. – в результате государственной поддержки ННЭ [4].
Стоит отметить, что внешнеполитическая ситуация и торговые ограничения оказали существенное влияние на снижение количества экспортных сделок именно в сегменте крупного бизнеса, в то время как МСП, напротив, нарастили свою экспортную активность. В этой связи, поддержка начинающих компаний-экспортёров представляется актуальной, так как государство ставит задачу наращивания объёмов ННЭ.
Выход отечественных производителей и компаний (как крупных, так и небольших) на международные рынки возможен в том числе благодаря комплексной маркетинговой, законодательной и консультационной поддержке со стороны государства [5].
Современные аспекты в раскрытии механизмов поддержки экспорта содержаться в НП «МКиЭ», где заложен ориентир на темпы прироста ННЭ не менее 7% в год [6].
НП «МКиЭ» включает федеральные проекты, в соответствии с которыми институциональную поддержку экспортно ориентированных компаний осуществляют федеральные органы государственной власти; институты развития; деловые общественные организации; экспертные, отраслевые, финансовые организации, межведомственные рабочие группы (таблица 3).
Нефинансовая поддержка экспорта, по данным Российского экспортного центра/РЭЦ, включает следующие инструменты и механизмы [8, 9]:
1) информационно-консалтинговую поддержку предприятий, начинающих выход на экспорт;
2) обеспечение благоприятных условий для российского экспорта за рубежом и содействие в ярмарочной конгрессно-выставочной деятельности, а также рекламным и информационным мероприятиям на территории Российской Федерации и за рубежом;
3) устранение торговых ограничений для конкурентноспособной российской экспортной продукции [7];
4) поддержка в лицензировании и сертификации товаров на экспорт;
5) организация бизнес-миссий и выставок для продвижения российской продукции и заключения перспективных контрактов и соглашений;
6) экспертное содействие отечественным производителям экспортно ориентированной продукции;
Таблица 3
Основные институты государственной поддержки в рамках НП «МКиЭ» [6]
Федеральный проект |
Институты поддержки |
|
1. |
«Промышленный экспорт» |
ВЭБ.РФ, АО РЭЦ, Минэкономразвития, Минпромторг, Минэнерго, Минсельхоз, Минфин, Минздрав, ФТС, ФНС госкорпорация «Росатом» |
2. |
«Экспорт продукции АПК» |
РЭЦ, Минэкономразвития, Минпромторг, Минсельхоз, Минфин, Минтранс, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, ФГУП «Росморпорт», МИД, ФТС, органы субъектов РФ в области ветеринарии |
3. |
«Логистика международной торговли» |
Минэкономразвития, Минтранс, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, ФАС, ФТС, ФСБ, ОАО «РЖД» |
4. |
«Экспорт услуг» |
Минэкономразвития, Минпромторг, Минстрой, Минфин, Минздрав, Минобрнауки, Минкомсвязь, Минтранс, Минкультуры, Минэнерго, Банк России, ВАВТ, МИД, МВД, ФСБ, РАН, ГК «Роскосмос», др. заинтересованные органы исполнительной власти |
5. |
«Системные меры развития международной кооперации и экспорта» |
ВЭБ.РФ, АО РЭЦ, Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг, Минтранс, Минсельхоз, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Росрыболовство, Роспотребнадзор, Росфинмониторинг, Росаккредитация, Росстандарт, Росстат, Банк России, ФСТЭК, ФТС, ФНС, ФСО, ТПП России, субъекты РФ |
Источник: составлено автором по данным Паспорта Национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319212/.
7) помощь российским экспортно ориентированным предприятиям в поиске иностранных партнёров и участии в зарубежных тендерах;
8) защиту интересов экспортно ориентированных российских предприятий;
9) создание межправительственных комиссий и рабочих групп для более эффективного взаимодействия бизнеса и государственных органов с целью создания благоприятной институциональной среды и условий развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации [7, 8].
Меры нефинансовой поддержки российского экспорта успешно реализуются РЭЦ при поддержке Правительства Российской Федерации (таблица 4).
В 82 регионах России имеются Центры поддержки экспорта (далее – ЦПЭ) по оказанию специализированной комплексной поддержки экспортёров (финансовые и нефинансовые системные меры поддержки экспорта) [8, 9, 10], которые отражены в паспортах федеральных проектов НП «МКиЭ» и постановлениях Правительства Российской Федерации.
Развитие предпринимательской инициативы и вовлечение компаний в экспортную деятельность обеспечивается комплексом мероприятий РЭЦ в рамках нацпроекта. В 2020 году начала работу единая информационная цифровая платформа в формате «одного окна» – «Мой экспорт» [9], на которой для начинающего экспортёра доступны услуг по «базовым» направлениям: 1) меры государственной поддержки; 2) аналитика и исследования; 3) сертификация и лицензирование; 4) обучение ВЭД; 5) продвижение на внешние рынки; 6) сопровождение поставок; 7) финансовые продукты; 8) юридические услуги [9].
Цифровая платформа «Мой экспорт» [9] помогает упростить выход предприятий на международные рынки путём получения помощи на всех этапах работы: от поиска контрагентов, финансовых и логистических партнёров для обслуживания сделки до страховой и кредитной поддержки.
Таблица 4
Системные меры нефинансовой поддержки экспорта в рамках НП «МКиЭ» [8, 9]
Услуга |
Содержание услуги |
Маркетинговые исследования |
- предоставление маркетинговой информации по продуктам и целевым страновым рынкам, условиях доступа на них и требованиях, о спросе и особенностях рынков (платно) (компенсация ЦПЭ до 80%) |
Организационные |
- поиск потенциальных покупателей; - поиск российского поставщика; - экспертиза документов и сведений в целях выдачи экспортных лицензий; - оформление и выдача сертификата свободной продажи (для некоторых товарных категорий); - консультирование по вопросам оценки соответствия продукции (требования внешних рынков); - консультирование и рекомендации по патентно-правовой охране продукции/технологии; - содействие в получении разрешения на переработку на таможенной территории (для компаний/, использующих импортное сырьё или комплектующие для производства экспортной продукции); - поддержка участия в выставочно-ярморочной деятельности; - организация бизнес-миссий; - подбор маркетплейсов; - экспортное обучение и наставничество в «Школе экспорта РЭЦ» (образовательные курсы); - ежегодная конкурс-премия «Экспортёр года»; - программа «Сделано в России» (на англ. «Made in Russia»); - информационная цифровая платформа «Мой экспорт» (поддержка экспортёров в формате «одного окна»). РЭЦ |
Аналитические (консалтинг) |
- консультирование российских предприятий (в том числе МСП) при подготовке выхода на экспорт; - предоставление консолидированной актуальной информации для разработки стратегии выхода на внешние рынки (бесплатно) (РЭЦ, ЦПЭ) |
Источник: составлено автором по данным РЭЦ. URL: https://www.exportcenter.ru/services/spetsialnye-programmy-po-podderzhke-eksporta/; Мой экспорт. URL: https://myexport.exportcenter.ru/.
Основными пользователями являются: крупный бизнес, МСП и даже индивидуальные предприниматели (в том числе предприниматели, действующие до одного года – 1,13 млн субъектов МСП).
За период с 2020 по 2024 гг. повторно за услугами обратилось около 72% компаний-экспортёров, что свидетельствует об успешном функционировании и востребованности платформы в современных условиях. Особое внимание по поддержке сегодня уделяется больше МСП, так как ведение ВЭД в сфере ННЭ наиболее актуально именно у небольшого бизнеса, внешнеторговые ограничения на который наложены в меньшей степени (рисунок 2).
Рис. 2. Услуги компаниям по числу оформленных заявок субъектами ВЭД при экспорте ННЭ, в %% [11]
При этом, в условиях санкционных внешнеторговых ограничений Российская Федерация и профильные государственные институты за короткий период времени (фактически за два года с начала СВО) сумели адаптироваться и переориентироваться.
К существующим мерам нефинансовой поддержки экспортёров в 2024 году добавилась новая услуга – «Подбор маркетплейсов» [9], которую можно оформить на цифровой платформе «Мой экспорт». Услуга позволяет компенсировать затраты компании в размере до 300 тыс. руб. за хранение и размещение продукции на зарубежных маркетплейсах, что позволяет экспортно ориентированным предприятиям расширить «географию» продаж и укрепиться на мировых рынках [9, 12].
Отдельно стоит отметить разработанный во исполнение указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Всероссийский конкурс «Экспортёр года», который проводится как среди крупных компаний, так и компаний малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, достигших наибольших успехов в осуществлении экспорта несырьевых неэнергетических товаров, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности. Перед РЭЦ (как специализированной клиентской службой для продвижения экспортных проектов) и профильными государственными институтами были поставлены задачи по разработке дополнительных мер по расширению числа экспортёров-субъектов МСП и предоставлению МСП субсидированных экспортных кредитов коммерческими банками.
Немаловажным мероприятием с целью продвижения известных российских брендов и товаров стоит отметить создание Программы «Сделано в России», участие в которой помогает брендам с формированием позитивного позиционирования на внешних рынках посредством выставок, фестивалей и ярмарок.
Например, в 2024 году впервые в китайском г. Шэньян открылся фестиваль-ярмарка «Сделано в России», организованный РЭЦ при поддержке Правительства РФ. Подобные мероприятия способствуют не только повышению узнаваемости российских товаров и услуг, но и их активному продвижению, так как участие в Программе де-факто гарантирует качество продукции и формирует образ России как надёжного партнёра.
Заключение
Для достижения поставленных Президентом России целей по увеличению объёмов ННЭ из РФ при снижении объёмов импорта представляется важным интенсифицировать собственно поддержку начинающим компаниям-экспортёрам, в т.ч. МСП, число которых против 2022 г. выросло на 6% в 2023 г. Однако доля МСП, ориентированных на экспорт, растёт несколько медленнее, но в целом предполагается, что к 2030 г. вклад МСП в совокупный ВВП страны составит около 30% [13].
Эффективные меры со стороны Правительства РФ и РЭЦ, в частности, реализуемые НП «МКиЭ», оказывают устойчивую поддержку экспортно ориентированным российским компаниям в условиях внешнеторговых санкций недружественных государств против России, что подтверждает не только способность отечественных государственных органов к своевременному реагированию на внешние вызовы, но и готовность российского бизнеса к адаптации и взаимодействию с государственными институтами.
Подводя итоги, можно отметить, что на сегодняшний день механизмы и меры поддержки российского экспорта развиты и функциональны в значительной степени. Институты развития экспортной деятельности оказывают комплексную поддержку экспортно ориентированных предприятий, в т.ч. малого и среднего бизнеса. Выход отечественных предприятий на международные рынки упрощается за счет поддержки со стороны государства, в том числе в рамках НП «МКиЭ».
Цифровая платформа «Мой экспорт» [9] (запущена в 2020 г.) успешно функционирует и помогает экспортно ориентированным предприятиям в продвижении продукции посредством формата «одного окна». Современные цифровые технологии упрощают для отечественных предприятий экспортные операции, минимизируют бюрократические барьеры и позволяют российскому бизнесу адаптироваться в условиях беспрецедентного санкционного давления на Российскую Федерацию к новым внешнеторговым реалиям. При этом было бы целесообразным для потенциальных экспортеров регулярно организовывать на базе РЭЦ (или профильных вузов согласно договорам подряда с РЭЦ) обучение основам цифровой грамотности для работы в рамках «одного окна» и «сквозной» поддержки экспортёров.
Содействие развитию и реализация мер по поддержке со стороны государства производственных сил представляется важной составляющей в части наращивания производственного потенциала и стимулирования экономического роста, способствует повышению международной конкурентоспособности российских экспортно ориентированных компаний.
Таким образом, все нефинансовые меры представляют собой аналитический консалтинг, маркетинговые исследования и непосредственно организационные меры. При этом в паспорте НП «МКиЭ» уже чётко указаны институты, которые должны оказывать эти услуги, что, практически, исключает конкурентную базу и формирует монопольное ценовое положение указанных в паспорте НП «МКиЭ» организаций. Это негативный момент, заложенный разработчиками Нацпроекта уже при его формировании и, в условиях рыночной конкурентной среды в Российской Федерации, видимо должен быть скорректирован.
Стоит отметить, что изначально при разработке и запуске Нацпроекта в 2018 году не учитывались возможные кардинальные изменения в мировой экономике и российской, в частности. Это ещё раз подчеркивает стратегический потенциал НП «МКиЭ».