Введение
Постоянно растущая конкуренция в перевозке грузов заставляет участников этого рынка искать наиболее выгодные способы доставки. На первый взгляд может показаться, что работать с одним из перевозчиков наиболее выгодно, однако на практике это может быть совершенно не так. В США производились исследования деятельности транспортно-экспедиторских фирм и оказалось, что 70% предприятий предают функции по исполнению расчётов экспедиторам [1]. Для того, чтобы определить целесообразность перевозки грузов тем или иным перевозчиком, экспедитором, видом транспорта, маршрутом и упаковкой используются транспортно-технологические схемы.
Такие схемы должны охватывать грузопоток полностью: начиная с момента его начала и до заключительного этапа. Они представляют из себя графическое изображение процесса переработки груза с применением различных операций. Транспортно-технологические схемы строятся как для отдельных видов груза, так и для комплексных. Например, такой процесс может быть разработан в рамках мультимодальной перевозки с описанием различных операций по перегрузке (перевалке) товара с учётом особенностей выбранных транспортных средств.
Цель исследования
После того, как осуществлён выбор рационального способа транспортировки груза, составляется транспортно-технологическая схема. Так как данные схемы участвуют в построении конечного маршрута перевозки, определении имеющегося потенциала роста производительности труда и улучшении производимых погрузочно-разгрузочных работ и процесса транспортировки, а также экономической целесообразности её в целом, при этом от них зависит минимизация рисков при транспортировке, исключение лишних действий персонала при погрузочно-разгрузочных работах, насколько быстро будет доставлен товар, то рассмотрение этого вопроса является актуальным.
Материал и методы исследования
Так как транспортно-технологические схемы – один из важных элементов перевозки любого груза, возникает необходимость выбора из всевозможных действий, предлагаемых экспедиторами. В целях анализа транспортно-технологических схем доставки грузов, авторами была взята за основу стандартная модель этой схемы, где логика исследования заключается в описании составных элементов схемы, а также предлагаемой методике выбора экспедитора с наилучшей транспортно-технологической схемой.
Методологическую основу составили такие меры научного познания, такие как анализ, синтез, системный подход, индукция и дедукция.
Транспортно-технологическая схема представляет из себя определённого рода таблицу, разделённую на графы и содержащую буквенную, графическую и количественную информацию о перевозимом товаре, а также совершаемых действиях, связанных с ним. Данная схема состоит из:
1. Указания наименования груза, а также его код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
2. Указания годового грузопотока в количественном эквиваленте: тыс. тонн, штук или транспортных средств в кубометрах;
3. Указание величины транспортной партии начиная от наименьшей единицы, заканчивая наибольшей: 1 транспортное средство,1 контейнер, 1 паллет, 1 биг-бэг, 1 мешок и так далее;
4. Условные обозначения операций по схеме: здесь указывается графическая информация о производимых действиях с товаром в виде схематичного рисунка. Условные обозначения делятся на:
• технологические;
• вспомогательные;
• погрузочно-разгрузочные (загрузка и разгрузка, укладка, кантование и прочие);
• складские (штабелирование, разбиение штабелей);
• транспортные;
• контрольные;
5. Описание производимой операции;
6. Продолжительность делится на указание количественных параметров относительно операций:
• машинных;
• ручных;
7. Количество работников, задействованных при выполнении операции;
8. Число операционных циклов на 1 транспортное средство или контейнер;
9. Трудовые ресурсы, затраченные на операцию:
• технологическую;
• вспомогательную;
• погрузочно-разгрузочную;
• складскую;
• транспортную;
• контрольно-учетную;
10. Подъёмно-транспортное оборудование, использующееся для совершения операций, предусмотренных транспортно-технологической схемой;
11. Итоговая графа, в которой аккумулируются данные из составленной транспортно-технологической схемы:
• соотношение людей ко времени, затраченному на проведение операций (чел./мин; чел./час на транспортную партию или грузовой поток);
• такие же показатели в отношении механизированных и ручных работ.
Транспортно-технологическая схема (существующая, предлагаемая)
Результаты исследования и их обсуждение
Построение транспортно-технологической схемы является важным этапом при перевозке товара от потребителя к получателю. Так как проблема своевременной доставки и оптимизации действий как своих, так и партнёров, всегда остро стояли перед компаниями, многие отечественные исследователи обращали своё внимание на подобного рода проблему. Изучив данную тему, мы натолкнулись на ряд исследователей, также работавших в этой сфере.
А.О. Ничипорук в статье под названием «Транспортно-технологические схемы внешнеторговых перевозок химических грузов в смешанном сообщении» размышляет о том, что реализация современных транспортно-технологических систем и схем доставки грузов с участием водного транспорта позволяет достичь некоторых преимуществ для грузовладельцев и транспортных организаций [2]. Безусловно, А.О. Ничипорук прав в этом: например, это позволяет расширить возможности доставки и сделать её наиболее выгодной в цене, но следует заметить, что у речного транспорта также есть свои недостатки. Во-первых, время доставки будет существенно разнится с автомобильным. Это создаёт определённого рода риски и неопределённости, которые необходимо всячески минимизировать. Во-вторых, добавляется ещё один элемент в цепи доставки, что означает потери во времени при перегрузке или перевалке товаров, оформлении документов, дополнительные договорённости, а, возможно, и платежи. В-третьих, речной транспорт также невозможно использовать повсеместно, так как водные пути сообщения существуют не везде и это делает морской вид транспорта не таким мобильным. И, наконец, применяя мультимодальную перевозку также увеличивается риск утраты товара. Особенно опасно это становится при перемещении товаров химической продукции, которая при взаимодействии с водой может вызвать неблагоприятные последствия для экологии и человечества в целом.
А.С. Пластиков в своей работе “Основные критерии и показатели оценки качества и эффективности транспортно-технологических схем и способов доставки грузов” отмечает, что грузовладелец стоит перед выбором: работать ли ему с транспортной компанией или обратиться к экспедиционной организации [3]. Такую ситуацию можно рассмотреть в рамках Гарцбургской модели управления, предполагающей передачу (делегирование) некоторых функций вниз по управленческой цепи [4]. В случае выбора транспортной компании – грузовладелец обязан взять на себя заключение договоров, оценку рисков, оформление документации, расчёт размеров груза и его количества, варианты загрузки, используемый транспорт при перевозке, погрузочно-разгрузочные мероприятия их продолжительность, поиск склада временного хранения, юридические консультации и др. При выборе экспедиционной компании грузовладельцу не нужно обращать внимание на многие из этих формальностей. Все они будут исполняться экспедитором. Таким образом, мы видим, что делая выбор в пользу экспедитора, грузовладельцу нет необходимости выполнять лишний набор функций, которые за него может выполнить профессиональный участник (элемент) рынка перевозок, при этом занимаясь непосредственно своей деятельностью.
О.Г. Быченко в своей научной работе “Методология построения схем взаимодействияотправителя, логистических посредникови получателя при поставках продукции на экспорт” рассматривает взаимоотношения между грузоотправителем и логистическими посредниками, среди которых особо выделяются этапы без использования посредников, включая нескольких экспедиторов, а также взаимоотношения с оператором смешанной перевозки, но в данной работе не отражен один важный, на наш взгляд, момент: методика выбора экспедиторской компании, которой грузовладелец доверил бы перевозку груза [5]. В зависимости от каких критериев грузовладелец должен сделать выбор между несколькими, на его взгляд, подходящими компаниями и какую пользу это принесёт.
Все три научных деятеля констатируют в своих трудах то, что экспедитор – это важный логистический посредник и это, без сомнения, так. Без этого элемента было бы очень сложно представить положение дел на рынке перевозок в целом: каждому грузовладельцу пришлось бы искать, учить, закреплять множество законов, обычаев, разбираться в тонкостях перевозки с одного конца страны на другой. Они также пишут о довольно глобальных вещах, мы же постараемся остановиться на конкретной проблеме и определённом виде транспорта – автомобильном.
Экспедиционных компаний сейчас достаточно много. На сегодняшний день особенно популярна идея “uber для грузоперевозок”. Одной из таких площадок является сайт, развиваемый российскими специалистами “ https://ati.su/”, который насчитывает уже более 215 тысяч активных пользователей и их количество растёт с каждым днём. Поэтому как отправителю, так и получателю важно знать: кому поручить доставку груза, чтобы избежать большинства рисков или максимально минимизировать их, ведь бывают случаи, когда одна из сторон нарушает условия договора и компании могут понести убытки от 3 000 до 1 500 000 рублей. Для решения этой проблемы мы предлагаем создать методику выбора экспедиторской организации, которая по определённым критериям могла бы помочь двум изначальным участникам торговых отношений, сделать выбор в пользу того или иного представителя транспортных услуг. Дело в том, что это позволит уйти от рисков сотрудничества с недобросовестным партнёром и поможет понять: какой критерий имеет больший вес для организации при перевозке грузов.
Среди грузовладельцев существуют философии работы со своими партнёрами:
• Американская – выбор осуществляется по минимальной цене и наиболее выгодным критериям, соответствующим их весу для организации;
• Японская – ориентированность на выбор и работу с надёжным партнёром и развитие с ним долгосрочных деловых отношений.
Руководствуясь этими философиями, грузовладелец уже встаёт перед выбором партнёра. На наш взгляд, американская стратегия выгодна для единовременной перевозки, в то время как японская больше ориентирована на постоянные и ритмичные поставки.
Определившись со стратегией выбора можно приступить к определению критериев, которые имеют значение при перевозке в партнёре. Мы полагаем, что именно руководствуясь оценкой по критериям мы не потеряем много времени на расчёты, обсуждение, она наиболее проста и понятна, а также максимальна приближена к клиенту. Таким образом, критерии могут быть совершенно разные для каждой перевозки и товара, что говорит о гибкости данной системы.
Выделим наиболее частые критерии выбора экспедитора: вид используемого транспорта, перечень оказываемых услуг, курирование смешанных перевозок, информация об экспедиторе (задолженности, нахождение компании в «зелёном коридоре», время работы на рынке и в сфере ВЭД, сумма обеспечения и гарантии и т.д.), охват требуемого сегмента рынка, географическое положение транспортной компании и размещение автопарка, крупная или мелкая организация, надёжность, оперативность, стоимость услуг, информативность и расположение к партнёрству и т.п.
Выводы и заключение
В заключении хотелось бы отметить, что именно экспедитор составляет грузовладельцу транспортно-технологическую схему, основываясь на предоставленной информации от самой компании. Именно поэтому очень важно определиться в выборе этого логистического партнёра, так как именно от него зависит около 80% стоимости конечного продукта. В среднем, рынок грузоперевозок растёт на 1-3% в каждом году. Грузооборот по всему транспорту в Российской Федерации растёт с 475 660,4 в 2016 до 491 828,7 в 2018 млн. тонно-км, что составляет рост в ~3,4%. Индексы же тарифов на грузовые перевозки основными видами транспорта растёт от года в год: на 111,5% в 2015 по сравнению с предыдущим годом, на 105,6% в 2016 в сравнении с 2015 и на 109% в 2017 по сравнению с 2016 годом [6]. Так как тарифы растут, участники прибавляются и перевозимых товаров становится всё больше – становится очевидна необходимость в правильной методике выбора экспедитора.