Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

RUSSIAN-AFRICAN ECONOMIC RELATIONS AT THE PRESENT STAGE: OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT

Valko D.A. 1
1 Plekhanov Russian university of economics
The article studies Russian-African relations at the present stage. The author substantiates the necessity and identifies opportunities for the development of Russian-African economic relations, in particular, with the countries of West Africa, as well as identifies the barriers to this development. The author emphasizes the fact that African countries have the richest natural resources, which is interesting for Russia. The author of the article shows that in the current realities of Russia-Africa economic relations are not well developed, given the fact that in absolute terms the indicators are increasing. The countries of West Africa deserve special attention, as in this region there is a weakening of relations. It is concluded that it is necessary to adopt a comprehensive document – the Strategy of Russia in African countries, the adoption of which would emphasize the importance of Russian-African relations, where to detail economic cooperation, to fix measures aimed at increasing trade turnover, to identify categories of goods, in particular, West African countries, needed by Russia, to emphasize the importance of training African specialists in Russia, taking into account domestic standards, which will contribute to strengthening ties between Russia and Africa.
russian-african economic relations
development opportunities
economic cooperation

Введение

На сегодняшний день геополитическая обстановка сложилась таким образом, что деятельность отечественных предприятий видоизменилась – это объясняется усилением экономического давления на нашу страну. В этой связи особую значимость приобретает сотрудничество стран Африки и России связи с предстоящей ноябрьской конференцией «Россия – Африка 2024». Президент России В.В. Путин также подчеркивает важность российско-африканского сотрудничества [1], закрепляя в Концепции внешней политики нашей страны тот факт, что Россия будет «способствовать дальнейшему становлению Африки в качестве самобытного и влиятельного центра мирового развития» [2].

Если обратиться к данным ФТС [3], то можно заметить, что в 2023 г. отечественный экспорт достиг почти 20-ти млрд. долл., в т. ч. около ¼ этого экспорта – это продовольствие, чуть менее ¼ углеводороды, присутствуют также и продукция ВПК, точные цифры по которой неизвестны; импорт составил 3 млрд. долл., что чуть выше, чем в 2022 г. Данные показатели позволяют говорить о том, что 2023 г. – самый успешный за последнее время в отношении увеличения товарооборота. Однако, следует констатировать сложившийся дисбаланс с точки зрения превалирования экспорта в общем объеме товарооборота: получается, что в структуре товарооборота 85% приходится на экспорт, и только 15% на импорт. Нельзя не признать тот факт, что усиление санкционной политики негативно сказывается и на развитии российско-африканских отношений, что осложняет взаимодействие и актуализирует рассматриваемую проблематику. При этом создание Альянса государств Сахеля вносит свои коррективы: решение некоторых стран Западной Африки (Буркина-Фасо, Мали, Нигера) образовать военно-политический союз ставит совершенно новые задачи.

Цель исследования состоит в обосновании необходимости и в выявлении возможностей развития российско-африканских экономических отношений, в частности, со странами Западной Африки, а также в определении барьеров, препятствующих этому развитию.

Материалы и методы исследования

Основу источников составляют Концепция внешней политики России [2], Декларация 2-го саммита «Россия – Африка» [4], План «Россия – Африка» на 2023–2026 гг. [5], который расширяет положения Декларации, правовые акты ЭКОВАС [6], данные Федеральной таможенной службы РФ [3], а также материалы СМИ стран Западной Африки, в частности The Guardian Nigeria [7], новостное агентство Гана Ghana Business News [8], ивуарский интернет-ресурс Abidjan.net [9].

Представленный анализ российско-африканских экономических отношений базируется на ряде исследований, как отечественного, так и зарубежного дискурса. В частности, В.В. Земсков [10] изучает проблемы суверенитета стран Африки; интерес представляют исследования М.И. Диоманде [11] в части изучения состояния и перспектив российско-африканских отношений; выделением проблем экономической безопасности в своих трудах занимаются В.А. Носков и В.В. Некрасов [12]; А.М. Жамбиков [13] говорит о проблемах в деятельности ЭКОВАС и необходимости введения единой денежной единицы. Кроме того, представляют интерес пути повышения эффективности деятельности нашей страны в условиях кризиса миропорядка, выделенные И.О. Абрамовой и Л.Л. Фитуни [14].

Проведенный анализ источниковой базы позволяет сделать вывод о том, что необходима систематизация имеющихся научных знаний с целью определения возможностей развития России и Африки, в частности, стран Западной Африки, в области экономического взаимодействия.

Результаты исследования и их обсуждение

Говоря о российско-африканских экономических отношениях на современном этапе следует отметить, что страны Африки обладают богатейшими природными ресурсами, что является интересным для России, которая утратила часть своих богатств в связи с распадом СССР в 1991 г. Кроме того, быстрый рост населения Африки открывает перед нашей страной широкие возможности для экспорта отечественных товаров, что несет в себе большие возможности для России. На сегодняшний день российско-африканские экономические отношения продолжают оставаться недостаточно развитыми, несмотря на рост в абсолютном выражении. Страны Африки имеют огромный потенциал для экономического взаимодействия. Важным следует признать развитие отношений и со странами Западной Африки, т.к. на сегодняшний день наиболее развитыми являются отношения России со странами Северной и Южной Африки. Важно наращивать объем инвестиций в Западную Африку для чего нужно создавать необходимые экономические инструменты.

Говоря об инвестиционной привлекательности стран Африки для России, нельзя не сказать о том, что процесс развития российско-африканских экономических отношений сопряжен с существованием барьеров, наличие которых связано с санкциями стран запада. Понятно, что санкции не так вредны для самих стран Африки, но нельзя исключать возможность оказания давления на эти страны непосредственно западными странами, что в конечном итоге может привести к быстрому разрыву российско-африканских отношений. Указанные обстоятельства следует признать серьезными рисками с точки зрения экономической безопасности, в особенности учитывая положительную динамику российско-африканских отношений. В случае усиления санкций со стороны стран запада Россия может потерять инвестиции, вложенные эти страны.

Следует отметить, что отечественный экспорт в страны Африки поступал через глобальных трейдеров, импорт осуществлялся аналогичным образом. В связи с тем, что с 2023 г. трейдеры перестали работать с нашей страной, актуализировался вопрос долгосрочных отношений со странами Африки. Однако за прошедшие годы инвесторы КНР, Индии, Турции и других стран уже закрепились в регионе, поэтому России нужно действовать, принимая данный факт во внимание. Кроме того, как известно, с введением санкций ЭКОВАС 17 сентября 2023 г. Буркина-Фасо, Мали и Нигер, у которых нет морской границы, учредили Альянс государств Сахеля. Понятно, что данный Альянс приводит к формированию двух блоков государств, находящихся в экономическом противостоянии. Представляется, что с течением времени конкуренция с ЭКОВАС будет усиливаться: на сегодняшний день в состав ЭКОВАС входят 11 стран, т. к. членство 4 стран приостановлено. Можно утверждать, что структура Альянса гибче ЭКОВАС, и решения, касающиеся сотрудничества будут приниматься быстрее и легче, хотя бы потому, что Альянс является сообществом трех государств, а в ЭКОВАС входят 11 стран Западной Африки. Следует отметить, что Нигер, как участник Альянса, отличается от Буркина-Фасо и Мали, в частности тем, что руководство этой страны продолжает активное сотрудничество с США (военные базы США продолжают оставаться в этой стране). Можно говорить о том, что экономические связи Нигера с Россией продолжают оставаться достаточно слабыми. С учетом санкций со стороны ЭКОВАС, Альянсу, который только начинает свою деятельность, предстоит столкнуться с трудностями во всех сферах.

По численности населения среди стран Западной Африки первую строчку занимает Нигерия 51,8% в 2023 г., вторую – Гана 7,7%, и, третью – Кот-д’Ивуар 6,6%, а далее идут члены Альянса Нигер – 6,2%, Буркина-Фасо 5,3% и Мали 5,1% [15]. Крупнейшей экономикой Западной Африки является Нигерия. Экономическая привлекательность этой страны велика. Она и экономически, и демографически значительно превосходит другие страны Западной Африки и обладает значительными запасами углеводородов, а также имеет широкие возможности для развития сельского хозяйства. Согласно нигерийских данных, Россия за 2023 г. занимала 7-ую строчку среди поставщиков товаров, уступая КНР, США, Индии и другим странам [6]. Отечественный бизнес направляет усилия на развитие связей с нигерийскими партнерами, в частности, поставкой технологий и капитала занимается «Лукойл», а также присутствует в регионе «Уралхим» и «Уралкалий». Среди перспективных направлений – сотрудничество в области ядерной энергетики. Нигерия поставляет в Россию растения и какао-бобы, а Гана деверья, предназначенные для посадки, продукцию земледелия, натуральный жемчуг. Наша страна ввозит в Нигерию, по большей части, удобрения, нефть, зерновые, медицинские препараты; а в Гану – готовую мебель, а также удобрения.

Таким образом, необходимо укреплять деловые связи между российскими и африканскими предпринимателями, проводить саммиты, постоянно быть в диалоге в части инвестиционной деятельности, а также расширения торговых отношений. Нужным и эффективным будет являться использование практик государственного частного партнерства как элемента для развития российско-африканских экономических отношений на современном этапе. Необходимо направлять усилия на расширение правовой базы в сфере защиты капиталовложений. Также, эффективным будет выделение специальных экономических зон. Кроме того, способствовать расширению сотрудничества может помочь специальный орган, целью создания которого было бы решение задач по поддержанию связей между странами, что позволило бы выстроить новые логистические связи, и, как следствие, увеличить товарооборот.

Согласно Концепции внешней политики «со странами Африки планируется достижение следующих целей, как продовольственная и энергетическая безопасность; военно-техническое сотрудничество; содействие в преодолении последствий конфликтов; наращивание товарооборота и объемов инвестиций; подготовка кадров; и продвижение межкультурного диалога» [2]. Cледует отметить, что выявление данных направлений является движением в сторону создания полноценной Стратегии российско-африканского сотрудничества, которая предполагала бы разноплановое взаимодействие, принятие которой подчеркнуло бы важность российско-африканских отношений, в т. ч. и в экономической сфере. Важно детально зафиксировать все положения этого документа и еще раз подчеркнуть важность сотрудничества по следующим направлениям:

1. Политическая поддержка стран России и Африки на международной арене.

2. Развитие экономических отношений со всеми странами Западной Африки не только со странами с крупнейшими экономиками, такими как Нигерия и Гана, но и со небольшими, в частности, с республикой Сенегал, Тоголезской республикой, Гамбией, Кабо-Верде и пр.

3. Развитие гуманитарной составляющей, целью которой является повышение уровня и качества жизни людей.

4. Развитие образовательного направления, т. к. подготовка африканских специалистов в России, и, наоборот, будет способствовать укреплению отношений, в т. ч. путем признания дипломов, полученных, как в российских, так и в африканских вузах. Поддержание связей с выпускниками в дальнейшем.

5. Развитие правоохранительной составляющей, помогающей стабилизировать уровень безопасности в африканских странах.

6. Развитие сотрудничества в сфере энергетики, природоохранительной деятельности и экологии.

Заключение

Таким образом, развитие российско-африканских экономических отношений со странами Западной Африки играет важную роль для России в части расширения экономических связей и укрепления экономической безопасности. Следует сделать вывод о том, что на текущий момент Россия восстанавливает свои потерянные позиции в этих странах. Российско-африканские экономические отношения на современном этапе – одно из быстро развивающихся направлений внешней политики нашей страны, что доказывает необходимость принятия всеобъемлющего документа – Стратегии России в Африке. Новый миропорядок еще не сформировался, что позволяет государствам Западной Африки активно участвовать в развитии экономик своих стран. Однако страны Западной Африки не имеют единого мнения относительно расширения присутствия нашей страны в Сахеле. По сути, Альянс государств Сахеля следует признать альтернативой ЭКОВАС, где задает тон Нигерия. Становится понятно, что укрепление Альянса государств Сахеля негативно оценивается Нигерией, и как следствие, ее союзниками, а это, в первую очередь, Гана и Кот-д’Ивуар. З-й саммит «Россия-Африка» планируется провести в 2026 г., и, до этого момента, крайне важно выработать эффективные мероприятия, направленные на развитие российско-африканских экономических отношений, в основе которых будут: выверенные позиции товаров для экспорта и импорта, подготовленные специалисты для развития российско-африканского сотрудничества, а также выработанная своеобразная модель экономического взаимодействия, которая применима к африканским странам.