Введение
Отечественная экономика столкнулась с масштабными ограничениями и мерами сдерживания ее развития. Преодоление этих ограничений невозможно без стимулирования развития малого бизнеса, который является одним из основных участников и ведущим драйвером развития экономик развитых стран.
Современная наука и практика подтверждают, что не только поддержка крупнейших предприятий, но и стимулирование развития малого бизнеса в текущих условиях позволит повысить уровень экономического развития РФ. Малый бизнес в большинстве своем способен значительно и за короткие сроки наращивать количество рабочих мест за счёт большей гибкости и адаптивности к внешним условиям, что несомненно окажет положительное влияние на прогрессивный рост экономического развития нашей страны.
Для достижения указанной цели создание всесторонних условий поддержки малого бизнеса должно иметь не последнее значение в программах поддержки отечественной промышленности, что подтверждает актуальность выбранной тематики исследования.
Целью исследования является оценка потенциала малого бизнеса в инновационной деятельности с последующим определением набора задач для реализации мероприятий по развитию инноваций в среде малого предпринимательства.
Материалы и методы исследования
Теоретической и методологической основой исследования являются научные и учебные публикации российских исследователей в области проблематики исследования [4].
В качестве метода исследования использован комплексный подход, в том числе проведение статистического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии [1] важным драйвером инновационного развития страны остается уровень деловой активности малых и микропредприятий. Также следует понимать, что показатели, характеризующие состояние социальной сферы, к которым в том числе относится уровень безработицы (следует указать, что за последние годы уровень её существенно сократился), также в существенной мере зависят от малого бизнеса. Стратегические ориентиры государственной политики Российской Федерации (рисунок 1) [1].
По данным, предоставляемым [1], в РФ на конец 2021 г. число работников, занятых в сфере малого бизнеса, превысило показатель в 10,6 млн человек [2, 3]. Данный факт подтверждает утверждение, что именно сфера малого предпринимательства вносит существенный вклад в уровень занятости трудового населения РФ, а также вносит посильный вклад в рост уровня жизни населения страны.
Рис. 1. Стратегические ориентиры политики государства в сферах малого и среднего бизнеса до 2030 года
Рис. 2. Затраты на инновационную деятельность по видам затрат (на основе данных Росстата за 2021 год)
Сфера малого предпринимательства является важным звеном в цепочке создания ценности конечного продукта, поставляя сырье, материалы, комплектующие для среднего и крупного бизнеса, порождает здоровую конкуренцию, приводящую к повышению качества товаров и услуг, производимых и предоставляемых как для отечественного, так и зарубежного рынков [5].
Следует указать, что от уровня финансирования инновационной деятельности предприятий зависит реализация целей и задач инновационного развития малого бизнеса в Российской Федерации. На основе статистических данных [2] авторский коллектив определил затраты на инновационную деятельность по видам затрат, которые представил на рисунке 2.
Так в 2021 году малые предприятия в первую очередь вкладывали средства в возобновление основных фондов (основных средств, капитальные вложения), также существенная доля компаний производили затраты на исследования и разработку новых продуктов. При этом относительно небольшую долю компаний сферы малого бизнеса, производивших затраты на патентование и лицензирование.
На рисунке 3 представлена структура затрат на инновации по источникам финансирования за 2019 год [2].
Анализ данных Росстата позволяет выделить «собственные средства предприятий» (70,7%) как основной источник инноваций в сфере малого бизнеса. Существенную долю (23,9%) составляют прочие средства, в основном состоящие из кредитных средств (19,7%). Средства федерального бюджета покрывают 3,6% расходов на инновации. Данный показатель может указывать на сложности в получении бюджетных средств малыми предприятиями, что с учетом вышеизложенного, должно быть изменено в лучшую сторону. Представим детализацию вложений в инновации по данным Росстата за 2021 год (рисунок 4) [2].
Из рисунка 4 видно, что затраты на разработку и внедрение инноваций малыми предприятиями в 2021 году также финансируются в основном за счет собственных средств (77,8%), что превышает показатель 2019 года на 7 процентных пунктов.
Рис. 3. Структура затрат на инновации малых предприятий по источникам финансирования (по данным за 2019 год)
Рис. 4. Структура затрат на инновации малых предприятий по источникам финансирования (по данным за 2021 год)
С одной стороны, это может говорить о появившихся свободных денежных средствах в секторе малого предпринимательства, с другой стороны указывает на незначительный интерес со стороны федеральных программ по инновационному развитию малого предпринимательства (уровень в 3,6% остался практически неизменным по отношению к 2019 году).
При этом следует указать на то, что в 2021 году по сравнению с 2019 годом на порядок (с 0,3 % в 2019 году до 2,0% возросла доля средств бюджетов регионального уровня и местного самоуправления), что говорит о развитии программ инновационного развития, финансируемых в регионах.
Доля кредитных средств в финансировании инноваций снизилась с 19,7 % в 2019 году до 10,7% в 2021 году. При этом следует указать на положительную динамику в росте самих объемов финансирования инновационных разработок малыми предприятиями. Так в 2019 году малый бизнес выдели на развитие инноваций 27 млрд руб. По результатам 2021 года данное значение составило уже 54 млрд руб., что в 2 раза превышает показатель за 2019 год [2].
Выводы
Авторским коллективом был проведен анализ затрат на инновационную деятельность по видам затрат, а также структуры расходов на инновации малых предприятий по источникам финансирования, проведена сравнительная аналитика изменений. За основу брались статистические данные, предоставленные Росстатом РФ, а также стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ. В результате данного исследования можно выдвинуть предположение о целесообразности изменения состава расходов предприятий малого бизнеса на инновационную деятельность. Следует увеличивать финансирование инновационных разработок за счет бюджетных средств федерального и регионального уровней. Сфера малого предпринимательства вносит существенный вклад в уровень занятости трудового населения Российской Федерации, а также вносит вклад в рост уровня жизни населения страны, в конечном счете это положительно влияет на рост ВВП страны. Авторским коллективом предлагается следующий набор задач для реализации мероприятий по развитию инноваций в среде малого предпринимательства:
1. В сфере нормативно-правового обеспечения: совершенствование законодательной базы по финансированию и софинансированию инновационной деятельности сферы малого бизнеса, в том числе за счёт адаптации под современные реалии сопровождения проектов в юридической, информационной, экономико-финансовой областях, а также инфраструктурного сопровождения; адаптация системы закупочной деятельности.
2. В сфере финансов: упрощение (при сохранении уровня финансовой безопасности) системы и алгоритмов получения малыми предприятиями финансовых ресурсов за счет целевых грантов, доступных кредитов, а также системы субсидирования инноваций.
3. В сере налогообложения: применение адаптивных технологий и гибкого налогообложения для малого бизнеса, выпускающих инновационную продукцию и внедряющих инновации.
4. В научно-техническом плане: всесторонняя поддержка участников на всех стадиях жизненного цикла (от идеи до вывода на рынок) при создании инновационного продукта.
5. В плане конкурентоспособности: стимулирование роста количества предприятий, участвующих во внедрении систем менеджмента качества и проходящих добровольную сертификацию выпускаемой продукции для повышения качества конечного продукта малых предприятий и, в конечном счете, положительного влияния на конкурентоспособность как продукта, так и бизнеса.
6. В информационном плане: модернизация систем информирования и информационного сопровождения инновационной деятельности малого предпринимательства; развитие систем стимулирования спроса на инновационную продукцию отечественного малого бизнеса в регионах РФ.
Реализация указанных выше мероприятий создаст условия для повышения интереса малого бизнеса к участию в инновационных процессах, что сделает возможным реализовать стратегию научно-технологического развития РФ.