Введение
Глобальное изменение мировой конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг, обусловленное пандемией коронавирусной инфекции и связанными с ней ограничениями на передвижения граждан между странами, политически мотивированным усложнением для граждан Российской Федерации процедур пересечения государственных границ, обусловили трансформацию туристско-рекреационной отрасли РФ. С учётом обозначенных обстоятельств, актуальными и своевременными являются исследования, направленные на выявление специфики регионального туризма. Целью настоящей статьи является идентификация факторов, показателей, тенденций туризма и рекреации Республики Адыгея, а также обоснование организационно-экономических предложений, инструментов повышения его эффективности.
Материалы и методы исследования
Статистические материалы Росстата, информация органов исполнительной власти Республика Адыгея, касающаяся развития туризма и рекреации врегионе сформировали информационную базу статьи. Применение нами таких методов научного познания, как синтез, анализ, расчётно-аналитического инструментария обеспечило высокий уровень достоверности полученных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопросы развития туризма и рекреации РФ находят научную интерпретацию в трудах российских учёных-экономистов. Подходы, управленческие методы развития туризма, предложения по совершенствованию нормативно-правового механизма функционирования индустрии гостеприимства Южного макрорегиона РФ находят отражение в трудах Анопченко Т.Ю., Ревунова Р.В., Лапина А.С. [1], Ревунова С.В. [2], Свиридовой Е.П., Гуня А.Н. [6]. Особенности развития таких видов туризма, как гастрономический, экологический в Республике Адыгея анализируют Панина Е.А. [5], Тутаришева Ф.С. [8]. Тамов А.А., Бабалян Э.Б., Хатукай С.А. [7] исследуют взаимосвязь отрасли туризма и рекреации Республики Адыгея с другими отраслями региональной экономики.
Обусловленная санкционным воздействием структурная диверсификация экономики РФ подразумевает дополнительное научное исследование особенностей региональных экономических систем, в частности, Республики Адыгея.
Республика Адыгея расположена в Южном федеральном округе РФ. Численность населения региона составляет около 0,5 млн чел., площадь около 7,6 тыс. км2 [3]. Основу экономики рассматриваемого субъекта РФ составляют сельскохозяйственное производство, представленное животноводством в горной части Республики, и растениеводством – в равнинной части, производством продовольственных товаров, текстильное производство, выпуск строительных материалов, бумаги, изделий из резины и пластмассы, деятельность в сфере туризма и рекреации.
На территории исследуемого региона располагаются особо охраняемые природные территории, в частности, находящиеся в республиканском ведении природные парки: «Большой Тхач», «Верховье реки Цица», «Горная Адыгея». Уникальные природные ландшафты, включающие в себя горные массивы, леса, водные объекты делают регион одним из наиболее привлекательным для туристов субъектов ЮФО РФ.
Графическая интерпретация валовой добавленной стоимости, создаваемой туризмом и рекреацией представлена на рисунках 1 и 2 (в основных ценах [3, 4]).
Как показывают данные рисунков 1 и 2, за период наблюдения ВДС туризма и рекреации регионов ЮФО, в целом, увеличилась с 310,6 млрд руб. до 389,3 млрд руб. (+78,7 млрд руб.). Аналогичный показатель для Республики Адыгея составил 1,3 млрд руб. При этом, сопоставление темпов роста индустрии гостеприимства, составивших для ЮФО 25,4 %, Республики Адыгея 29,8 %, показывает превышение данного показателя исследуемого региона над окружным значением. Принимая во внимание тематику статьи, рассмотрим динамику посещения региона туристами (рисунок 3) [3, 4].
Согласно информации, представленной на рисунке 3, отмеченная нами ранее тенденция увеличения создаваемой туризмом и рекреацией Республики Адыгея докалённой стоимости обусловлена ростом количества потребителей туристско-рекреационных услуг.
Рис. 1. Динамика ВДС туризма и рекреации ЮФО РФ с 2019 г. по 2022 г.
Рис. 2. Динамика ВДС туризма и рекреации Республики Адыгея с 2019 г. по 2022 г.
Рис. 3. Динамика численности граждан РФ, размещённых в коллективных средствах размещения Республики Адыгея за период 2019-2022 гг.
Показатели качественного состояния инфраструктуры размещения туристов Республики Адыгея с 2019 по 2022 г.
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Изменение (в абс. знач.) |
Темп роста, % |
Число мест в коллективных средства размещения, ед. |
4767 |
4679 |
4891 |
5486 |
719 |
15,1 |
Число коллективных средств размещения, ед. |
102 |
90 |
88 |
96 |
-6 |
-5,9 |
Число номеров в коллективных средствах размещения, ед. |
1865 |
1892 |
1992 |
2172 |
307 |
16,5 |
из них число номеров высшей категории, ед. |
47 |
82 |
103 |
104 |
57 |
121,3 |
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. м2 |
39 |
39 |
42 |
48 |
10 |
24,9 |
Численность граждан, размещённых в коллективных средствах размещения региона (то есть проведших хотя-бы одну ночь) увеличилась с 142,4 тыс. чел. до 177,8 тыс. чел. (+35,4 тыс. чел., +24,9 %). Подобная тенденция свидетельствует о постепенном увеличении спроса на региональные туристско-рекреационные услуги, а также усилении нагрузки на имеющиеся в регионе коллективные средства размещения гостей (к указанной категории относят гостиницы, пансионаты, дома отдыха, санатории, кемпинги, мотели и т. п.). В таблице [3, 4] представлены показатели качественного состояния объектов инфраструктуры данной категории.
Как показывают данные таблицы, за период наблюдения отмечаются следующие тенденции качественного состояния инфраструктуры коллективных средств размещения туристов: во-первых, увеличилось количество мест с 4679 единиц до 5486 ед. (+719 ед., +15,1%), во-вторых, возросло количество номеров с 1865 ед. до 2172 ед. (+307 ед., +16,5 %), при этом количество номеров высшей категории увеличилось в абсолютном выражении на 57 (+121,3 %). Также наблюдается устойчивая тенденция увеличения общей площади номерного фонда коллективных средств размещения (+10 тыс. м2, +24,9 %). В тоже время, количество региональных средств размещения снизилось на 6 объектов (-5,9 %), что обусловлено выводом из эксплуатации и закрытием старых советских гостиниц, модернизация которых экономически нецелесообразна.
Наблюдаемая в настоящее время тенденция увеличения внутреннего турпотока, обусловленная, в том числе, введением ограничений для россиян на посещение некоторых иностранных государств, падением курса рубля, что вызывает удорожание выездного туризма, формирует предпосылки ускорения социально-экономического развития регионов РФ, индустрия гостеприимства которых способна сформировать качественное предложение. С учётом вышеупомянутых нами факторов туристско-рекреационной привлекательности Республики Адыгея, необходимо создание административных, экономических, организационных предпосылок активизации инвестиционной деятельности в отрасли регионального туризма и рекреации. Приоритетным направлением подобной активизации, по нашему мнению, является модернизация инфраструктуры коллективных средств размещения, за счёт увеличения количества номерного фонда наиболее востребованной категории комфортности: три, четыре звезды. Разрабатываемые меры целесообразно зафиксировать в региональном законодательном акте, формирующем административные механизмы мотивации инвесторов к осуществлению капиталовложений на средне- (5-7 лет) и долгосрочный (8 лет и более) периоды в туристско-рекреационной сфере с помощью имеющегося инструментария реализации проектов в формате государственно-частного партнёрства.
Выводы
В завершение необходимо отметить следующее:
1. Природно-климатические, географические, культурно-исторические условия Республики Адыгея, выражающиеся в наличии не подверженных интенсивному антропогенному воздействию природных ландшафтов, богатым истории и культуре адыгейского народа, формируют благоприятные предпосылки для развития таких перспективных направлений предоставления туристско-рекреационных услуг, как экологический, гастрономический, оздоровительный, этнографический, событийный, спортивный виды туризма. Однако указанный потенциал в настоящее время реализуется не в полной мере.
2. Среди основных факторов, ограничивающих развитие индустрии гостеприимства Республики Адыгея, необходимо отметить следующие: высокий уровень износа объектов туристско-рекреационной инфраструктуры (особенно в горной части Республики); сравнительно малое количество мест размещения гостей, отвечающих современным требованиям к уровню комфорта; отсутствие узнаваемого регионального туристско-рекреационного бренда.
3. Минимизация негативного действия упомянутых выше ограничительных факторов туризма и рекреации Республики Адыгея, а также развитие индустрии гостеприимства подразумевают, прежде всего, активизацию инвестиционной деятельности в данном направлении. В целях стимулирования инвесторов к осуществлению капиталовложений в модернизацию объектов республиканской туристско-рекреационной инфраструктуры, нами предлагается такая мера, как разработка и принятие регионального закона о государственно-частном партнёрстве (ГЧП) в сфере туризма и рекреации, в рамках которого необходимо зафиксировать механизм передачи находящихся в республиканской собственности объектов индустрии гостеприимства, земельных, лесных участков, водных объектов инвесторам для реализации средне- и долгосрочных проектов. Практическая реализация вышеизложенного предложения позволит создать правовые гарантии инвестиций в развитие регионального туризма, что повысит мотивацию к вложению капитала в данной сфере.