Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MAIN INDICATORS AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF TOURISM AND RECREATION IN THE REPUBLIC OF ADYGEA

Yanchenko E.A. 1 Yanchenko D.D. 1
1 Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute – branch of the Don State Agrarian University
1444 KB
The article interprets the contribution of tourism and recreation to the economy of the Republic of Adygea, identifies factors limiting the development of the regional hospitality industry, namely: high level of depreciation of tourism and recreational infrastructure facilities (especially in the mountainous part of the Republic); a relatively small number of guest accommodations that meet modern requirements for the level of comfort; lack of a recognizable regional tourism and recreation brand. In order to stimulate investors to invest in the modernization of the republican tourism and recreation infrastructure facilities, the authors substantiate such a measure as the development and adoption of a regional law on public-private partnership (PPP) in the field of tourism and recreation, within the framework of which it is necessary to fix the mechanism for the transfer of hospitality industry facilities, land, forest plots, water bodies in republican ownership to investors for the implementation of medium- and long-term projects. Practical implementation of the above proposal will create legal guarantees for investments in the development of regional tourism, which will increase the motivation to invest in this area. The results of the study can be used by government bodies of the constituent entities of the RF for the development of tourism and recreation at the regional level.
tourism
recreation
region
republic of adygea
hospitality industry
economy
dynamics
factors
trends

Введение

Глобальное изменение мировой конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг, обусловленное пандемией коронавирусной инфекции и связанными с ней ограничениями на передвижения граждан между странами, политически мотивированным усложнением для граждан Российской Федерации процедур пересечения государственных границ, обусловили трансформацию туристско-рекреационной отрасли РФ. С учётом обозначенных обстоятельств, актуальными и своевременными являются исследования, направленные на выявление специфики регионального туризма. Целью настоящей статьи является идентификация факторов, показателей, тенденций туризма и рекреации Республики Адыгея, а также обоснование организационно-экономических предложений, инструментов повышения его эффективности.

Материалы и методы исследования

Статистические материалы Росстата, информация органов исполнительной власти Республика Адыгея, касающаяся развития туризма и рекреации врегионе сформировали информационную базу статьи. Применение нами таких методов научного познания, как синтез, анализ, расчётно-аналитического инструментария обеспечило высокий уровень достоверности полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросы развития туризма и рекреации РФ находят научную интерпретацию в трудах российских учёных-экономистов. Подходы, управленческие методы развития туризма, предложения по совершенствованию нормативно-правового механизма функционирования индустрии гостеприимства Южного макрорегиона РФ находят отражение в трудах Анопченко Т.Ю., Ревунова Р.В., Лапина А.С. [1], Ревунова С.В. [2], Свиридовой Е.П., Гуня А.Н. [6]. Особенности развития таких видов туризма, как гастрономический, экологический в Республике Адыгея анализируют Панина Е.А. [5], Тутаришева Ф.С. [8]. Тамов А.А., Бабалян Э.Б., Хатукай С.А. [7] исследуют взаимосвязь отрасли туризма и рекреации Республики Адыгея с другими отраслями региональной экономики.

Обусловленная санкционным воздействием структурная диверсификация экономики РФ подразумевает дополнительное научное исследование особенностей региональных экономических систем, в частности, Республики Адыгея.

Республика Адыгея расположена в Южном федеральном округе РФ. Численность населения региона составляет около 0,5 млн чел., площадь около 7,6 тыс. км2 [3]. Основу экономики рассматриваемого субъекта РФ составляют сельскохозяйственное производство, представленное животноводством в горной части Республики, и растениеводством – в равнинной части, производством продовольственных товаров, текстильное производство, выпуск строительных материалов, бумаги, изделий из резины и пластмассы, деятельность в сфере туризма и рекреации.

На территории исследуемого региона располагаются особо охраняемые природные территории, в частности, находящиеся в республиканском ведении природные парки: «Большой Тхач», «Верховье реки Цица», «Горная Адыгея». Уникальные природные ландшафты, включающие в себя горные массивы, леса, водные объекты делают регион одним из наиболее привлекательным для туристов субъектов ЮФО РФ.

Графическая интерпретация валовой добавленной стоимости, создаваемой туризмом и рекреацией представлена на рисунках 1 и 2 (в основных ценах [3, 4]).

Как показывают данные рисунков 1 и 2, за период наблюдения ВДС туризма и рекреации регионов ЮФО, в целом, увеличилась с 310,6 млрд руб. до 389,3 млрд руб. (+78,7 млрд руб.). Аналогичный показатель для Республики Адыгея составил 1,3 млрд руб. При этом, сопоставление темпов роста индустрии гостеприимства, составивших для ЮФО 25,4 %, Республики Адыгея 29,8 %, показывает превышение данного показателя исследуемого региона над окружным значением. Принимая во внимание тематику статьи, рассмотрим динамику посещения региона туристами (рисунок 3) [3, 4].

Согласно информации, представленной на рисунке 3, отмеченная нами ранее тенденция увеличения создаваемой туризмом и рекреацией Республики Адыгея докалённой стоимости обусловлена ростом количества потребителей туристско-рекреационных услуг.

missing image file

Рис. 1. Динамика ВДС туризма и рекреации ЮФО РФ с 2019 г. по 2022 г.

missing image file

Рис. 2. Динамика ВДС туризма и рекреации Республики Адыгея с 2019 г. по 2022 г.

missing image file

Рис. 3. Динамика численности граждан РФ, размещённых в коллективных средствах размещения Республики Адыгея за период 2019-2022 гг.

Показатели качественного состояния инфраструктуры размещения туристов Республики Адыгея с 2019 по 2022 г.

Показатель

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Изменение (в абс. знач.)

Темп роста, %

Число мест в коллективных средства размещения, ед.

4767

4679

4891

5486

719

15,1

Число коллективных средств размещения, ед.

102

90

88

96

-6

-5,9

Число номеров в коллективных средствах размещения, ед.

1865

1892

1992

2172

307

16,5

из них число номеров высшей категории, ед.

47

82

103

104

57

121,3

Площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. м2

39

39

42

48

10

24,9

Численность граждан, размещённых в коллективных средствах размещения региона (то есть проведших хотя-бы одну ночь) увеличилась с 142,4 тыс. чел. до 177,8 тыс. чел. (+35,4 тыс. чел., +24,9 %). Подобная тенденция свидетельствует о постепенном увеличении спроса на региональные туристско-рекреационные услуги, а также усилении нагрузки на имеющиеся в регионе коллективные средства размещения гостей (к указанной категории относят гостиницы, пансионаты, дома отдыха, санатории, кемпинги, мотели и т. п.). В таблице [3, 4] представлены показатели качественного состояния объектов инфраструктуры данной категории.

Как показывают данные таблицы, за период наблюдения отмечаются следующие тенденции качественного состояния инфраструктуры коллективных средств размещения туристов: во-первых, увеличилось количество мест с 4679 единиц до 5486 ед. (+719 ед., +15,1%), во-вторых, возросло количество номеров с 1865 ед. до 2172 ед. (+307 ед., +16,5 %), при этом количество номеров высшей категории увеличилось в абсолютном выражении на 57 (+121,3 %). Также наблюдается устойчивая тенденция увеличения общей площади номерного фонда коллективных средств размещения (+10 тыс. м2, +24,9 %). В тоже время, количество региональных средств размещения снизилось на 6 объектов (-5,9 %), что обусловлено выводом из эксплуатации и закрытием старых советских гостиниц, модернизация которых экономически нецелесообразна.

Наблюдаемая в настоящее время тенденция увеличения внутреннего турпотока, обусловленная, в том числе, введением ограничений для россиян на посещение некоторых иностранных государств, падением курса рубля, что вызывает удорожание выездного туризма, формирует предпосылки ускорения социально-экономического развития регионов РФ, индустрия гостеприимства которых способна сформировать качественное предложение. С учётом вышеупомянутых нами факторов туристско-рекреационной привлекательности Республики Адыгея, необходимо создание административных, экономических, организационных предпосылок активизации инвестиционной деятельности в отрасли регионального туризма и рекреации. Приоритетным направлением подобной активизации, по нашему мнению, является модернизация инфраструктуры коллективных средств размещения, за счёт увеличения количества номерного фонда наиболее востребованной категории комфортности: три, четыре звезды. Разрабатываемые меры целесообразно зафиксировать в региональном законодательном акте, формирующем административные механизмы мотивации инвесторов к осуществлению капиталовложений на средне- (5-7 лет) и долгосрочный (8 лет и более) периоды в туристско-рекреационной сфере с помощью имеющегося инструментария реализации проектов в формате государственно-частного партнёрства.

Выводы

В завершение необходимо отметить следующее:

1. Природно-климатические, географические, культурно-исторические условия Республики Адыгея, выражающиеся в наличии не подверженных интенсивному антропогенному воздействию природных ландшафтов, богатым истории и культуре адыгейского народа, формируют благоприятные предпосылки для развития таких перспективных направлений предоставления туристско-рекреационных услуг, как экологический, гастрономический, оздоровительный, этнографический, событийный, спортивный виды туризма. Однако указанный потенциал в настоящее время реализуется не в полной мере.

2. Среди основных факторов, ограничивающих развитие индустрии гостеприимства Республики Адыгея, необходимо отметить следующие: высокий уровень износа объектов туристско-рекреационной инфраструктуры (особенно в горной части Республики); сравнительно малое количество мест размещения гостей, отвечающих современным требованиям к уровню комфорта; отсутствие узнаваемого регионального туристско-рекреационного бренда.

3. Минимизация негативного действия упомянутых выше ограничительных факторов туризма и рекреации Республики Адыгея, а также развитие индустрии гостеприимства подразумевают, прежде всего, активизацию инвестиционной деятельности в данном направлении. В целях стимулирования инвесторов к осуществлению капиталовложений в модернизацию объектов республиканской туристско-рекреационной инфраструктуры, нами предлагается такая мера, как разработка и принятие регионального закона о государственно-частном партнёрстве (ГЧП) в сфере туризма и рекреации, в рамках которого необходимо зафиксировать механизм передачи находящихся в республиканской собственности объектов индустрии гостеприимства, земельных, лесных участков, водных объектов инвесторам для реализации средне- и долгосрочных проектов. Практическая реализация вышеизложенного предложения позволит создать правовые гарантии инвестиций в развитие регионального туризма, что повысит мотивацию к вложению капитала в данной сфере.