Введение
Для построения устойчивой индустрии туризма необходимо конкурентоспособное крупное предпринимательство, которое будет своеобразной визитной карточкой страны. Именно субъекты крупного туристского предпринимательства отстаивают его экономические интересы и позиции, способствуют ускорению интеграционных экономических процессов и притоку иностранных капиталов в индустрию туризма. Кроме того, крупные предпринимательские структуры в туризме при условии их поддержки государством защищают ключевые направления индустрии туризма от вредного влияния иностранного капитала.
Крупное туристское предпринимательство практически еще не стало объектом системного теоретического анализа и законодательного регулирования. Таким объектом сейчас, по большей части, являются те или иные организационно-правовые формы, аспекты функционирования крупных туристских предприятий (взаимоотношения между собственниками и менеджментом, концентрация рыночных рычагов власти, социальная ответственность и др.), а также разновидности крупного туристского предпринимательства.
Веская причина отсутствия системного исследования крупного туристского предпринимательства заключается в том, что экономисты недооценивали роль крупного туристского бизнеса и отождествляли любые его проявления с монополией, которая подвергалась жесткой критике. При этом различным проблемам крупного бизнеса в туризме посвящены работы Е.А. Джанджугазовой [2], В.Ю. Карпенко [4], А.А. Касимовой [5], В.А. Семиглазовой [10], Д.А. Ситкевича [11], Т.В. Ухиной [12], М.С. Филатовой [13], Л.П. Шматько [15] и др. При этом перспективы развития крупного бизнеса в индустрии туризма исследованы недостаточно.
Целью исследования является обоснование перспектив развития крупного бизнеса в индустрии туризма в современных условиях.
Материалы и методы исследования
Достоверность и обоснованность исследования обеспечило использование: методов анализа и синтеза (при изучении зарубежного опыта развития крупных туристских предприятий; при анализе государственного регулирования крупных туристских предприятий), методов индукции и дедукции (при выяснении критериев и функций крупных туристских предприятий; при исследовании условий формирования и развития крупного туристского предпринимательства в рыночной экономике), исторического метода (при исследованиях эволюции экономических взглядов представителей разных школ на крупное туристское предпринимательство), методов сравнительного и статистического анализа и др. Информационную основу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты, материалы Федеральной службы государственной статистики, периодические издания, интернет.
Результаты исследования и их обсуждение
В Российской Федерации условия формирования крупного туристского предпринимательства являются сложными, часто неблагоприятными и противоречивыми из-за ряда существенных проблем, требующих своего решения. Детальному анализу и изучению крупного туристского предпринимательства препятствует, прежде всего, отсутствие четко определенных теоретико-методологических аспектов его функционирования. Решение этой проблемы требует четкого определения экономической сущности и функций крупного предпринимательства, уточнения количественных и качественных характеристик крупных туристских предприятий.
Актуальной является проблема формирования и развития перспективных форм крупного туристского предпринимательства, совершенствования нормативной базы, разработки программы государственной поддержки крупного туристского предпринимательства. Исследование этих вопросов позволяет выявить закономерности функционирования крупного туристского предпринимательства вообще и внести практические рекомендации по развитию крупных туристских предприятий, учитывая специфические условия их формирования.
В то же время понятия «крупное туристское предпринимательство» и «крупный туристский бизнес» являются по сути одинаковыми. На основе проработанной литературы [1, 6, 16] нами сформулировано несколько рабочих определений понятия «крупное туристское предпринимательство», которые позволили в конечном счете охарактеризовать его как рискованную инновационную деятельность туристских предприятий, занимающих значительную долю на внутреннем и на внешнем рынках, имеющих сложную организационную и управленческую структуру, эффективность которой определяет экономическую мощь индустрии туризма.
При этом в отечественной и мировой практике не существует четких критериев для определения крупного туристского предпринимательства, поэтому нами определены основные количественные и качественные критерии крупных туристских предприятий, установление которых сыграло важную роль при дальнейшем выборе субъектов для исследования крупного туристского предпринимательства [3, 8, 14].
Для индустрии туризма характерным является поступательный эволюционный путь развития крупного предпринимательства и его организационно-правовых форм, которые сменяли друг друга, приспосабливаясь к конкретным историческим условиям. В то же время административно-командная система характеризовалась такими негативными моментами как централизованное планирование, использование преимущественно экстенсивных способов хозяйствования, административные методы управления, административное ценообразование и др.
Негативные стороны функционирования командной экономики тормозили развитие крупного туристского предпринимательства и препятствовали созданию здорового рынка крупных туристских предприятий. При этом можно сформулировать различия между условиями деятельности крупных туристских предприятий в рыночной и административно-командной системах. Такой детальный анализ особенностей деятельности крупного туристского предприятия рыночной и административно-командной экономики позволил нам выделить признаки переходной экономики, которые устраняют негативные последствия развития крупных турисстких предприятий в условиях командной экономики и создают перспективы для их дальнейшего развития.
Этими признаками являются: демонополизация (способствует созданию конкурентной среды и жизнеспособного туристского рынка с оптимальным соотношением частной и государственной собственности), разгосударствление и крупная приватизация (способ поиска реального собственника, создает определенные предпосылки для взаимодействия крупных и малых предприятий) и др.
Практика показала, что эффективность туристской экономики определяется, прежде всего, степенью развития крупного предпринимательства, которое является основным объектом сервисной политики государства, основным ее представителем на внешних рынках. При этом главными факторами формирования и развития крупного туристского предпринимательства являются: искаженный непоследовательный процесс приватизации; высокая инфляция; неблагоприятный инвестиционный климат; несовершенство законодательной базы для сотрудничества крупного и малого туристского бизнеса; отсутствие целостного механизма государственного регулирования и поддержки крупного туристского предпринимательства; чрезмерная налоговая нагрузка и отсутствие необходимых налоговых льгот для крупных туристских предприятий.
Для активизации процесса нами предложено принять следующие меры: подготовить соответствующие проекты нормативных и законодательных актов и внести изменения в действующее отечественное законодательство относительно крупного туристского предпринимательства; способствовать укреплению банковской системы, которая играет ведущую роль в формировании и развитии крупного туристского бизнеса; оказать государственную поддержку в виде налоговых льгот, государственных гарантий, государственных заказов; упростить механизмы организации крупных туристских бизнес-структур; обеспечить надлежащую правовую защиту иностранным инвесторам, которые заинтересованы в долгосрочном инвестировании и др.
Основными чертами развития крупного туристского предпринимательства являются: снижение уровня монополизированности индустрии туризма; снижение уровня эффективности крупных туристских предприятий государственной формы собственности; обострение проблемы управления корпоративной собственностью; положительные сдвиги в отечественном законодательстве, касающиеся крупных туристских предприятий.
В то же время более практическое применение имеют административные методы регулирования (лицензирование, нормирование, запреты, разрешения, штрафы, принуждения) [7, 9]. Экономические методы регулирования, которые являются определяющими в условиях рыночной экономики, не используются должным образом из-за отсутствия необходимой для них институциональной среды.
Заключение
Подводя итоги можно отметить, что свою негибкость, как основной недостаток, крупные туристские предприятия могут компенсировать через сотрудничество с малыми и средними предприятиями. При этом к основным факторам, которые препятствуют нормальному сотрудничеству крупного и малого туристского бизнеса, можно отнести: отсутствие необходимой нормативной базы; нехватку высококвалифицированных кадров, которые способны эффективно управлять в новых условиях; отсутствие действенного контроля со стороны руководителей крупных туристских предприятий за деятельностью дочерних малых туристских предприятий; значительные просчеты в государственной политике.
Необходимость государственной поддержки развития крупного туристского предпринимательства проявляется в льготном налогообложении и кредитовании крупных стратегических туристских предприятий, правительственной поддержке приоритетных инновационных туристских предприятий, применении системы контрактных отношений, развитии смешанной формы предпринимательства. В то же время, используя зарубежный опыт и учитывая специфику отечественной индустрии туризма, необходимо: совершенствовать механизмы государственного регулирования крупных туристских предприятий, предоставив им своевременную и эффективную поддержку в виде налоговых льгот, кредитов, бюджетных ассигнований.