Введение
В научной и методической литературе установилось понятие, что основной учетной и первичной единицей является населенный пункт. При этом каждый из них имеет застроенный участок, который в свою очередь, имеет географическую регистрацию и постоянное или сезонное проживающее население. Исторически сложилось, что традиционным видом деятельности сельских жителей являются охота, рыболовство и рыбоводство, сельское и лесное хозяйство. Этими видами деятельности в России по официальным данным в 2000 г. были заняты 49% сельского населения, в 2013 г. – почти 23%. Главная особенность сельских территорий – рассредоточенность населенных пунктов и малая численность жителей [1, с. 15].
Таблица 1
Динамика удельного веса сельского населения к общей численности населения в Российской Федерации по годам (в %)
Наименование субъекта федерации |
Изменение удельного веса сельского населения к общей численности населения по годам |
||||
2010 к 2005 |
2015 к 2010 |
2019 к 2015 |
2020 к 2019 |
2021 к 2020 |
|
Российская Федерация в целом |
-0,6 |
-0,3 |
-0,6 |
0 |
-0,1 |
Республика Мордовия |
-1,9 |
-1,3 |
-1,9 |
-0,2 |
-0,4 |
Курская область |
-2,8 |
-1,9 |
-1,2 |
-0,2 |
-0,1 |
Кировская область |
-1,8 |
-1,8 |
-1,9 |
-0,4 |
-0,4 |
Воронежская область |
-3,7 |
-1,6 |
-0,9 |
0 |
-0,1 |
Примечание: таблица составлена автором по [2].
На протяжении ряда лет в нашей стране идут процессы ускоренной урбанизации, которые сопровождаются уменьшением удельного веса сельского населения в общей численности населения России, при этом они существенно различаются по субъектам федерации в зависимости от социально-экономической ситуации (таблица 1). Однако сокращение удельного веса и абсолютная убыль сельского населения является не столько следствием демографических процессов, сколько результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности. Основным фактором, влияющим на процессы сокращения сельского населения, по нашему мнению, является значительная дифференциация в доходах и качестве жизни населения крупных городов и сельских поселений, как с позиции оценки комфортности проживания, так и удовлетворения первоочередных потребностей.
В результате сформулированных различий происходит дальнейшая дифференциация качественных показателей структуры населения, а именно: доля трудоспособного населения, рождаемость, миграция сельского населения в городские поселения и др. [3].
Согласно данным, приведенным в газете «Аргументы недели» по Нечерноземью [4]:
- население здесь ежегодно сокращается на 50 тыс. чел.; деревни, сёла и небольшие городские поселения вымирают, а 25 млн га, которые при СССР являлись сельхозугодьями, зарастают бурьяном и лесом;
- ежегодно из села выезжают порядка 200 тыс. чел. (то есть до 20 процентов наиболее трудоспособного сельского населения. Причем в это число входит как выезжающие на постоянное место жительства и по срочным договорам (вахтовый метод);
- по результатам переписи 2002 года из 160 тыс. населенных пунктов 17 не имели зарегистрированных жителей, а в 33 тыс. зарегистрировано всего 1,76 человека;
- в результате сокращения численности сельских поселений, начиная с 1990-х годов в 3-5 раз сократилось число сельских медицинских учреждений и общеобразовательных школ;
- выявленные процессы в изменении структуры сельского населения и инфраструктуры сельских поселений выпускники сельских общеобразовательных учреждений безвозвратно покидают свою «малую родину».
В целях повышения устойчивости системы расселения в 2015 г. Правительством РФ была принята «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [5].
Одним из системообразующих нормативных актов, весьма активно повлиявших на происходящие процессы в Российской Федерации, была принятая в 2019 году стратегия пространственного развития до 2025 года [7]. Основным условием ее реализации было приоритетное развитие крупных и крупнейших агломераций, а также геостратегических территорий. В связи с этим каждый субъект РФ, на территории которого сформировалась городская агломерация, в рамках стратегии долгосрочного социально-экономического развития своего региона определял стратегию развития городской агломерации, как точки роста и развития субъекта РФ, в т. ч. определялись задачи развития населенных пунктов периферийной части городской агломерации.
В развитие системы нормативного регулирования территориального развития в дальнейшем была начата реализация государственной программы развития сельских территорий (далее ГП), основной целью которой декларировалось сохранение доли сельского населения и количества малых населенных пунктов [8].
ГП направлена на сохранение к 2031 г. доли сельского населения в общей численности населения РФ на уровне 25%, на повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 54% [9].
В условиях усиления процессов глобализации сельские территории являются ключевым ресурсом для сегодняшней России, важность которого со временем будет только возрастать. Тем самым достижение целей ГП не только актуально, но и объективно значимо.
Материалы и методы исследования
Теоретической основой явились нормативные правовые акты по вопросам пространственного и территориального развития Российской Федерации и реализации ГП. В качестве основных инструментов планирования развития сельских территорий в ГП используются методы структурного и функционального анализа. Результаты мониторинга социально-экономической ситуации и сопутствующей ей информации, размещаются на официальным сайте Правительства РФ, Правительства Московской области и других субъектов РФ. Наряду с этим проводилось изучение статей, опубликованных в научных журналах, связанных с реализацией ГП и стратегий социально-экономического развития субъектов РФ.
Результаты исследования и их обсуждение
Необходимо отметить, что комплексное решение задачи повышения уровня и улучшения качества жизни сельского населения осуществляется с использованием программно-целевого подхода.
Специалистами отмечается, что задействовано 16 государственных программ, важнейшие из которых представлены в таблице 2.
Все эти программы в той или иной мере связаны с реализацией целей ГП [6]. Например, в число приоритетов пространственного развития России включено развитие транспортных коммуникаций между опорными населенными пунктами (ОНП), а значит, это должно быть учтено при реализации ГП «Развитие транспортной системы» и вся сеть ОНП должна быть обеспечена надежным транспортным сообщением (в т. ч. пассажирским). Подобным образом призваны работать все госпрограммы, участвующие в проекте.
В основу решения задачи сохранения сельских территорий и обеспечения их социально-экономического развития положена идея пространственной организации и территориального планирования, нашедшая отражение в теории В. Кристаллера. В Советском Союзе реализация основных положений этой теории нашли отражение в 1970-е годы в виде опорного каркаса расселения. Дальнейшее развитие упомянутой теории предлагается использовать при формировании систем расселения при планировании территориального развития опираясь на систему предоставления услуг населению за счет создания опорных населенных пунктов. При этом условия присвоения статуса опорного населенного пункта должны быть формализованы.
Таблица 2
Государственные программы, участвующие в проекте
Наименование государственной программы РФ |
Утверждена ПП РФ |
|
«Комплексное развитие сельских территорий» |
«Развитие транспортной системы» |
от 20.12.2017 г. № 1596 |
«Развитие здравоохранения |
от 26.12.2017 г. № 1640 |
|
«Развитие образования» |
от 26.12.2017 г. № 1642 |
|
«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» |
от 30.12.2017 г. № 1710 |
|
«Развитие физической культуры и спорта» |
от 30.09.2021 г. № 1661 |
|
«Развитие туризма» |
от 24.12.2021 г. № 2439 |
Примечание: таблица составлена автором по [2].
На базе ОНП должно осуществляться ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность медицинской помощи, реализацию гарантий в сфере образования, предоставления услуг в сфере культуры, реализацию иных потребностей [10].
В 2023 г. в соответствии с ГП в каждом субъекте РФ был утвержден перечень ОНП и прилегающих к ним территорий (далее – ПТ). ОНП в совокупности с ПТ образуют сельскую агломерацию (далее – СА). Система ОНП призвана не только обеспечить, но и улучшить систему предоставления услуг. При этом население, проживающее в населенных пунктах на ПТ, должно иметь возможность получения тех же по составу и качеству услуг, что и население ОНП.
Заметим, что умело используемый программно-целевой подход к формированию СА, дает возможность осуществить переход от процессов стихийного развития агломераций к регулируемому. СА де-юре не является административной единицей ни в составе субъекта РФ, ни в составе муниципального образования. Но применяемое в данном случае программно-целевое регулирование позволяет установить размер и состав территории СА, поскольку ОНП – её ядро, а ПТ – её периферийная часть, находящиеся в тесном взаимодействии. Это позволяет достичь улучшения социальных показателей и получить синергический эффект, выражающийся показателями экономического роста. Таким образом, поскольку ОНП и ПТ сельских агломераций определяются административно на основе соответствующих расчетов, то при правильном регулировании внешние границы СА, установленные правовыми актами субъекта РФ, не должны размываться.
На основе утверждённого субъектом РФ перечня ОНП разрабатываются региональные долгосрочные планы их социально-экономического развития и ПТ. Высшие должностные лица субъектов РФ в соответствии с поручением Правительства РФ обязаны были до 01.07.2024 г. утвердить планы долгосрочного социально-экономического развития ОНП и ПТ на период до 2030 года. Проект по развитию сети ОНП, подготовленный Минсельхозом, начнет действовать с 2025 года.
Так, например, в Московской области на основе предложений органов местного самоуправления городских округов при участии Минсельхоза России было определено 11 ОНП, а также 2028 ПТ, утвержденных областным Правительством. При этом для ускоренного развития инфраструктуры ОНП и ПТ долгосрочные планы их социально-экономического развития были синхронизированы с мероприятиями госпрограмм Московской области [11].
Подготовка стратегии долгосрочного социально-экономического развития каждой СА (а в дальнейшем её реализация) возлагается на созданную в каждом субъекте РФ межведомственную рабочую группу, в состав которой входят представители от каждой из 16 задействованных госпрограмм, участвующих в проекте (ЖКХ, строительству, образованию и др.).
Финансирование создания и модернизации объектов инфраструктуры ОНП при реализации ряда государственных программ РФ рассматривается в приоритетном порядке на основе эффективного распределения государственных средств, поддерживая промышленное и сельскохозяйственное производство на сельских территориях. обеспечивая жителей всем комплексом социальных услуг.
Финансирование ГП, осуществляемое с использованием бюджетных средств, в настоящее время уже превысило 185 млрд руб., в 2023 г. было выделено более 34,74 млрд руб., в 2024 г. на обеспечение комплексного развития сельских территорий предусмотрено более 16,828 млрд руб. [12].
Предполагается, что такой подход должен положительно сказаться на снижении темпов миграции сельского населения в крупные города. Так, на обустройство инфраструктуры сельских поселений на территории Карачаево-Черкесской Республики за 2020–2022 гг. направили свыше 1,5 млрд руб. Построили и отремонтировали 40 объектов образования, культуры, проложили 116 км водопроводов. При этом заметили, что отток жителей из сел КЧР с развитием инфраструктуры стал сокращаться [13].
Заключение
В результате реализации ГП и крупные, и небольшие населенные пункты должны получить импульс для социально-экономического развития. Правительством РФ и субъектами РФ многое делается в этом направлении. Однако, несмотря на достаточную проработанность проблем, не всегда предлагается использование в полном объеме местных ресурсов и активов. Эту проблему можно решить путем более глубокого участия местных сообществ в решении вопросов территориального развития сельских поселений и формирования финансовых ресурсов для этих целей. Анализ содержания ГП позволяет отметить, что роль органов местного самоуправления и местных сообществ в решении задач комплексного развития сельских территорий в этом документа не просматривается.