Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPROVING THE MECHANISMS FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN TOURISM

Lebedeva O.E. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article considers the improvement of mechanisms for the development of entrepreneurship in tourism. It is established that the model of public administration is replenished with such an active element of productive forces as tourism entrepreneurship, which provides income based on the realization of special entrepreneurial abilities of a person and manifests itself in a total set of service factors, but at the early stages of the formation of market relations requires the introduction of a mechanism for the development of the organizational environment. At the same time, the mechanism of development of tourist entrepreneurship depends on the scale of activity of a particular tourist enterprise. Being a set of external and internal regulators combined into an organizational and economic system, the specific mechanism of its development affects a large, medium or small tourist enterprise and acts as a functionally supporting entrepreneurial element. It is proved that the choice of a mechanism for the development of tourism entrepreneurship depends on the scale of service activities, in which a set of external and internal regulators of relations converge on the basis of a single organizational and economic system, ensuring the reproduction of entrepreneurship through the mobilization of organizational, managerial and information resources for optimal use of the service potential of a tourist enterprise. To create an entrepreneurial education from a tourist enterprise, it is necessary to combine the on-farm entrepreneurial principle, the interests of the participants and the powers of the centralized regulatory system.
entrepreneurship
industry
tourism
information
mobilization
service
potential
management
enterprise
organization

Введение

Стабилизация индустрии туризма обеспечивается мобилизацией потенциальных возможностей человеческой деятельности. В программах реформирования индустрии туризма важным элементом экономических преобразований выступает механизм развития, позволяющий разрабатывать более совершенные региональные туристские структуры, создавать цивилизованную модель туристского хозяйства, ориентированного на рыночную среду. Значительный вклад в овладении рыночными средствами хозяйствования, выступающий всеобъемлющей научно-практической задачей развития туризма, должны обеспечить механизмы предпринимательства, находящегося в стадии формирования характеристик, поиска критериев оценки, утверждения способов реализации процессов организационного взаимодействия с туристской средой.

Развитие туристского предпринимательства, реализация процессов организационного взаимодействия с внутренней и внешней средой должны строиться на условиях эффективного использования на туристских предприятиях предпринимательской способности человека. Большинство экономических задач можно решить после выявления механизмов развития предпринимательской способности, которые позволяют проследить темпы роста предпринимательства в среде туристских предприятий.

Различным проблемам туристской деятельности посвящены труды М.В. Гудковских [1], Д.В. Ивановой [3], Е.Е. Кабановой [4], Д.М. Касимовой [5], А.С. Петренко [10], С.К. Тарчокова [11], И.В. Тропынина [12], В.А. Фастуновой [13] и др. Тем не менее, современные научные разработки посвящены организации предпринимательской активности населения в индустрии туризма, теоретическим условиям и методологической базе исследования предпринимательства на туристских предприятиях с различной формой собственности.

Очень актуальными остаются вопросы дальнейшего изучения теоретических и методических положений формирования организационно-экономического механизма управления инновационными процессами, происходящими в индустрии туризма и развивающих предпринимательскую способность человека, взаимодействия факторов, активизирующих предпринимательскую деятельность на туристских предприятиях. Своего дальнейшего исследования ожидают процессы развития туристского предпринимательства, базирующиеся на реальных процессах обеспечения предпринимательской способности человека.

Целью исследования является разработка механизма развития экономических отношений туристского предпринимательства со всеми элементами внешней среды делового партнерства и внутренней среды туристского предприятия в условиях рыночной трансформации общества.

Материал и методы исследования

Теоретической и методологической основой статьи выступают положения рыночной экономики, научные положения ученых о развитии предпринимательской способности в индустрии туризма, положения экономической теории, посвященные активизации факторов производства и управлению экономической системой, Конституция РФ, законы РФ, указы Президента РФ, концепции и программы стабилизации процессов социального и экономического развития индустрии туризма, результаты научных исследований, полученные лично автором.

Для изучения среды, в которой развивается предпринимательская деятельность на туристском предприятии, выявления закономерностей организационного взаимодействия туристского предприятия с внутренней и внешней средой, способствующей активизации предпринимательства, выбраны общенаучные методы проведения исследований и обобщения научных фактов. В процессе установления терминологии понятийного аппарата применен метод структурно-логического и семантического анализа; при разработке классификации организационных условий туристского предпринимательства – методы обобщения, математического моделирования общественных процессов; при установлении структуры туристского предпринимательства – методы математической обработки статистических данных и количественной оценки; для выявления факторов организационного регулирования предпринимательской способности человека в индустрии туризма – методы факторного анализа и синтеза; для разработки методических решений и предложений– методы маркетингового менеджмента.

Результаты исследования и их обсуждение

Основной причиной решения большинства задач индустрии туризма до сих пор без учета предпринимательства, как фактора производства, остается слабая окружающая среда, обеспечивающая развитие экономической активности туристского предприятия. Вследствие этого, в практике деятельности методы оценки и механизмы организации процессов развития предпринимательства, как элемента экономической системы, отсутствуют [6, 7, 14]. Как следствие, решение многих экономических задач сервисной деятельности, жизненного обеспечения благосостояния населения осуществляется без учета реального потенциала туристского предпринимательства.

Неразработанность названных вопросов, объективная необходимость учета в программах реформирования индустрии туризма потенциала предпринимательства, находящегося на стадии становления и развития, новые параметры, критерии и условия туристских предприятий, системы функционирования предпринимательства и деловой активности населения свидетельствуют о значительной важности. Ряд вопросов, от осуществления которых в значительной мере зависит стабилизация индустрии туризма в целом, скорейшее становление и укрепление рыночных отношений, можно решить с помощью использования в практике управления методических подходов к организации или активизации предпринимательства на туристском предприятии.

Предпринимательство среди качественных факторов экономического роста материального производства занимает особое место и как фактор производства, и как элемент управления процессами развития [9, 15]. Управление не только активизирует экономические отношения в индустрии туризма, но и выступает важнейшей составляющей при формировании первичного звена экономической системы.

При разработке механизма развития туристского предпринимательства, определении путей его практического использования необходимо глубокое изучение потенциала туристского предпринимательства, находящегося в стадии становления, новых его параметров и условий работы туристских предприятий, системы функционирования туристского предпринимательства и деловой активности трудоспособного населения. Туристское предпринимательство можно рассматривать как механизм развития экономических отношений самоорганизованных субъектов туристской деятельности, мобилизующих условия рыночной среды для получения участниками личной и общественной выгоды.

Этот механизм реализуется в форме предпринимательской деятельности, обеспечивающей доход как результат реализации особых способностей человека в среде рационального сочетания факторов производства на инновационном рисковом фундаменте. Это осуществляется в одной из двух форм: в форме деятельности индивидуума и в форме туристского предприятия, на которое влияет неопределенность внешней и внутренней среды. Характер и направления предпринимательской деятельности, ее количественные и качественные характеристики формируются организационным сочетанием создаваемых государством экономических, правовых и социальных условий, что дополняется внутренними потенциальными возможностями туристского предприятия, а также взаимосвязью и взаимодействием положительных и отрицательных качественных экономических проявлений туристского предпринимательства в среде туристских услуг.

Выбор механизма развития туристского предпринимательства зависит от масштаба сервисной деятельности, в которой сходится на основе единой организационно-хозяйственной системы совокупность внешних и внутренних регуляторов отношений, обеспечивающих воспроизводство предпринимательства посредством мобилизации организационных, управленческих и информационных ресурсов для оптимального использования сервисного потенциала туристского предприятия. Чтобы создать из туристского предприятия предпринимательское образование необходимо сочетание внутрихозяйственного предпринимательского начала, интересов участников и полномочий системы централизованного регулирования.

В систему обеспечения эффективности деятельности необходимо включить предпринимательскую способность управленческого персонала [2, 8, 16]. При этом организационные отношения в среде туристского предпринимательства должны стоиться на положениях теории восстановления экономического равновесия. Закономерности развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма выявляются в среде моделирования модельным способом отражения действительности организационного взаимодействия туристского предприятия в соответствии с одним из выявленных классификационных механизмов управления.

Механизм в данном исследовании приводит к цели организационное решение предпринимателя и представляет собой систему элементов, сочетающую в движении совокупности внешних и внутренних регуляторов, стимулирующих предпринимательскую деятельность. Организационное отношение, организационная система и механизм развития являются саморегулирующимися и самоуправляемыми при условии соблюдения принципа налаженности функциональных прямых и обратных связей.

Классификацией системорегулирующих элементов учитывается структурно-логическая взаимосвязь, которая реализуется в совокупности хозяйственно-правовых отношений со множеством связей. В индустрии туризма организационные процессы и механизмы развития предпринимательства разнообразны, а потому могут быть построены с учетом положений множества теоретических построений, адаптируемых в систему рационального обеспечения сочетания сервисных факторов во времени и в пространстве в управляемой социально-экономической среде на общих закономерностях.

Заключение

Подводя итоги можно отметить, что модель государственного управления пополняется таким активным элементом производительных сил как туристское предпринимательство, обеспечивающим доход на основе реализации особых предпринимательских способностей человека и проявляющим себя в общей совокупности сервисных факторов, но на ранних стадиях становления рыночных отношений требующим введения механизма развития организационной среды.

Механизм развития туристского предпринимательства зависит от масштабов деятельности конкретного туристского предприятия. Являя собой, совокупность внешних и внутренних регуляторов, сведенных в организационно-хозяйственную систему, конкретный механизм его развития влияет на крупное, среднее или малое туристское предприятие и выступает функционально обеспечивающим предпринимательским элементом.