Введение
С усилением глобализации в развитии национальной экономики происходит углубление приоритета экономического обогащения и подчинения страны международным тенденциям, что вызывает рост поляризации доходов и снижение роли государства как регулятора социально-экономических отношений. В то же время негативные последствия таких явлений в первую очередь испытывает аграрный сектор, поэтому его государственная поддержка в унифицированной мировой экономике выполняет стабилизационную и стимулирующую функции в обеспечении устойчивого сельского развития.
Поддержка аграрного сектора осуществляется, как правило, за счет бюджетных средств, поэтому стратегической задачей государственного управления должно быть их рациональное использование путем внедрения эффективных механизмов и инструментов предоставления поддержки и мониторинга их результативности.
Различным аспектам развития аграрного сектора посвящены работы А.И. Алтухова [1], П.В. Водясова [2], Ю.М. Волова [3], М.Н. Кирилова [5], Р.В. Ливановой [8], И.А. Минакова [9], А.А. Обухова [10], И.С. Санду [12], А.И. Тихомирова [13] и др. При этом механизмы государственной поддержки аграрного сектора в условиях глобализации требуют совершенствования.
Целью исследования является разработка теоретических и методических подходов к совершенствованию системы и механизмов государственной поддержки аграрного сектора для роста его конкурентоспособности в контексте глобализационных процессов развития мирового хозяйства.
Материал и методы исследования
В процессе исследования применялись общие научные и специальные методы: индуктивный –при сборе, систематизации и обработке информации; дедуктивный –при теоретическом осмыслении проблемы и уточнении отдельных понятий; анализа и синтеза – при сочетании составляющих экономических явлений в едином процессе; экономического анализа – при исследовании уровня и динамики государственной финансовой поддержки аграрного сектора; сопоставления – с целью сравнения эффективности бюджетных расходов по отдельным программам поддержки; количественных оценок – при расчетах уровня поддержки аграрного сектора. В процессе работы использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, законодательные и нормативные акты.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования показывают, что первопричиной государственного регулирования экономики является несовершенство рыночного регулятора сбалансирования интересов всех сторон социально-экономических отношений. Рынок функционирует на основе рационального размещения ресурсов, вследствие чего слабые субъекты нуждаются в государственной защите и урегулировании отношений между участниками.
В то же время необходимость регулирования сельского хозяйства обусловлена рядом факторов, а именно спецификой аграрного производства, потребностью сохранения продовольственной и экономической безопасности страны, ростом поляризации доходов между сферами экономики, сохранением экологического равновесия и социального благосостояния и тому подобное. При этом регулирование сельского хозяйства в современной научной теории рассматривалось через призму взаимоотношений в сложной системе – аграрном секторе, основным элементом которого являются сельские жители, сельскохозяйственные производители и территории их проживания.
С углублением интеграционных процессов в экономической жизни роль государства снижается: вектор государственной поддержки смещается в сферу развития человеческого капитала [4, 7, 15].
Государственное регулирование аграрного сектора реализуется в различных формах: институциональное, социально-экономическое, бюджетное, налоговое, кредитное, ценовое, внешнеторговое, экологическое. Инструменты государственного регулирования в зависимости от их природы классифицируются на правовые, административные, экономические, организационные, научно-методические и информационно-образовательные.
В то же время совокупность инструментов государственного регулирования, которые обеспечивают сельскохозяйственным производителям приемлемые условия ведения деятельности, образует сегмент государственной поддержки. В этих условиях глобализация влияет на возможности применения тех или иных инструментов поддержки сельскохозяйственного производства, опосредованно определяя масштабы последней.
Кроме того, институты власти определяют совокупность механизмов и инструментов государственного регулирования аграрного сектора, тем самым влияя на формирование поведенческих стереотипов производителей относительно доступа и использования данных механизмов и инструментов, что в целом очерчивает границы институциональной среды сферы регулирования [6, 11, 14, 16]. От совершенства последнего зависит не только доступность средств поддержки для субъектов аграрного производства, но и общая эффективность действующей политики поддержки.
Практика показала, что бюджетные субсидии или дотации являются обоснованными при применении в краткосрочном периоде в случае реформирования старых или поддержки новых перспективных отраслей аграрного сектора, что предполагает внедрение новейших технологий и распространение общественных благ. В условиях глобализации происходят качественные изменения применяемых инструментов государственной поддержки аграрного сектора.
Поэтому содействие либерализации торговли основывается на ограничении в первую очередь таможенно-тарифного и ценового, а также налогового, кредитного, бюджетного регулирования, в то же время растут возможности государства в сфере экологического, институционального, социально-экономического регулирования, инструменты которого становятся главным орудием для стимулирования сельскохозяйственного производства и защиты его от внешней конкуренции.
В международной практике меры поддержки аграрного сектора можно разделить на так называемые ящики – «желтый», «голубой» и «зеленая». В первый можно включить мероприятия, влияющие на условия торговли (субсидии, дотации, доплаты), во второй – мероприятия, направленные на ограничение перепроизводства, в третий – предоставление общественных благ. При этом обобщение опыта регулирования аграрного сектора позволило определить особенности развития системы поддержки, которые заключаются в высоком уровне защиты внутреннего рынка от третьих стран и содействии сельскому развитию.
Мировая тенденция уменьшения государственного влияния на условия международной торговли через регулирование уровня поддержки ставит перед национальными экономиками задачу качественных изменений в системе государственной поддержки, что, в свою очередь, требует оценки эффективности используемых механизмов. Оценка эффективности использования бюджетных средств основывается на сравнении результата и расходов. Однако с учетом специфики аграрного производства возникает проблема сопоставления результата с объемом затраченных средств из-за сложности определения зависимости между ними. Поэтому целесообразно применять два понятия, которые характеризуют использование бюджетных средств – результативность и эффективность.
На основе комплексного анализа политики государственной поддержки аграрного сектора в Российской Федерации выделены три этапа ее развития: I – 1991-1999 гг. – административное регулирование, II – 2000-2011 гг. налогово-бюджетное регулирование, III – с 2012 г. – институционально-бюджетное регулирование.
Характерными признаками первого этапа были: во-первых, отсутствие научно обоснованной и законодательно закрепленной стратегии развития и частичные реформы, которые не могли обеспечить эффективного развития сельского хозяйства; во-вторых, сохранение практики прямого регулирования аграрного сектора на основе административных принципов; в-третьих, поддержка функционирования крупных сельскохозяйственных предприятий, которая консервировала технологическую отсталость и тормозила повышение эффективности аграрного производства.
На втором этапе происходило становление современной системы государственной поддержки аграрного сектора. Стоит отметить, что на этом этапе был сохранен приоритет крупных форм хозяйствования, тогда как хозяйствам населения, производившим сельскохозяйственную продукцию, предоставлялись преимущественно только отраслевые налоговые льготы. Третий этап начат со вступлением Российской Федерации в ВТО.
Интеграция страны в международную экономическую систему требует адаптации к международной практике классификации бюджетных расходов по ящикам. Однако в переходных экономиках трактовка содержания мер, отнесенных к тому или иному ящику, может не совпадать с общепринятой. Поэтому возникает необходимость разграничения направлений поддержки на бюджетные выплаты и бюджетную поддержку на основе качественного содержания соответствующих мероприятий. Первое понятие характеризует бюджетные ресурсы, используемые для поддержки отдельных юридических и физических лиц; второе – охватывает мероприятия, направленные на развитие аграрного сектора в целом – на поддержку предоставления общественных благ без создания привилегий отдельным предприятиям.
К основным направлениям поддержки аграрного производства, которые формируют около половины всех расходов, можно отнести: селекционную работу, бюджетную дотацию и государственную поддержку производства продукции растениеводства, лизинг, частичную компенсацию стоимости техники, удешевление платежей по кредитам. При этом исследованием подтверждена обратно пропорциональная зависимость между прямыми ценовыми дотациями и уровнем закупочных цен.
Заключение
В завершении можно отметить, что глобализация экономики побуждает к сближению направлений и механизмов регулирования отечественного аграрного сектора с общепринятыми. При этом происходит унификация условий поддержки сельского хозяйства как конкурентной отрасли экономики и меняется вектор его поддержки, который направляется на либерализацию международной торговли и обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий.
Содержание государственной поддержки аграрного сектора проявляется через совокупность инструментов его регулирования, обеспечивающих хозяйствующим субъектам приемлемые условия ведения деятельности. При этом либерализация торговли как проявление глобализации обуславливает ограничение применения инструментов поддержки в сферах, в первую очередь, таможенно-тарифного и ценового регулирования, а также налогового, кредитного, бюджетного. В то же время возможности государства в содействии сельскому хозяйству растут в сфере экологического, институционального, социально-экономического регулирования, инструменты которых становятся главным орудием для стимулирования аграрного производства и защиты его от внешней конкуренции.