Введение
В условиях экономической нестабильности и непредсказуемости, вызванной различными факторами, анализ роли федерального бюджета в социально-экономическом развитии позволяет оценить, какие меры можно принять для поддержки экономики и населения в сложных условиях. Следовательно, необходимо подчеркнуть, что от состояния федерального бюджета, от уровня его доходов зависит эффективность управления экономикой страны и уровень жизни населения в целом.
Цель исследования – проанализировать роль федерального бюджета как инструмента социально-экономического развития Российской Федерации и выявить основные направления расходования бюджетных средств.
Материалы и методы исследования
Материалом для исследования послужил федеральный бюджет Российской Федерации. Методы исследования: наблюдение, сравнение, описание, графический метод, качественный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
В теории и практике финансов существуют различные подходы, раскрывающие понятие и сущность федерального бюджета. Ковалева А.М., и Баранников Н.П. понимают под федеральным бюджетом документ, в котором расписываются доходы и расходы денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций того или иного государства за конкретный промежуток времени [1, с. 350].
С политической точки зрения федеральный бюджет – это главное средство мобилизации и расходования средств государства, которое как считает Поляк Г.Б. дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику и социальную сферу [3, с. 150].
В целях исследования будем понимать под федеральным бюджетом будем понимать специфическую форму образования и расходования денежных средств, направленную на достижение и реализацию функций и задач государства.
Федеральный бюджет является одним из инструментов социально-экономического развития государства. Он выступает в качестве части государственных финансов с присущими ему особенностями. Как инструмент социально-экономического развития федеральный бюджет стали рассматривать лишь в последние годы, тогда как раньше он отождествлялся с финансовым планом государства [6, с. 234-242].
Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации за период 2019-2021 годы [7]
Статьи расходов |
2019 |
2020 |
2021 |
Изменение в 2021 г. относительно 2019 г. |
Изменение в 2021 г. относительно 2020 г |
|||||
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Расходы всего |
18214,5 |
16,6 |
22821,5 |
1,4 |
24 762,00 |
18,9 |
6 547,50 |
2,3 |
1 940,50 |
-2,3 |
Общегосударственные вопросы |
1363,5 |
1,2 |
1 507,70 |
3 |
1 759,40 |
1,4 |
395,90 |
0,2 |
251,70 |
0 |
Национальная оборона |
2997,4 |
2,7 |
3 168,80 |
2,1 |
3 573,50 |
2,7 |
576,10 |
0 |
404,70 |
-0,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная |
2083,2 |
1,9 |
2 226,50 |
3,2 |
2 335,90 |
1,8 |
252,70 |
-0,1 |
109,40 |
-0,3 |
Национальная экономика |
2827,1 |
2,6 |
3 483,90 |
0,4 |
4 356,40 |
3,3 |
1 529,30 |
0,7 |
872,50 |
0,1 |
Образование |
826,5 |
0,7 |
956,8 |
0,9 |
1 064,40 |
0,8 |
237,90 |
0,1 |
107,60 |
-0,1 |
Здравоохранение |
713 |
0,7 |
1 334,40 |
1,2 |
1 473,90 |
1,1 |
760,90 |
0,4 |
139,50 |
-0,1 |
Социальная политика |
4882,8 |
4,4 |
6 990,30 |
6,5 |
6 675,80 |
5,1 |
1 793,00 |
0,7 |
-314,50 |
-1,4 |
Иные расходы |
2398,5 |
2,3 |
3008,5 |
3,3 |
3375,6 |
2,6 |
977,10 |
367,10 |
В последние годы, в следствии влияния пандемии Covid-19, а также в следствии усиления внешнеэкономических угроз, целесообразно рассмотреть направленность влияния бюджета на социально-экономическое развитие страны в разрезе трех периодов, а именно за период 2019-2021 годы, 2022-2023 годы, и 2024-2026 годы. С 2020 года в России вспыхнула пандемия Covid-19, что безусловно повлияло на структуру расходов бюджета. В последующем, начиная с 2022 года по отношению к Российской Федерации применяются многочисленные санкции, которые также вынуждаются осуществить пересмотр расходов средств бюджета. Данный анализ позволит выявить направленность и предположить последующие тенденции расходования средств бюджета.
Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета по разделам классификации за период 2019-2021 годы (таблица).
Данные таблицы позволяют отметить, что именно социальная политика являлась в 2019-2021 годах основным направлением расходования средств бюджета. При этом, в 2021 году уровень расходов на данное направление возрос на 2.2. ПП. ВВП в сравнении с 2019 годом. Вместе с тем, отмечается снижение в сравнении с 2020 годом, поэтому можно говорить о нестабильности развития данного направления [8, с. 93].
Рис. 1. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации за период 2022-2023 годы [9]
Существенный объем расходов также направлен на обеспечение национальной безопасности и рост национальной экономики, что укладывается в общую концепцию стимулирования социально-экономического развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что федеральный бюджет в 2019-2021 годах составлялся исходя их социально-экономического состояния развития страны, а также исходя из потребностей обществ. Тем не менее, динамика тех лет говорит о том, что расходы на социально-экономическое развитие в целом были сокращены, что во много вызвано объективными факторами.
Проанализируем расходы федерального бюджета за период 2022-2023 годы на рисунке 1. Данные рисунка позволяют говорить о следующем. В целом, структура расходов федерального бюджета по разделам классификации осталась практически на прежнем уровне за период 2022-2023 годы. Основное внимание уделялось социальной политике, национальное обороне, национальной экономике, т.к. именно данные направления являлись приоритетными для развития. Продолжилась реализация антикризисной поддержки населения в целях ускорение процесса восстановления после пандемии Covid-19. Динамика изменений незначительна.
Рис. 2. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации за период 2024-2026 годы [10]
Далее, проведем анализ расходов федерального бюджета за период 2024 и плановый период 2024 и 2026 гг. на рисунке 2.
Данные рисунка подтверждают, что акценты государственной бюджетной политики смещены в сторону социальной и оборонной политики. Расходы на развитие национальной экономики имеют положительную динамику в прогнозном периоде. Прогноз расходов на социальную политику в прогнозируемые годы превышает расходы прошлых лет [10].
В рамках бюджетной политики в целом ведется активный поиск решений в области демографических проблем. На реализацию проекта «Демография» выделяется 882,5 млрд рублей в 2024 году, что составляет 30% от общей суммы расходов бюджета. Акцент сделан на поддержку семей и рождаемости, повышение эффективности предоставляемых социальных трансфертов.
В рамках действующей бюджетной политики, в целях вывода теневых доходов, проводится политика по популяризации безналичных расчетов. В стране ограничивается наличный оборот и увеличивается доля электронных операций. Увеличение масштабов безналичных операций также облегчает процесс контроля за незаконной финансовой деятельностью различных субъектов хозяйствования, а также приводит к росту отчисляемых налогов и пополнению бюджета. В конечном итоге растет уровень экономической безопасности государства.
Отдельно следует отметить развитие межбюджетных отношений в рамках реализуемой контрциклической политики. Ввиду масштабной цифровизации повышается эффективность в области контроля за адресностью и эффективностью использования бюджетных средств. Меры бюджетной политики в регионах направлены на улучшение администрирования доходов, что повышает их собираемость. Наблюдается также повышение эффективности бюджетно-налоговой политики, что также выражается через совершенствование инструментов администрирования налоговых платежей и снижение административной нагрузки на налогоплательщиков [12, с. 30-40].
Несмотря на развитие бюджетной политики и ее контрциклическую направленность, нельзя не отметить то, что до сих пор сохраняется большое количество проблем, требующих решения. Важнейшая проблема заключается в отрицательной трансформации темпов роста и динамики доходов в реальном выражении. До сих пор не найдены эффективные инструменты, которые позволили бы заменить потери от нефтегазовых доходов из-за санкционного давления [13, с. 429]. До сих пор в стране крайне слабо развито малое и среднее предпринимательство, поэтому объем налоговых поступлений имеет недостаточный объем. Сохраняются проблемы, связанные со стремлением ухода предприятий в тень, что говорит о недостаточно эффективной налогово-бюджетной политике. Также, существует проблема дефицита бюджета, решение которой на сегодняшний день решается за счет нетто-заимствований на внутреннем рынке. Таким образом, статьи доходов бюджета нуждаются в изменении для повышения действенности федерального бюджета как инструмента активизации социально-экономического развития. Для этого требуется совершенствование бюджетной политики и поиск решения существующих проблем.
Выводы
Исходя из сформулированных результатов проведенного исследования, правомерны следующие выводы и обобщения.
1. Под федеральным бюджетом форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
2. Таким образом, бюджетная политика по-прежнему нуждается в совершенствовании и поиске эффективных инструментов решения существующих проблем.
3. На сегодняшний день федеральный бюджет является одним из инструментов социально-экономического развития государства, что выражается через направленность расходования средств бюджета.
4. В последние годы изменились векторы расходования средств федерального бюджета в сторону социальной ориентации. Акценты государственной бюджетной политики смещены в сторону социальной и оборонной политики, а также экономической политики. По данным направлениям наращивается объем расходования бюджетных средств, что подтверждает его современную социально-экономическую направленность.