Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE FEDERAL BUDGET AS AN INSTRUMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE: DIRECTIONS OF BUDGET SPENDING

Bessonov A.V. 1
1 Moscow Financial and Industrial University “Synergy”
The relevance of this study is determined by the need to stimulate the socio-economic development of the Russian Federation in the context of modern challenges and threats. Stimulating socio-economic development today is extremely necessary for the Russian Federation, because its acceleration will strengthen the country’s position at the global level and ensure the stability of the state’s development. Since the socio-economic development of the country in strategic directions is financed from the federal budget, it is necessary to understand the effectiveness of existing items of expenditure of state financial resources, which will make it possible to determine the role of the federal budget in the process of enhancing socio-economic development. Today, public finances play a key role in ensuring socio-economic stability in the country. The study attempts to analyze federal budget expenditures in the context of three periods, namely for the period 2019-2021, 2022-2023, and 2024-2026. This made it possible to identify the directions of transformation of expenditure items, which made it possible to draw a conclusion about the role of the federal budget in the process of socio-economic development of the state. The federal budget directly affects the lives of citizens, so studying its role in socio-economic development allows us to determine which areas need additional funding and what measures can be taken to improve the lives of the population.
budget expenditures
federal budget
national projects
classification sections
national income
socio-economic development

Введение

В условиях экономической нестабильности и непредсказуемости, вызванной различными факторами, анализ роли федерального бюджета в социально-экономическом развитии позволяет оценить, какие меры можно принять для поддержки экономики и населения в сложных условиях. Следовательно, необходимо подчеркнуть, что от состояния федерального бюджета, от уровня его доходов зависит эффективность управления экономикой страны и уровень жизни населения в целом.

Цель исследования – проанализировать роль федерального бюджета как инструмента социально-экономического развития Российской Федерации и выявить основные направления расходования бюджетных средств.

Материалы и методы исследования

Материалом для исследования послужил федеральный бюджет Российской Федерации. Методы исследования: наблюдение, сравнение, описание, графический метод, качественный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В теории и практике финансов существуют различные подходы, раскрывающие понятие и сущность федерального бюджета. Ковалева А.М., и Баранников Н.П. понимают под федеральным бюджетом документ, в котором расписываются доходы и расходы денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций того или иного государства за конкретный промежуток времени [1, с. 350].

С политической точки зрения федеральный бюджет – это главное средство мобилизации и расходования средств государства, которое как считает Поляк Г.Б. дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику и социальную сферу [3, с. 150].

В целях исследования будем понимать под федеральным бюджетом будем понимать специфическую форму образования и расходования денежных средств, направленную на достижение и реализацию функций и задач государства.

Федеральный бюджет является одним из инструментов социально-экономического развития государства. Он выступает в качестве части государственных финансов с присущими ему особенностями. Как инструмент социально-экономического развития федеральный бюджет стали рассматривать лишь в последние годы, тогда как раньше он отождествлялся с финансовым планом государства [6, с. 234-242].

Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации за период 2019-2021 годы [7]

Статьи расходов

2019

2020

2021

Изменение в 2021 г. относительно 2019 г.

Изменение в 2021 г. относительно 2020 г

млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Расходы всего

18214,5

16,6

22821,5

1,4

24 762,00

18,9

6 547,50

2,3

1 940,50

-2,3

Общегосударственные вопросы

1363,5

1,2

1 507,70

3

1 759,40

1,4

395,90

0,2

251,70

0

Национальная оборона

2997,4

2,7

3 168,80

2,1

3 573,50

2,7

576,10

0

404,70

-0,3

Национальная безопасность и правоохранительная

2083,2

1,9

2 226,50

3,2

2 335,90

1,8

252,70

-0,1

109,40

-0,3

Национальная экономика

2827,1

2,6

3 483,90

0,4

4 356,40

3,3

1 529,30

0,7

872,50

0,1

Образование

826,5

0,7

956,8

0,9

1 064,40

0,8

237,90

0,1

107,60

-0,1

Здравоохранение

713

0,7

1 334,40

1,2

1 473,90

1,1

760,90

0,4

139,50

-0,1

Социальная политика

4882,8

4,4

6 990,30

6,5

6 675,80

5,1

1 793,00

0,7

-314,50

-1,4

Иные расходы

2398,5

2,3

3008,5

3,3

3375,6

2,6

977,10

 

367,10

 

В последние годы, в следствии влияния пандемии Covid-19, а также в следствии усиления внешнеэкономических угроз, целесообразно рассмотреть направленность влияния бюджета на социально-экономическое развитие страны в разрезе трех периодов, а именно за период 2019-2021 годы, 2022-2023 годы, и 2024-2026 годы. С 2020 года в России вспыхнула пандемия Covid-19, что безусловно повлияло на структуру расходов бюджета. В последующем, начиная с 2022 года по отношению к Российской Федерации применяются многочисленные санкции, которые также вынуждаются осуществить пересмотр расходов средств бюджета. Данный анализ позволит выявить направленность и предположить последующие тенденции расходования средств бюджета.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета по разделам классификации за период 2019-2021 годы (таблица).

Данные таблицы позволяют отметить, что именно социальная политика являлась в 2019-2021 годах основным направлением расходования средств бюджета. При этом, в 2021 году уровень расходов на данное направление возрос на 2.2. ПП. ВВП в сравнении с 2019 годом. Вместе с тем, отмечается снижение в сравнении с 2020 годом, поэтому можно говорить о нестабильности развития данного направления [8, с. 93].

missing image file

Рис. 1. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации за период 2022-2023 годы [9]

Существенный объем расходов также направлен на обеспечение национальной безопасности и рост национальной экономики, что укладывается в общую концепцию стимулирования социально-экономического развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что федеральный бюджет в 2019-2021 годах составлялся исходя их социально-экономического состояния развития страны, а также исходя из потребностей обществ. Тем не менее, динамика тех лет говорит о том, что расходы на социально-экономическое развитие в целом были сокращены, что во много вызвано объективными факторами.

Проанализируем расходы федерального бюджета за период 2022-2023 годы на рисунке 1. Данные рисунка позволяют говорить о следующем. В целом, структура расходов федерального бюджета по разделам классификации осталась практически на прежнем уровне за период 2022-2023 годы. Основное внимание уделялось социальной политике, национальное обороне, национальной экономике, т.к. именно данные направления являлись приоритетными для развития. Продолжилась реализация антикризисной поддержки населения в целях ускорение процесса восстановления после пандемии Covid-19. Динамика изменений незначительна.

missing image file

Рис. 2. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации за период 2024-2026 годы [10]

Далее, проведем анализ расходов федерального бюджета за период 2024 и плановый период 2024 и 2026 гг. на рисунке 2.

Данные рисунка подтверждают, что акценты государственной бюджетной политики смещены в сторону социальной и оборонной политики. Расходы на развитие национальной экономики имеют положительную динамику в прогнозном периоде. Прогноз расходов на социальную политику в прогнозируемые годы превышает расходы прошлых лет [10].

В рамках бюджетной политики в целом ведется активный поиск решений в области демографических проблем. На реализацию проекта «Демография» выделяется 882,5 млрд рублей в 2024 году, что составляет 30% от общей суммы расходов бюджета. Акцент сделан на поддержку семей и рождаемости, повышение эффективности предоставляемых социальных трансфертов.

В рамках действующей бюджетной политики, в целях вывода теневых доходов, проводится политика по популяризации безналичных расчетов. В стране ограничивается наличный оборот и увеличивается доля электронных операций. Увеличение масштабов безналичных операций также облегчает процесс контроля за незаконной финансовой деятельностью различных субъектов хозяйствования, а также приводит к росту отчисляемых налогов и пополнению бюджета. В конечном итоге растет уровень экономической безопасности государства.

Отдельно следует отметить развитие межбюджетных отношений в рамках реализуемой контрциклической политики. Ввиду масштабной цифровизации повышается эффективность в области контроля за адресностью и эффективностью использования бюджетных средств. Меры бюджетной политики в регионах направлены на улучшение администрирования доходов, что повышает их собираемость. Наблюдается также повышение эффективности бюджетно-налоговой политики, что также выражается через совершенствование инструментов администрирования налоговых платежей и снижение административной нагрузки на налогоплательщиков [12, с. 30-40].

Несмотря на развитие бюджетной политики и ее контрциклическую направленность, нельзя не отметить то, что до сих пор сохраняется большое количество проблем, требующих решения. Важнейшая проблема заключается в отрицательной трансформации темпов роста и динамики доходов в реальном выражении. До сих пор не найдены эффективные инструменты, которые позволили бы заменить потери от нефтегазовых доходов из-за санкционного давления [13, с. 429]. До сих пор в стране крайне слабо развито малое и среднее предпринимательство, поэтому объем налоговых поступлений имеет недостаточный объем. Сохраняются проблемы, связанные со стремлением ухода предприятий в тень, что говорит о недостаточно эффективной налогово-бюджетной политике. Также, существует проблема дефицита бюджета, решение которой на сегодняшний день решается за счет нетто-заимствований на внутреннем рынке. Таким образом, статьи доходов бюджета нуждаются в изменении для повышения действенности федерального бюджета как инструмента активизации социально-экономического развития. Для этого требуется совершенствование бюджетной политики и поиск решения существующих проблем.

Выводы

Исходя из сформулированных результатов проведенного исследования, правомерны следующие выводы и обобщения.

1. Под федеральным бюджетом форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

2. Таким образом, бюджетная политика по-прежнему нуждается в совершенствовании и поиске эффективных инструментов решения существующих проблем.

3. На сегодняшний день федеральный бюджет является одним из инструментов социально-экономического развития государства, что выражается через направленность расходования средств бюджета.

4. В последние годы изменились векторы расходования средств федерального бюджета в сторону социальной ориентации. Акценты государственной бюджетной политики смещены в сторону социальной и оборонной политики, а также экономической политики. По данным направлениям наращивается объем расходования бюджетных средств, что подтверждает его современную социально-экономическую направленность.