Введение
Переход к определению понятия «инклюзивность в применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)», либо «цифровой инклюзивности», требует, для начала, разъяснения сути слова «инклюзивный». Слово «инклюзивный» подразумевает «охватывающий», «вовлекающий», «… распространяющийся на более широкий круг предметов» [1]. «Инклюзивность» можно использовать, как применительно к экономике страны, так и к отдельным ее секторам. Иначе говоря, инклюзивной может быть и экономика страны, и отдельный ее сектор, к примеру, сектор ИКТ. Так, рассуждая об инклюзивности в применении ИКТ, либо цифровой инклюзивности, в первую очередь, подразумевается инклюзивность самого сектора информационно-коммуникационных технологий. Цифровая инклюзивность представляет собой возможность всех людей использовать данные технологии, вне зависимости от уровня их социального положения, достатка, пола, места проживания и т.д. Роль государства в обеспечении инклюзивности при этом, однозначно, первостепенна – государство создает условия для обеспечения равного доступа к интернету всего населения (как в городах, так и в сельской местности), создает условия для адаптации онлайн контента к местному населению и т.д.
Имея целый ряд преимуществ, обеспечение большей инклюзивности в использовании (применении) информационно-коммуникационных технологий, подразумевающее снижение, либо устранение неравенства при их использовании, несомненно, приводит к повышению числа цифровых платежей, к росту числа покупок, осуществленных посредством цифровых платформ. Рост же числа цифровых платежей, увеличение объемов торговли посредством цифровых платформ в стране способствуют повышению ВВП на душу населения. Соответственно, можно утверждать, что повышение степени инклюзивности в применении ИКТ, либо цифровой инклюзивности (устранение неравенства по различным признакам, наблюдаемое при использовании ИКТ) приводит к повышению уровня экономического развития страны.
Выдвинем следующую гипотезу: с повышением степени цифровой инклюзивности, с сокращением при использовании ИКТ степени разрыва по различным признакам, повышается уровень экономического развития страны, и наоборот.
Целью исследования является указание значимости повышения степени инклюзивности в использовании информационно-комуникационных технологий (цифровой инклюзивности) для повышения уровня экономического развития страны.
Материалы и методы исследования
Институт Portulans в рамках Субиндекса инклюзивности Индекса сетевой готовности (ИСГ) оценивает цифровую инклюзивность с помощью:
- показателя, отражающего то, насколько активно население страны, используя интернет, вовлечено в процесс принятия решений и то, насколько оно активно принимает участие в предоставлении э-услуг – показатель Электронного участия;
- показателя, указывающего на степень неравенства между богатыми и бедными, наблюдаемого при платежах, осуществляемых в цифровом режиме (их получение, либо проведение) – показатель Социально-экономического разрыва при платежах в цифровом формате;
- показателя, оценивающего степень приспособленности электронного контента к местным жителям – показатель Доступности местного э-контента;
- показателя, оценивающего степень разрыва между мужчинами и женщинами, пользующимися интернетом – показатель Гендерного разрыва при использовании интернета;
- показателя, указывающего на степень неравенства при осуществлении платежей в цифровом формате между жителями сельских местностей и городскими жителями – показатель Разрыва при платежах в цифровом формате между сельскими и городскими жителями [2].
Методологии подсчета данных показателей представлены ниже.
Показатель Электронного участия, описывающий степень того, насколько активно население страны, используя интернет, вовлечено в процесс принятия решений и того, насколько оно активно принимает участие в предоставлении э-услуг, включает 3 блока:
- обеспечение населения страны э-информацией со стороны государственных учреждений;
- предоставление населению страны э-консультаций;
- выявление мнения граждан по различным вопросам, организация голосований, опросов в интернете и пр. [3, c. 211].
Показатель Социально-экономического разрыва при платежах в цифровом формате рассчитывается, как соотношение в общем числе опрашиваемых доли имеющих за последний год дело с платежами в цифровом формате бедных людей, у которых нет счета в банке (как указывается в методологии, таких людей в мире 40%) к доле в общем числе опрашиваемых богатых людей (таких людей в мире 60%), имеющих за последний год дело с подобными платежами. Опрос проводится среди тысячи респондентов, которым выше 15-ти лет. Меньший результат свидетельствует о том, что бедным людям цифровые платежи менее доступны, нежели чем богатым. Как указывается в методологии, платежи в цифровом формате проводятся с помощью карт, мобильных устройств, интернета и т.д. Получить их можно через заработную плату, пенсии, пособия и т.д. [4, c. 142, 181].
Показатель Доступности местного э-контента формируется на основе ответов, которые были получены на заранее разосланный вопрос о том, в какой степени местный электронный контент и э-услуги приспособлены к жителям страны [2].
Для расчета показателя Гендерного разрыва при использовании интернета, для начала, определяется доля в общем числе пользователей интернета женщин и мужчин в отдельности. Затем определяется их соотношение. Если результат равен 1-му, это указывает на гендерное равенство при использовании интернета [2].
Показатель Разрыва при платежах в цифровом формате между сельскими и городскими жителями рассчитывается, как соотношение доли в общем числе опрашиваемых имеющих за последний год дело с платежами в цифровом формате сельских жителей, к доле в общем числе опрашиваемых имеющих за последний год дело с платежами в цифровом формате городских жителей. Расчеты проводятся на основе ответов, полученных в результате проведения соответствующего опроса среди тысячи людей, не менее 15-ти лет. Низкий результат указывает на больший разрыв при платежах в цифровом формате между сельскими и городскими жителями [2].
Для подтверждения того, как изменяются показатели развития цифровой экономики по странам в зависимости от изменения в них степени инклюзивности в использовании ИКТ, будут использованы такие показатели, как Совершенные или поступившие платежи в цифровом формате, а также Онлайн покупки.
Для расчета показателя Совершенных или поступивших платежей в цифровом формате проводится соответствующий опрос. Он рассчитывается, как доля в общем числе опрошенных людей тех, кто осуществил или приобрел платежи в цифровом формате в течение последних 12-ти месяцев [5].
Показатель Онлайн покупок рассчитывается, как доля в общем числе граждан тех, кто в течение последнего года приобрел товары и услуги в формате онлайн [6].
Для определения того, как изменяется уровень экономического развития страны в зависимости от изменения степени цифровой инклюзивности, будет использован показатель Валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности (ВВП по ППП) [7].
Из года в год увеличивается число исследований, посвященных различным вопросам инклюзивности в использовании ИКТ – ее важности для развития экономики страны (в частности, цифровой), выявлению причин неравенства и определению путей повышения степени инклюзивности и т.д.
Так, в отчете «Цифровая инклюзивность» отмечается, что обеспечение инклюзивности имеет целый ряд преимуществ. Указывается, что устранение неравенства в использовании информационно-коммуникационных технологий за счет предоставления доступа к ним всех людей приведет к экономическому росту [8].
О положительных последствиях обеспечения инклюзивности в использовании ИКТ среди людей с ограниченными возможностями для бизнеса говорится в еще одном отчете. Отмечается, что, в итоге, люди с ограниченными возможностями имеют шансы быть привлеченными к труду, имеют шансы создавать свой бизнес, участвовать в экономическом развитии страны [9].
О преимуществах обеспечения цифровой инклюзивности для экономики Великобритании утверждается в еще одном из исследований – в нем рассматривается польза цифровой инклюзивности для национальной службы здравоохранения, а также указываются такие ее преимущества, как экономия времени при осуществлении сделок посредством цифровых платформ, содействие увеличению сбережений предприятий, оказание положительного влияния на занятость, увеличение доходов и т.д. [10].
На значимость развития цифровых навыков, способствующих цифровой инклюзивности, для развития экономики стран указывается в одном из исследований, где отмечается, что предоставление возможностей для реализации своих товаров и услуг посредством интернета все большему числу предпринимателей позволит увеличить прибыль, полученную ими [11].
О преимуществах, об экономических выгодах, которые дает цифровая инклюзивность, говорится в отчете, выпущенном в 2023-ем году. В нем указывается на то, что преимуществами цифровой инклюзивности могут воспользоваться индивидуумы, домашние хозяйства и общества в целом [12].
О положительном влиянии обеспечения цифрового равенства на занятость, образование, здоровье людей и т.д. говорится в документе «Результаты и последствия цифрового равенства» [13].
В одной из статей Всемирного Экономического Форума указывается, что правительство Бангладеша рассматривает вопрос обеспечения цифровой инклюзивности, как необходимость для налаживания экономической деятельности в сельской местности [14].
В отчете Института Portulans 2021-го года указывается на важность обеспечения инклюзивности цифровых технологий. Отмечается, что в связи с трудностями, которые испытывают более бедные слои населения при переведении бизнеса в формат онлайн, разделение регионов страны на бедные и богатые углубилось еще больше. В результате, преимуществами цифровой трансформации довольствуются не все, а лишь определенные страны и слои общества [15, с. 8].
Вопрос значимости обеспечения инклюзивности на цифровом рынке труда для обеспечения устойчивого развития затронут в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030-го года. В ней указывается, что к 2030-му году, в условиях развития цифрового рынка труда, люди с ограниченными возможностями во всех государствах-членах ООН также должны иметь возможность быть привлеченными к труду. Отмечается, что инклюзивное цифровое будущее труда является ключом к достижению целей устойчивого развития [16, с. 3-4].
Результаты исследования и их обсуждение
Субиндекс инклюзивности ИСГ и показатель Совершенных или поступивших платежей в цифровом формате
Нет сомнения в том, что предоставление населению страны э-консультаций, выявление мнения граждан по различным вопросам и прочие подобные меры, в итоге, приводят к улучшению качества подобных услуг, способствуют убеждению людей в надежности проведения операций в цифровом формате, в том числе и платежей. Действия, предпринятые с целью повысить степень инклюзивности в применении информационно-коммуникационных технологий (устранение неравенства между богатыми и бедными, наблюдаемое при платежах, осуществляемых в цифровом режиме; устранение неравенства при осуществлении платежей в цифровом формате между жителями сельских местностей и городскими жителями и т.д.), также находят свое отражение в росте числа платежей, осуществляемых в цифровом формате. Это подтверждается нижеследующей таблицей, в которой отражены Субиндекс инклюзивности и доля в общем числе опрошенных тех, кто осуществил или принял платежи в цифровом формате в течение последнего года (таблица 1).
В странах с более высокой степенью инклюзивности в применении ИКТ показатели Совершенных или поступивших платежей в цифровом формате более высокие, по сравнению с теми, где Субиндекс инклюзивности ниже. Так, самая высокая степень цифровой инклюзивности замечена в Сингапуре (Субиндекс инклюзивности равен 89.86 баллов), самая низкая же – в Мексике (Субиндекс инклюзивности равен 51.1 балл). Наряду с этим, доля в общем числе опрошенных тех, кто совершил или получил платежи в цифровом формате в течение последнего года в Сингапуре достаточно высокая (94.8%), в Мексике же – достаточно низкая (43.9%). Максимальный показатель развития цифровой экономики среди исследуемых стран наблюдается в Дании (100%), где степень инклюзивности в применении ИКТ тоже достаточно высокая (Субиндекс инклюзивности составляет 83.05 баллов).
Второе место по показателю развития цифровой экономики среди исследуемых стран занимают Германия и Норвегия – доля в общем числе опрошенных тех, кто совершил или получил платежи в цифровом формате в течение последнего года, составляет 99.5%. Субиндекс инклюзивности при этом равен, соответственно 79.8-ми и 79.67-ми баллам, что чуть ниже среднего показателя по исследуемым странам (84.86).
Субиндекс инклюзивности ИСГ и показатель Онлайн покупок
То, что действия, направленные на обеспечение большей цифровой инклюзивности (предоставление населению страны э-консультаций, выявление мнения граждан по различным вопросам с помощью проведения опросов, сокращение степени разрыва между богатыми и бедными, между сельскими и городскими жителями при платежах, осуществляемых в цифровом формате, и т.д.) положительно сказываются на показателях развития цифровой экономики в стране, свидетельствуют и данные, представленные в нижеследующей таблице (таблица 2).
В тех странах, где степень цифровой инклюзивности выше, выше и доля в общем числе граждан людей, совершивших онлайн покупки за последние 12 месяцев. Так, максимальное среди исследуемых стран число онлайн покупок совершено в Нидерландах (92.41%), где Субиндекс инклюзивности тоже максимальный (86.72 баллов), минимальное же – в Монтенегро (28.74%), где степень инклюзивности в применении ИКТ относительно низкая (Субиндекс инклюзивности=66.36 баллов, что ниже среднего показателя по исследуемым странам (75.3 балла)).
Таблица 1
Субиндекс инклюзивности ИСГ и показатель Совершенных или поступивших платежей в цифровом формате (46 стран)
Страна |
Субиндекс инклюзивности, баллы, 2023 |
Показатель Совершенных или поступивших платежей в цифровом формате, %, 2022 |
Австрия |
81,73 |
99,3 |
Азербайджан |
52 |
42,5 |
Аргентина |
69,69 |
65 |
Армения |
55,05 |
47,5 |
Бахрейн |
70,88 |
77,3 |
Бельгия |
74,27 |
97,4 |
Болгария |
68,3 |
75,2 |
Босния и Герц. |
62,22 |
66,5 |
Бразилия |
78,91 |
76,5 |
Великобритания |
86,37 |
99,2 |
Германия |
79,8 |
99,5 |
Греция |
68,24 |
91,4 |
Дания |
83,05 |
100 |
Израиль |
77,67 |
91,2 |
Иран |
59,93 |
84,5 |
Ирландия |
77,64 |
98,2 |
Испания |
81,68 |
97,5 |
Италия |
77,26 |
95,8 |
Казахстан |
75,02 |
77,9 |
Кипр |
75,39 |
87,2 |
Китай |
80,15 |
86,2 |
Колумбия |
60,24 |
52,1 |
Латвия |
78,3 |
95,3 |
Литва |
77,15 |
90,8 |
Малайзия |
71,28 |
79,3 |
Мальта |
74,31 |
90,7 |
Мексика |
51,1 |
43,9 |
Нидерланды |
86,72 |
98,8 |
Норвегия |
79,67 |
99,5 |
Польша |
72,76 |
93,2 |
Португалия |
75,54 |
90,6 |
Румыния |
62,67 |
63,5 |
Россия |
73,55 |
87,4 |
Сербия |
71,93 |
87,5 |
Сингапур |
89,86 |
94,8 |
Словакия |
71,82 |
94,5 |
Словения |
75,25 |
97 |
Турция |
65,07 |
67,6 |
Финляндия |
85,8 |
98,5 |
Франция |
79,35 |
98,5 |
Хорватия |
72,3 |
87,1 |
Чехия |
74,99 |
94,1 |
Швейцария |
81,97 |
98,2 |
Швеция |
83,68 |
99,1 |
Эквадор |
57,36 |
46,9 |
Эстония |
86,46 |
98,7 |
Источник: на основе данных Института Portulans и Всемирного Банка [2; 5].
Таблица 2
Субиндекс инклюзивности ИСГ и показатель Онлайн покупок (31 страна)
Страна |
Субиндекс инклюзивности, баллы, 2023 |
Показатель онлайн покупок, %, 2023 |
Австрия |
81,73 |
72,17 |
Албания |
44,27 |
32,98 |
Бельгия |
74,27 |
75,26 |
Болгария |
68,3 |
45,19 |
Германия |
79,8 |
77,48 |
Греция |
68,24 |
57,53 |
Дания |
83,05 |
89,01 |
Ирландия |
77,64 |
87,12 |
Испания |
81,68 |
68,88 |
Италия |
77,26 |
51,11 |
Кипр |
75,39 |
56,83 |
Латвия |
78,3 |
62,14 |
Литва |
77,15 |
60,91 |
Мальта |
74,31 |
67,68 |
Монтенегро |
66,36 |
28,74 |
Нидерланды |
86,72 |
92,41 |
Норвегия |
79,67 |
90,71 |
Польша |
72,76 |
64,32 |
Португалия |
75,54 |
54,75 |
Румыния |
62,67 |
50,3 |
Сербия |
71,93 |
57,75 |
Словакия |
71,82 |
76,82 |
Словения |
75,25 |
65,85 |
Турция |
65,07 |
45,87 |
Финляндия |
85,8 |
79,14 |
Франция |
79,35 |
76,93 |
Хорватия |
72,3 |
59,14 |
Чехия |
74,99 |
77,68 |
Эстония |
86,46 |
73,12 |
Швеция |
83,68 |
88,75 |
Швейцария |
81,97 |
83,42 |
Источник: на основе данных Института Portulans и Евростата [2; 6].
В Албании, где Субиндекс инклюзивности минимальный среди показателей исследуемой группы стран (44.27 баллов), доля в общем числе граждан людей, совершивших онлайн покупки за последние 12 месяцев, равна 32.98%, что намного ниже среднего показателя соответствующей группы стран (66.8%).
Субиндекс инклюзивности Индекса сетевой готовности и ВВП на душу населения
Для определения того, какова значимость обеспечения цифровой инклюзивности (инклюзивности в применении ИКТ) для экономического развития страны, рассмотрим нижеследующую диаграмму, на которой отражена взаимосвязь между Субиндексом инклюзивности Индекса сетевой готовности и ВВП на душу населения по странам (рисунок).
Итак, максимальный ВВП на душу населения наблюдается в Сингапуре (138 172 межд. долл.). Субиндекс инклюзивности при этом здесь тоже максимальный среди исследуемых стран – 89.86 баллов. Минимальный ВВП на душу населения наблюдается в Эквадоре – 14 483 межд. долл. Субиндекс инклюзивности здесь равен 57.36-ти баллам (чуть выше минимального показателя по исследуемым странам (51.1)).
Субиндекс инклюзивности ИСГ и ВВП на душу населения (46 стран) Источник: на основе данных Института Portulans и Всемирного Банка [2; 7]
Таблица 3
Значения минимального, максимального и среднего ВВП на душу населения в зависимости от интервалов Субиндекса инклюзивности Индекса сетевой готовности (46 стран)
Интервалы Субиндекса инклюзивности, баллы, 2023 |
ВВП на душу населения, межд. долл., 2022 |
||
Минимальный |
Максимальный |
Средний |
|
50-60 |
14483 |
23900 |
19586 |
61-70 |
20950 |
43240 |
32418 |
71-80 |
19133 |
133823 |
54548 |
81-90 |
22499 |
138172 |
69110 |
Источник: на основе данных Института Portulans и Всемирного Банка [2; 7].
Рассмотрев, как изменяются значения минимального, максимального и среднего ВВП на душу населения в зависимости от изменений, наблюдаемых в Субиндексе инклюзивности Индекса сетевой готовности (таблица 3), можно отметить, что в тех странах, где Субиндекс варьируется в пределах 50-60-ти баллов, значения минимального, максимального и среднего ВВП на душу населения ниже, чем в странах, где интервалы Субиндекса инклюзивности выше.
Вышесказанное позволяет утверждать, что снижение степени неравенства в применении ИКТ (повышение степени цифровой инклюзивности), в результате, приводит к росту ВВП на душу населения (с учетом прочих факторов).
Выводы
1. Действия, направленные на обеспечение большей цифровой инклюзивности – сокращение степени разрыва между богатыми и бедными, между сельскими жителями и городским населением, наблюдаемого при платежах, осуществляемых в цифровом формате, и пр. действия положительно влияют на уровень развития экономики.
2. При этом, важно учесть и то, что на уровень развития экономики страны оказывает влияние целый ряд иных факторов. К примеру, отраслевая структура экономики, кадровый потенциал страны, международная открытость и т.д. Соответственно, мер по повышению степени цифровой инклюзивности может быть недостаточным для этого.