Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPROVING INSTRUMENTS FOR REGULATING THE ACTIVITIES OF THE "PROJECT FINANCE FACTORY" IN RUSSIA: DIRECTIONS AND PROSPECTS

Manusadzhyan O.V. 1 Mikhina E.V. 1 Lisina M.I. 1
1 Financial University at Government of the Russian Federation
1328 KB
The article discusses issues related to the development of the activities of the “Project Finance Factory”, identifies the reasons and conditions that influenced the search for new forms and instruments of project financing in the Russian Federation; the authors present a systematic approach to the study and analysis of changes in the field of project financing using the example of the “Project Finance Factory” Program (hereinafter referred to as the Program): in the temporal aspect, the main directions of changes are grouped and analyzed from the point of view of their impact on the activation and expansion of opportunities for participants in the investment process; analyzed the conditions and criteria for providing a syndicated loan as the basis of the financing mechanism under the Program under consideration; the innovations introduced into the Program were analyzed from the perspective of their impact on the development of the Program’s capabilities; conclusions were drawn about the viability and prospects of the further work of the Program, the main directions for improving the activities of the “Project Finance Factory” were noted.
“project financing factory” program
project financing
investment project
syndicated loan
technological loan
credit resources
investment risk

Введение

Возросший в нашей стране в начале текущего столетия интерес к проектному финансированию во многом послужил импульсом к поиску новых форм и инструментов, способных в условиях внешних санкций активизировать инвестиционные усилия в направлении обеспечения национальной безопасности и технологического суверенитета страны.

Масштаб создаваемых проектов предусматривает решение взаимосвязанных концептуальных задач: изыскание значительного объема финансовых ресурсов, минимизацию инвестиционных рисков, расширение возможностей потенциальных участников посредством модернизации механизма проектного финансирования, создания привлекательных условий и надежных гарантий для инвесторов.

Безусловно, отправным звеном в решении вышеозначенных вопросов является создание действенного механизма, охватывающего деятельность каждого из участников процесса проектного финансирования на всех этапах реализации проекта, начиная с его экспертизы и одобрения до стадии завершения и принятия в эксплуатацию.

Своего рода новацией в решении данного вопроса можно считать принятие в 2018 году Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с ВЭБ.РФ и коммерческими банками Программы «Фабрика проектного финансирования» (далее – Программа или «Фабрика»), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2018 г. N 158 «О программе «Фабрика проектного финансирования» (далее – постановление Правительства № 158) [3]. По существу, Программа – инструмент проектного финансирования, основу работы которого составляет механизм синдицированного кредитования, в сочетании с государственной поддержкой. Явным преимуществом такого подхода следует считать повышение доступности кредитных ресурсов, увеличение сроков кредитования и более эффективное распределение рисков участников.

В Отчете Правительства РФ за 2023 год отмечается, что в рамках «Фабрики» уже полностью реализованы 12 проектов, всего с использованием инструмента реализуется 27 проектов, а общая стоимость одобренных проектов составляет 3,8 трлн рублей [6].

Цель исследования – анализ применения инструментов регулирования Программы «Фабрика проектного финансирования» в целях определения направлений их совершенствования.

Материалы и методы исследования

К настоящему времени деятельность «Фабрики проектного финансирования» наряду с вышеозначенным постановлением Правительства №158 осуществляется с применением ряда других нормативных правовых актов [1, 2, 4, 5].

Безусловно, принятие вышеперечисленных документов имеет важное значение для укрепления основ и решения принципиальных вопросов, возникающих на разных стадиях осуществления проектного финансирования. Это подтверждает повышенный интерес к вопросам проектного финансирования со стороны научного сообщества, экспертов и аналитиков, специалистов, занятых в данной сфере. В частности, текущее развитие, проблемные аспекты регулирования сферы проектного финансирования в России и перспективы их решения нашли отражение в работах таких авторов, как Петрикова Е.М. [10], Петрова Г.В. [11], Цехомский Н.В. [13,14], Чернов А.В. [15], Шмакова Н.Н. [16], которые отмечают необходимость принятия мер, направленных на снижение рисков и расширение возможностей по привлечению ресурсов на обеспечение реализации крупных отраслевых, региональных проектов, создание более определенных условий для участников.

На этапе запуска Программы был обозначен круг первостепенных проблемных вопросов, которые предполагалось решить по мере ее реализации:

- недостаточный объем инвестиций в реальном секторе экономики;

- низкое качество экспертизы разработанных проектов;

- отсутствие действенного механизма распределения налоговых рисков.

Именно на решение перечисленных вопросов и направлена Программа, принятая постановлением Правительства РФ № 158. Постараемся проанализировать направленность и характер изменений, внесенных в состав и содержание инструментов Программы, с точки зрения расширения возможностей ее дальнейшего применения, повышения гарантий и заинтересованности сторон в ее участии.

Системный подход к оценке характера изменений, внесенных в постановление Правительства № 158, позволяет разделить их на две группы: первая носит чисто технический характер (например, переименование в 2021 году корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в ВЭБ.РФ), вторая группа содержит изменения сущностного характера, отражая расширение условий механизма проектного финансирования, обусловленное ситуацией в российской экономике в связи с санкционным давлением (пример: снижение минимальной доли собственных средств в инвестиционной фазе проекта – с 20% до 15% (п.10 Программы в ред. от 09.11.2022)).

Остановимся подробнее на изменениях сущностного характера, предварительно обозначив одни из них как уточняющие, другие – новаторские. Первые корректируют действующие положения: например, конкретизируется срок финансирования инвестиционного проекта – с даты заключения договора синдицированного кредита (займа) до полного исполнения обязательств перед кредиторами согласно договора синдицированного кредита (займа); а вторые вносят качественно новые условия и правила, нацеленные на повышение возможностей участников Программы и укрепление механизма ее реализации. Таковым является введение новых механизмов поддержки финансирования в виде фонда акционерного капитал, действующего с мая 2023 года и применение с декабря 2023 года на эти цели технологического кредита.

Далее рассмотрим основные направления изменений, внесенных в Программу с целью укрепления потенциальных возможностей участников и достижения поставленных задач.

Следующая редакция (от 13.06.2019) вносит уточнения и новые инструменты в работу Программы.

В частности, поправками от 13.06.2019, 04.05.2021 до 1 июля 2021 года последовательно пролонгирована норма, направленная на расширение круга участников Программы в силу предоставления ВТБ.РФ возможности отбирать для участия в «Фабрике» проекты, реализуемые юридическими лицами, не являющимися проектными компаниями. Обратим внимание, что для участников, не являющихся проектными компаниями, отсутствует требование раздельного учета деятельности, что означает наличие возможности возвращать займы не только за счет реализации проекта, но и за счет средств от иной деятельности. Положительная практика применения такой нормы позволила закрепить участие в «Фабрике» юридического лица, не являющегося проектной компанией, на постоянной основе, но уже при условии соблюдения правил ведения раздельного учета деятельности в рамках инвестиционного проекта и иной деятельности.

К числу новаций, направленных на расширение сферы действия «Фабрики», следует отнести введение новых направлений финансирования инвестиционных проектов, перечень которых определен в приложении к Программе. В частности, расширен перечень отраслей обрабатывающей промышленности, финансирование которых предусматривалось Программой. В 2019 году в финансируемые отрасли обрабатывающей промышленности включены автомобильная, судостроительная, атомная промышленность, химический, металлургический, лесопромышленный комплексы, также перечень финансируемых направлений расширен на такие отрасли как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, строительство. Кроме того, отдельными пунктами включены отрасли экономики, в которых реализуются национальные проекты (программы), приоритетные направления развития науки, технологий и техники, критические технологии, технологии, имеющие важное значение для обороны страны и безопасности государства, социально-экономическое значение. По словам первого заместителя председателя ВЭБ.РФ Николая Цехомского, «…это позволит расширить перечень инвестпроектов, отвечающих требованиям Фабрики» [14]. Полагаем, такой подход вполне оправдан также с точки зрения повышения конкурентоспособности и качества представляемых к отбору проектов, а значит – и достижения конечного результата.

В целом, такого рода изменения повышают доступность проектного финансирования, предусматривают возможность рефинансирования кредитов и займов, ранее предоставленных на инвестиционный проект, уточняют и совершенствуют Правила предоставления субсидий, то есть оказывают качественное воздействие на весь механизм.

В качестве тренда на смягчение требований к получателям синдицированных кредитов ВЭБ.РФ и расширение круга заемщиков следует рассматривать изменения, принятые во второй половине 2021 года.

Новшество в виде установления четких параметров по стоимости проекта (в виде минимальной границы в размере 3 млрд. рублей) и возможностей объединения нескольких инвестиционных проектов в один (реализуемых заемщиком или заемщиком с участием его дочерних и (или) зависимых организаций на нескольких производственных площадках или территориях) по направлению «Городская экономика») позволит принимать решения о финансировании взаимозависимых инвестиционных проектов, реализация которых ранее была невозможна из-за их недостаточной стоимости (менее 3 млрд. рублей). Помимо этого, увеличению количества потенциальных участников «Фабрики» способствует продление возможности участия в Программе юридических лиц, не являющихся проектными компаниями, а также отмена требования создания проектной компании для проектов по направлению «Городская экономика». Ранее требование о создании отдельного юрлица снижало привлекательность этого инструмента со стороны бизнеса.

Еще одним новым инструментом, делающим механизм «Фабрики» более доступным, является возможность снижения в течение периода фазы эксплуатации (операционной стадии) доли собственных средств заемщика с 20% до 10%. Кроме того, достижению указанной цели также способствует увеличение срока окупаемости проекта с 20 лет до 30 лет. По мнению Татьяны Горовой (первого заместителя гендиректора Центра стратегических разработок), такие изменения «…должны способствовать активному развитию инвестпроектов в различных отраслях экономики, так как теперь на поддержку могут претендовать капиталоемкие проекты с длительным сроком окупаемости – например, проекты транспортной инфраструктуры, которые зачастую на этапе эксплуатации в первые годы требуют поддержки» [12].

Важным изменением является возможность совмещения мер государственной поддержки в рамках одного инвестиционного проекта: по разным траншам стали возможны разные программы субсидирования.

В 2022 году в предпринятых в Программе мерах прослеживается дальнейшее повышение доступности программы для участников в сложившейся экономической ситуации. В частности, на период 2022-2023 гг. на инвестиционной стадии проекта требования к минимальной доле собственных средств снижены с 20% до 15%. Дополнительно оговаривается, что доля участия ВЭБ.РФ сократится с 40% до 25% от стоимости проекта (без учета процентов по кредитам), а в транше «А» не превысит 10% от стоимости, если снизится доля инвестора. Соответственно, доля банковского финансирования увеличится. По мнению Натальи Сафиной, сотрудника Центра стратегических разработок, первоначальная нагрузка инвестора за счет этого снизится на 25%, что «…может сыграть существенную роль в пользу решения запустить перспективный проект», – отмечает эксперт [7].

Расширение общих возможностей механизма «Фабрики проектного финансирования» связано с увеличением суммарного объема траншей, предоставляемых ВЭБ.РФ: для обслуживания большего количества проектов и более крупных инициатив, его размер вырос с 294 млрд руб. в 2018 г. до 500 млрд руб. к 2023 году. Кроме того, эту меру усиливает отменена требования обязательной передачи траншей «А» на баланс СОПФ.

В ходе совещания по расширению программы поддержки крупных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, прошедшего с 14 ноября 2022 г., премьер-министр России Михаил Мишустин отметил, что «…эти меры позволят повысить доступность и привлекательность проектного финансирования в нашей стране, увеличить объёмы кредитования тех организаций, которые создают перспективные производства, важные для развития российской экономики» [9].

В 2023 году продолжена тенденция по расширению поддержки инвесторов, реализующих крупные проекты в приоритетных отраслях экономики. Главная мера – смягчение требования к заемщикам (снижение минимальной доли собственных средств инвесторов с 20 до 15%) в отношении проектов, которые будут одобрены в течение 2024 года.

Актуальным вопросом проектного финансирования продолжает оставаться проблема обеспечения достаточности средств. Еще одним шагом в направлении ее решения и поддержки заемщиков с недостаточным объемом средств является создание закрытого паевого инвестиционного фонда «Фонд акционерного капитала». Применение такого подхода дает возможность инвесторам укрепить свои финансовые позиции, добавив в пределах 10% средств от стоимости проекта в части своей минимальной 15%-ной доли.

Положительной оценки заслуживает введенное для инвесторов новшество в виде возможности замены кредитного финансирования ВЭБ.РФ на предоставление от госкорпорации поручительства, обеспечивающего исполнение заемщиком своих обязательств. С одной стороны, это позволяет высвободить средства госкорпорации для большего круга проектов, а с другой – расширяет права участников Программы в выборе кредитной организации и условий кредитования.

Дополнительной мерой поддержки также является возможность участия в Фабрике проектного финансирования инвестиционных проектов, предусматривающих строительство и (или) реконструкцию объектов на основании разного рода соглашений: концессионных, о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

Последней на текущий момент новацией от 02.12.2023г. внесены существенные изменения, связанные с необходимостью внедрения системных мер для структурной адаптации российской экономики в условиях санкций и ограничений. Ее принятие позволяет распространить механизм «Фабрики проектного финансирования» также на инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств технологического кредита. Отметим, что это изменение не распространяется на предоставление синдицированных кредитов в отношении одобренных проектов.

Новая мера поддержки крупных инвестпроектов реализуется Правительством РФ и ВЭБ.РФ в рамках исполнения поручения Президента РФ, по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума, состоявшегося в июне 2023 года: создание механизма предоставления поручительств, обеспечивающих исполнение до 50% объема обязательств заемщика по кредиту, выданному на реализацию проектов, направленных на укрепление технологического суверенитета Российской Федерации. Общая сумма обязательств, обеспечиваемых ВЭБ.РФ по таким кредитам, составляет 200 млрд руб. [8].

При проведении исследования использованы следующие методы: диалектический, анализа и синтеза, а также системный подход, приемы сравнения и группировки.

Результаты исследования и их обсуждение

Обобщая рассмотренную цепочку трансформаций инструментов, регулирующих применение Программы, систематизируем изменения условий и критериев отбора инвестиционных проектов, предусматривающих предоставление денежных средств заемщикам на основании договоров синдицированного кредита (таблица).

Подводя итог можно сказать, что механизм «Фабрики проектного финансирования» за период ее существования прошел адаптацию и был значительно расширен. К основным изменениям можно отнести следующие:

- увеличен лимит программы;

- увеличен срок окупаемости проекта;

- для участия в Программе возможно объединение нескольких проектов по направлению «Городская экономика»;

- исключено обязательное требование о создании отдельной проектной компании;

- снижена минимальная доля собственных средств заемщика и предусмотрен дополнительный их источник – фонды акционерного капитала;

- предусмотрена возможность сочетания поддержки в рамках «Фабрики проектного финансирования» и механизма ГЧП;

- установлена возможность совмещения с иными мерами государственной поддержки;

- расширен перечень отраслевых направлений финансирования инвестиционных проектов, включены отрасли экономики по приоритетным направлениям развития науки и технологии, имеющие важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства;

- предусмотрено предоставление поручительств по технологическим кредитам.

Механизм «Фабрики проектного финансирования» продолжает быть востребованным со стороны бизнеса и государства. Так, на XXVII Петербургском международном экономическом форуме, состоявшемся в июне 2024 года, Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным было предложено увеличение лимита Фабрики проектного финансирования до 600 млрд рублей.

Сравнение условий и критериев отбора инвестиционных проектов, по которым в рамках Программы предоставляется синдицированный кредит

Критерии отбора

пункт Программы

ред. № 1

ред. № 2

ред.

№ 3

ред.

№ 4

ред.

№ 5

ред.

№ 6

ред.

№ 7

Заемщик

пп. «е» п.8

Проектная компания

пп. «е» п.8,

п.6

Юрлицо, не являющееся проектной компанией (временная норма до 01.01.2019, продлена до 01.01.2021, продлена до 01.07.2021)

Юрлицо, не являющееся проектной компанией:

1) проект «Городская экономика»,

2) в целях строительства 2-х очередей расширение производства, ведущее раздельный учет

Юрлицо, не являющееся проектной компанией, ведущее раздельный учет

 

Юрлицо, не являющееся проектной компанией: проект «Городская экономика»

Инвестиционный проект

абз. 2 п.3

 

Объединение нескольких проектов по направлению «Городская экономика» в один

п.11

 

Концессия, ГЧП, МЧП, проекты по модернизации/ сооружению генерирующих электроэнергию объектов

Стоимость проекта

пп. «в» п.9

3 млрд руб.

Окупаемость

пп. «е» п.9

до 20 лет

до 30 лет

Срок

финансирования

пп. «д» п.9

20 лет

Собств.

средства

инвест.

фаза

пп. «г» п.9

не менее 20% от стоимости проекта

 

от 10% стоимости проекта

 

фаза

эксп.

п.10

 

от 15% стоимости проекта*

Транш А

пп. «г» п.6

10-40 % от суммы траншей А+Б

абз.12 п.3

предоставляется заемщику СОПФ, либо ВЭБ.РФ с правом передачи прав (требований) по ней СОПФ

предоставляется заемщику СОПФ, либо ВЭБ.РФ для последующей передачи прав (требований) СОПФ

п.6(1)

 

коммерческими банками

Субтранши транша «А» могут различаться

пп. «е» п.6

 

только кредиторами

пп. «е» п.6

 

по целевому назначению, срокам и порядку возврата кредита, размеру и порядку уплаты процентов по кредиту

Транш Б

пп. «г» п.6

60-90 % от суммы траншей А+Б

абз.13 п.3

предоставляется ВЭБ.РФ и коммерческими банками

Транш В

пп. «г» п.6

до 20 % от суммы траншей А+Б+В

абз.14 п.3

предоставляется ВЭБ.РФ и (или) коммерческими банками

Совокупный размер траншей А

п.3(1)

294 млрд руб.

500 млрд руб.

Отраслевые направления

Приложение

 

Расширен перечень отраслевых направлений финансирования

Одним из последних крупномасштабных проектов, предусмотренных к осуществлению с использованием механизма «Фабрика проектного финансирования», является соглашение о сотрудничестве между ВЭБ.РФ и ПАО «РусГидро», подписанное по итогам Форума. В рамках данного документа предстоит реализация обширной программы по финансированию шести проектов по созданию и обновлению объектов энергетики на Дальнем Востоке (строительство Артемовской ТЭЦ-2, Хабаровской ТЭЦ-4, 2-й очереди Нерюнгринской ГРЭС и Якутской ГРЭС-2, расширение Партизанской ГРЭС, реконструкция Владивостокской ТЭЦ-2). Объем средств, выделяемых на эти цели со стороны ВЭБ.РФ и банков-партнеров, составляет 650 млрд рублей [8].

Заключение

Рост количества реализуемых в рамках Программы проектов требует дальнейшей «донастройки» инструмента поддержки. В качестве основных направлений совершенствования деятельности Фабрики проектного финансирования авторы видят следующие:

- повышение прозрачности механизма Фабрики проектного финансирования на всех стадиях реализации Программы – от отбора проектов до отчетности о достигнутых результатах;

- оптимизация бизнес-процессов взаимодействия всех участников;

- регулирование информационного обеспечения реализации Программы «Фабрика проектного финансирования», включая вопросы автоматизации сбора и обмена информацией и электронными документами, мониторинга реализации инвестиционных проектов.

Таким образом, проведенный анализ изменений, вносимых в механизм регулирования деятельности «Фабрики проектного финансирования», свидетельствует о гибкости механизма, его настройке в соответствии со складывающимися условиями функционирования российской экономики, способности решать поставленные задачи.

Статья выполнена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.