Введение
В современном мире безопасность страны и мира в целом в значительной мере определяется уровнем обеспечения производственной безопасности на опасных объектах, в том числе на объектах строительной индустрии. Темпы строительства постоянно растут: сокращение сроков, отведенных на возведение объекта, зачастую приводит к многочисленным грубым нарушениям требований промышленной безопасности, о чем говорит статистика возникновения несчастных случаев на строительной площадке. Неудовлетворительные условия труда приводят к риску получения производственных травм и профессиональных заболеваний.
Целью исследования является разработка и обоснование методов уменьшения травматизма и профзаболеваний в строительной отрасли, а именно разработка системы оперативного контроля, информационного обеспечения и управления безопасностью и условиями труда.
Материал и методы исследования
По данным Росстата, количество несчастных случаев на производстве и непосредственно в строительной отрасли имеет устойчивую тенденцию к сокращению, однако уровень травматизма по-прежнему остается высоким. Из-за особенностей работы на строительной площадке условия труда на рабочих местах очень часто меняются, соответственно меняются и профессиональные риски. Необходимо учитывать также большое количество людей, так или иначе задействованных в строительных работах – заказчики, подрядчики, сами работники, архитекторы, дизайнеры, клиенты, поставщики оборудования и другие. Кроме того, традиционно в этой отрасли занято много мигрантов, зачастую принятых на работу нелегально и на короткий срок.
Риски травмирования строительных рабочих, прежде всего, связаны со спецификой работы (высотные работы – падение с крыш, строительных лесов, лестниц и т.д.; земляные работы – обрушение траншей, эксплуатация землеройно-транспортных машин; применение подъемных механизмов – кранов и строительных лебедок, использование электрооборудования, ручных инструментов и транспортных средств). Боль в спине и различные мышечные травмы, обусловленные поднятием тяжелых грузов, составляют значительную долю производственного травматизма в строительной отрасли. Ситуация усугубляется тем, что на строительных площадках часто царит беспорядок, они сильно загромождены, что способствует возникновению аварийных ситуаций.
Не всегда возможно объективное использование статистических данных о профзаболеваемости. Это зачастую связано с тем, что воздействие многих факторов риска (опасных химических и других веществ, высокого уровня шума и вибрации и т.д.) может иметь отдаленные последствия для здоровья работников и не проявляться в течение нескольких месяцев или даже лет.
Здоровье строительных рабочих подвержено таким факторам риска, как воздействие опасных веществ (асбестосодержащая пыль, кварц и др.), перемещение тяжелых и громоздких грузов вручную; влияние высокого уровня шума и вибрации, источниками которых служат как ручные инструменты, так и крупные машины).
Таким образом, становится очевидным, что строительство во многом является значительно более опасным, чем любая другая отрасль экономики.
По данным Роструда, были рассмотрены и проанализированы несчастные случаи в период с 2015 по 2017 года (включая все случаи: связанные и не связанные с производством на строительных площадках), что показало следующие результаты:
2015 год – 2287 н/с,
2016 год – 1849 н/с,
2017 год – 1850 н/с.
Из них выявлено тяжелых и несчастных случаев, связанных с производством:
в 2015 году – 1415 н/с,
в 2016 году – 1325 н/с,
в 2017 году – 904 н/с.
Насколько важен оперативный контроль по охране труда на любом предприятии, говорит большой процент несчастных случаев на производстве в Российской Федерации по сравнению с другими развитыми странами. Но хочется отметить, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция по снижению уровня травматизма.
Основные причины несчастных случаев в строительной отрасли
Причина |
Количество несчастных случаев (НС) |
|
2016 |
2017 |
|
Неудовлетворительная организация производства работ |
490 НС 37% |
260 НС 28% |
Несовершенство технологического процесса |
106 НС 8% |
36 НС 4% |
Недостатки в организации и проведении подготовки работников по ОТ |
125 НС 9% |
50 НС 6% |
Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
26 НС 2% |
37 НС 4% |
Прочие причины |
596 НС 45% |
528 НС 58% |
Вопросы охраны труда и профилактики производственного травматизма всегда имеют приоритетное значение для российского работодателя, так как они связаны с сохранностью жизни и здоровья главного капитала любой компании – ее работников. Внедрение различных технических средств, систем организации и контроля в области охраны труда позволило компаниям поднять безопасность работников на достаточно высокий уровень. Травматизм на производстве, профессиональные заболевания и общая заболеваемость работников не могут быть спутниками успешного бизнеса, экономического и социального развития государства.
Законодательная база по охране труда в настоящее время терпит значительные изменения по приведению её в соответствие с мировыми требованиями по охране труда и предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний на производстве. В Министерстве труда и социального развития постоянно проводятся исследования и наблюдения, корректируются и вносятся изменения в законодательные требования по охране труда. В рамках государственной политики в сфере охраны труда поставлена задача – внедрить в структуру охраны труда системный подход. И поскольку любая система управления подразумевает постоянный контроль и аудит, то настало время законодательно закрепить за службами и специалистами по охране труда функцию внутреннего аудита в рамках СУОТ.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» [1] внесены поправки в ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ [2], в частности, согласно новой редакции ст. 212 ТК РФ, обязанностью работодателя является создание системы управления охраной труда.
В статье 209 ТК РФ понятие «система управления охраной труда» трактуется как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Со стороны государственных органов, при проведении регулярных проверок организаций на предмет правильного функционирования системы оперативного контроля, информационного обеспечения и управления безопасностью и условиями труда указываются замечания по недостаточно четкой постановке вопросов, пунктов обследования и степеней контроля при проведении ежедневного оперативного контроля со стороны руководителя работ. При выполнении которых (замечаний) на предприятии устанавливается более слаженная работа на всех ступенях контроля за состоянием условием труда и выполнением требованием охраны труда на каждом рабочем месте.
Должностное лицо (или целая служба) на предприятии осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комиссией по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, и органами общественного контроля.
Основными направлениями такой деятельности являются:
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроль над соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителей, по вопросам охраны труда;
- изучение законодательства по охране труда и иных нормативно-правовых и нормативно-технических документов по охране труда и безопасности производственной деятельности, распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда. «Приступая к разработке системы оперативного контроля, информационного обеспечения и управления безопасностью и условиями труда на предприятии, важно и нужно оценить все имеющиеся ресурсы и использовать их, главным из них всегда являются квалифицированные работники, поэтому одним из самых важных факторов обеспечения охраны труда являются обучение, умение и знания персонала» [3].
Периодическая оценка соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда производится для повышения эффективности управления охраной труда в организации. При этом устанавливается единый порядок организации, проведения и оформления результатов оперативного контроля за состоянием охраны труда.
Основными видами контроля за состоянием охраны труда в организациях являются: оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц, административно-общественный (трехступенчатый) контроль и контроль, осуществляемый службой охраны труда.
Постоянный профилактический контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах – одно из действенных средств предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний – осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда с оперативным принятием необходимых мер по их устранению.
Контроль состояния охраны труда в любой организации является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности, без реализации которого невозможно эффективное функционирование системы управления охраной труда. Естественно, что оперативное слежение за состоянием техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности может осуществляться людьми, которые ежесменно находятся на рабочих местах.
Для строительных организаций можно предложить систему оперативного контроля, информационного обеспечения и управления безопасностью и условиями труда, состоящую из пяти уровней:
- Первый уровень оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда осуществляет каждый работник на отведенном ему рабочем месте. Начиная работу с обследования своего рабочего места, работник проводит его проверку на соответствие требованиям нормативных документов по охране труда и при выявлении нарушений принимает меры по их устранению. В процессе работы работник соблюдает установленные для него требования инструкций по охране труда по профессии и видам работ. При выявлении нарушений, принимает меры к их устранению вплоть до прекращения работ. Сообщает о нарушениях непосредственному руководителю.
- Второй уровень оперативного контроля осуществляет руководитель строительства не реже 1-го раза в 10 дней. При большом количестве на объекте строительных участков, или при значительной их разбросанности руководитель строительства своим письменным распоряжением распределяет строительные участки между производителями работ и специалистами для обеспечения указанной регулярности проверок. Выполнение мероприятий на втором уровне контроля осуществляет Руководитель строительства.
- Руководитель строительства не реже 1 раз в месяц, с участием прорабов, мастеров, инженеров, бригадиров и работников субподрядных организаций проводит оперативное совещание, на котором рассматривает результаты проверок состояния охраны труда, выявленные грубые и повторные нарушения, сообщает руководству о выполнении мероприятий, по их устранению, заслушивает прорабов, мастеров, инженеров, бригадиров, вносит соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений. Ответственность за осуществление второго уровня контроля, выполнение намеченных мероприятий возлагается на руководителя строительства.
- Третий уровень оперативного контроля осуществляет комиссия по ОТ и ПБ, назначенная приказом генерального директора, под руководством руководителя службы охраны труда. В состав комиссии по ОТ и ПБ входят специалисты ОТ, руководители производственно-технических служб. Проверка строительных объектов, площадок, участков, служб, групп осуществляется выборочно, в соответствии с ежегодным графиком, утверждаемым председателем комиссии по ОТ и ПБ. При этом в течение года должны быть проверены все строительные объекты и подразделения.
- Четвертый уровень оперативного контроля осуществляется постоянно действующей комиссией по ОТ и ПБ, назначенной приказом генерального директора. Общее руководство осуществляет председатель комиссии. В состав входят руководитель службы охраны труда, руководитель службы производственного контроля, руководитель отдела охраны окружающей среды, руководители дирекции строительных объектов, главные специалисты, зональные технические руководители. Для участия в работе комиссии могут приглашаться (по согласованию) представители пожарной службы, органов государственного надзора и контроля.
- На пятом уровне Генеральный директор не реже одного раза в квартал на основе материалов, подготовленных комиссией по ОТ и ПБ, проводит совещание с участием первых руководителей строительных комплексов.
Выявленные нарушения считаются устраненными только после отметки в журнале проверки состояния и условий труда, ответственным лицом за осуществление контроля.
Система информационного обеспечения и управления безопасностью и условиями труда в организации требует четкого понимания природы, структуры, смысла и содержания нормативных документов. Особенно важно знать, кому и какое предписывается поведение или действие этими нормативными документами, как влияет их выполнение на возможность возникновения несчастного случая или профессионального заболевания.
Во многих случаях нормативные документы государственного и отраслевого уровня в области охраны труда не указывают способ реализации содержащихся в них норм, не учитывают технологии деятельности по осуществлению принятых решений, а зачастую определяют только границы деятельности. Поэтому, исходя из конкретных условий, применительно к конкретным событиям, фактам и случаям на предприятиях разрабатываются индивидуальные нормативно-правовые документы в форме приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Таким образом, перечисленные выше нормативно-правовые документы, их содержание, сформулированные в них нормы и правила, конкретные значения нормативных параметров и другое составляют основу нормативной информации, обязательной для использования в процессе управления охраной труда на любом предприятии. К осведомляющей информации по охране труда относится информация, качественно и количественно характеризующая факторы, обеспечивающие безопасность, и дающая возможность определить степень соответствия этих факторов нормативам. Осведомляющая информация сигнализирует о необходимости управляющих воздействий, корректирующих имеющиеся отношения.
На предприятиях необходимо устанавливать определенную систему сбора, хранения, передачи и использования информации о факторах, характеризующих состояние охраны труда. Эта система должна включать в себя перечень и виды информации, характеризующие состояние охраны труда, источники и объем информации, периодичность сбора и представления, перечень лиц, которые обязаны собрать информацию, методы сбора, хранения и передачи информации.
Для принятия эффективных управленческих решений необходима всесторонняя объективная информация. Однако в большинстве случаев объем и состав информации настолько велик и многообразен, что требуется предварительная обработка и систематизация для облегчения ее изучения и оценки со стороны субъекта управления.
Для каждой из задач управления целевая обработка информации невозможна без разработки форм входных и выходных информационных документов. Входные информационные документы определяют объем и состав информации, начальную обработку в процессе сбора и заполнения входного информационного документа, предусматривают возможность ее дальнейшей обработки. Выходные информационные документы представляют информацию в обработанном и систематизированном виде, с предварительной качественной и количественной оценкой отдельных показателей.
Целевая направленность глубины и метода обработки информации определяется содержанием задач и функций управления, для реализации которых представляется данная информация, а также наличием разработанных качественных и количественных критериев оценки показателей и применяемыми техническими средствами обработки.
Четкая организация информационного обеспечения управления охраной труда на предприятии, применение современных математических методов и технических средств обработки информации во многом определяют эффективность функционирования всей системы управления охраной труда.
Одной из основных и определяющих задач управления охраной труда является задача управления безопасностью технологических процессов. Объектом управления в этом случае определяется «безопасность технологического процесса», который также носит сложный, комплексный характер с многообразными внутренними и внешними связями.
Результаты исследования и их обсуждение
В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации сказано: «Работодатель обязан обеспечить… создание и функционирование системы управления охраной труда; … организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, …». Организовать контроль за состоянием условий труда в первую очередь и призвана система оперативного контроля, информационного обеспечения и управления безопасностью и условиями труда на предприятиях строительной отрасли. На каждом предприятии независимо от его размеров, структуры и организации труда составляют и утверждают схему проведения оперативного контроля по охране труда. В этой схеме должны быть четко определены должностные лица, которым следует проводить соответствующие степени контроля. Данную схему составляет служба охраны труда или специалист по охране труда и согласовывает с работодателем и профсоюзным комитетом (при его наличии).
Метод пятиступенчатого контроля за состоянием охраны труда и техники безопасности является одним из основных организационных мероприятий в борьбе с производственным травматизмом, пожарами, аварийностью и профессиональными заболеваниями. Систематическое проведение такого контроля способствует своевременному выявлению и устранению недостатков в организации охраны труда работающих, предотвращению возникновения пожаров, аварий и несчастных случаев. Пятиступенчатый контроль привлекает повседневное внимание к обеспечению безопасности труда со стороны хозяйственных и технических руководителей всех звеньев производства.
В целях усиления внимания к вопросам охраны труда со стороны руководящих, инженерно-технических работников, хозяйственных и профсоюзных органов, а также повышения личной ответственности руководителей всех звеньев за обеспечение безопасности труда введена система оперативного контроля за состоянием охраны труда.
Существует мнение, что в организациях, где в наличии большинство рабочих мест связано с использованием персонального компьютера, компьютерной техники, легковых автомобилей, работы по уборке территорий и помещений, не имеет практического применения система оперативного контроля, информационного обеспечения и управления безопасностью и условиями труда. Из проведенного исследования рабочей документации предприятий различных сфер деятельности, из анализа схем оперативного контроля, существующего на практике, из структурного анализа научно-методической литературы по созданию оперативного контроля на предприятии видно, что эта система является составной частью большой работы, связанной с созданием Системы управления охраной труда на предприятии. А создание последней есть обязательное требование для работодателя (Трудовой кодекс Российской Федерации, глава 33 «Общие положения», статья 209 «Основные понятия») и типовое положение о создании такой системы будет законодательно оформлено в ближайшее время.
Вовлечение всего коллектива организации в деятельность по обеспечению охраны труда (в том числе профилактическую) дает возможность ему выполнять осознанные действия по осуществлению их трудовых функций, использовать способности каждого с максимальной эффективностью. Управление охраной труда является коллективной деятельностью, требующей совместных усилий. Поэтому сотрудникам, занимающимся планированием, исследованием, проектированием, постановкой продукции на производство, работникам, непосредственно занятым в производстве, а также сотрудникам экономических служб, отделов сбыта и кадров следует участвовать в деятельности по управлению охраной труда. Это достигается определением во всех службах и на всех организационных уровнях обязанностей и полномочий в отношении безопасности всех видов работ, их объема и технологии (методы, правила). В должностных инструкциях следует определять степень свободы действий членов персонала в рамках их должностной компетенции, обеспечивающей творчество и активное участие работников в управлении охраной труда.
Выводы или заключение
С точки зрения европейского менеджера, «управление охраной труда – это управленческая подсистема, являющаяся гармоничной частью общей системы управления предприятием. В свою очередь, оценка условий труда и обучение работников рассматриваются как важные составные элементы системы управления охраной труд» [7].
Следовательно, важной составляющей деятельности по охране труда в организации является оперативный контроль и информационное обеспечение безопасностью и условиями труда на предприятии.
К превентивному управлению профессиональными рисками следует отнести такую работу по охране труда, как распространение передового опыта и пропаганда безопасного труда. С этой целью создаются уголки охраны труда, проводятся дни охраны труда.
Информационное обеспечение безопасности труда и условий заключается в следующем, в первую очередь – это обучение безопасным приёмам работ, его получают на рабочих местах все работники предприятия, начальники отделов, руководство и специалисты по охране труда, т.е. ответственные за первую, вторую, третью, четвертую и пятую ступени оперативного контроля, проходят обучение требованиям охраны труда в учебно-методических центрах городского округа.
В соответствии с принципами обеспечения охраны труда предупредительные (профилактические) мероприятия допускается направлять на улучшение материальной базы, активизацию персонала и совершенствование управления.
Стабильность обеспечения охраны труда может быть достигнута в том случае, если в системе управления охраной труда предусмотрена возможность проведения полного комплекса мероприятий. Однако в зависимости от необходимости в конкретном случае может потребоваться и выполнение определенной части плановых мероприятий. Например, мероприятия по улучшению материальной базы, обучению персонала или по изменению организации работ.
Наблюдение за состоянием здоровья работников представляет собой процедуру обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.
Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников следует использовать для защиты и оздоровления как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.
Эффективные решения базируются на анализе фактических данных и достоверной информации. Система управления должна предусматривать проведение анализа фактов, известных работникам, что будет способствовать принятию правильного решения на их основе.
На основании анализа данных (информации, фактов) руководство осуществляет меры по повышению эффективности системы, улучшению условий труда и потребности в соответствующих ресурсах.