Введение
Вторая половина ХХ и начало ХХI века характеризуется значительными изменениями в мировой экономике. Во-первых, мировая экономика приобрела интегрированный характер, за значительного расширения масштабов мировой торговли. Во-вторых, за счет расширения масштабов мировой торговли, которая велась преимущественно по ограниченному кругу валют. В-третьих, в качестве мирово валюты безусловно являлся американский доллар, а все остальные практически были привязаны к нему. Именно во второй половине ХХ века структура валового внутреннего продукта развитых стран, к каковым безусловно являлись крупнейшие европейские страны и США изменилась в сторону сферы услуг, причем в первую очередь, финансовых [1].
Ориентация на мировые финансовые центры приводит к тому, что любые экономические кризисы в «развитых» экономических странах приводит к системному кризису мировой экономики и мировой торговли. Об этом свидетельствуют экономические кризисы второй половины ХХ века, которые начинались в одной из европейских стран или США, после чего они перекидывались на остальные и значительно сокращался объем мировой торговли, что лишь усугубляло социально-экономический кризис.
Одним из серьезнейших системных социально-экономических кризисов явился кризис 2009-2010 года, из которого по-настоящему мировая экономика не вышла. Этот кризис затронул наиболее развитые страны, и в том числе и Российскую Федерацию. Из этого кризиса все станы при выходе из него использовали совершенно разные инструменты, но во всех европейских стран и США использовался инфляционный подход, связанный с со значительной эмиссией денежной массы. Отличия состояли лишь в том, кому эти искусственно «напечатанные деньги достались. Если в Европе пошли по пути стимулирования спроса на товары длительного пользования, то в США пошли по пути сохранения рабочих мест и дополнительные средства инвестировали в автомобильную промышленность, как одну из наиболее трудоемких. В КНР пошли по пути стимулирования внутреннего спроса на продукцию из-за значительного сокращения экспорта.
Российская Федерация через прямые субсидии из фонда национального благосостояния проводила политику поддержки критичных отраслей и предприятий.
Кроме того, в результате этого кризиса выявилась тенденция, имеющая долгосрочный характер – мировое промышленное производство окончательно переместилось в страны Юго-Восточной Азии, и возврата его оттуда в Европу и США не состоится.
Именно поэтому перед Российской Федерацией возникла потребность в переориентации своих экспортных потоков из Европы в страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, перед Россией появляются дополнительные возможности в реализации стратегии транспортного коридора.
Именно поэтому следует рассмотреть каким образом Российская Федерация реализует свои возможности по реформе основных экспортных партнеров на длительный период.
Целью исследования настоящей работы является изучение инструментов и методов, используемых в системе государственного управления для обеспечения необходимого социально-экономического развития региона, которое в конечном счете должно реализовать цели социально-экономического развития страны на длительный период. При этом необходимо обеспечить источники стабильного финансирования социально-экономического развития региона из источников, обеспечивающих его саморазвитие.
Материалы и методы исследования
Вопросы социально-экономического развития регионов всегда являлись центром внимания в любой стране. В зависимости от характера используемой экономической парадигмы в стране используются различные варианты финансирования этого процесса. Кроме того, на это оказывает влияние и международная обстановка, когда требуются чрезвычайные меры для ускоренного развития отдельно взятых отраслей или регионов.
Так исторический экскурс позволяет сделать выводы о необходимости ускоренных темпов проведения индустриализации СССР перед Второй мировой войной для обеспечения создания производственной базы для производства вооружения и военной техники.
В начале ХХI века начался системный экономический кризис, который показал, что лидеры социально-экономического прогресса, обеспечивавшие ранее технологический прогресс в мире, переходят на новый тип экономических отношений со странами, куда было перенесено массовое производство товаров широкого наименования для мирового потребления, начали перекладывать свои экономические неурядицы на последних. При этом «экономически» развитые страны осуществляя эмиссию денежной массы в больших объемах, разгоняют инфляцию в своих странах, а, в дальнейшем переносят ее в экономики других стран, используя свои валюты в качестве основного средства платежа.
В рамках исследований, итоги которых представлены в настоящей работе используются статистические данные Росстата по социально-экономическому положения регионов Российской Федерации [2].
В работе исследуется социально-экономическое положение субъектов федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ. В работе анализировались экономические показатели, влияющие на темпы социально-экономического развития регионов.
В качестве таковых показателей были использованы валовой внутренний продукт, численность населения, инвестиции в основной капитал, структура инвестиций и ряд других.
В качестве оценки специализации региона, которая отражает наиболее развитую отрасль народного хозяйства. У большинства авторов в качестве показателя отрасли специализации используются различные показатели, но наиболее распространенным используются коэффициенты локализации, рассчитываемые по широкому кругу показателей [3].
Рассчитывается он отношением доли отрасли народного хозяйства в общем объеме валового регионального продукта к доле аналогичной отрасли страны. Коэффициент локализации может рассчитываться по численности занятых в отрасли, по стоимости основных производственных фондов, инвестициям и другим.
Другим показателем, характеризующим специализацию регионов, является индексный метод, предложенный В.В. Кистановым [4].
По каждой отрасли этот показатель рассчитывается отношением удельного веса региона в стране по данной отрасли народного хозяйства, к удельному весу района в стране по всем отраслям народного хозяйства.
Проведенные расчеты позволят сделать выводы о направлениях развития отраслей народного хозяйства за анализируемый период. В нашем случае использован подход основанный на расчете коэффициента локализации.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенные расчеты по темпам роста валового внутреннего продукта в сравнении с Российскими, результаты которых представлены в таблице 1, свидетельствуют о превышении показателей над российскими практически по большей части субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, за исключением Республики Бурятии, Хабаровского края и Еврейской автономной области. При этом необходимо учесть, что в течение всего этого времени происходил значительный отток населения, причем наиболее активного и трудоспособного.
В таблице 2 представлены данные по численности населения в субъектах федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ. Как следует из приведенных данных практически по всем субъектами произошло сокращение численности населения за счет эмиграции в другие регионы. При этом в наиболее развитых субъектах: Приморском и Хабаровском краях численность населения сократилась на 6 и 5 процентов соответственно. Однако несмотря на сокращение численности населения численность рабочей силы в целом по Дальневосточному федеральному округу практически стабилизировалась, о чем свидетельствуют данные приведенные в таблице 3.
Как оказал проведенный структурный анализ активные меры государственной поддержки инвестиционной активности регионов, в качестве основных итогов проводимой политики социально-экономического развития регионов в структуре валового регионального продукта произошли значительные изменения. За анализируемый период в наиболее развитых субъектах- Приморском и Хабаровском краях доля услуг в сфере транспорта и связи за период с 2005 до 2021 года повысилась с 2,1 и 1,75 до 3,5 и 3,1 соответственно. То есть согласно нашим расчетам через морские порты, расположенных в упомянутых субъектах федерации, значительно вырос транспортный поток согласно приведенным ранее причинам.
Таблица 1
Темпы роста валового внутреннего продукта, проценты
Объект управления |
2010 к 2005 |
2021 к 2010 |
2021 к 2005 |
Российская федерация (сумма субъектов федерации |
208,98 |
321,54 |
671,96 |
Дальневосточный федеральный округ |
248,30 |
305,83 |
759,39 |
Республика Бурятия |
178,24 |
256,27 |
456,78 |
Республика Саха (Якутия) |
211,35 |
417,64 |
882,67 |
Забайкальский край |
239,41 |
292,32 |
699,85 |
Камчатский край |
234,51 |
327,28 |
767,50 |
Приморский край |
252,21 |
278,08 |
701,35 |
Хабаровский край |
219,36 |
279,19 |
612,42 |
Амурская область |
232,48 |
297,13 |
690,79 |
Магаданская область |
219,45 |
527,86 |
1158,38 |
Сахалинская область |
402,98 |
253,12 |
1020,01 |
Еврейская автономная область |
222,16 |
249,40 |
554,07 |
Чукотский автономный округ |
315,47 |
349,30 |
1101,97 |
Источник: составлено автором с использованием Регионы России. Социально-экономические показатели. Электронный ресурс. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 03.06.2024).
Таблица 2
Численность населения (оценка на конец года, тысяч человек)
Объект управления |
2005 |
2020 |
Темпы роста, коэффициент |
Российская Федерация |
143236 |
146 171 |
1,02 |
Дальневосточный федеральный округ |
8551 |
8 124 |
0,95 |
Республика Бурятия |
967 |
986 |
1,02 |
Республика Саха (Якутия) |
954 |
982 |
1,03 |
Забайкальский край |
1124 |
1 053 |
0,94 |
Камчатский край |
337 |
312 |
0,93 |
Приморский край |
2007 |
1 878 |
0,94 |
Хабаровский край |
1376 |
1 301 |
0,95 |
Амурская область |
861 |
782 |
0,91 |
Магаданская область |
170 |
139 |
0,82 |
Сахалинская область |
521 |
485 |
0,93 |
Еврейская автономная область |
182 |
157 |
0,86 |
Чукотский автономный округ |
52 |
49 |
0,94 |
Источник: составлено авторами с использованием Регионы России. Социально-экономические показатели. Электронный ресурс. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 03.06.2024).
Таким образом, задачи стоящие перед транспортной инфраструктурой в период реформирования мировой торговли, были успешно решены за анализируемый период. Исследуем комплекс факторов и методов, использованных в субъектах федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ.
Первым государственным инструментом, который решили использовать федеральные и региональные органы управления попытка использования программы переселения соотечественников, принятой Указом Президента Российской Федерации. Однако предлагаемый механизм репатриации соотечественников не был обеспечен, прежде всего, свободным жилищным фондом, пригодного хотя бы для обеспечения временного проживания.
Таблица 3
Численность рабочей силы, тыс. человек
Объект управления |
2018 |
2019 |
2020 |
Темпы роста 2020 к 2018 |
Российская Федерация |
76190 |
75398 |
74923 |
0,98 |
Дальневосточный федеральный округ |
4319 |
4220 |
4232 |
0,98 |
Республика Бурятия |
455 |
433 |
427 |
0,94 |
Республика Саха (Якутия) |
500 |
501 |
502 |
1,00 |
Забайкальский край |
532 |
525 |
524 |
0,98 |
Камчатский край |
179 |
182 |
182 |
1,02 |
Приморский край |
1040 |
999 |
1002 |
0,96 |
Хабаровский край |
728 |
702 |
721 |
0,99 |
Амурская область |
410 |
408 |
403 |
0,98 |
Магаданская область |
88 |
86 |
86 |
0,98 |
Сахалинская область |
277 |
275 |
276 |
1,00 |
Еврейская автономная область |
79 |
77 |
78 |
0,99 |
Чукотский автономный округ |
30 |
31 |
31 |
1,03 |
Источник: составлено авторами с использованием Регионы России. Социально-экономические показатели. Электронный ресурс. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 03.06.2024).
Из неудачных результатов реализации программы переселения соотечественников были сделаны необходимые выводы о использовании комплексного подхода в государственной политике стимулирования регионального развития.
В течении достаточно короткого времени были приняты государственные федеральные программы, касающиеся регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ: «дальневосточный гектар»; «дальневосточная ипотека», «территория опережающего развития» и другие [6,7,8]. В данном случае все заявленные программы были обеспечены ресурсами в полной мере, что позволило достичь заявленных целей обеспечения транспортных связей для реформирования мировой торговли и обеспечения активного участия России в этом.
Выводы
Реализация целей обеспечения долгосрочных и стабильных источников финансирования социально-экономического развития региона, как показал проведенный в работе анализ должен включать совокупность методов и инструментов государственных мер. Причем эти методы должны включать практически все сферы социально-экономической жизни.
Попытки решить проблемы регионального развития минимальными средствами, как показал анализ реализации их на примере субъектов федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, неэффективны и приводят лишь к потере времени и финансовых ресурсов, выделяемых в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ.
Использование опыта государственной поддержки регионального развития и реструктуризации отраслей народного хозяйства позволит реализовать долгосрочные цели развития страны в целом, отдельных отраслей и регионов.
В ряде работ был проведен анализ эффективной государственной политики в реализации целей обеспечения реформы структуры отраслей и переходу народного хозяйства к оптимальной структуре и повышения роли отраслей, обеспечивающих более высокую добавленную стоимость [9,10].