Введение
Сегодня все большую актуальность приобретает развитие международных связей в сфере образования. Так, с одной стороны, данная стратегия играет решающую роль в обновлении современной системы подготовки кадров в целях обеспечении благоприятных условия для полноценного раскрытия интеллектуального потенциала будущих специалистов. С другой стороны, создание благоприятных условий для приезжающих студентов может способствовать обеспечению современного отечественного рынка труда требуемыми кадрами. Это, в свою очередь, обусловливает острую необходимость в развитии международных связей в сфере науки и образования для развития российского рынка труда.
Однако распространение современного процесса интернационализации российской системы образования сопряжено с множеством проблем, разрешение которых необходимо в целях дальнейшего развития данной сферы, что и обосновывает актуальность исследования.
Цель исследования заключается в выявлении путей совершенствования механизма реализации международного сотрудничества в сфере образования в России.
Новизна исследования заключается в систематизации актуальных факторов, затормаживающих экспансию международных связей в сфере российского образования, а также рисков реализации данной стратегии и предложении авторского видения ключевые направлений преодоления возникающих проблем.
Материалы и методы исследования
Вопросами изучения важности и рисков интернационализации национальной системы образования сегодня занимаются многие российские и зарубежные учёные, среди которых можно выделить следующих авторов: Горячева Ю.А., Захарова В.Ф. [1], Кузьмину Е.С. [2], Николаева В.К. [3], Петрякова П.А., Певзнера М.Н., Смертина И.А. [4], Николенко Н.А. [5] – и многих других.
При проведении исследования был осуществлен анализ статистической и аналитической информации, связанной с данной проблематикой.
Результаты исследования и их обсуждение
Конечно, международная деятельность в сфере образования – неоспоримый тренд, необходимый для полного раскрытия интеллектуального потенциала будущих специалистов с целью подготовки кадров, отвечающих требованиям современного рынка труда [6, 7]. Именно поэтому неудивительно, что даже в условиях общей политико-экономической неопределенности Россия не перестает стимулировать и налаживать внешние связи в сфере образования. Впрочем, интернационализация образования, безусловно, сопряжена и с определенными рисками, а также факторами, затормаживающими успешную реализацию данной стратегии.
Во-первых, таковым является удручающая динамика оттока учащихся за рубеж. Так, согласно исследованию центра “Атлантический совет”, только около четверти россиян возвращаются в Россию после окончания обучения за рубежом, что подтверждают и репортеры правительственной “Парламентской газеты”. По мнению экспертов, во многом это связано с ухудшением показателей российской экономики и открывающимися карьерными перспективами за рубежом [8, 9].
Впрочем, угрозу составляет не только отток российских квалифицированных кадров за рубеж, но и приток иностранных студентов, зачастую не ориентированного на существенно важные для страны секторы экономики. Так, сегодня в России приток иностранных студентов слабо затрагивает важный для экономики сектор – исследования и разработки. А доля иностранных студентов, обучающихся на программах магистратуры в России, – менее 10%. Доля иностранных аспирантов, обучающихся в России, составляет всего 8%, в то время как в развитых странах – более 20% [3].
Еще одной серьезной проблемой служит вопрос признания дипломов об образовании всеми странами и сильная зависимость данного направления от геополитической ситуации. В частности, по данным РБК уже в 2023 г. из Министерства иностранных дел Польши уволили сотрудников, окончивших МГИМО [10].
И, конечно, нельзя не отметить дороговизну различных видов академической мобильности, ограничивающую круг талантливых студентов, имеющих возможность воспользоваться плодами интернационализации образования, даже несмотря на наличие грантовой поддержки. Более того, одним из сдерживающих факторов можно отметить и серьёзные различия в учебных программах и системах оценивания, что также снижает эффективность от реализации сотрудничества.
Итак, становится очевидно, что для минимизации вышеупомянутых рисков и, как следствие, дальнейшей экспансии международного сотрудничества в сфере образования сегодня просто необходимо совершенствовать общий механизм осуществления этого взаимодействия.
Во-первых, необходима разработка определенных требований к иностранным студентам со стороны принимающего государства. Так, например, сегодня студенты уже сталкиваются с различного рода запросами со стороны принимающего вуза, например, требованиями к уровню владения языком или к среднему баллу, на основании которых и проводится конкурсный отбор кандидатов. Однако, помимо этого, необходимо вводить и другие запросы, направленные на целевое привлечение студентов из других вузов. Так, например, на федеральном уровне эффективность могут иметь меры по установлению определенных критериев и целевых показателей для вузов, реализующих программы академической мобильности. В частности, регламентировать число и долю научных работ, реализуемых в вузах с участием иностранных обучающихся. Более того, не менее полезным может быть и выделение грантов на обучение для приезжих студентов или обеспечение им возможности получения специального образовательного кредита на определенных условиях, например, обязывающих по завершении обучения проработать в ряде государственных структур или частных компаний на протяжении установленного срока. Также, способствовать целевому привлечению студентов из иностранных образовательных организаций на уровне определенных вузов может и установление для принимаемы учащихся «порогов» по числу научных работ, а также введение в учебных план обязательной практики в научно-исследовательском центре университета.
Так, в зарубежной практике уже была создана система, способствующая преодолению проблемы признания оценок и существования принципиально различных учебных планов. Речь идет об общеевропейской программе «Эразмус/Сократ», в рамках действия которой существует общая удобная Европейская система перевода кредитов для студентов, обучающихся по обмену. ECTS не имеет целью разрешение проблем эквивалентности курсов или оценок в том, что касается содержания или качества обучения, а является образцом, с помощью которого вузы, участвующие в программе, соглашаются признавать заранее оговоренные компоненты обучения и, тем самым, облегчают признание оценок в разных странах. Следует отметить, что систему признания оценок сегодня предлагает и национальная система образования, однако студенты отмечают сложности и несостыковки при конвертации своих результатов, что объясняет необходимость создания единой системы оценивания с университетами-партнерами [11].
Совершенствование механизма признания дипломов об образовании. Безусловно, сегодня существует множество договоров и конвенций, регламентирующих порядок признания как иностранных дипломов, так и образования в целом. Так, основополагающим документом в данном вопросе является Лиссабонская конвенция, дополненным впоследствии такими важными документами, такими как Болонская декларация, Копенгагенская декларация, Глобальная конвенция о признании квалификаций. Тем не менее, как показала практика, главной проблемой сегодня является именно сильная зависимость данных отношений от политической ситуации в мире, в связи с чем необходима разработка ряда мер именно по унификации, создания единого образа документов об образовании [1].
Решение вопроса финансирования. Одним из направлений совершенствования механизма реализации международного сотрудничества в сфере образования, решающим проблему дороговизны международного обмена, на наш взгляд, является экспансия дистанционных совместных образовательных программ для студентов между университетами различных стран. Такая практика уже была опробована национальной системой образования особенно обретя свою популярность в период распространения коронавирусной инфекции. В частности, Финансовый университет реализовывал программу двойного диплома с французским университетом Grenoble Alpes, а также Лондонский образовательный проект в дистанционном формате, а МГИМО предлагал российско-французскую программу в партнерстве с Парижским институтом политических наук, российско-немецкую со свободным университетом Берлина и Потсдамским университетом, а также российско-итальянскую в партнерстве с Университетом г. Флоренция. Так, большая часть дистанционных международных программ была ориентирована на европейские страны. Впрочем, сегодня многие эти проекты, приостановлены, а партнеры российских ВУЗов за рубежом стремительно меняются, что с одной стороны представляет сложность развития международных связей, а с другой открывает новые возможности для экспансии дистанционных образовательных проектов с азиатскими университетами и позволяет преодолеть проблему дороговизны академической мобильности.
Безусловно, сложно представить дальнейшую экспансию международных связей без совершенствования самих форм сотрудничества. И сегодня следует сконцентрироваться на введении принципиально новых форматов взаимодействия. Речь идет не только о проведении совместных летних или зимних школ, но и о международных интенсивах и практиках, ориентированных на трудоустройство, о стажировках на базе зарубежных компаний или ВУЗов-партнеров при реализации сетевого взаимодействия. Кроме того, не менее существенным является диверсификация публикационной активности, проведение совместных практикоориентированных научных исследований для заказчиков в лице международных и национальных компаний, а также подготовка совместных публикаций в зарубежных журналах [2]. Не стоит забывать, что новые формы и возможности сотрудничества могут быть внедрены не только на федеральном, но и на региональном и даже местном уровнях.
При этом, говоря о диверсификации сотрудничества важно упомянуть не только смену форм реализации взаимодействия, но и изменение страновых ориентиров международных связей в сфере образования. Сегодня, в условиях общей неопределенности, национальная стратегия интернационализации образования претерпевает серьезные изменения. Так, в настоящее время попытки западных стран изолировать Россию от европейского культурно-образовательного пространства потребовали пространственной переориентации деятельности по интернационализации высшего образования, в результате чего были обозначены перспективные направления разнопланового сотрудничества со странами Востока [4].
Все вышеперечисленные меры непременно будут способствовать дальнейшему развитию международных связей в сфере образования, при этом повышая заинтересованность студентов, узнаваемость бренда и укрепляя доверие к межкультурному взаимодействию.
Заключение
Таким образом, развитие международных связей в сфере науки и образования в России сегодня сопряжено с рядом серьёзных проблем. В частности, речь идёт о дороговизне реализации и участии в данных программах, обострением риска оттока высококвалифицированных российских специалистов за рубеж, низком уровне эффективности от притока специалистов из других стран и некоторых других. В связи с чем важно совершенствовать механизм международного взаимодействия ВУЗов и научно-исследовательских центров для дальнейшей экспансии международных связей и извлечения из них максимальной выгоды. Среди основных направлений осуществления этой стратегии можно выделить внедрение совместных дистанционных программ высшего образования со странами Азии, реализацию региональных сетевых проектов для решения проблемы дороговизны обучения за рубежом и общей диверсификации международных связей, а также предъявление более конкретных требований к иностранным студентам и налаживание механизма признания иностранных дипломов, программ обучения и систем оценивания в разных странах.