Введение
Государственные технологические платформы – это интегрированные информационные системы, которые объединяют в себе различные технологии и данные для обеспечения эффективного управления государственными ресурсами. Они позволяют автоматизировать процессы принятия решений, анализировать большие объемы данных и предсказывать возможные сценарии развития территории используя весьма широкий цифровой инструментарий, обеспечивающий более высокую надежность принятых государственными органами решений одновременно с повышением их эффективности. На данный момент государственные технологические (цифровые) платформы используются во множестве государств, но с различным функционалом.
Согласно Указу Президента РФ, изданным в 2023 году в госуправление Российской Федерации внедряется единая цифровая платформа «ГосТех» [9], призванная синхронизировать множество цифровых продуктов и баз данных, использующихся различными государственными структурами и ведомствами для своих целей, а также унифицировать представляемые результаты для удобства пользователя. По словам заместителя Председателя Правительства РФ в России функционирует более восемьсот федеральных и трех тысяч региональных информационных систем, которые обходятся государству в 460 млрд рублей в год, что в условиях дефицита кадров и уровня зарплат в IT-отрасли, очень дорого [4]. По итогам стратегической сессии в том же 2023 году по поручению премьер-министра РФ на базе «ГосТеха» должна быть создана ИИ-платформа (платформа искусственного интеллекта), которая должна существенно усилить аналитические и прогностические функции гостехплатформы. При этом, необходимо уточнить, что для российского государственного управления использование искусственного интеллекта не является абсолютным новшеством, так о развитии технологий ИИ в РФ в 2019 году был издан специальный Указ президента РФ, который был существенно дополнен и изменен в 2024 году и ряд основополагающих для стратегического развития государства документов, таких как «Стратегия развития информационного общества», национальная программа «Цифровая экономика РФ» и сопровождающие ее национальные проекты (программы), федеральные и региональные проекты, которые трансформируются в новый национальный проект «Экономика данных», предполагающий весь жизненный цикл обработки данных [10]. Изменениями к указу был очерчен уровень использования в работе органами публичного управления системы ИИ, как рекомендованный, то есть федеральные, региональные и местные органы власти могут, но не обязаны внедрять технологии ИИ, поэтому оценить эффективность и уровень его использования можно будет гораздо позже. Необходимо отметить, что по словам заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ нацпроект «Экономика данных» предполагает внедрение целого ряда перспективных технологий кроме ИИ и платформенных решений, таких как «интернет вещей», большие данные и встраиваемые при их разработке методы и механизмы защиты данных.
Цель исследования очертить круг доступных инструментов, позволяющий реализовать эффективный механизм формирования и реализации государственной социально-экономической политики в современных условиях, учитывающий реальные потребности общества с помощью государственной технологической платформы.
Материал и методы исследования
В исследовании применены методы системного анализа, в частности реализован структурно-функциональный подход проведения исследования и интерпретации данных, позволяющий представить механизм формирования и реализации государственной социально-экономической политики как систему состоящую из элементов, реализующих определенные функции. Структурно-аналитический функционализм прослеживается как в описании самого механизма госполитики и его инструментария, так в описании объекта его реализации и субъекта его воздействия. За рамками специфики исследования применялись общенаучные методы дедукции и индукции, синтеза и анализа, в частности, методы контент-анализа для исследования нормативно-правовой базы изучаемых вопросов, вторичный анализ данных проведенных экономических исследований, методы расширенного отбора для обеспечения комплексности обзора информации по цифровизации госуправления в стратегировании.
В работе использовались статистические данные и официальные заявления представителей Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, информация официальных с официальных порталов государственных органов власти и цифровых платформ, результаты вторичных социально-экономических исследований и обзоры аналитических агентств и консалтинговых компаний.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время государственное стратегическое планирование становится все более важным элементом развития стран, этому способствует как растущая неопределенность в развитии социально-политических глобализационных и деинтернационализационных процессах, так и рост темпов технологического прогресса и цифровой трансформации социально-экономических процессов (в частности технологий искусственного интеллекта, пик развития которых пришелся на 2022-2023 гг.). Российская Федерация не относится к числу стран-лидеров по темпам цифровизации, но относится к группе перспективных государств в том числе и за счет развития институциональной среды и цифрового законодательства [7].
Все это обязывает бесконечно развивать механизм формирования и реализации государственной социально-экономической политики для выработки и реализации стратегических планов, как за счет внедрения нового инструментария, так и использования имеющихся инструментов, но в новых условиях применения. Одним из таких инструментов являются государственные технологические платформы. В Российской Федерации за счет проекта «ГосТех» предполагается решать колоссальный ряд вопросов, связанных с посредничеством государства в социально-экономических процессах страны, от дальнейшего развития проекта «Госуслуги», через который в автоматическом режиме (с учетом принципа «одного окна») реализуется большой перечень государственных услуг (в 2019 г. 63,5 млн граждан воспользовались платформой, что составило 77,6% от всех обращений по госуслугам), ЕИС в сфере госзакупок до электронных платформ общественного участия.
При этом, именно обеспечение общественного участия можно считать необходимым условием для формирования и реализации эффективной государственной социально-экономической стратегии, поскольку анализ общественного мнения определяет реальную необходимость в стратегических изменениях и определяет их направления, а также обеспечивает поддержку реализации стратегии обществом, опять же за счет того, что одобренная обществом стратегия реализуется именно в его интересах. При этом под обществом понимается совокупность физических лиц и их объединений, в том числе в виде коммерческих и некоммерческих организаций.
Процесс стратегического планирования социально-экономического развития территории реализуется в соответствии с законом «О стратегическом планировании в РФ» [11]. Общественное обсуждение в указанном процессе предусматривается три раза, как непосредственно при формировании стратегии, так и при составлении долгосрочного и среднесрочного прогноза социально-экономического развития территории [3].
Структура электронной платформы общественного участия
Состав стейкхолдеров для формирования стратегии социально-экономического развития территории
Раздел стратегии социально-экономического развития субъекта РФ (в соответствии с Методическими рекомендациями по ее разработке и корректировке) |
Группы стейк-холдеров |
Стейкхолдеры |
Ключевые стейкхолдеры |
Приоритеты, цели и задачи |
Внутренние |
Население территории, хозяйствующие субъекты (резиденты), местные общественные организации, органы управления территорией |
Население, научно-исследовательские подразделения предприятий и организаций, ВУЗов, общественные организации, органы управления территорией |
Целевой сценарий социально-экономического развития |
Внутренние и внешние |
Население территории, хозяйствующие субъекты (резиденты), местные общественные организации, органы управления территорией. Федеральные органы государственной власти, федеральные и международные общественные организации, инвесторы. |
Население, научно-исследовательские и формирующие стратегии подразделения предприятий и организаций, ВУЗов, общественные организации, органы управления территорией |
Основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы |
Внутренние и внешние |
Население, хозяйствующие субъекты (резиденты), местные общественные организации, органы управления территорией. Федеральные органы государственной власти, федеральные и международные общественные организации, инвесторы, мигрирующее население, хозяйствующие субъекты – нерезиденты. |
Предприятия и организации образования, здравоохранения, культуры |
Основные направления экономического развития |
Внутренние и внешние |
Население территории, хозяйствующие субъекты (резиденты), местные общественные организации, органы управления территорией. Федеральные органы государственной власти, федеральные и международные общественные организации инвесторы, мигрирующее население, хозяйствующие субъекты – нерезиденты. |
Основные налогоплательщики региона |
Основные направления развития научно-инновационной сферы |
Внутренние и внешние |
Хозяйствующие субъекты (резиденты), местные общественные организации, органы управления территорией. Федеральные органы государственной власти, федеральные и международные общественные организации инвесторы, хозяйствующие субъекты – нерезиденты. |
Научное сообщество, инновационный бизнес |
Основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности |
Внутренние и внешние |
Хозяйствующие субъекты (резиденты), местные общественные организации, органы управления территорией. Федеральные органы государственной власти, федеральные и международные общественные организации инвесторы, хозяйствующие субъекты – нерезиденты. |
Экологические организации, экологические подразделения организаций |
Основные направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей |
Внутренние и внешние |
Хозяйствующие субъекты (резиденты), местные общественные организации, органы управления территорией. Федеральные органы государственной власти, федеральные и международные общественные организации инвесторы, мигрирующее население, хозяйствующие субъекты – нерезиденты. |
Предприятия-экспортеры, тюменская таможня |
Основные направления пространственного развития |
Внутренние и внешние |
Население территории, хозяйствующие субъекты (резиденты), местные общественные организации, органы управления территорией. Федеральные органы государственной власти, федеральные и международные общественные организации инвесторы, мигрирующее население, хозяйствующие субъекты – нерезиденты. |
Население, научно-исследовательские и формирующие стратегии подразделения предприятий и организаций, ВУЗов, общественные организации, органы управления территорией |
Сведения о кадровом обеспечении экономики |
Внутренние и внешние |
Население территории, хозяйствующие субъекты (резиденты), местные общественные организации, органы управления территорией. Федеральные органы государственной власти, федеральные и международные общественные организации инвесторы, мигрирующее население, хозяйствующие субъекты – нерезиденты |
Образование, кадровые агентства, кадровые подразделения предприятий |
Ресурсное обеспечение реализации Стратегии |
Внутренние и внешние |
Хозяйствующие субъекты (резиденты), местные общественные организации, органы управления территорией. Федеральные органы государственной власти, федеральные и международные общественные организации инвесторы, хозяйствующие субъекты – нерезиденты. |
Научно-исследовательские и формирующие стратегии подразделения предприятий и организаций, ВУЗов, общественные организации, органы управления территорией |
Для обеспечения общественного участия используют разные типы платформенных решений. Так выделяется четыре типа платформ: платформы обращений (обычно это разделы или страницы сайтов, где можно оставить такое обращение), платформы территориальных проблем (можно проголосовать за варианты решения городских или муниципальных проблем), платформы оценки инициатив (можно выдвигать инициативу на обсуждение) и платформы общественного участия, предполагающие не только выдвижение инициатив, но и включающие чаты обсуждения и возможности вносить корректировки в предложения другими участниками процесса [2]. На данный момент в РФ с разной интенсивностью используется первые три типа платформ и лишь один – первый тип используется повсеместно при предоставлении государственных услуг – это платформа «Госуслуги» [2].
Необходимо понимать, что цифровая платформа общественного участия должна реализовать возможности социальной сети и иметь следующий функционал: агрегировать и отображать в удобном виде информацию по вопросу для обсуждения; для обеспечения обсуждения предоставленной информации, а также вариантов решений иметь каналы обратной связи; иметь инструменты реализации реакций как на предоставленную по вопросу информацию, так и на обсуждаемые и принятые решения; обеспечивать возможность принимать совместные решения, как в ходе обсуждения, так и после него, вносить изменения, предлагать альтернативы, обосновывать различные варианты и т.п. [6].
Для реализации представленных выше суждений авторами предлагается использовать стейкхолдерский подход [1], который предполагает формирование стратегических решений как результат переговорного процесса и попытка обеспечить согласованность целей и действий всех участников процесса стратегирования, сформировав баланс их интересов на основе взаимовыгодных отношений. В этом случае в рамках реализации стратегии необходимость эффективного участия понимается как собственное предназначение и запускает процесс самоорганизации [8].
Архитектура цифровой платформы общественного участия может представлена следующим образом (рисунок).
Стейкхолдерский подход в государственном управлении описывает стейкхолдера территории, как любой субъект (как резидент, так и нерезидент по отношению к территории) интересы и ресурсы которого напрямую или опосредованно влияют на социально-экономическое развитие территории [8]. Одним из основных признаков выделения стейкхолдеров можно считать характер резиденства, поскольку именно отношение к территории и определяет мотивы поведения. Интересы и ресурсы внутренних стейкхолдеров напрямую связаны с функционированием и развитием территории и являются определяющими [8]. Таким образом, необходимо организовать работу по формированию стратегии социально-экономического развития территории в соответствии с планируемой структурой этого документа [5], что позволит учитывать интересы стейкхолдеров по сферам их влияния (таблица). Указанное сегментирование стейкхолдеров распространяется и на архитектуру технологической платформы общественного участия и учитывается в определении прав к получению уровню доступа к платформе и доступный для участников инструментарий: так для учета интересов населения нужны, прежде всего, инструменты голосования, а для вовлечения в работу научного сообщества – возможность работы с базами данных о территории, инструментами прогнозирования и т.д.
Заключение
Развитие цифровых технологий дает большие возможности в повышении эффективности формирования и реализации стратегии социально-экономического развития территории за счет увеличения согласованности целей и действий в результате достижения баланса интересов участников процесса. Особенно важны в этом вопросе платформенные технологии, так государственная цифровая платформа «ГосТех», призванная объединить все инструменты процесса диджитализации в госуправлении могла бы значительно увеличить потенциал стратегирования, и удерживать этот уровень за счет развития платформы согласно технологическому циклу – по мере развития в платформу будут интегрироваться все более сложные цифровые инструменты и т.д. Стейкхолдерский подход в госуправлении позволит использовать представленные цифровые технологии с максимальной эффективностью и обеспечит необходимый уровень мотивации, позволяющей получить синергетический эффект за счет реализации механизма самоорганизации.