Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE EFFECTIVENESS OF THE FUNCTIONING OF THE RUSSIAN PUBLIC SECTOR IN THE NATIONAL ECONOMY IN THE COURSE OF TRANSFORMATIONAL PROCESSES AND PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT

Yarullin R.R. 1 Akhmetshin Sh.V. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ufa branch
2873 KB
The current circumstances in which the Russian economy is forced to exist are the driver of transformational processes in the entire national economy. In this regard, the work aims to analyze the scale and effectiveness of the public sector of the economy in Russia and identify some prospects for its development. The analysis is based on statistical data from Federal State Statistics Service and research by scientists in the field of analysis of the public sector of the economy. Based on the analysis, conclusions were drawn about the scale of the public sector in Russia and its effectiveness, and indicators were proposed to assess the scale of the public sector. The dominant position of the public sector over the private sector in terms of participation in GDP and total capitalization of the stock market is revealed. The special efficiency of the public sector of the economy in labor productivity is noted. Since Russia at the present stage is a state in transition from an industrial to a post-industrial economy, a comparison of the public and private sectors in the volume of research and development activities is also considered, where an almost equal ratio of these sectors is revealed. The prospects of increasing the efficiency of the public sector of the Russian economy are proposed.
public sector of the economy
efficiency of the public sector
transformation of the economy
prospects of the public sector

Введение

На современном этапе развития мировой и национальных экономик трансформационные и структурные изменения проявляют себя очень ярко, потому и вопрос об эффективности функционирования отдельных секторов во всей системе национальной экономики является актуальным. Государственный сектор, как элемент национальной экономики постоянно подвержен трансформационным изменениям под влияние различных факторов, таких как экономические, политические, социальные и другие. От того, как и насколько эффективно работает государственный сектор экономики сильно зависит общее социально-экономическое развитие и общественное благосостояние, ведь государственный сектор прежде всего обеспечивает существование таких сфер, которые финансово-непривлекательны для бизнеса (создание общественных благ и оказание социальных услуг). Необходимость исследования влияния трансформационных процессов в государственном секторе на эффективность его функционирования связана и с проблемами в адаптации добычи ресурсов и отраслевой структуры под задачи, которые ставят современные обстоятельства.

Вопрос о роли государства в экономике остается предметом дискуссий со времен появления экономической науки. В мире за последние годы доля государственно сектора в экономике не только не снижалась, но и показывала значительный рост. При том, компании с государственным участием отмечаются в рейтингах крупнейших компаний мира и играют значительную роль во всей мировой экономике [1]. В связи с этим целью исследования авторами выбран анализ масштабов и эффективности государственного сектора в России и выявление некоторых перспектив его развития.

Подавляющая часть XX века в России – это, период централизованной плановой модели экономической системы, в которой господствующая роль отводится именно государственному сектору экономики. В 1990-е гг. прошли экономические реформы, одним из результатов которых стал масштабный переход большой части государственной собственности в частные руки и соответственное уменьшение роли государственного сектора в национальной экономике. Как говорит Курченко В.В.: «В России госсектор формировался по остаточному принципу и фактически признавался неэффективным и неконкурентоспособным» [2].

Материалы и методы исследования

В исследовании использованы статистические данные Росстата, исследования ученых в области государственного сектора экономики. Основным методом является анализ статистических данных по выбранным показателям. С помощью формально-логических (дедукция, аргументация) методов и синтеза сделаны некоторые выводы о масштабах и эффективности государственного сектора экономики.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективность функционирования госсектора экономики

Динамика убыли количества предприятий государственного сектора в России представлена в таблица 1. Начиная с 2005 года идёт стабильное уменьшение количества предприятий в данном секторе с 412 тыс. до 259 тыс. в 2022 году, т. е. на 37,1%. При подсчете с 1995 года уменьшение произошло на 50,2%. При этом частный сектор показывает рост с 1995 по 2022 годы, с 1426 до 2792 тыс. организаций, т. е. на 95,8%.

Таблица 1

Распределение предприятий и организаций по формам собственности

Годы

Государственная и муниципальная, тыс.

Частная, тыс.

1995

520

1426

2000

367

2510

2005

412

3838

2010

365

4104

2011

355

4164,6

2012

343

4195

2013

341

4159,5

2014

332

4212,2

2015

323

4377,8

2016

311

4122,2

2017

299

3936

2018

288,7

3619,8

2019

278,9

3261

2020

274,3

2974,6

2021

267

2824

2022

259

2792

Источник: составлено автором [3].

Yarullin1.tif

Рис. 1. Доля госсектора в ВВП, % Источник: [4]

При том что количество компаний государственного сектора уменьшается, доля этих компаний в совокупном ВВП России растёт (рис. 1) с 7,1% в 2000 году до 12,9% в 2021 году, т. е. на 5,8%. Что кратно отличается от доли в ВВП компаний с государственным участием, которая на 2021 год составляет 41,9%, что больше показателя 2000 года на 21,8%.

В национальной экономике трансформационные процессы по большей части связанны именно с передачей прав распоряжения (в той или иной форме) государственными предприятиями в частные руки. В странах с развитым рынком капитала, данный процесс может осуществляться по принципу передачи акционерного капитала общественности. В странах, где рынок капитала не развит, чаще всего, передача предприятия осуществляется как продажа целостной организации или в форме совместного предприятия, таковая ситуация и в России [5].

Подобные процессы оправдываются прежде всего с точки зрения эффективности, ведь теоретически, в условиях рынка предприятие частного сектора намного более эффективнее госпредприятия, однако, в реальности это не всегда так, потому и подобный вопрос требует тщательного рассмотрения и глубокой оценки. Отталкиваясь от эффективности функционирования государственного сектора в национальной экономике можно выделить некоторые назначения, которые несет в себе его трансформация. Как само собой разумеющееся – это развитие рынка, то есть приток частных инвестиций, которые благоприятствую развитию рыночной структуры, росту спроса и уровня занятости населения. Помимо этого, в частном секторе более активно происходит инновационно-технологическая модернизация производства и использование современных методов управления. Вторым имеет смысл назвать налоговые доходы бюджета, которые также увеличиваются с расширением приватизации и развитием рынка. И наконец, это развитие социальной структуры, появление и развитие мелкого и среднего бизнеса, полноценное формирование среднего класса. Если интерпретировать вышесказанное как цели, то можно говорить, что успешное достижение этих целей позволит повысить экономическую эффективность, конкурентоспособность и устойчивость национальной экономики.

Однако при общем положительном смысле трансформационных процессов выявляются и некоторые отрицательные факторы, которые им сопутствуют. К таким можно отнести: стратификацию и поляризацию населения по доходам, снижение уровня социальных гарантий, монополизацию рынков, рост теневого сектора экономики [5].

Государственный сектор экономики имеет свои специфические функции, связанные с оказанием социальных услуг и обеспечением общественных благ, несмотря на это в обществе существуют сомнения по поводу того, насколько эффективно используются ресурсы в госсекторе и не злоупотребляет ли он некоторыми привилегиями и льготами. В связи с этим вопрос об оценке эффективности госсектора является особенно острым.

Таблица 2

Концепции оценки деятельности государственного сектора экономики

Концепция

Характеристика

Целевая

Связывает эффективность государственного сектора со степенью достижения им своих целей, однако часто не срабатывает в случаях, когда цели трудно поддаются точному описанию

Системных ресурсов

Связывает эффективность со способностью государственного сектора обеспечить себя ресурсами, необходимыми для стабильного функционирования

Множественности заинтересованных сторон

Базируется на том, что различные группы стейкхолдеров – потребители услуг государственного сектора, сотрудники, государственные органы – по-разному воспринимают и оценивают эффективность, вследствие чего комплексная ее оценка оказывается многомерной и часто различные ее компоненты могут антагонизировать друг с другом. Ситуация осложняется особенно тогда, когда у стейкхолдеров отсутствует достаточно четкое видение целей и миссии организации

Социального

конструктивизма

Базируется на том, что восприятие целей состоит в процессе общения и взаимодействия различных групп стейкхолдеров, которые постепенно выясняют для себя содержание деятельности государственного сектора. Заинтересованные стороны могут корректировать оценку эффективности не только из-за влияния на деятельность государственных организаций, но и через манипулирование имеющейся информации, формирование общественного мнения

Источник: [6].

Yarullin2.tif

Рис. 2. ВВП России, его темп роста и доля госсектора Источник: составлено автором по данным Росстата [7]

При этом до сих пор не существует устоявшейся методологии оценки эффективности государственного сектора экономики. Существуют множество различных авторов и различных позиций касательно данного вопроса, что усложняет оценку.

В таблице 2 представлены 4 наиболее часто встречающиеся концепции оценки эффективности госсектора экономики. Поскольку структурно наибольший вклад от государственного сектора в ВВП осуществляется именно за счет компаний с государственным участием (КГУ) (рис. 1), целесообразным является сконцентрировать оценку эффективности госсектора экономики на основе оценки эффективности КГУ. Рассматривая эффективность государственного сектора в контексте трансформационных процессов, лучшим вариантом видится рассмотреть его эффективность через ряд экономических показателей.

Для рассмотрения эффективности и масштаба государственного сектора в экономике предлагаем выбрать следующие показатели: ВВП России, темп роста ВВП, доля госсектора в ВВП, доля компаний с государственным участием на российском фондовом рынке, уровень безработицы, доля компаний с государственным участием в числе занятых.

На рисунке 2 наглядно представлены 3 первых, из исследуемых, показателя. При том, что ВВП в реальных ценах выросло с 2000 до 2021 года на 128468 млрд. руб., виден спад темпа роста ВВП на 7% в том же временном периоде. Доля государственного сектора в ВВП при этом имеет достаточно большой рост и если на 2000 год госсектор не обеспечивал и одной трети ВВП, то на 2021 год госсектор создает более половины ВВП России (56,2% – госсектор, 43,8% – частный сектор). Можно заметить некоторую обратную зависимость между долей госсектора в ВВП и темпом роста ВВП. Однако, темп роста ВВП – величина, зависящая от множества факторов, и остается спорным действительность влияния на него доли госсектора в ВВП. При том, данные частично утверждают эффективность госсектора, так как при растущем участие в ВВП доли государственных компаний растет и сам показатель.

Доля компаний с государственным участием с 2000 года возросла с 47,4% до 51% в 2021 году, т. е. на 3,6%, хотя максимальное значение было достигнуто в 2006 году (54,7%), затем до 2014 года было уменьшение, до 45,1%, с 2015 года наблюдается положительная тенденция и на 2021 год КГУ – это более половина капитализации акций на фондовом рынке. В плане корпоративных облигаций доля компаний с государственным участием стабильна росла, кроме небольшого снижения в 2010 году, на 2021 год доля КГУ в корпоративных облигациях составляла 75,4% (рост с 2003 года на 64,2%).

Yarullin3.tif

Рис. 3. Доля КГУ в российском фондовом рынке Источник: [4]

Yarullin4.tif

Рис. 4. Уровень безработицы и доля КГУ в числе занятых Источник: составлено автором [8, 9]

В период 2010-2021 гг. уровень безработицы значительно снизился с 9,4 до 6,4%, т.е. на 3% (рис. 4). Доля занятых в КГУ возросла, но достаточно незначительно, на 1,5%.

Из анализа предложенных показателей можно сделать вывод о постоянном росте госсектора в национальной экономике. Постоянно растущая динамика по всем показателям, говорит об увеличениях масштаба и даже об относительной доминации госсектора над частным.

Особый интерес представляет сравнение данных рисунков 1 и 4. На рис. 1 видно, что КГУ продуцируют 41,9% ВВП, при том на рис. 4 обозначено, что в КГУ заняты всего 8,6% от общего числа занятых. Соответственно, оставшиеся 91,4% занятых создают 58,1% ВВП. Это является показателем высокой эффективности труда в компаниях с государственным участием и эффективностью управления ими.

На современном этапе Россию можно отнести к странам на переходном этапе между индустриальным и постиндустриальным обществом. В этом контексте считаем целесообразным также рассмотреть в качестве показателя эффективности государственного сектора экономики количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки (табл. 3).

Таблица 3

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Число организаций – всего

3492

3682

3566

3605

3604

4175

4032

3944

3950

4051

4175

4175

4195

в том числе по секторам деятельности:

                         

государственный

1400

1457

1465

1495

1491

1560

1546

1493

1511

1479

1501

1462

1522

предпринимательский

1405

1450

1362

1269

1265

1400

1326

1292

1304

1374

1426

1437

1394

высшего образования

617

696

662

762

777

1124

1064

1038

998

1057

1080

1096

1088

некоммерческих организаций

70

79

77

79

71

91

96

121

137

141

168

180

191

Источник: [10].

Как видно из таблицы госсектор доминирует над предпринимательским в плане научной активности, однако на 2021 год количество организаций было практически равным, на 2022 год государственный сектор преобладает. Данный показатель говорит об одинаково высоком интересе к инновациям со стороны обоих секторов экономики.

Перспективы развития госсектора

В период нестабильной экономической ситуации и международной напряженности именно государственное управление может обеспечивать наиболее эффективное стратегическое планирование, ведь в этом случае важно целостное функционирование национальной экономики, а не наивысшая эффективность конкретного предприятия, которую диктует рынок.

Проведенные расчеты показывают, что госсектор в российской экономике является крупной её частью и играет большую роль в экономическом росте. В связи с этим необходимо рассмотреть варианты перспектив развития госсектора, а точнее меры, которые позволят совершенствовать его эффективность.

В качестве одного из направлений можно назвать внедрение инновационных технологий. Сектор государственного управления и компании с государственным участием должны играть роль фундамента для испытаний инновационных, наукоемких технологий. Это даст интенсивный рост производства, уменьшение трудозатрат работников и в целом увеличение эффективности бизнеса.

Помимо этого, перспективным видится сохранение монополии государственного управления по тем направлениям промышленности, которые представляют стратегическое значение для функционирования государства и обеспечения стабильности в обществе. Также под монополией государства необходимо оставить те сферы, которые требуют особого контроля, ввиду представления опасности в условиях свободного бизнеса. К таким можно отнести например: атомную энергетику и оборонно-промышленный комплекс.

Сохранение тотального государственного управления необходимо сохранять и в сферах непривлекательных для частного бизнеса и которые не смогут существовать в условиях рынка. Речь идет о социальных услугах, таких как массовое образование, массовое здравоохранение, дорожное строительство и другие [11]. При этом возможно осуществление партнерства между государством и частными компаниями в рамках осуществления совместных проектов в различных экономических отраслях.

Заключение

Оптимизация пропорций государственного и частного сектора в экономике долгие годы остается активно обсуждаемым вопросом. Если доля госсектора будет очень низкой, то под угрозой окажется доступность социальность благ и стабильность многих других отраслей экономики, таких как топливно-энергетическая, оборонная и прочие. При том, если госсектор будет безоговорочно доминировать, то снизится привлекательность частного предпринимательства, благоприятность инвестиционного климата, эффективность использования ресурсов.

При переходе к постиндустриальному обществу изменяется и глобальная экономическая модель. Государственный сектор также должен трансформироваться, становясь фундаментом для инновационных разработок и новых бизнес-моделей. Согласно проведенным расчетам, госсектор составляет значительную долю во всей российской экономике, а значит играет весомую роль в экономическом росте страны.

В 1990-х гг. был создан импульс к экономическому росту за счет массовой приватизации государственной собственности. Однако для дальнейшего роста и развития необходима гармонизация соотношения государственного и частного секторов экономики. Оба сектора должны не столько конкурировать, сколько дополнять друг друга на основе взаимовыгодного сотрудничества в рамках совместных проектов и формировать оптимальный механизм распределения ресурсов и создания всех категорий товаров и услуг.