Введение
Устойчивое развитие имеет ключевое значение для современной глобальной повестки дня, часто воспринимаемое как необходимое для обеспечения выживания и благополучия будущих поколений [7]. Приверженность международных, региональных, национальных институтов инициативам по обеспечению устойчивого развития открывает новые деловые возможности в части привлечения инвесторов, снижения затрат и повышения эффективности. Следовательно, политика устойчивого развития стала решающим фактором в развитии долгосрочных отношений между бизнесом и его заинтересованными сторонами. Приверженность современных компаний принципам устойчивого развития во многом обусловлена реакцией на социальное давление в связи с требованиями и ожиданиями заинтересованных сторон, экологическими проблемами и социальными запросами. Проявление корпоративной устойчивости деятельности компании осуществляется через включение социальных и экологических проблем в бизнес-операции и во взаимодействие с заинтересованными сторонами. Роль экономических субъектов в переходе выделяют в качестве ключевой в связи с необходимостью повышения устойчивости бизнеса и цепочки поставок, отмечая, что таким образом у предприятий появляется реальная возможность снизить издержки, повысить устойчивость цепочки поставок, соответствовать формирующимся политикам и удовлетворять требования инвесторов и клиентов [12]. В связи с этим оценка устойчивости становится ключевым инструментом принятия решений во мире бизнеса. Международная практика значительно различается в зависимости от существующих правовых и управленческих структур и формы принятия решений, а также концептуализации устойчивости, которая включена в процесс. Оценка устойчивости рассматривается как важный инструмент для принятия решений в различных контекстах. Оценка корпоративной устойчивости может помочь лицам, принимающим решения, и директивным органам решить, какие действия они должны и не должны предпринимать в попытке сделать общество более устойчивым.
В последнее время экологические, социальные рейтинги и рейтинги управления (ESG) все чаще используются в качестве инструмента оценки корпоративной устойчивости, и их использование широко признано исследователями и рынком капитала. Влияние социальных показателей фирмы на ее репутацию в первую очередь определяется соответствием отраслевых характеристик бизнес-среды фирмы и типа социальных показателей, которые демонстрирует фирма.
Соответственно, это исследование направлено на анализ состояния, тенденций и определение перспективных направлений развития методологии комплексной оценки корпоративной устойчивости.
Материалы и методы исследования
Методологическая основа данного исследования включает в себя анализ проблем комплексной оценки устойчивого развития. Этот анализ начинается с определения аргументов в пользу совершенствования методологий оценки устойчивости, одновременно подчеркивая императив включения принципов устойчивого развития в корпоративные стратегии.
Чтобы обосновать совершенствование оценок корпоративной устойчивости, в данном исследовании рассматривается взаимосвязь между корпоративной ответственностью и теорией заинтересованных сторон, подчеркивая необходимость комплексного подхода, охватывающего экономические, социальные и экологические аспекты. Исследование распространяется на влияние выбора партнеров и решений о цепочке поставок на устойчивость, подчеркивая острую необходимость всесторонних оценок под влиянием внешнего давления. Устойчивое развитие предприятий неразрывно связано с устойчивостью и эффективностью их деятельности.
В статье представлена одна из самых передовых методологий обеспечения эффективности инновационной деятельности: бизнес-анализ. В этой методологии особое внимание уделяется составу заинтересованных сторон и их требованиям. При анализе проблемы определения набора показателей для комплексной оценки устойчивости в исследовании отмечается феномен редукционизма концепции устойчивого развития. Кроме того, для решения задач исследования отдельная роль отводится концепциям слабой и сильной устойчивости.
Проводится сравнительный анализ классических составных индексов по сравнению с индивидуальными индексами в контексте устойчивого развития, при этом особое внимание уделяется проблеме агрегирования.
В исследовании подчеркивается критическая роль бизнес-эталонов в комплексной оценки устойчивого развития экономических субъектов исследуется потенциальное применение методологий анализа охвата данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Концепция корпоративной устойчивости преимущественно охватывает аспекты взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также социальную, экономическую и экологическую вовлеченность компаний. Внедрение подлинно устойчивой идеологии в корпоративную практику по-прежнему сопряжено со значительными трудностями. Теоретически существует широкий консенсус в отношении того, что устойчивые стратегии являются важнейшими приоритетами корпораций, особенно после пандемии коронавируса 2019 года (COVID-19). Этот глобальный кризис подчеркнул необходимость сохранения окружающей среды и фундаментально повлиял на процессы принятия бизнес-решений, привлек повышенное внимание граждан, корпораций и государственных органов.
На необходимость внедрения устойчивых бизнес-моделей также влияют усиливающаяся рыночная конкуренция в сочетании с быстрыми темпами цифровизации [2]. Корпоративное руководство должно пересмотреть свои стратегические и операционные приоритеты, чтобы уделять больше внимания охране окружающей среды, общественному благополучию и меняющимся требованиям широкого круга заинтересованных сторон.
Данное исследование проводится в ответ на потребность дальнейшей активизации по интегрированию принципов устойчивого развития для обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества компаний. Несмотря на решающую роль, которую социум и окружающая среда в целом играют в повышении эффективности деятельности компании, отсутствует интегрированная концептуализация, особенно на стратегическом уровне, и это препятствует разработке конвергентных мер для них, новых теоретических моделей и новых идей для компаний.
Парадигма устойчивого развития, применяемая к управлению экономическими субъектами, часто коррелирует с теорией заинтересованных сторон, подчеркивая необходимость комплексного подхода, который целостно учитывает экономические, социальные и экологические аспекты [4]. Со стороны различных групп заинтересованных сторон усиливается давление с требованием учитывать социальные и экологические последствия деятельности компаний, а также с требованием высокого уровня этичности бизнеса. Учитывая то, что некоторые заинтересованные стороны способны препятствовать выживанию фирмы, менеджеры все больше обращают внимания на устойчивые практики и все больше нуждаются в аналитических инструментах оценки эффективности с точки зрения повышения устойчивости развития. Это позволит им с одной стороны провести самооценку, а с другой – доводить результаты оценки устойчивости с помощью отчетности или участия во внешних рейтингах и индексах до ключевых заинтересованных сторон.
Следует учитывать, что для оценки устойчивости развития компании следует использовать комплексный подход, учитывающий взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспектами. Комплексная оценка состояния устойчивости развития компании – сложная задача, поскольку она имеет дело с большим количеством взаимосвязанных критериев, к тому же многие из них носят качественный характер. Не исключаются классические проблемы комплексной оценки, связанные с неопределенностью в составе, оценке и взвешивании критериев.
Устойчивость развития экономических субъектов можно определить, как применение экономических, экологических и социальных факторов к функционированию компании и механизмам принятия деловых решений наряду с общими принципами управления и управления рисками, направленными на увеличении стоимости компании, включая акционерную стоимость [13].
Уровень устойчивости развития компании в современном бизнесе во многом зависит с уровнем устойчивости их поставщиков и других партнеров. Многие деловые решения, связанные с выбором партнеров, требуют оценки уровней социальной и экологической ответственности, финансового состояния и других аспектов деятельности партнеров. Анализ партнерских отношений с заинтересованными сторонами для принятия таких решений во многом связано с участием организации в преобразования рынков `и цепочек поставок в направлении устойчивого развития [9]. Измерение воздействия цепочки поставок на устойчивость является ключевой областью, в которой аналитически обоснованные деловые решения могут повлиять на повышение уровня устойчивого развития в экономике и обществе. Такой подход говорит о наличии факторов возникновения необходимости проводить комплексную оценку под давлением внешних воздействий.
Знание экономических, социальных и экологических ожиданий и требований заинтересованных сторон является необходимым условием для функционирования компании на высоком уровне устойчивого развития [11]. Поэтому перед информационно-аналитической системой организации стоит задача выявить эти требования, дать им комплексную оценку контексту и обеспечить качество принятия деловых устойчивых решений.
С точки зрения трансформации компании в состояние с более высоким уровнем устойчивости, комплексный анализ должен обеспечить обоснование стратегии развития в данном направлении. Для оценки того, вносит ли бизнес достаточный вклад в устойчивое развитие, требуется измерение и раскрытие негативных и позитивных воздействий на устойчивость организации.
Определение компаний-эталонов в области устойчивого развития с способствует созданию механизмов трансформации бизнеса, чтобы он соответствовал требованиям в глобальной экономике и обществе. С точки зрения управления инновациями особый интерес могут представлять проблемы применения аналитических процедур для эффективных преобразований организации. Одной из наиболее передовых методологий обеспечения эффективности инновационной деятельности является бизнес-анализ [10]. Данная методология предполагает высокий фокус внимания составу и требованиям заинтересованных сторон. Очевидно, в современном обществе и экономике требования заинтересованных сторон часто связаны с оценкой показателей устойчивого развития.
Измерение уровня устойчивого развития компании требует систематического, структурированного и комплексного подхода, который учитывает все аспекты устойчивости. Именно так можно проводить оценку устойчивости для поддержки принятия решений в широком экологическом, экономическом и социальном контексте. Важным компонентом измерения уровня устойчивости развития является определение состава показателей.
Часто комплексную оценку устойчивости компании связывают с развитием анализа ESG-факторов. Так в Информационном письме Банка России от 30.06.2023 № ИН-02-05/46 «О рекомендациях по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)» представлены рекомендации для публичных оценок устойчивого развития. Как комментируется в этих рекомендациях, экспертное сообщество, представленное в Организации экономического сотрудничества и развития, указывают на способность ESG-рейтингов существенно воздействовать на стратегии устойчивого развития компаний через тщательно проработанные, прозрачные и общедоступные методологии присвоения рейтинга и включения в индекс.
В целом, среди систем присвоения рейтингов ESG существуют различные теории относительно того, должны ли они быть как можно более всеобъемлющими, чтобы иметь возможность полностью представлять устойчивое развитие, или же их следует свести к минимуму, чтобы уменьшить сложность и облегчить измерение. Очевидно, что такой подход приводит к редукционизму концепции устойчивого развития, которая, в таком случае, не охватывает весь спектр актуальных вопросов [8]. Механизмы отбора задуманы и используются с сокращением количества показателей, при этом по-прежнему нацелены на обеспечение адекватного охвата всех составляющих устойчивого развития. Так в упомянутых рекомендациях Банка России для гармонизации ESG-рейтингов предлагается установление минимального набора факторов, позволяющих оценить соответствующий аспект устойчивого развития.
Проблема соотношения весов отдельных аспектов устойчивости при комплексной ее оценки представляется довольно сложной для обоснованного решения. В качестве одного из ориентиров данном вопросе можно обратиться к концепциям слабой и сильной устойчивости [3]. Учитывая стремление бизнеса к совершенству и конкурентного поведения, для комплексной оценки следует принять концепцию сильной устойчивости, которая основывается на представлении о том, что экономика является частью общества, которое полностью находится внутри окружающей среды. Модель учитывает факторы, связанные с окружающей средой, при измерении эффективности, а социальные и экономические факторы учитываются только после того, как этот фундамент будет заложен.
В теории и практике имеет место развития различных методологий комплексной оценки устойчивости развития [6]. При этом популярность сводных и индивидуальных индексов устойчивого развития растет. Они предлагают для компаний по всему миру соответствие некоторому эталону для того, чтобы претендовать на получение индексов устойчивого развития. Преимущества сводных индексов в том, что они позволяют компаниям оценивать свои результаты по сравнению с аналогичными показателями других компаний и определять приоритеты для внедрения новых устойчивых практик. Их легче интерпретировать, чем набор отдельных показателей, и они облегчают общение с широкой общественностью и другими заинтересованными сторонами. С другой стороны, несмотря на преимущества, они считаются субъективными, поскольку в них используются бессистемные и неясные способы введения и исключения отдельных показателей. Другими недостатками сводных индексов являются сложность измерений и проблема агрегирования, которое может дать высокую интегральную оценку индекса устойчивости, в то время как показатели в одном из трех основных аспектов устойчивости показывают низкий уровень.
Одним из подходов комплексной оценки, несомненно заслуживающий внимания аналитиков и ученых, это применение бизнес-эталонов. Бизнес-эталоны имеют широкое значение в комплексном анализе, а в интегральной оценке комплекса показателей позволяют сформировать аналитически обоснованную шкалу оценивания. Одной из распространенных методологий, основанных на идентификации и применении бизнес-эталонов, является анализ охвата данных. В основе анализа охвата данных лежит применение непараметрического дробно-линейного программирования, которое используется для измерения комплексной эффективности единиц множества (компаний), при наличии множества входных данных и множества выходных данных [1,5]. Метода анализа охвата данных становится все более популярным при оценке эффективности работы набора однородных единиц. В результате решения множества идентичных задач математического программирования данный метод позволяет определить область эффективности по Парето. Данный метод привлек внимание методологов Банка России, который в 2023 в тех же рекомендациях, которые упоминались выше, в качестве инструмента предлагает применять метод охвата данных либо его модификацию – кусочно-квадратичный анализ охвата данных. Механизм данного метода предлагается применять для определения рейтингов ESG.
Заключение
Устойчивость развития компании становится неотъемлемой частью аналитического обоснования стратегических деловых решений как внутренних, так и внешних заинтересованных сторон. Интеграция социальной ответственности, экологической устойчивости, финансовой стабильности и риск-менеджмента в процесс принятия деловых решений позволяет всем участникам бизнес-среды формировать устойчивые и эффективные цепочки поставок, минимизировать риски и создавать долгосрочные стратегические преимущества. Аналитически обоснованное понимание устойчивости развития партнеров является ключевым фактором для компаний, стремящихся к созданию устойчивых и успешных бизнес-практик в условиях современной динамичной среды функционирования бизнеса.
Дальнейшие поиски решения проблем оценки корпоративной устойчивости, представленных в исследовании, требуют междисциплинарного подхода. От успеха данной работы зависит принятие решений компаниями, которые будут направлены как на повышение их собственной устойчивости, так на их вклад в реализацию целей устойчивого развития в целом.