Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ASSESSMENT OF EVENTS TO INCREASE THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE SVERDLOVSK REGION

Sulimin V.V. 1 Shvedov V.V. 1
1 Ural State University of Economics
2886 KB
The article provides a comprehensive analysis and economic justification of measures aimed at increasing the level of economic security of the Sverdlovsk region. The study includes an assessment of key indicators such as the industrial volume index, the degree of depreciation of fixed assets, gross regional product (GRP) per capita, the number of scientific employees and the share of expenditures on research and development (R&D). Based on the data in Table 20, the main directions for improving the economic security of the region are identified. Particular attention is paid to modernizing industrial infrastructure, increasing R&D funding, improving the environmental situation and supporting demographic policy. Recommendations include intensifying oil production, attracting investment, developing high-tech industries and creating favorable conditions for small and medium-sized businesses. The implementation of these measures will strengthen the economic security of the Sverdlovsk region, increase its competitiveness and ensure a high level of well-being of the population. The article also highlights the importance of regularly monitoring and adapting policy measures in response to changing economic and political conditions.
economic security
sverdlovsk region
industry
r&d
investment
demography
environmental safety

Экономическая безопасность региона представляет собой важный аспект его устойчивого развития и благополучия населения. В условиях глобализации и нарастающих экономических вызовов, связанных с внешними и внутренними факторами, необходимо разработать и обосновать мероприятия, направленные на повышение уровня экономической безопасности. Экономическая безопасность региона подразумевает его способность обеспечивать стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и доходов населения, эффективное использование природных и человеческих ресурсов, а также защиту от различных угроз, таких как экономические кризисы, снижение инвестиционной активности и ухудшение экологической обстановки.

Свердловская область является крупнейшим промышленным регионом Уральского Федерального округа и играет значительную роль в экономике России. Регион обладает мощным промышленным потенциалом, богат природными ресурсами и имеет диверсифицированный промышленный комплекс. Основу экономики региона составляют обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых, на долю которых приходится значительная часть валового регионального продукта (ВРП). Тем не менее, для поддержания и укрепления экономической безопасности региона необходимы целенаправленные мероприятия и стратегии.

Выделим направления мероприятий по повышению экономической безопасности для дальнейшей оценки.

• Начало активной добычи нефти на обнаруженных месторождениях (Сухореченское, Сабардинское, Михалевское и Ереминское) для увеличения ВРП на душу населения [8].

• Модернизация промышленной инфраструктуры, обновление основных фондов и внедрение передовых технологий для повышения производительности и конкурентоспособности предприятий.

• Привлечение дополнительных инвестиций в научно-исследовательскую деятельность и создание благоприятных условий для работы научных сотрудников.

• Реализация программ по привлечению и удержанию молодых исследователей, повышение их заработной платы и создание условий для профессионального роста [5].

• Создание благоприятных условий для ведения бизнеса, упрощение административных процедур и повышение доступности финансовых ресурсов.

• Разработка и внедрение программ поддержки предпринимательства, направленных на развитие новых и действующих предприятий.

• Профессиональное обучение и дополнительное образование для различных категорий граждан, реализация программы "Содействие занятости".

• Повышение уровня жизни населения, улучшение социальной защиты и обеспечение доступности медицинской помощи [1].

• Привлечение иностранных и отечественных инвесторов, создание информационной платформы-каталога инвестиционных проектов.

• Разработка и реализация инвестиционных проектов с высокой добавленной стоимостью.

• Расширение использования лизинга при осуществлении инвестиционных проектов по модернизации производств.

• Применение опыта зарубежных стран по лизинговым операциям для обновления основных фондов.

• Реализация научного проекта "Экология" для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах.

• Разработка и внедрение мер по улучшению экологической ситуации и снижению негативного воздействия промышленности на окружающую среду.

Начнем сравнительный анализ текущей ситуации с прогнозной, прописанной в стратегии, с основного, на наш взгляд, показателя – индекс физического объема промышленности. Данный показатель прописан Государственной программе Свердловской области "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2027 года" [10]. В данной программе прогнозные значения отражены в периоде 2021-2027 гг. Это значит, что мы сможем посмотреть не только будущий период, но и тот, который для нас уже является анализируемым – 2021-2022 гг.

Приведем сравнение путём составления линейной диаграммы, в которой также будет сформирована линия тренда для анализируемых показателей. Линия тренда позволит оценить общую направленность (увеличение или уменьшение) конкретного показателя, а также покажет возможно отклонение от прогнозных значений, взятых из программы. Так как показатель «индекс физического объема промышленности» является относительным, для него ключевыми абсолютными показателями являются объем произведенной промышленной продукции на территории конкретного региона и индекс цен. Поскольку объектом исследования является регион с промышленной специализацией, то нами был рассмотрены объем произведенной продукции обрабатывающих производств и, соответственно, индекс цен производителей обрабатывающих производств. Представим сравнение на рисунке 1:

Sulimin1.tif

Рис. 1. Сравнение фактических и прогнозных значения для показателя «объем произведенной продукции обрабатывающих производств» 2018-2027гг.

Sulimin2.tif

Рис. 2. Фактический индекс цен обрабатывающих производств 2018-2022 гг.

Как можно увидеть – фактический показатель по состоянию на 2021-2022 гг. уже превышал прогнозный. Стоит отметить, что данный прогноз был составлен в 2013 году, когда Правительство еще не могло предугадать закрытие границ в 2020-2021 гг. и смену направления торговых коридоров в 2022 г. Но тем не менее текущая ситуация всё равно оказалась позитивнее, чем предполагалось.

Если смотреть на будущие года (2024-2027 гг.), то можно сказать, что при сохранении существующих мер и направлений, к 2027 показатель объема отгруженной продукции будет составлять ≈3700 млрд. руб.

Но учитывая динамику индекса цен производителей обрабатывающих производств (рисунок 2), данного объема всё равно не хватит для достижения порогового значения (6%).

Из этого следует вывод, что необходимо наращивать объемы производства для достижения хотя бы нижней границы порогового значения – 6 %.

Наращение объемов производства возможно несколькими путями: увеличение объемов на существующих предприятиях, создание новых предприятий с производством востребованной продукции. В качестве последнего можно рассмотреть производство пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (дронов).

Как отмечают в Правительстве Свердловской области, в 2025 года на одной из территорий опережающего развития – городской округ «город Лесной», будет запущено производство беспилотных летательных аппаратов. Проект реализует научно-производственный комплекс «Энергетические системы и компоненты» («НПК ЭСК»). Объем инвестиций составит около 200 млн руб. [5].

Таким образом, мы можем говорить о том, что наращивание объемов производства на существующих предприятиях, в том числе за счет выпуска продукции оборонно-промышленного комплекса, которая после 2022 имеет весомое значение, и открытие новых предприятий с востребованной продукцией возможно. Данная тенденция позволит поднять уровень индекса физического объема промышленности в среднесрочном периоде.

По сути своей объем выпуска продукции напрямую влияет на объем валового внутреннего продукта. Увеличение объема приведет к увеличению валового внутреннего продукта. По представленной методике для достижение высокого уровня необходимо, чтобы ВРП на душу населения региона превышало ВРП на душу населения российского.

Sulimin3.tif

Рис. 3. Прогноз объема ВРП на душу населения Российской Федерации и Свердловской области до 2027 г.

К сожалению, в существующих стратегических документах не удалось найти прогнозные значения по уровню ВРП как для Свердловской области, так и для России. Поэтому можно провести анализ только по линии тренда, построенное на основании полученных показателей (рисунок 3).

По состоянию на 2022 год и с сохранением существующей тенденции разница в абсолютных показателях только увеличится, следовательно, получить максимальные баллы за данный показатель в рамках методики – невозможно. В текущей ситуации необходимо стремиться к допандемийному уровню, когда отношение ВРП области к российскому было выше 90%.

Если рассматривать какие регионы на 2022 год достигают значения большего, чем уровень России, то становится понятно, что это регионы с действующими нефтедобывающими комплексами (например, Республика Саха-Якутия, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д.). В Свердловской области на сегодня обнаружено четыре нефтяных месторождения. Три из них на западе региона – на территории Красноуфимского района. Это Сухореченское, Сабардинское и Михалевское. Четвертое – Ереминское, оно находится на северо-востоке области, в Гаринском районе [7, 11]. Но добыча в этих месторождениях до сих пор не ведется. Можно утверждать о том, что в случае начала активной добычи в этих районах Свердловской области всё-таки удастся выйти на уровень ВРП на душу населения выше российского значения.

Скорость начала добычи нефти в том числе зависит от уровня научного и инновационного развития. В приведенной методике 2 показателя из сферы научно-технического потенциала находятся на среднем уровне, не доходя на высокого.

В приведенной выше Программе "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2027 года" также есть в качестве прогнозного значения доля внутренних затрат на исследования и разработки. Сравним прогнозные значения с фактическими (рисунок 4). Как мы видим, значения кардинально разнятся: прогнозное значение в 2 раза выше, чем фактическое. В целом уровень прогнозного значения находится выше установленного порогового значения – 2%. Но это мало вероятно, что в 2023 произошел такой резкий скачок в статье расходов, что он поднялся до 2,3%.

Sulimin4.tif

Рис. 4. Доля расходов на НИОКР в ВРП Свердловской области фактическое и прогнозное значение

Sulimin5.tif

Рис. 5. Сравнение фактической и прогнозной доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей Свердловской области

В целом расходы на НИОКР включают в том числе текущие затраты – оплату труда работников, затраты на приобретение или изготовление специального оборудования (в том числе за счет себестоимости выполненных работ); другие материальные затраты (стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и др.).

Учитывая, что средняя заработная плата научных сотрудников составляет около 98 000 рублей, мы можем сделать вывод о том, что в целом научная сфера является не такой привлекательной для работы всех категорий работников. В Программе "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2027 года" прописан отдельный показатель – доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей. В целом напрямую мы не рассматриваем данный показатель в рамках наших исследований, но он косвенно проявляется в показателе общей численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками.

Рассмотрим отдельно фактическую долю исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей с прогнозными значениями (рисунок 5).

В целом, как и с уровнем затрат на НИОКР, прогнозные значения отличаются на половину. Исходя из такой тенденции, можно утверждать о том, что Правительство подразумевает лучший ход развития событий, но фактически, показатели ниже в 2 раза. Даже исполнение раннее упомянутых программ в сфере научно-технического потенциала не способствует улучшению ситуации.

Можно сделать общий вывод о том, что те показатели, которые сейчас требуют внимания:

1) индекс физического объема промышленности – поднять до среднего уровня;

2) уровень ВРП на душу населения от российского – поднять до среднего;

3) численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками – не допустить снижения текущего уровня;

4) доля расходов на НИОКР в ВРП – не допустить снижения текущего уровня.

Но отдельного внимания требует социально-демографическая сфера в целом, не только коэффициент депопуляции, который включен в методику оценки общего уровня экономической безопасности региона.

Так, в 2023 году была принята региональная программа Свердловской области по повышению рождаемости на период до 2030 года. Как говорится в программе, снижение рождаемости связано со снижение численности женщин фертильного возраста, что является последствием спада рождаемости в 1990-х годах. Но с 2018 года наблюдается рост численности женщин в возрасте 15-19 лет, что является фактором, благоприятно сказывающимся на потенциале рождаемости.

В вышеупомянутой стратегии также приведены меры финансовой поддержки семей в виде льгот и пособий. Соответственно заложено определенное финансирование для реализации программы, в 2023 году эта сумма составляла 6,4 миллиарда рублей, к 2025 году снижается и составляет 3,2 миллиарда рублей. На поддержку многодетных семей приходится наибольшая доля из всего финансирования (75,3%).

Таким образом, мы можем говорить о том, что повышение рождаемости является приоритетным направлением в деятельности не только Свердловской области, но и страны в целом. Получается, что необходимо в большей степени стремиться к снижению уровня смертности, но здесь правительство может повлиять на данный показатель лишь через улучшение косвенно влияющих показателей.

В рассмотренных раннее стратегических документах снижение уровня смертности возможно через улучшение качества оказываемой медицинской помощи и пропаганду здорового образа жизни. Но действий со стороны будет недостаточно, если само население не будет стремиться к тому, чтобы сохранить своё здоровье.

Одной из мер по сохранению здоровья является диспансеризация, которая помогает определить существующие и возможные проблемы в организме человека. В 2023 году лишь 8,2% от всего населения региона прошли диспансеризацию.

Также необходимым направлением является снижение уровня младенческой смертности. Здесь уже возможно снижение данного показателя смертности через развитие качества медицинского обслуживания. В данном направлении в июне 2023 года был утвержден комплексный план мероприятий по дальнейшему снижению показателей перинатальной, младенческой и детской смертности на территории Свердловской области в 2023-2024 годах.

Если рассмотреть в целом уровень жизни населения (таблица 7), то он тоже требует внимание. Высокий уровень жизни населения положительно влияет на приток трудовой миграции, улучшение общего социально-экономического состояния региона и т.д. Одним из показателей, требующим внимания является доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Здесь основополагающей является комплексная программа Свердловской области «Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года». Как отмечают в программе уровень бедности к 2030 году должен быть снижен до 5,6%, напомним, что в 2022 году он составлял 8,3%. Снижение уровня собираются обеспечить за счет:

1) обеспечение условий для повышения уровня доходов граждан;

2) развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;

3) развитие системы социального контракта;

4) обеспечение условий для организации социальной адаптации отдельных категорий граждан;

5) формирование семейно-ориентированной социальной среды, единого профилактического пространства.

Но, если отойти от стратегии, то возможными мерами могут являться:

– постепенное повышение прожиточного минимум в соответствии с темпами роста экономики;

– как следствие, изменение минимального размера заработной платы, пенсий, социальных выплат и т.д.;

– расширение бесплатных, а главное качественных и общедоступных базовых общественных благ: здравоохранение, образование, культура и т.д.[3, 4, 12].

Можно говорить о том, что отток населения из региона также прекратится, в следствие всех улучшений социальной жизни. Сейчас естественная убыль населения формируется не только за счет миграции населения в другие регионы РФ, но и за счет высокого уровня смертности.

Прогнозный уровень экономической безопасности Свердловской области [6]

 

Показатель

Рейтинг показателя

1.

Индекс физического объема (ИФО) промышленности

15 баллов

2.

Степень износа основных фондов, %

16,5 баллов

3.

ВРП на душу населения от российского, %

11 баллов

4.

Ввод в действие основных фондов, в % к предыдущему году

13 баллов

5.

Численность персонала, занятого научными исследованиями

и разработками, чел

8 баллов

6.

Доля расходов на НИОКР в ВРП, %

7 баллов

7.

Улавливание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих о

т стационарных источников, тыс. тонн

8 баллов

8.

Условный коэффициент депопуляции

2 баллов

 

Итого

80,5 балла

То есть в целом условный коэффициент депопуляции можно довести до среднего уровня, тогда, учитывая всё выше сказанное, уровень экономической безопасности уже будет высоким (таблица).

Но для достижения такого уровня необходимо исполнять прописанные мероприятия в стратегиях и программах, а также можно прибегнуть к дополнительным мероприятиям, предложенные нами. В любом случае, все мероприятия при исполнении требуют оценки для того, чтобы принять своевременные изменения, исходя из текущих событий, экономической и политической обстановки.

В данной статье проведен всесторонний анализ текущей ситуации и прогнозных значений экономической безопасности Свердловской области на основе различных показателей. В соответствии с данными, представленными в таблице 20, была произведена оценка ключевых аспектов, влияющих на экономическую устойчивость и развитие региона. Основные выводы по каждому показателю, а также рекомендации для дальнейшего повышения уровня экономической безопасности, представлены ниже.

1. Индекс физического объема (ИФО) промышленности – 15 баллов

Индекс физического объема промышленности (ИФО) является одним из важнейших показателей, отражающих динамику промышленного производства. Полученные 15 баллов свидетельствуют о том, что Свердловская область демонстрирует удовлетворительный уровень промышленного производства. Однако, для достижения максимальных значений, необходимо активизировать усилия по модернизации промышленности, внедрению инновационных технологий и увеличению производительности.

Рекомендации:

• Продолжить реализацию программ модернизации промышленной инфраструктуры.

• Увеличить инвестиции в научные исследования и разработки, направленные на повышение эффективности производственных процессов.

2. Степень износа основных фондов, % – 16,5 баллов

Высокая степень износа основных фондов является значительной проблемой для Свердловской области, что подтверждается полученными 16,5 баллами. Изношенные основные фонды снижают производительность и увеличивают эксплуатационные затраты.

Рекомендации:

• Увеличить объемы инвестиций в обновление основных фондов.

• Разработать программы лизинга для предприятий, направленные на обновление оборудования и модернизацию производственных мощностей.

3. ВРП на душу населения от российского, % – 11 баллов

Отношение валового регионального продукта (ВРП) на душу населения к общероссийскому уровню составило 11 баллов, что свидетельствует о необходимости повышения экономической активности и эффективности использования ресурсов региона.

Рекомендации:

• Активизировать добычу нефти на обнаруженных месторождениях.

• Развивать высокотехнологичные отрасли промышленности и привлекать инвестиции в новые проекты.

4. Ввод в действие основных фондов, в % к предыдущему году – 13 баллов

Показатель ввода в действие основных фондов получил 13 баллов, что указывает на необходимость ускорения процесса обновления и ввода новых производственных мощностей.

Рекомендации:

• Увеличить финансирование программ, направленных на строительство и модернизацию производственных объектов.

• Привлекать частные инвестиции и государственную поддержку для ускорения ввода новых фондов.

5. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел – 8 баллов

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, оценена в 8 баллов, что является недостаточным для обеспечения высоких темпов инновационного развития.

Рекомендации:

• Создавать благоприятные условия для привлечения молодых ученых и исследователей.

• Повышать заработные платы и улучшать условия труда для научных сотрудников.

6. Доля расходов на НИОКР в ВРП, % – 7 баллов

Доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) получила всего 7 баллов, что свидетельствует о низком уровне финансирования инновационной деятельности.

Рекомендации:

• Увеличить государственные и частные инвестиции в НИОКР.

• Разработать программы стимулирования предприятий к увеличению расходов на исследования и разработки.

7. Улавливание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. тонн – 8 баллов

Показатель улавливания загрязняющих веществ получил 8 баллов, что указывает на необходимость улучшения экологической ситуации в регионе.

Рекомендации:

• Внедрять современные технологии очистки и улавливания загрязняющих веществ.

• Ужесточить экологические стандарты и контроль за их соблюдением на предприятиях.

8. Условный коэффициент депопуляции – 2 балла

Самым низким показателем оказался условный коэффициент депопуляции, получивший всего 2 балла. Это свидетельствует о серьезных демографических проблемах в регионе, таких как низкая рождаемость и высокая смертность.

Рекомендации:

• Разработать и внедрить программы, направленные на улучшение демографической ситуации, включая поддержку семей и улучшение условий жизни.

• Улучшить медицинское обслуживание и пропагандировать здоровый образ жизни.

Итоговая оценка – 80,5 баллов

Общая оценка экономической безопасности Свердловской области составила 80,5 баллов. Это указывает на необходимость проведения комплексных мероприятий по всем ключевым направлениям для повышения уровня экономической безопасности.

Для повышения уровня экономической безопасности Свердловской области необходимо увеличение инвестиций в обновление основных фондов и внедрение инновационных технологий для повышения производительности, привлечение молодых специалистов, повышение уровня финансирования НИОКР и создание благоприятных условий для работы научных сотрудников, внедрение современных технологий очистки и улавливания загрязняющих веществ, ужесточение экологических стандартов, разработка программ поддержки семей, улучшение медицинского обслуживания и пропаганда здорового образа жизни, активизация добычи нефти на месторождениях, развитие высокотехнологичных отраслей и привлечение инвестиций в новые проекты, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, упрощение административных процедур и повышение доступности финансовых ресурсов. Эффективная реализация этих мероприятий позволит Свердловской области укрепить свою экономическую безопасность, повысить конкурентоспособность на национальном и международном уровнях и обеспечить высокий уровень благосостояния населения.

Регулярный мониторинг выполнения стратегических документов и адаптация мер в зависимости от изменяющихся экономических и политических условий являются ключевыми элементами для достижения поставленных целей.