В последние годы технологии искусственного интеллекта (ИИ) становятся всё более значимым фактором в экономическом и социальном развитии мировых стран. Россия, обладая огромным потенциалом и разнообразием своих регионов, также стремится к интеграции передовых технологий в различные сферы жизнедеятельности. Президент России Владимир Путин подписал Указ (от 15 февраля 2024 г. № 124) [1], которым включил федеральный проект «Искусственный интеллект» в нацпроект «Экономика данных». Актуальность проблемы заключается в необходимости создания устойчивых и эффективных условий для использования ИИ в интересах ускоренного технологического и социально-экономического развития регионов. Внедрение ИИ в региональное развитие позволяет существенно повысить качество управления, оптимизировать процессы принятия решений на основе объективных данных и аналитики, что, в свою очередь, может способствовать более эффективному распределению ресурсов и более точному прогнозированию социально-экономического развития. Однако, несмотря на потенциальные преимущества, внедрение ИИ в регионах России сопряжено с рядом вызовов, включая недостаток инфраструктуры, квалифицированных специалистов и нормативно-правовых актов, которые регулируют эту область.
Практическое применение ИИ в региональном развитии может охватывать широкий спектр деятельности от улучшения городского хозяйства и транспорта до сельского хозяйства, здравоохранения, образования и промышленности. Примером может служить внедрение систем ИИ для анализа больших данных о движении транспортных потоков для оптимизации городского трафика, что уже успешно реализуется в некоторых мегаполисах. Также существует потенциал использования ИИ для мониторинга сельскохозяйственных угодий с помощью дронов, что позволяет повысить урожайность и эффективность использования природных ресурсов.
Важным аспектом является также разработка этических норм и правил использования ИИ, чтобы обеспечить защиту персональных данных, предотвратить дискриминацию и исключить злоупотребление технологией. С учетом этих факторов разработка комплексной стратегии внедрения ИИ в региональное развитие становится приоритетной задачей, требующей активного участия государственных структур, научного сообщества и бизнеса.
Таким образом, актуальность проблемы внедрения ИИ в региональное развитие России диктуется не только глобальными тенденциями цифровизации и автоматизации, но и специфическими потребностями и условиями внутри страны, что делает этот процесс многообещающим направлением для дальнейшего развития и модернизации.
Основные преимущества и возможности применения искусственного интеллекта в развитии регионов
Эксперты из Kept [2] отмечают, что искусственный интеллект в нашей стране пока не получил значительного распространения. Для выявления причин и понимания текущих тенденций в развитии этих технологий, они сначала провели анкетирование, а затем провели глубинные интервью с представителями финансово-экономических департаментов 20 ведущих компаний в таких секторах, как горная металлургия, нефтедобыча, нефтепереработка, энергетика, машиностроение, фармацевтика и ритейл.
Итоги исследования (рис. 1) можно описать следующим образом. 39% участников опроса указали, что их компании уже применяют ИТ-решения, основанные на ИИ. 44% респондентов заявили, что пока не используют ИИ-технологии, но намерены внедрить их в ближайшее время. 17% опрошенных отметили, что не проявляют интереса к ИИ и не собираются внедрять подобные решения.
Исследование Kept демонстрирует на рисунке 2 плюсы внедрения ИИ, включая:
− автоматизацию бизнес-процессов и улучшение их качества;
− освобождение сотрудников для задач, требующих экспертного мнения;
− уменьшение расходов за счет устранения дублирующих функций;
− усиление конкурентоспособности компании на рынке.
Однако, есть и риски:
− значительные финансовые затраты на внедрение ИИ, что может быть непосильно для некоторых компаний из-за неопределенности конечного результата;
Рис. 1. Общие выводы исследования «Искусственный интеллект – драйвер изменений экономики и финансов», февраль 2024 г. [2]
Рис. 2. Положительные эффекты от использования ИИ [2]
− недоверие к ИИ и беспокойство о его безопасности и надежности остаются серьёзными проблемами. Руководители компаний часто испытывают сомнения и недоверие, особенно в вопросах финансов, из-за недостаточной прозрачности: алгоритмы ИИ сложно понять и объяснить, что затрудняет восприятие их выводов и рекомендаций.
− автоматизация бизнес-процессов с помощью искусственного интеллекта может привести к сокращению рабочих мест, что вызывает негативные реакции среди сотрудников и может иметь неблагоприятные последствия.
Эксперты из компаний «Яков и Партнеры» и «Яндекс» [3] указывают на следующие проблемы, связанные с внедрением ИИ в России. Среди препятствий они выделяют трудности в поиске квалифицированных специалистов в области цифровых технологий, о чем заявляет 61% работодателей. Дополнительным барьером является дефицит аппаратных средств и значительные расходы на разработку ИИ-инструментов, что отмечают 57% компаний. Более 75% респондентов сообщают о проблемах с нахождением или созданием ИИ-решений на рынке, а 46% сталкиваются с трудностями в разработке необходимых данных платформ для работы с ИИ [3].
Рис. 3. Какие риски видит компания в использовании искусственного интеллекта? [3]
Основные угрозы включают в себя проблемы с кибербезопасностью, которые составляют 68%, соблюдение нормативных актов и законов, которые волнуют 53% опрошенных, и возможность корректного толкования полученных данных, на что указывают 48% респондентов (рис. 3).
В развитии регионов России искусственный интеллект предоставляет уникальные возможности, помогая ускорить экономический рост и улучшить качество жизни населения. В основе его применения лежат несколько преимуществ, которые могут кардинально изменить подходы к управлению и экономической деятельности на местном уровне.
Рассмотрим основные преимущества применения искусственного интеллекта в развитии регионов:
− Первое значимое преимущество заключается в оптимизации государственного и муниципального управления. ИИ может анализировать большие объемы данных, что позволяет органам власти принимать обоснованные и оперативные решения. Для регионов это означает возможность более эффективного распределения ресурсов, планирования бюджета и мониторинга социально значимых проектов с высокой степенью прозрачности и минимальными затратами.
− Также искусственный интеллект способствует развитию местной экономики. Среди основных направлений – аграрный сектор, промышленность и туризм. В аграрном секторе ИИ помогает прогнозировать погодные условия, анализировать состояние посевов и оптимизировать процессы ухода за урожаем. При этом в промышленности ИИ может контролировать производственные процессы, минимизируя риски аварий и неполадок, а в туризме – улучшать качество услуг, предоставляемых туристам, благодаря персонализации предложений и улучшению клиентского сервиса.
− Безопасность и экология являются еще одними важными аспектами, в которых применение ИИ в регионах может принести значительные преимущества. Системы искусственного интеллекта могут анализировать данные по загрязнению окружающей среды, предлагая решения по снижению вредных выбросов и оптимизации отходов. В области безопасности ИИ способен анализировать данные с видеонаблюдения в реальном времени, обеспечивая быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации или преступления.
− Освоение новых технологий, таких как искусственный интеллект, также способствует подготовке квалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест, что особенно важно для регионов с высокой степенью безработицы. Таким образом, привлечение инвестиций в области ИИ не только поддерживает экономическое развитие, но и способствует росту уровня жизни населения.
Ключевую роль в успешном внедрении искусственного интеллекта играет сотрудничество между государственными структурами, частным сектором и академическими кругами. Совместные проекты и инициативы могут обеспечить необходимое технологическое оснащение и инфраструктуру для широкомасштабного применения ИИ. Это создает экосистему инноваций, где каждая сторона вносит вклад в продвижение и разработку технологий, открывая перед регионами новые возможности для развития.
Анализ опыта и результатов внедрения искусственного интеллекта в различных регионах России
В последние годы Россия активно занимается разработкой и внедрением технологий искусственного интеллекта в различные сферы жизнедеятельности, что обусловлено стремлением улучшить качество услуг и повысить эффективность работы государственных структур и бизнес-сектора. Эффективность внедрения ИИ особенно заметна на примере регионов, где эти технологии помогают решать специфические местные задачи, учитывая региональные особенности и потребности.
Например, в создании единых систем утилизации отходов можно выделить:
− Компания «Большая Тройка» внедрила комплекс «Управление отходами» на базе ИИ для оптимизации организации сбора и перемещения отходов на юге Ставропольского края [4]
− «Ростелеком» внедрила систему цифрового мониторинга вывоза отходов с применением ИИ в г. Зверево (Ростовская обл.), что позволило на 20 % сократить переполнение контейнеров и предотвратить навал строительного мусора.
В управлении водными ресурсами при помощи единых цифровых систем проявила себя организация АО «Русатом Инфраструктурные решения», которая внедрила систему «Цифровой водоканал» на базе ИИ для поиска аномалий в расходе воды в г. Глазов (Удмуртская республика).
В направлении интеграции «умных систем» в транспортную инфраструктуру можно выделить:
− НП «ГЛОНАСС» и НТИ «Автонет», которые внедрили систему на базе ИИ в г. Волгоград для сокращения пробок на улицах. Платформа анализирует данные о дорожном движении, а затем отправляет рекомендацию по скорости передвижения через уведомление подключенному автомобилю (технология Vehicle-to-Everything) [4].
− Системы с ИИ от Cognitive Pilot, внедренные в общественный транспорт в Санкт-Петербурге, помогают обнаруживать объекты на дороге. Например, автоматизированная система торможения позволяет повысить безопасность движения, помогая в определении помех при движении и контролируя скоростной режим [4].
Для содействия в интеграции передовых методов использования технологий искусственного интеллекта в различных регионах Российской Федерации, согласно поручению Президента РФ, была проведена всесторонняя оценка под названием «Индекс интеллектуальной зрелости». Исследование оценивает уровень зрелости в применении ИИ в масштабах всей экономической системы и государственных учреждений [5].
12 декабря 2023 года представители Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлениям «Коммуникации, связь, цифровая экономика» рассказали TAdviser о результатах этого амбициозного проекта [5]. В исследовании подверглись анализу четыре ключевых направления: приоритетные экономические отрасли, функционирование федеральных органов исполнительной власти, работа региональных органов исполнительной власти и, в качестве пилотного проекта, деятельность органов местного самоуправления.
В исследовании приняли участие 89 региональных органов исполнительной власти из всех субъектов Российской Федерации, включая недавно присоединившиеся территории. Помимо них, также были задействованы органы местного самоуправления и различные организации из 20 пилотных регионов. Основные критерии оценки включали 11 групп показателей. Важно отметить, что среди них ярко выделяются такие направления, как внедрение и использование искусственного интеллекта, результаты его применения, а также инфраструктура и данные, обеспечивающие работу ИИ. Дополнительное внимание уделялось теме кадров и компетенций: анализировалась готовность специалистов в данной области и уровень их подготовки. Новый подход к исследованию включал всесторонний анализ данных для получения наиболее объективной картины развития ИИ в стране. Этот проект стал важным шагом в понимании и оценке состояния различных аспектов использования ИИ на различных уровнях управления и в разных областях.
Этот анализ помог выявить успешные практики и барьеры, которые стоят на пути широкого внедрения технологий ИИ. Особое внимание уделено не только текущему состоянию, но и возможности улучшения и адаптации технологий в будущем. Исследование также позволило понять, какие регионы наиболее готовы к использованию ИИ, а какие нуждаются в дополнительной поддержке и инвестициях.
Таким образом, инициатива призвана не просто оценить текущий уровень ИИ-зрелости, но и способствовать более целенаправленному развитию и использованию искусственного интеллекта для повышения эффективности и инновационности во всех сферах экономики и управления. Это открывает новые возможности для государственно-частного партнерства и международного сотрудничества в области технологий.
Исследование, проведенное в отношении региональных органов исполнительной власти (РОИВ) и органов местного самоуправления (ОМСУ), выявило новые тенденции и подробные результаты, касающиеся внедрения искусственного интеллекта. На момент исследования стало известно, что у 32% субъектов Российской Федерации уже имеются планы по внедрению ИИ, а 13% РОИВ уже активно используют данные технологии [6]. Члены комиссии также подчеркнули важность использования ИИ для повышения объективности и точности данных, необходимых для принятия управленческих решений.
Кроме того, аналитики обратили внимание на то, что в 44% случаев ведомства оценивают влияние ИИ как умеренное, но достаточно значительное. Искусственный интеллект оказывается наиболее полезным в улучшении качества бизнес-процессов и повышении объективности получаемых результатов. Этот вывод подтверждает значимость технологий интеллектуальной поддержки принятия решений, особенно в региональных и муниципальных органах власти.
В заключение было отмечено, что максимальные эффекты от внедрения ИИ достигаются в области оптимизации и автоматизации процессов, что в итоге приводит к более эффективному функционированию ведомств. Таким образом, исследование демонстрирует растущую роль ИИ в модернизации работы государственных органов и улучшении их эффективности.
Наличие центров обработки данных (ЦОДов) для выполнения задач машинного обучения зафиксировано в 71% регионов, однако мощности этих центров не всегда оказываются достаточными для полного выполнения всех задач, что существенно снижает их эффективность.
Наравне с этим доступ к необходимым данным для применения ИИ отсутствует в подавляющем большинстве (88%) регионов, что создает дополнительные барьеры для внедрения инновационных технологий. В 62% регионов существует дефицит специалистов по ИИ, что еще более усугубляет проблему. В 91% регионов не разрабатываются какие-либо стратегии развития и использования ИИ, что значительно тормозит общий прогресс в этой области [5].
Несмотря на вышеупомянутые проблемы, стоит отметить, что в более чем 70% регионов существуют официальные документы на уровне субъекта Федерации, которые содержат блоки, посвященные развитию искусственного интеллекта. Однако, наличие этих документов не всегда сопровождается реальными стратегическими планами и действиями, что вызывает обоснованные сомнения в их эффективности [5].
Применение искусственного интеллекта в различных регионах России варьируется в зависимости от доступности технологических ресурсов и уровня подготовки специалистов. Аналитики отмечают, что эта неоднородность создаёт заметный разрыв между регионами в их способности адаптировать и внедрять инновационные решения на базе ИИ. Это особенно ощутимо на фоне неравномерности экономического развития страны.
Вместе с тем российские регионы демонстрируют многообразие подходов и темпов в освоении технологий ИИ. Москва, безусловно, занимает лидирующие позиции в данной сфере, став эталоном для других регионов. Однако важно отметить, что успешно наращивать технологические компетенции удаётся не только столичным регионам. Среди наиболее передовых в применении искусственного интеллекта также можно выделить Московскую область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Татарстан, Воронежскую область, Республику Саха (Якутию), Ростовскую область, Республику Башкортостан, Челябинскую область, Алтайский край, Сахалинскую область, Тюменскую область и Республику Марий Эл [5].
Рис. 4. Примеры решений на базе ИИ для внедрения на региональном уровне [7]
Некоторые из главных сложностей, которые испытывают организации при интеграции искусственного интеллекта, включают: нехватку специалистов с нужными навыками, недостаток или плохое качество данных, недоступность технологий на рынке и отсутствие необходимой цифровой инфраструктуры.
Усилить компетенции регионов, по мнению эксперта – директора направления «Цифровая трансформация отраслей» организации «Цифровая экономика» Алексея Сидорюка, поможет несколько проектов. Так, организация «Цифровая экономика» проводит стратегические сессии «цифровая прокачка региона», в которых участвуют специалисты и руководители региональных и муниципальных органов власти. В рамках сессий цифровой бизнес и региональные и муниципальные органы власти находят друг друга, первые помогают во внедрении своих продуктов, в том числе решений на базе ИИ [7].
На рисунке 4 показаны примеры решений на базе ИИ для внедрения на региональном уровне.
Пример Татарстана показывает удачную интеграцию ИИ в региональное управление и экономику. В Казани, например, успешно функционирует система умного видеонаблюдения, которая использует ИИ для обработки данных с камер и помогает значительно повысить уровень общественной безопасности. По словам сотрудников исполкома, 37 мобильных камер в общественном транспорте и 45 стационарных камер по всему городу позволяют ежечасно контролировать свыше тысячи км улиц. Кроме того, в регионе активно используются интеллектуальные транспортные системы для анализа трафика и управления дорожным движением, что позволяет сокращать время в пути и уменьшать количество дорожных пробок.
Сибирский федеральный округ также демонстрирует значительные успехи в использовании ИИ. В Новосибирске, где развивается множество научных и технологических инициатив, ИИ задействован в здравоохранении для анализа медицинских изображений, что повышает качество диагностики и ускоряет процесс лечения. Такие разработки не только улучшают уровень медицинского обслуживания, но и стимулируют местный научный потенциал.
В Москве уделено большое внимание созданию инновационных образовательных технологий, в которых ИИ используется для адаптации учебных программ под индивидуальные особенности каждого студента. Это позволяет повысить качество обучения и сделать его максимально персонализированным. ИИ также помогает городским властям в анализе больших данных для планирования городской инфраструктуры и оптимизации городских служб.
Дальневосточный федеральный округ активно исследует возможности использования ИИ в сельском хозяйстве для повышения урожайности и оптимизации процессов ведения агропромышленного комплекса. Использование интеллектуальных технологий в этой сфере помогает снижать затраты на производство и повышает его эффективность, что критически важно для отдалённых и малонаселённых территорий.
Однако несмотря на значительные успехи, существуют также и проблемы, связанные с внедрением ИИ в разных регионах. Одной из ключевых проблем является недостаток квалифицированных кадров, способных разрабатывать и поддерживать ИИ-проекты. Также препятствием зачастую становится стоимость внедрения и поддержки ИИ технологий, что вынуждает регионы искать дополнительные источники финансирования.
В целом можно сказать, что внедрение искусственного интеллекта в регионах России демонстрирует впечатляющие результаты, но для достижения большего эффекта потребуется решение ряда организационных, технических и финансовых вопросов. Продолжение инвестирования в развитие ИИ и подготовку специалистов является ключевым аспектом для дальнейшего устойчивого развития этого направления.
Основные преграды и вызовы при внедрении искусственного интеллекта в региональное развитие
На рисунке 5 выделены ключевые препятствия, мешающие внедрению ИИ-технологий в компаниях, участвовавших в исследовании Kept [2]. Особенно стоит отметить пункт «Недостаток информации о возможностях ИИ», который выбрали 27% респондентов. Это указывает на необходимость для отечественных IT-поставщиков более настойчиво и убедительно информировать потенциальных клиентов о возможностях своих продуктов, используя конкретные данные и примеры, а не полагаться на ажиотаж вокруг ИИ и распространённое мнение, что качественный продукт сам себя рекламирует.
Рис. 5. Основные барьеры, сдерживающие использование технологий ИИ, февраль 2024 г. [2]
Сотрудникам компаний, использующих технологии, следует активнее отслеживать новейшие технологические достижения и их применение. В приложении на 38 страницах к Указу Президента РФ от 15 февраля 2024 года № 124 («Перечень изменений, вносимых в Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») [1] содержится следующая информация: к 2030 году доля работников, обладающих навыками применения технологий искусственного интеллекта, должна составлять не менее 80% от общего числа сотрудников, тогда как в 2022 году этот показатель был всего 5%.
К 2030 году уровень общественного доверия к искусственному интеллекту должен достичь 80%, что значительно выше по сравнению с 55% в 2022 году. В приоритетных отраслях экономики к тому же сроку индекс готовности к внедрению ИИ должен подняться до 95%, тогда как в 2022 году этот показатель составлял всего 12%. Кроме того, ожидается, что годовые затраты организаций на развитие и использование технологий искусственного интеллекта увеличатся до 850 млрд рублей, что превышает значение 2022 года (123 млрд рублей).
Половина участников исследования Kept указали, что их внутренние ИТ-отделы самостоятельно внедряли ИИ-решения. Остальные компании прибегали к помощи внешних подрядчиков для разработки специализированных ИТ-инструментов. Организаторы опроса считают, что причина такой тенденции заключается в том, что готовые ИИ-продукты не всегда соответствуют уникальным требованиям бизнеса.
Внедрение искусственного интеллекта в региональное развитие России также сталкивается с рядом значимых преград и вызовов, которые необходимо рассмотреть для успешной адаптации новых технологий:
1. Недостаток инфраструктуры, которая способна поддерживать передовые технологии ИИ. Во многих регионах отсутствует достаточное количество высокоскоростного интернета и других технологических ресурсов, таких как достаточная вычислительная мощность и данные для обучения алгоритмов, что не только замедляет процесс внедрения ИИ, но и снижает его эффективность.
2. Недостаток квалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта, особенно в небольших регионах. Не все образовательные учреждения успели адаптировать программы подготовки к быстро меняющимся технологическим требованиям, что приводит к дефициту локальных экспертов, которые были бы способны разрабатывать и внедрять ИИ-решения.
3. Отличия культурно-этических аспектов, которые влияют на осторожность или даже сопротивление населения против внедрения ИИ. Восприятие искусственного интеллекта как угрозы для трудоустройства может вызвать отторжение и недоверие среди населения, что затруднит его интеграцию в повседневную жизнь и работу.
4. Отсутствие единой стратегии и нормативной базы для внедрения ИИ в различные отрасли, что затрудняет координацию усилий и ресурсов на региональном уровне. В разных регионах могут действовать различные правила и подходы, что создает правовую неопределенность и комплексность в принятии и реализации проектов на основе искусственного интеллекта.
5. Недостаточное финансирование отдельных регионов. Регионы, которые испытывают бюджетные ограничения, могут столкнуться с трудностями в выделении средств на масштабные проекты с использованием ИИ без поддержки федерального бюджета или частного капитала. Особенно это актуально на начальном этапе, когда требуются значительные инвестиции для создания инфраструктуры и обучения специалистов.
6. Повышенные требования к защите данных. Работа с ИИ предполагает использование больших данных, поэтому обеспечение их безопасности и соответствие нормам конфиденциальности становится первостепенной задачей. В противном случае, возможно возникновение конфликтов, связанных с утечкой или неправомерным использованием персональных данных граждан.
Таким образом, при внедрении ИИ в регионах России необходимо тщательно проанализировать существующие препятствия и разработать меры по их преодолению, включая инвестиционные вложения в инфраструктуру, образование и нормативное регулирование.
Выводы и рекомендации по улучшению эффективности внедрения искусственного интеллекта в развитие регионов России
Для повышения эффективности внедрения искусственного интеллекта в развитие регионов России необходим системный подход, основанный на создании необходимой инфраструктуры, образовательной базы и законодательной поддержки. Эти рекомендации могут помочь в адаптации и максимальном использовании потенциала ИИ для устойчивого развития регионов. Выделим основные аспекты:
1. Обеспечение регионов нужной технической инфраструктурой, которая будет включать в себя доступ к высокоскоростному интернету и создание центров для хранения и обработки больших объемов информации. Государственные и региональные власти должны рассмотреть возможность финансирования таких проектов, а также привлечения частных инвестиций через налоговые льготы и субсидии.
2. Развитие образовательной программы, направленной на подготовку специалистов в области ИИ, с помощью разработки и внедрения учебных программ по ИИ в вузах и техникумах, а также организации курсов повышения квалификации для текущих работников отрасли. Такие мероприятия будут способствовать формированию высококвалифицированной рабочей силы, способной работать с новейшими технологиями.
3. Создание правовой базы для регулирования вопросов, связанных с искусственным интеллектом, которая будет включать в себя законодательные акты, касающиеся вопросов защиты данных, ответственности за решения, принятые ИИ, и использования ИИ в чувствительных для общества сферах. Юридическая ясность поможет привлечь инвестиции и избежать правовой неопределенности, которая может замедлить внедрение технологий.
4. Поддержка инноваций и научных исследований в области ИИ. Региональные власти могут инициировать и поддерживать научные парки, стартапы и исследовательские центры, которые будут работать на развитие местной экономики. Также необходимо создать механизмы для сотрудничества между университетами, бизнесом и правительством, чтобы обеспечить практическую прикладную сторону научных исследований и разработок.
5. Обеспечение прозрачности и доступности информации о проектах искусственного интеллекта для общественности. Информирование населения поможет снизить возможные опасения и страхи относительно ИИ, а также привлечь общественное внимание к успехам и достижениям в этой области, что позволит стимулировать интерес и поддержку народонаселения.
Таким образом, комплексный подход в адресной поддержке разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, включающий в себя техническую, образовательную, законодательную и инновационную поддержку, позволит максимально эффективно использовать потенциал ИИ для развития регионов России.